|
|||
Донская общеобразовательная школа I –III ступенейСтр 1 из 2Следующая ⇒ Донская общеобразовательная школа I –III ступеней Симферопольской РГА в Республике Крым
Согласовано Согласовано «Утверждаю» Методист ЦДЮТ на МО учителей начальных классов директор школы _______________ протокол № __ от_ _____2014г. ______________ _______________ Н.В. Мельник
Программа коррекционно – развивающих занятий для учащейся 4 класса ( для учащихся с ЗПР и нарушениями речи)
Составитель: Практический психолог Бакунина О.Ю.
с.Донское 2014 г
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР . При работе с ребёнком учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности. Цельэтой работы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций. Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации Программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной. Обучающие коррекционно-развивающие цели: 1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ; 2. развитие речи учащегося как средство общения и как способа коррекции его мыслительной деятельности; 3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); 4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов; 5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 6. подведение под понятие, выведение следствий; 7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: - умение ориентироваться в задании; - планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога; - осуществлять самоконтроль и самооценку и др. Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.) Повышение общего уровня развития школьника и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.) Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала). Формирование учебной мотивации. Формирование ИКТ компетенции. Воспитывающие: 1. Формирование социально-нравственного поведения: - ответственное отношение к учебе; - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения; - осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); - осознание необходимости самоконтроля; 2. Эстетическое и экологическое воспитание. 4. Принципы коррекционно-развивающей работы: * принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика; * принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса; * принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности; * принцип усложнения заданий, упражнений ; * принцип развивающей направленности обучения; *принцип наглядности и занимательности обучения; * принцип доступности обучения; * принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов; *принцип вариативности; *принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми. 5. Основные направления коррекционно-развивающей работы: Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание: 5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: 1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 2. развитие навыков каллиграфии; 3. развитие артикуляционной моторики 5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 1. развитие зрительного восприятия и узнавания; 2. развитие зрительной памяти и узнавания; 3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 4. развитие пространственных представлений и ориентации; 5. развитие временных понятий; 6. развитие слухового внимания и памяти; 7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа 5.3. Развитие основных мыслительных операций: 1. формирование навыков относительно анализа; 2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); 3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 4. формирование умения планировать свою деятельность; 5. развитие комбинаторных способностей 5.4. Развитие различных видов мышления: 1. развитие наглядно-образного мышления; 2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями); 5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.). 1. Развитие речи, владение техникой речи. 2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. 3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений. 5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности. 6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся. 6. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: * словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение; * наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование; * практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др. 7. Методы по степени активности познавательной деятельности: * репродуктивные; 8. Методы организации деятельности и опыта поведения: * поручение; * упражнение; * приручение; * оценивание; * создание воспитывающей ситуации.
|
|||
|