Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Донская общеобразовательная школа I –III ступеней



Донская общеобразовательная школа I –III ступеней

Симферопольской РГА в Республике Крым

 


 

         Согласовано                                                       Согласовано                                         «Утверждаю»

     Методист ЦДЮТ                          на МО учителей начальных классов                    директор школы

   _______________                               протокол № __ от_ _____2014г.                       ______________

   _______________                                                                                                                           Н.В. Мельник

 


 


Программа

 коррекционно – развивающих занятий

для учащейся 4 класса

( для учащихся с ЗПР и нарушениями речи)

 

Составитель:

Практический психолог

Бакунина О.Ю.

 


               

с.Донское

2014 г


 


Пояснительная записка

 

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР .

При работе с ребёнком  учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.

Цельэтой работы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации Программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.

Обучающие коррекционно-развивающие цели:

1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;

2. развитие речи учащегося как средство общения и как способа коррекции его мыслительной деятельности;

3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с выполнением недостающих компонентов;

5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

6. подведение под понятие, выведение следствий;

7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании;

- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным

образом или словесном указании педагога;

 - осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,

явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику

воспринимать учебный материал сознательно.

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений

(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,

логической классификации, умозаключений и др.)

Повышение общего уровня развития школьника и коррекция индивидуальных

отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня

развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в

развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации.

Формирование ИКТ компетенции.

Воспитывающие:

1. Формирование социально-нравственного поведения:

- ответственное отношение к учебе;

 - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;

- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);

- осознание необходимости самоконтроля;

2. Эстетическое и экологическое воспитание.

4. Принципы коррекционно-развивающей работы:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной

пользой и в интересах ученика;

* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и

развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции

нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением

интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля,

взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика,

участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

* принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных

функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений ;

* принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;

* принцип доступности обучения;

* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала,

применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя

задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя

знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального образования

включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают

ее основное содержание:

5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

2. развитие навыков каллиграфии;

3. развитие артикуляционной моторики

5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

2. развитие зрительной памяти и узнавания;

3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

4. развитие пространственных представлений и ориентации;

5. развитие временных понятий;

6. развитие слухового внимания и памяти;

7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

5.3. Развитие основных мыслительных операций:

1. формирование навыков относительно анализа;

2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

4. формирование умения планировать свою деятельность;

5. развитие комбинаторных способностей

5.4. Развитие различных видов мышления:

1. развитие наглядно-образного мышления;

2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.

2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы

соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной

деятельности.

6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

6. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

7. Методы по степени активности познавательной деятельности:

* репродуктивные;

8. Методы организации деятельности и опыта поведения:

* поручение;

* упражнение;

* приручение;

* оценивание;

* создание воспитывающей ситуации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.