Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенность службы священника заключается в том, что он «проводит много времени вне дома, выполняя свои прямые обязанности. А матушка решает бытовые проблемы…», [6]  поэтому матушка должна быть трудолюбивой и терпеливой. Вот как это описывается в тридцать



    Особенность службы священника заключается в том, что он «проводит много времени вне дома, выполняя свои прямые обязанности. А матушка решает бытовые проблемы…», [6]  поэтому матушка должна быть трудолюбивой и терпеливой. Вот как это описывается в тридцать первой главе Книги Притчей Соломоновых: «Встаёт раньше всех и кормит домашних своих. Длань свою открывает бедному, и руки свои простирает к нищему. Не боится зимы для дома своего, потому что у всех домашних её есть тёплая одежда… Мужа её легко отличить по чистой, хорошей одежде. Прочна и великолепна одежда её самой; с улыбкой встречает она наступающий день. Уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. Внимательно смотрит за ходом дел в доме своём и хлеба не ест в праздности…» [5] Именно такой представляется нам София Павловна. Помимо помощи мужу в его служении, она успешно вела свое личное хозяйство, до революции семья имела «три коровы, дом, сеновал, 2 овец».   [2] Впоследствии на это был наложен большой налог, в результате двор, корову и еще кое - что пришлось продать.

В 1918 году в дом пришла беда – умер глава семьи, София осталась  с детьми и слепой свекровью без поддержки мужа. Семью надо было кормить, содержать, поэтому после революции София Павловна «пошла на кооперативную работу и до 1930 года была председателем кооператива» [3]. Жила она в то время в погосте Едка Едковского прихода, по - прежнему участвовала в службах при местном храме, была членом церковного актива. Именно в это время ей как никогда пригодились «твердый характер, дисциплинированность и умение ориентироваться в современном мире...» [6]

    В этот период жизни София во всей полноте проявила свои  организаторские способности, удивительную активность, высокий профессионализм и самые лучшие человеческие качества.  В фондах Вологодского районного краеведческого музея мы нашли впечатляющий список ее трудовых достижений. (См. Прилож.3)  

    Главное детище Софии Павловны - «Едковский интегральный кооператив был организован до Октябрьской революции крестьянами Кубенской, Фетининской волостей из трех приходов: Едковского, Братковского и Воскресенского. Кооператив выполнял две отрасли: торгово-потребительскую и переработку молока. После Октябрьской революции были организованы (еще В.П.) производственные цеха по переработке сельхозпродукции…Число членов – пайщиков насчитывалось до 1 000 человек». [7] А руководила всем этим женщина - председатель правления кооператива Голубева С. П.!

    Особенно впечатляет факт, что в то время, когда в ближайшем большом торговом селе Кубенское жизнь людей проходила при свечах, в Морино уже появилось электрическое освещение! И это заслуга Софии Павловны.

     Она «ездила в Москву два раза к Председателю Совета Народных комиссаров РСФСР товарищу В. И. Ленину» [7] «с просьбой оказать ей помощь в постройке электростанции и мельницы». [8] Оказывается, София Павловна является настоящим «ходоком к Ленину»!  Правда, «cегодня находятся «демократы», которые утверждают, что никаких ходоков к Ленину не было, никакого общения с рабочими не происходило. Это всё выдумки, вымыслы, пропаганда и дезинформация». [9] Факты биографии Софьи Павловны доказывают ошибочность такого мнения.

 Дочь Любовь в письме Лукиной В.М. сообщала, что пропуска для встречи ее матери с вождем пролетарской революции «были даны самим Лениным и остались у нее после его смерти. Она была награждена … Лениным именными золотыми часами». [3] Люба рассказала, что об этом «была статья в журнале «Огонек», [3] и София Павловна «его хранила». [3] Письменные сообщения ученицы Софии Павловны, Пулиной, и Коноваловой Марии Петровны также подтверждают, что «только при прямом содействии В. И. Ленина и его непосредственной помощи электростанция была построена в Едковском кооперативе в 1920 или в 1921 году». [7] (См. Прилож. 4)

    Так в пятистах крестьянских хозяйствах, расположенных в тридцати семи деревнях, появился «электрический свет от «лампочки Ильича». [7] Электростанция работала до 1941 года. «Было смонтировано шесть электролиний на восьмиметровых столбах, протянут медный провод по всем электростанциям на пятнадцать километров». [7] (См. Прилож. 5)

    По инициативе Софии Павловны в Морино была построена мельница, от которой и работала электростанция. Первое ее «двухэтажное здание сгорело в 1923 году» [7], но через два месяца силами членов – пайщиков было построено новое.

    Под  руководством Софии Павловны были также построены маслозавод в деревне Настасьино, а в Морино четыре ягодоварильных завода, пекарня по выпечке пряников и баранок; картофельно – терочное производство по изготовлению крахмала; паточное предприятие для получения патоки из крахмала; цех по производству паточных конфет (карамель «Ландрин») и  другое! (См. Прилож.3) 

Все это она делала не для своей личной выгоды, а для улучшения жизни односельчан. Из документов архивного фонда ВРКМ мы узнали, что Голубева С.П. являлась не только талантливым руководителем производства, но и активным общественным деятелем. «Она была организатором всего необходимого для блага народа». [8] По ее инициативе был построен для культурного отдыха молодежи Народный дом, позднее переименованный в клуб. (См. Прилож.6). При активном участии Софии Павловны была создана комсомольская организация. Официально София Павловна не была членом ВКП (б), но, по признанию ученицы Пулиной, «… шла по пути Ленина и не была коммунистом на бумаге».  [8]

    София Павловна слыла среди односельчан душевным, простым человеком, «любила общество, бедных детей. У себя дома устраивала праздники для молодежи, бывало, человек по двадцать собиралось…под Новый год, Масленицу, …ставили своими силами спектакли». [8] Каждому в ее доме оказывался радушный прием.

    Доброту, милосердие, неравнодушие Софии Павловны к людям подтверждает ее активное участие в оказании помощи голодающим Поволжья. Дочь Люба, хоть и была в то время маленькой девочкой, хорошо запомнила, как «привозили на лошади голодных детей (человек 15 – 20)»,  [3] и они находились в их «доме дней 8-10, пока не окрепнут» [3], а потом мать устраивала их в малодетные или бездетные семьи. Люди охотно отзывались на просьбы председателя кооператива, что говорит о ее авторитете среди односельчан.

    Жизнь не баловала эту сильную и энергичную женщину. Стало подводить здоровье, врачи обнаружили порок сердца.

    По настоятельной просьбе детей она оставила работу и переехала жить в Вологду к дочерям, где сын купил для них маленький домик с огородом на окраине города по адресу: Городской вал, д. 61, кв.1.  Там и жили они до 1937 года, пока не попала София Павловна под жернова политических репрессий.

 По ложным доносам и фальсифицированным данным «на основании Ордера УГБ Управления НКВД по Вологодской области № 1102 от 23 декабря 1937 года произведен обыск у гр. Голубевой Софьи Павловны…»  [10] Изъяли паспорт на имя Голубевой С.П. № 689010 и разную переписку.  После чего больную и уже немолодую в то время женщину арестовали. «Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда» было избрано «содержание под стражей в Вологодской тюрьме». [11]

Как мы узнали из архивных материалов по делу № 8722, Софии Павловне были предъявлены обвинения в том, что она «являлась участником антисоветской террористической шпионско – диверсионной организации, именовавшей себя «Крестьянская Россия»; вербовала в эту организацию новых лиц, была сторонницей террористических методов борьбы против руководителей ВКП(б)» [12].  Возможно, одним из поводов к аресту стала и принадлежность Софии к семье священника. Изучая материалы Протокола допроса и другие архивные документы, нетрудно понять, что все признательные «показания … были получены работниками НКВД Вологодской области провокационным путем и с применением мер физического воздействия» [13]  

Таким образом, по приговору Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР от 27 апреля 1938 года Голубевой С.П. был вынесен обвинительный приговор в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР. Ее приговорили «к высшей мере уголовного наказания – расстрелу, с конфискацией имущества… Приговор окончательный и … приводится в исполнение немедленно». [14]   

Где погибла София Андреевна, неизвестно, потому что «точной информации о местах расстрелов в Вологде нет». [15] В результате исследования мы узнали о существовании двух мест массовых захоронений расстрелянных. Одно «в районе деревни Чашниково, недалеко от поселка Кувшиново.   По подсчётам исследователей, здесь захоронено не менее тысячи человек (точное число неизвестно)». [15] 

И еще одно - «в лесу близ деревни Барское… Около двух километров на Запад от поселка Майский, близ филиала Ермаковской птицефабрики». (См. Прилож. 7) Расстрелы (здесь – В.П.) производились в 1937-1938 годах, предположительно также в 1940 году…» [16] Скорее всего, приговор по делу Голубевой Софии Павловны был приведен в этом месте, потому что именно здесь «были…расстреляны в марте-апреле 1938 г. преподаватель Федор Иванович Юхнев и его жена Надежда Никаноровна», [16] а  Юхнев Ф.И., согласно материалам архивного Дела №П -5380, привлек Голубеву С.П. «к участию в контрреволюционной организации ТКП…и (она – В.П.) поддерживала с ним связь до момента его ареста».  [17]. «… в сводном списке лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР, Вологодской области, по первой категории, от 19 апреля 1938 года…» [18] фамилия Голубевой Софии Павловны значится за номером 9.(См. Прилож. 8)
«Вот так, этим списком, 24 апреля 1938 года, 64 человека расстреляли вот здесь, в лесу». [19] Правда, в Свидетельстве о смерти [20] (См. Прилож.9 ) указано, что умерла София Павловна 15 марта 1939 года. Но, как известно, в вопросах о жертвах политических репрессий и их реабилитации еще немало «темных пятен» и несоответствий.

Пережить все эти испытания Софии помогли такие качества, как вера в Бога и торжество справедливости, любовь к людям, надежда и , конечно, колоссальное терпение, воспитанное в ней всей предшествующей жизнью.

    Судьба детей Голубевой С.П. тоже сложилась трагически. Воспитанные матерью, по признанию ее дочери Любови, «не по времени… не можем просить, ругаться или подхалимничать» (авторская пунктуация и орфография сохранены).

 [3] Они, не считая моральных переживаний, всю жизнь провели в ужасных материальных условиях: холоде, голоде, беспросветной нужде.  Но при этом сами твердо верили и детям – внукам завещали помнить, что их «мать и бабушка была   доброй, достойной и честной женщиной!  Поэтому и внучку Софии Павловны назвали в честь бабушки Сонечкой». [21]

Дочь, Любовь Алексеевна Сафина, приложила много сил, чтобы узнать о судьбе репрессированной матери, писала запросы вплоть до Верховного суда, так как была уверена, что ее умная и хорошая мама не могла быть преступницей: «Вызвали меня в УМВД, выдали справку… (См. Прилож.10) и успокоили тем, что не одна моя мать погибла без вины, а более миллиона людей». [3]  

    Конечно, справедливость восторжествовала, и Определением № 4 н – 027373/ 56 Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 30 июля  1957 года Голубева С.П. была реабилитирована, Приговор 1938 года был отменен в силу того, что «следственные материалы, положенные в основу приговора в отношении Голубевой, сфальсифицированы».[22]

И все же очень грустно осознавать, что такие светлые и достойные люди«были превращены в лагерную пыль», безвинно пострадали в ответ на свое самоотверженное служение родине и народу.

Но нам жить дальше, жить и помнить о тех, кто «были выше и упрямей своей трагической судьбы». [23] (См. Прилож.11)

 

 

Заключение

    Работа над исследованием проводилась в 2019-2020 годах, оказалась актуальной, интересной для нас: заставила задуматься о роли человека в судьбе страны, о справедливости и любви к родине, пробудила чувство гордости за своих земляков и желание быть  похожими на лучших из них. К большому сожалению, найти кого-либо из родственников Софии Павловны нам не удалось.

    В результате исследования мы сделали следующие выводы и заключения:

- в фондах Архива УФСБ РФ по Вологодской области и МБУК «ВРКМ имени В. А. Гаврилина»  имеются достоверные, интересные материалы о Голубевой С.П., ее яркой и сложной судьбе; в ГАВО сведений о репрессиях 1937 - 38 годов в Вологодской области мы не нашли;

- изученный материал систематизировали и обобщили в виде брошюры «Имя из небытия»;

 - о результатах исследования рассказали своим сверстникам и односельчанам на классных часах и внеклассных мероприятиях в библиотеке, школе, музее, Вологодском техническом колледже;

 - передали собранный материал писателю Ермакову Д. А. для использования в работе над книгой по истории Кубеноозерья.

Соответствует ли образ Голубевой Софии классическому представлению о жене священнослужителя? Мы не знаем, как выглядела София Павловна внешне: насколько скромно она одевалась, носила ли юбку до пола и платок? Предполагаем, что при своей напряженной деятельности она вряд ли придавала большое значение увлечению косметикой и  разным украшениям. Нет сомнений в одном: по своим нравственным качествам София Павловна вполне соответствует классическому представлению о матушке. Да, она не была смиренной и кроткой, а наоборот, решительной, смелой и очень активной. Но, во-первых, такое поведение диктовалось особенностями того сурового времени, а, во-вторых,как идругие люди,«жены священников бывают тихие, громкие, медлительные, деятельные…, это особенности темперамента, которые не исправишь никак». [6]

 Мы считаем, что жена священника – это такая же христианка, как и другие, окружающие ее. А «какой должна бы быть христианская женщина? Доброй, сострадающей, искренне живущей к Богу»[24]. Именно такой мы видим Софию Павловну. Все ее дела были направлены на благо простых людей, способствовали улучшение их жизни. Она была верной помощницей мужа – священника, любящей многодетной матерью. Символично, что своих дочерей она назвала именами известных святых Вера, Надежда, Любовь: да и ее имя, София, созвучно имени матери тех трех святых и в переводе с древнегреческого означает «мудрость». Именно вера в Бога, терпение и любовь к людям, прощение не смотря ни на что, житейская мудрость помогли ей с честью перенести выпавшие на ее долю несправедливые испытания и осуждение.

«Что касается «эталона матушки», то его просто не может быть. Ну что значит «матушка должна быть…»? Человек, например, должен быть с двумя руками и двумя ногами. А крестьянский сын Григорий Журавлев родился без рук и ног, но прожил святую жизнь, писал иконы и расписывал храмы, держа кисть во рту, и он намного более человек, чем многие… Так и здесь. Мы все разные, каждый спасается своим путем, единое для нас – любовь к Богу, к ближним и готовность каяться в своих грехах. Одна матушка может родить много детей и воспитать их христианами, а другой матушке Господь не дал детей, но дал талант врача или учителя, и она помогает людям».  [24]

Думается, что матушки, как и батюшки, всякие нужны. Главное – оставаться человеком при любых обстоятельствах, чтобы люди с благодарностью и теплотой вспоминали о твоих благих делах, как это произошло в случае с Голубевой Софией Павловной. Свою работу мы назвали «Свет и мудрость матушки Софии», потому что на протяжении всей жизни она несла людям свет, и не только электрический, а свет своей души, любви, надежды, мудрости и веры! В ней гармонично уживались черты делового человека и нравственные  качества православной христианки. Надеемся, что пример ее жизни станет для потомков источником негасимого света на все времена.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.