|
|||||
Использование метода проектов на уроках экономикиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Использование метода проектов на уроках экономики Проектный подход - это способ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы над проектом. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельной темы, выполняются небольшой группой учащихся, работающих совместно. Они собирают информацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно. Метод проектов - это педагогическая идея, технология и форма учебной работы, ориентированная на развитие способностей ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. Проектное обучение: • Устанавливает связи с реальной жизнью, которая находится за пределами классной комнаты • Соответствует проблемам и запросам реальной практики • Развивает способности, необходимые для жизни в реальном мире Многие из этих способностей необходимы сегодняшним работодателям, например: способность продуктивно работать в командах, принимать осмысленные решения, брать инициативу в свои руки, решать сложные проблемы. Особенности: • Предполагает разнообразие стилей обучения • Доступно для всех учащихся • Развивает учебные виды работы, которые: ь Длительны по времени ь Ориентированы на ученика, его интересы ь Интегрированы на проблемы реального мира и предполагают интересные вопросы • Предлагает развитие навыков мышления на высоком уровне и стратегии решения проблем • Предлагает ученикам: Использовать их мозги, использовать то, что они выучили, быть «на ты» с информационными технологиями, обладать самоуважением и другими навыками 21 века Проектное обучение развивает: навыки работы и общения в группе, навыки применения информационных и других технологий, навыки обучения и самоорганизации, позитивный настрой. НО (недостатки): Ў Не каждый урок должен проходить в «проектной манере» Ў Необходимо критично относится к примерам, чтобы найти действительно лучшие проектные методики Основными целями проекта как педагогической технологии являются: 1. научить учащегося самостоятельно достигать намеченные цели; 2. научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели; 3. сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников; технология работы с информацией); 4. сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; 5. развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного; 6. развивать у каждого позитивный образ себя и других, умение истинно оценивать себя. Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа: - планирование; - аналитический этап; - этап обобщения информации; -этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). Для наиболее успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю (группе учителей) рекомендуется: · продумать учебные и воспитательные цели, которые будут преследовать проект, и возможности их методического и дидактического обеспечения; · определить число участников проекта (группа учащихся, класс и т.д.); · решить, будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей или это будет надпредметный проект; · решить, будет ли данный проект курировать один учитель или группа учителей; · определить сроки работы над проектом; ·продумать все возможные источники информации (библиотеки, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, интернет, специальная литература, образовательные и другие учреждения и т.д.). Виды проектов разнообразны. Как правило, выделяют следующие четыре категории проектов: 1. информационный и исследовательский проект; 2. обзорный проект; 3. продукционный проект; 4. проекты-инсценировки или организационные проекты. Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, плакат, творческая поделка, структурно-логическая схема и т. д. Разнообразны проекты и по объёму. Можно выделить три вида учебных проектов: · краткосрочные (2-6 ч.) · среднесрочные (12-15 ч.) · долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т. п. В процессе обучения при использования метода проектов следует обращать внимание на возраст учащихся. Дети среднего школьного возраста (5 - 7 класс) начинают осмысливать окружающее, основываясь на приобретенном опыте. Они мыслят конкретными категориями и воспринимают информацию через практику, например, трогая что-то руками или пробуя в действии. Поэтому в этих классах я использую игровой подход к изучению темы, разбивая класс на группы. Так в 5 классе, изучая тему «Разделение труда и специализация» для лучшего усвоения этих понятий девочки становятся «модельерами», а мальчики «конструкторами автомобилей». Игра проводится в несколько этапов. В процессе моделирования одежды или конструирования автомобиля (надо нарисовать, разукрасить и вырезать своё изделие) они через приобретенный опыт сами делают выводы и приходят к изучаемым понятиям, формулируя их определение. Тот же принцип используется в изучении темы «Производительность труда» в 7 классе. Только здесь создаются издательские фирмы, а дети становятся писателями, редакторами и издателями книг. И в том и в другом случае присутствует дух соперничества между группами. Учащиеся сами комментируют и оценивают совершаемые действия, а обучение носит творческий характер. Учащиеся 6 классов в теме «Процесс производства» после моего объяснения также группами описывают этапы производства какого-то товара. Обычно это тесно переплетается с уроками технологии, т.к. они как раз в это время изучают пошив фартука (девочки) и производство подсвечников (мальчики). Полный проект производства вместе с расчетом стоимости товара мы делаем на примере производства оладий. Далее, рассчитав собственную стоимость, они могут ее сравнить с ценой оладий в нашей столовой. Эта связь с жизнью очень поднимает их заинтересованность в обучении и получении новых знаний. Самой интересной темой для шестиклассников является тема «Деньги». Здесь много возможностей для творческих заданий. Одним из них является задание «Пословицы и поговорки и деньгах, золоте, богатстве». Но надо не просто выписать эти пословицы, а оформить их, отразить какие функции выполняют деньги в том или ином высказывании (мера стоимости, средство распределения, накопления богатства и т.д.). Это задание дети также выполняют с удовольствием. В 8-9 классах метод проектов используется мной чаще всего как один из этапов урока из-за нехватки времени на изучение материала или как творческое домашнее задание. Например, в теме «Инфляция» на основе полученных ранее знаний (в том числе и по обществознанию) учащиеся в группах отвечают на вопрос «Что является причинами возникновения инфляции?» и разрабатывают какие шаги для государства необходимо применить в качестве антиинфляционных мер. А для того, чтобы поднять интерес к изучаемой проблеме каждая микрогруппа представляет собой минипарламент, со своим «Грызловым», избирается правительство во главе с «Путиным», которому парламент и передает свои предложения, а те в свою очередь вырабатывают окончательные меры по сокращению инфляции. Тот же принцип использую в теме «Безработица и её виды» при разработке проекта по сокращению безработицы в стране, если её уровень превышает допустимый. В старших классах уже можно выполнять долгосрочные проекты, когда учащимся дается задание, и они выполняют его поэтапно в течение нескольких уроков или целой четверти. Например, такие задания как разработка рекламы на определенную тему. В прошлые годы это были темы «Школа - мой дом», «Мир, в котором я живу», в этом году тема «Социальная реклама. Новый взгляд». Кстати, младшие школьники (6 класс) также с удовольствием выполняют проекты по рекламе, но они рекламируют какой-либо товар, например развивающую игрушку для ребенка дошкольного возраста. Обычно такая работа выполняется в парах или небольших группах сначала на уроке, а затем как творческое домашнее задание с последующей защитой на следующем уроке.
|
|||||
|