|
||||
Таблица 1. Таблица 3. Таблица 6а. Таблица. 6.б. Таблица 7а. Таблица 5. Таблицу 7. бригады.. Таблица 8. Таблица 1. Таблица 3. бригады.. бригады.. бригады.. Таблица 5. Задано. Измерено. РассчитаноТаблица 1 | ||||
№ бри. | U | f | R | С |
В | кГц. | № | № | |
Таблица 3 | |||||
№ бриг | U | f | R | Zк | |
В | кГц | № | № | ||
Таблица 6а | |||||||||||
U16 | I |
U56 | U45 | U46 | U34 | U23 |
U12 | Rk1 | Rk2 | ||
B | мА |
В | B | B | В | В |
В | Ом | Ом | ||
Таблица. 6.б | |||||||||||
R1 |
Xc1 |
Xc2 | XL1 | X L2 |
RE |
Z | cos j | ||||
Ом |
Ом |
Ом | Ом | Ом |
Ом |
Ом | |||||
|
Таблица 7а | |||
U | U1 | U2 | I |
В | В | В | мА |
U2a | u2p | R2 | XL2 | RE | ZE | cos | ||
В | B | Ом | Ом | Ом | Ом | град | ||
5. Обработка результатов исследований
5.1. По результатам измерений /табл. 2/ для последовательной
R - С - цепи рассчитать модуль полного сопротивления Z , реактивное сопротивление конденсатора Кс/ сопротивление резистора R и коэффициент мощности соs цепи. В масштабе по показаниям приборов построить векторную диаграмму напряжений последовательной R-С-цепи.
5.2. По результатам измерений /табл. 4/ для последовательной R-L- цепи раоочитать указанные в табл. 4 сопротивления и коэффициенты мощности цепи. В масштабе по показаниям приборов построить векторную диаграмму напряжений последовательной R-L- цепи, считая катушку идеальной.
5.3. По результатам измерений для последовательной R-L-C-цепи рассчитать указанные в табл. 6.б значения сопротивлений, а также коэффициент мощности всей цепи.
5.4. Пользуясь показаниями приборов /табл. 6а/, в масштабе построить векторно-топографическую диаграмму последовательной R-L-C-цепи, считая катушки идеальными и приняв потенциал точки 6 равным нулю.
5.5. Используя данные табл. 6а и 6б, подсчитать баланс активной и реактивной мощностей последовательной R-Л-С- цепи.
5.6. По результатам измерений /табл. 7а/ построить в масштабе векторную диаграмму последовательной цепи - рис. 4. Разложить напряжение U2 на активную U2g, и реактивную U2P составляющие, их значения записать в табл. 7.б.
5.6. Рассчитать указанные в табл. 7.б. значения сопротивлений, соs цэпи и угол . Результаты записать в табл. 7.б.
б. Контрольные вопросы
6.1. Для последовательной R-С- цепи составить уравнения по второму закону Кирхгофа в дифференциальной и комплексной формах. Что такое комплексное сопротивление R - С - цепи?
6.2. Считая катушку чисто реактивной, составьте уравнение по второму закону Кирхгофа для последовательной R – L- цепи в дифференциальной и комплексной формах. Что такое комплексное сопротивление R-L- цепи?
6.3. Объясните порядок построения векторных диаграмм напряжений
R-C- P -L- цепей по показаниям приборов.
6.4. Объясните порядок построения векторно-топографичсекой диа-граммы неразветвленной R - L - С-цепи по показаниям приборов.
6.5. Пользуясь векторно-топографической диаграммой R- L-С- це-пи, определить действующие значения напряжений U14, U24 и их на-чальные фазы, считая начальную фазу тока ^. = 0 , Написать законы изменения их мгновенных значений.
6.6. Как с помощью векторной диаграммы напряжений рассчитать па-раметры последовательной схемы замещения пассивного двухполюсника?
6.7. Объясните порядок построения векторной диаграммы напряжений последовательной цепи /рис. 4/ по показаниям приборов.
[I, с. I06-I27, I33-I42].
РАБОТА №5
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТВЛЕННОЙ ЦЕПИ
0ДНОФАЗНОГ0 СИНУСОИДОЛЬНОГО ТОКА
1. Цель работы
Закрепить навыки работы о измерительными приборами при синусои-дальном напряжении;
изучить основные закономерности, присущие разветвленным цепям однофазного синусоидального тока;
экспериментально исследовать разветвленные цепи однофазного сину-соидального тока;
овладеть приемами построения векторных и топографических диаграмм разветвленных цепей однофазного синусоидального тока;
сравнить экспериментальные данные и результаты расчета развет-вленных цепей однофазного синусоидального тока.
2. Краткие пояснения к работе
В данной работе в качестве источника питания используется гене-ратор синусоидального напряжения. Частота изменения напряжения и его действующее значение определяются в соответствии с номером бригады. В качестве элементов цепи используются наборные резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы. Для измерения напряжений и токов приме-няются приборы Щ-4300 в режиме миллиамперметра и вольтметра при сину-соидальном напряжениииспользуются наборные резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы. Для измерения напряжений и токов приме-няются приборы Щ-4300 в режиме миллиамперметра и вольтметра при синусоидальном напряжении.
3. Подготовка к работе
3.1. Изучить разделы курса ТОЭ, относяциеся к разветвленным цепям однофазного синусоидального тока.
3.2. Для параллельной R - С - цепи /рис. I/, считая заданными U, f, R и C, рассчитать Хс, активную, реактивную, модуль полной проводимости, токи и cos . Номера наборных резистора и конденсатора, U и f выбираются по табл. 1 в соответствии с номером бригады. Результаты расчета записать в соответствующие графы табл. 2.
3.3. Для цепи, состоящей из параллельно соединенных резистора R и катушки индуктивности (RK, IК), считая заданными U, f, RK,
L K , R рассчитать проводимости, токи и фазовый сдвиг общего тока относительно напряжения. Исходные данные для расчета берут из табл. 3 в зависимости от номера бригады. Результаты расчета записать в соответствующие графы табл. 4.
3.4. Для цепи, состоящей из параллельно соединенных катушки (RK ,LK) и R - С- ветви, рассчитать проводимости и токи. Исходные данные для расчета взять по табл. 5 в соответствии с номером бригады. Результаты расчета внести в соответствующие графы табл. 6.
Для всех трех цепей построить треугольники токов и проводимостей.
4. Рабочее задание
4.1. Собрать параллельную R-С- цепь /рис. 1/, предусмотрев возможность изменения напряжения и всех токов. Наборные элементы взять по табл. 1.
4.2. Установить заданные значения частоты f и напряжения и источника питания /по табл. 1/, измерить напряжение и токи , указанные на схеме,- U, I , I1 , I2 ; эаписать в соответствующие графы табл. 2.
4.3. Собрать схему рис. 2 и измерить электрические величины, указанные в табл. 4 - графы "измерено". Номера наборных элементов -по табл. 3.
4.4. Собрать схему рис. 3 и измерить электрические величины, указанные в табл. б - графы "измерено". Номера наборных элементов по табл. 5.
4.5. Собрать охему рис. 4 U, f и номера наборных элементов - по табл. 7. Измерить токи и указанные в табл. 8 напряжения, кроме U 34.
4.6. Поменять местами R2 и С2 и измерить напряжение между
точками 3 и 4 (U34 ) и записать его величину в табл. 8.
Таблица 1 | ||||
№ бри | U | f | R | С |
B | кГц | №ж | № | |
1 . | ||||
|
| Таблица 2 | ||||||||||||||||
Задано | Рассчитано | |||||||||||||||||
U | f | С | R | Хс | I | I1 | I2 | g1 | Вс2 | y | cos | у | ||||||
В | кГц | мкФ | Ом | Ом | мА | мА | мА | См | См | См | град | |||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
Измерено |
| Эассмитано | ||||||||||||||||
U | I | I1 | I2 | R | R | Хс | g1 | Вс2 | y | cos | у | |||||||
В | мА | мА | мА | 0м | 0м | Ом | См | См. | Си | грай | ||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Таблица 3 | ||||
бриг. № | U | f | R | Zk |
B | кГц | №ж | № | |
Ч | ||||
ч | ||||
Таблица 5 | |||||
№ бриг. | U | f | R | С | Z |
В | кГц | № | № | № | |
Таблицу 7 | |||||||
№ бригады. | U | f | Z1 | R2 | C2 | R3 | Z3 |
В | кГц | № | № | № | № | № | |
О6 | |||||||
Ч | |||||||
оч | |||||||
|
Таблица 8 | |||||||||||
U15 | I1 | I2 | I3 | U35 | U23 | U24 | U25 | U45 | U12 | U34 | U’34 |
В | мА | мА | мА | В | В | В | B | B | В | B | B |
5. Обработка результатов исследований
5. 1. По результатам измерений для параллельной R - С -. цепи /табл. 2/ рассчитать сопротивления и проводимости ветвей и всей цепи и cos цепи. Результаты расчета записать в граф! "рассчитано" табл. 2. Построить также в масштабе векторную диаграмму цепи.
5.2. Для цепи, состоящей из параллельного соединения катушки и
резистора /рис. 2/, по результатам измерений /табл. 4/ рассчитать
проводимости ветвей, проводимости цепи, активную и реактивную состав
ляющие общего тока и его фазовый сдвиг относительно напряжения.
Построить в масштабе векторную диаграмму цепи.
5.3. Для цепи, состоящей из параллельного соединения катушки и
R-C- ветви /рис. 3/, по результатам измерений /табл. б/ рассчитать проводимости цепи и ветвей и фазовый сдвиг общего тока по отношению к напряжению. Построить в масштабе векторную диаграмму цепи. При построении векторных диаграмм по п. 5.2 и п. 5.3 катушку считать идеальной.
5.4. Для разветвленной цепи /рис. 4/ по результатам измерений /табл. 8/ построить векторно-топографическую диаграмму цепи. С помощью топографической диаграммы определить действующее значение напряжения U.
5.5. Построить векторно-топографическую диаграмму разветвленной цепи /рис-4/, в которой вместо R2 включен конденсатор С, а вместо С2 - R2. По диаграмме определить напряжение между точками . 3-4-U.
6. Контрольные вопросы
6.1. Для параллельной R-С - цепи /рис. I/ написать выражение по первому закону Кирхгофа в комплексной форме. Выразить токи в каждой из ветвей по закону Ома в комплексной форме. Как вы понимаете комплексную проводимость цепи, активную и реактивную проводимости?
6.2. Для цепи /рис. 2/ написать выражение по первому закону Кирхгофа в комплексной форме. Ток в каждой ветви выразить по закону Ома
в комплексной форме. Что собой представляют комплексная, активная и реактивная проводимости катушки, а .также вcей цепи?
6.3. Получить выражение для комплексной, активной и реактивной
проводимостей каждой ветви и всей цепи, схема которой изображена на
рис. 3.
6.4.Объясните построение векторной диаграммы токов по показаниям приборов для любой /по заданию преподавателя/ из исследованных цепей. Как строится треугольник токов и проводимостей цепи.
6.5. Объясните построение векторно-топографической диаграммы сложной электрической цепи /рис. 4/ по показаниям приборов. С помощью топографической диаграммы объясните различие действующих значений
U34 и U'34.
б.6. Каково различие между векторной диаграммой напряжений и топографической диаграммой электрической цепи?
[I, с. 127, I5I-I59].
работа № 6
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗОНАНСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЯХ
I. Цель работы
Изучить резонансные явления в электрических цепях при последовательном и параллельном соединении катушки и конденсатора;
изучить частотные характеристики контуров;
освоить различные способы настройки в резонанc последовательных и параллельных контуров;
cравнить результаты экспериментальных исследований и расчетов последовательных и параллельных контуров.
2. Краткие пояснения к работе
В качестве источника питания в работе используется генератор cи- нусовдального напряжения. Частота изменения напряжения генератора может изменяться в пределах от 1 до 8 кГц либо в зависимости от задания оставаться постоянной. Действующее значение напряжения генератора в каждом опыте определяется в соответствии с номером бригады. В качестве элементов цепей используются как наборные элементы, так и магазины емкостей и индуктивностей.
Измерительные приборы: авометры Щ-4300.
Работа состоит из двух частей, каждая из которых рассчитана на 2 часа. В первой части исследуется последовательный контур, во второй - параллельный
3.Подготовка к работе
3.1.Изучить разделы курса ТОЭ, относящиеся к резонансным явлениям в неразветвленных и разветвленных электрических цепях.
3.2.Для последовательной R -L-С - цепи /рис. 1/ привести выражения для определения резонансной угловой частоты характеристического сопротивления и добротности контура при резонансе Q, а также действующих значений тока и напряжений на элементах цепи. Рассчитать эти величины при частотах, указанных в табл. 2а. Расчет выполнить для двух случаев: при наличии резиcтора R ( R = 0) и его отсутствии (R =0) . Данные для расчета взять из табл. I в соответствии с номером бригады. В табл. 1 указано два значения напряжения на входе цепи: 12 В - при наличии резистора R и 4...6 В - при его отсутствии. По результатам расчетов на двух графиках построить /качественно/ частотные характеристики I, UK, Uс(w) последовательного контура при низкой (R = 0) и высокой (R =0) добротности.
3.3. Для цепи рис. 2 при неизменных значениях U,f, R, RK, LK написать и на одном графике построить зависимости I, UR ,UK,Uс от Xc. Исходные данные для расчета взять из табл. 3. Результаты расчетов свести в табл. 4а.
3.4. Ддя параллельного L- С - контура /рис 3/, считая катушку идеальной, написать и построить частотные характеристики I1;I2,I(w) при U = 16 В и изменении частоты от 0 до /8 точек c интервалом 1 кГц/. Номер катушки и емкость конденсатора взять по табл. 1. Результаты расчетов свести в табл. 5. Зависимости I1;I2,I(w) построить на одном графике.
3.5. Начертить схему цепи, cоcтоящей из параллельного соединения
P-L ветви и конденсатора, для чего в первую ветвь цепи рис. 3
последовательно с ZK включить резистор. При неизменных значениях U и f рассчитать величины Хс и С, соответствующие резонансу токов. Иоходные данные взять из табл. 7. Для 8...I0 значений С, включая С рез, вычислить величины, указанные в правой части табл. 8а.
3.6. По результатам расчетов /табл. 8а/ построить в масштабе го-
дограф векторов тока I2 и I при изменении, С . На одном гра
фике построить также зависимости I(C) и cos (С).
4. Рабочее задание
4.1. Собрать схему последовательной R- L -С ~ цепи. Элементы цепи в соответствии о номером бригады взять по табл. 1. Установив заданное действующее значение напряжения генератора U и изменяя частоту f от 1 до 8 кГц, измерить и записать указанные в левой части табл. 2б электрические величины при R = 0 В ходе опыта следить за изменением напряжения U на входе цепи и при необходимости регулировать его так, чтобы во всех опытах U было одинаково.
4.2. В схеме цепи /рис.1/ резистор R заменить закороткой и, установив уменьшенное /см. табл. 1, по знаменателю/ действующее значение напряжения при R = 0, произвести аналогичные измерения, результаты измерений записать в соответствующие графы табл. 2б.
4.3. Восстановить схему /рис. 1/, включив в качестве резистора наборный элемент 01, и установив напряжение генератора и частоту его изменения в соответствии с табл. 3, исследовать изменение тока и напряжений на элементах цепи при изменении емкости конденсатора С в пределах от 0 до 0,9 мкФ с интервалом 0,1 мкФ. Результаты измерений этих величин внести в соответствующие графы левой части табл. 46.
4.4. Собрать схему параллельного L - С - контура /рис. 3/. Выбрав катушку и емкость конденсатора в соответствии с табл. 1 и установив заданное действующее значение напряжения генератора Uснять частотные характеристики параллельного L - С - контура, изменяя частоту f от 1 до 8 кГц. Измеренные значения общего тока и токов в ветвях записать в соответствующие графы левой части табл. 6.
4.5. Собрать схему, состоящую из параллельного соединения R-L- ветви и конденсатора /см. п. 3.5/, выбрав катушку и резистор по табл. 7, а в качестве С включив магазин емкостей С4. Исследовать изменение токов в ветвях цепи I1, I, и общего тока I при изменении С от 0 до 0,9 мкФ с интервалом 0,1 мкФ. Измеренные значения токов записать в соответствующих графах левой части табл. 8б.
5. Обработка результатов исследований
5.1. Для последовательной R- L - С цепи (R=0) по результатам измерений рассчитать параметры элементов цепи и ее cos ..Результаты расчетов записать в соответствующие графы правой части табл. 2б.
5.2. Аналогичные расчеты выполнить для этой же цепи при отсутствии резиcтора (R = 0) результаты записать в соответствующие графа
табл. 2.б.
Таблица 1 | ||||||
№ Бриг. | U | Zk | С | R | ||
В | № | мкФ | № | |||
12/4 | 0,44 | 01/0 | ||||
12/6 | 0,35 | 02/0 | ||||
12/5 | 0,3 | 02/0 | ||||
12/5 | 0,2 | 01/0 | ||||
12/6 | 0,1 | 02/0 | ||||
12/6 | 0,06 | 01/0 | ||||
|
Таблица 3 | |||||
Бриг№ | U | f | R | Zк | С |
В | кГц | № | № | мкФ | |
0..0.9 | |||||
Zk и С - по табл.1 U=16В |
Рис.3
Бриг№ | U | f | R | Zк | С |
В | кГц | № | № | мкФ | |
20 |
0...0,9 | ||||
Ч |
5.3. По результатам измерений /табл. 26/ на двух графиках в масштабе построить частотные характеристики последовательного контура: I, Uk, Uc (w) при низкой (R= 0) и при высокой (R=0) добротности контура. На графиках отметить точки, соответствующие режиму резонанса напряжений. Для обоих случаев (R= 0 и R=0) по результатам измерений в масштабе построить векторные диаграммы напряжений при резонансе.
5.4. Для цепи /рис. 2/, в которой изменяется емкость конденсатора, по результатам измерений /табл. 4б/ рассчитать электрические величины, указанные в правой части табл. 46. По данным табл. 4б построить зависимость I, UR , Uk , Uc (Хс) на одном графике. Сравнить экспериментальные кривые с построенными в
п. 3.3.
5.5. По результатам измерений /табл. 6/ рассчитать электрические величины, указанные в правой части табл.6, и построить частотные характеристики: I1, I2, I3, (w) параллельного L-C - контура. Экспериментальные частотные характеристики сравнить с построенными в п.3.4. На характеристиках обозначить точки, соответствующие резонансу токов.
5.6. Для цепи, состоящей из параллельно соединенных Р - L - и С-ветвей по данным табл. 8б рассчитать электрические величины, указанные в правой части табл. 8б. По результатам измерений построить экспериментальный годограф векторов токов I 2 и I , сравнить с построенным в п. 3.6. Выделить положение векторов токов, соответствующее резонансу.
6. Контрольные вопросы
6.1. Как добротность последовательного контура влияет на вид его частотных характеристик? Проиллюстрировать результатами измерений !
и расчетов.- Какие свойства контура определяются его добротностью?
6.2. Какие способы настройки контуров в резонанс Вы знаете? Какие из них используются в данной работе? Сформулируйте условие резонанса напряжений в общем случае.
6.3. Объясните приемы построения векторных диаграмм напряжений последовательного контура по показаниям приборов.
6.4. Объясните построение частотных характеристик параллельного контура при известных параметрах контура (L , С) и напряжении на входе U.
6.5. Объясните прием построения экспериментального годографа I2 и I для цепи, состоящей из двух, параллельных R, L и С ветвей, при изменении С по данным табл. 8.б.
6.6. Сформулируйте условие резонанса токов. Проверьте соблюдение
этого условия по данным табл. 6 и 8б.
6.7. По заданию преподавателя постройте векторную диаграмму токов для одного из режимов цепи, состоящей из параллельного соединения R-L и С- ветвей.
6.8. По показаниям, каких приборов можно судить о настройке в резонанс последовательного, параллельного контуров?
РАБОТА № 7
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦПЕЙ С ВЗАИМНОЙ ИНДУКТИВНОСТЬЮ
I. Цель работы
Изучить основные закономерности, присущие электрическим цепям при наличии магнитной связи между ее элементами;
овладеть приемами экспериментального определения взаимной индуктивности и коэффициента связи двух катушек, а также построить векторные диаграммы простых цепей со взаимной индуктивностью;
экспериментально исследовать "воздушный" трансформатор.
2. Краткие пояснения к работе
В качестве источника энергии в данной работе используется одна из фаз трехфазного блока промышленной частоты. Во всех опытах напряжение источника питания устанавливается равным 20 В
В качестве элементов с магнитной связью используются катушки L1,L2 , выводы которых находятся на панели блока индуктивностей на правой стороне стенда. Одноименные зажимы катушек помечены звездочками
Действующие значения напряжений и токов измеряются приборами Щ-4300. Эти же приборы используются для измерения омического сопротивления обмоток.
3. Подготовка к работе
3.1. Изучить разделы курса ТОЭ, относящиеся к цепям с взаимной индуктивностью.
3.2. Привести выражения для определения параметров катушки Zк,XL и L по измеренным действующим значениям напряжения U, тока I и активного сопротивления R , а также - величин X м , М и коэффициента связи Ксв двух катушек по измеренным значениям U2 и I2/рис. 1/.
3.3. Привести выражение для расчета Хм и М двух катушек по измеренным значениям напряжения U , тока I и суммарного активного сопротивления при их последовательном согласном и встречном соединении /рис. 2, а, б/.
3.4. Для одной из схем /рис. 3а или 3б/ в зависимости от номера бригады построить /качественно/ векторно-топографическую диаграмму. На диаграмме показать векторы напряжений на каждой из обмоток.
3.5. Написать уравнения по законам Кирхгофа для цепей c параллельным соединением магнитосвязанных элементов /рис. 4/.
3.6. Написать уравнения и построить /качественно/ векторную диаграмму "воздушного" трансформатора /рис. 5/.
4. Рабочее задание
4.1. Непосредственным измерением получить величины омического сопротивления R каждой из катушек, затем каждую из катушек подключить к выводам фазы трехфазного блока, предусмотрев возможность измерения напряжения V и тока I. Установив заданное преподавателем значение напряжения U , измерить ток в каждой катушке. Измеренные значения R , U , I записать в табл. I.
4.2. Собрать схему /рис. 1/для определения Хм двух катушек. Установив заданное преподавателем напряжение источника U , измерить U2 и I1, записать U1, I1, U2 в табл. 1а.
4.3. Собрать схему с последовательным согласным соединением двух
катушек /рис. 2а/ и измерить суммарное омическое сопротивление, после чего подключить цепь к источнику питания и, установив напряжение источника питания U = 20 В, измерить действующие значения напряжения и тока. Результаты измерений записать в табл. 2. При том же напряжении источника питания произвести измерения R , U , I при последовательном встречном соединении катушек /рис. 2б/. Результаты измерений записать в табл. 2.
|
|
|
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|