Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Объективные законы развития природы, общества и мышления.



     Объективные законы развития природы, общества и мышления.

 

Знание – результат научной деятельности. Сводить Н к знанию равносильно отождествлению материального производства с тем, что производят.

                         Элементы структуры науки:

1) (Субъект Н) Ученые, с их знаниями, способностями, квалификацией, опытом, С разделением и кооперацией труда. Система подготовки и переподготовки научных кадров.

2) Научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование (где?)

3) (как?) Методы и методика научно – исследовательской работы, понятийно - категориальный аппарат. Система научной информации.

4) ( основа) Вся сумма наличных знаний, выступающая в качестве предпосылки, средства и результата  научного производства.

 

                         Формы бытия науки:

             Принято выделять несколько форм бытия науки:

                       -Н как познавательная деятельность;

                       -Н как особый вид мировоззрения;

                       -Н как специфический тип познания;

                       -Н как социальный институт.

                                   ( наука как социальный институт означает, что Н

                                     тесно связана с конкретным этапом развития        

общества, с ее интеграцией в структуры общества

(экономические, социально политические,

   духовные). Н вырабатывает знания, нормы и нормативы, способствует обеспечению устойчивости общества).

 

Основания науки

 Н -с одной стороны автономна, с другой - включена в систему культуры: (автономность) – Методологические основания Н

                                         - Идеалы и нормы  Н

                                         - Научная картина мира

               (в системе культуры) - Философские основания Н

                                                     - Социокультурные основания Н

                                Динамика науки

Существует различные модели развития Н :

1) Развитие Н – процесс кумулятивный, то есть накопление твердо установленных истин на эмпирическом и теоретическом уровне.

2) Развитие Н происходит через феномен «Научная революция»,

то есть коренной переворот, скачок, переход от одного состояния в другое.

 

3 ) « Кейс стадис » -историяН рассматривается как совокупность

      индивидуальных частных ситуаций,уникальных и невосроизводимых.

 

О научных революциях писал Энгельс.   Ленин в период революции в естествознании на рубеже Х1Х-ХХ века. В.И.Вернадский называл научные революции « взрывом научного творчества». Т.Кун - « сменой парадигмы», К.Поппер называл скачки в развитии « перманентной (непрерывной)   революцией».

              В Н существует три типа революций:

                        а) микрореволюции (затрагтвают обширные разделы

                                                             отдельных Н)

                        б) локальные революции (затрагивают существенные

                                                             изменения в рамках конкретной

                                                             фундаментальной Н)

                        в) глобальные  революции (затрагивают всю систему

                                                              научного знания, его основные

                                                              парадигмы)

 

В отечественной философии Н(как отрасли философского знания)   

                       Выделяют четыре глобальные революции:

         - доклассическая (от  Античности  до XVII века)

         - классическая (Новое время XVII-XVIII вв)

         - неклассическая (конец Х1Х – начало ХХ века)

         - постнеклассическая (II половина ХХвека и дальше)

 

Чтобы увидеть динамику развития Н, сравним эти революции по:

идеалам и нормам науки,по научной картине мира,по философским основаниям Н.

1) идеалы и нормы - система ценностей, соответствующая совокупности

                                     научного знания на конкретном этапе его 

                                     исторического развития;

2) научная картина мира – общее представление об обьективной

                                     реальности;

3) философские основания  Н сущность стиля научного мышления,

                                     специфика познавательного процесса.   

 

                      Доклассическое естествознание:

Объект НМегамир (самый большой мир, включающий Вселенную во всем многообразии.

1)  Идеалы  Н – принцип «знание ради знания». Основной метод познания

 наблюдение. Единство субъекта и объекта ( подобное познается   

 подобным). Практическая направленность познания.

2)  Научная картина мира - носит интегративный характер, основанный

 на взаимосвязи Микро – и Макрокосмоса. Геоцентризм.

3)  Философские основания Н – Философия «наука наук». В нее стекаются   все знания о мире. Стиль мышления  интуитивно-диалектический. Единство знания о природе и человеке. Антропокосмизм (человек-органическая часть мирового космического процесса)

 

    Классическое естествознание:

Объект  Н -  Макромир ( планета Земля. Ближний Космос).

1) Идеалы Н – «знание – сила » (Ф.Бэкон). Индуктивно- эмпирический подход. Механицизм. Противоставление субьекта и обьекта.Познание не исключает практической направленности.

2) Научная картина мира -  гелиоцентризм.Представление о Божественном происхождении окружающего мира и его объектов. Мир – слаженно действующий механизм. Статичность – определяющая характеристика познания. ( Ньютоновская классическая механика)

3) Философские основания Н –механистический детерминизм, то есть абсолютизация причинно – следственных связей, отрицаннние элементов случайности. Отрицание внутреннего противоречия. Стиль мышления   механистично – метафизический. В системе научного знания усиливаются дифференционные тенденции. Антропоцентризм.

 

                       Неклассическое естествознание:

Объект НМикромир ( совокупность элементарных частиц ).

1) Идеалы  Н – принцип зависимости объекта от субъекта познания. Сочетание теоретической и прикладной направленности развития Н. Взаимосвязь эмприрического и теоретич уровня познания. 

2) Научная картина мира – формулируются частнонаучные картины мира, связанные с развитием кокретных научных дисцмплин: физическая, биологическая и т.д. Открытие общей и специальной теории относительности Эйнштейна.

3) Философские основания Н - диалектика стиль естественно – научного мышления. Детермиизм, индетерминизм. Сочетание дифференционных и интеграционных процессов в Н. Учет человеческого фактора.

 

                   Постнеклассическое (современое) естествознание:

Объект  Н –Мега-,Макро-и Микромир.

1) Идеалы Н -  Аксиологизация  Н. Повышение степени

 « фундаментализации прикладных наук». Взаимосвязь       

 эмпирического, рационального и медитативного уровня познания.

2) Научная картина мира - формирование общенаучной картины мира.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.