|
|||
Объективные законы развития природы, общества и мышления.Объективные законы развития природы, общества и мышления.
Знание – результат научной деятельности. Сводить Н к знанию равносильно отождествлению материального производства с тем, что производят. Элементы структуры науки: 1) (Субъект Н) Ученые, с их знаниями, способностями, квалификацией, опытом, С разделением и кооперацией труда. Система подготовки и переподготовки научных кадров. 2) Научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование (где?) 3) (как?) Методы и методика научно – исследовательской работы, понятийно - категориальный аппарат. Система научной информации. 4) ( основа) Вся сумма наличных знаний, выступающая в качестве предпосылки, средства и результата научного производства.
Формы бытия науки: Принято выделять несколько форм бытия науки: -Н как познавательная деятельность; -Н как особый вид мировоззрения; -Н как специфический тип познания; -Н как социальный институт. ( наука как социальный институт означает, что Н тесно связана с конкретным этапом развития общества, с ее интеграцией в структуры общества (экономические, социально политические, духовные). Н вырабатывает знания, нормы и нормативы, способствует обеспечению устойчивости общества).
Основания науки Н -с одной стороны автономна, с другой - включена в систему культуры: (автономность) – Методологические основания Н - Идеалы и нормы Н - Научная картина мира (в системе культуры) - Философские основания Н - Социокультурные основания Н Динамика науки Существует различные модели развития Н : 1) Развитие Н – процесс кумулятивный, то есть накопление твердо установленных истин на эмпирическом и теоретическом уровне. 2) Развитие Н происходит через феномен «Научная революция», то есть коренной переворот, скачок, переход от одного состояния в другое.
3 ) « Кейс стадис » -историяН рассматривается как совокупность индивидуальных частных ситуаций,уникальных и невосроизводимых.
О научных революциях писал Энгельс. Ленин в период революции в естествознании на рубеже Х1Х-ХХ века. В.И.Вернадский называл научные революции « взрывом научного творчества». Т.Кун - « сменой парадигмы», К.Поппер называл скачки в развитии « перманентной (непрерывной) революцией». В Н существует три типа революций: а) микрореволюции (затрагтвают обширные разделы отдельных Н) б) локальные революции (затрагивают существенные изменения в рамках конкретной фундаментальной Н) в) глобальные революции (затрагивают всю систему научного знания, его основные парадигмы)
В отечественной философии Н(как отрасли философского знания) Выделяют четыре глобальные революции: - доклассическая (от Античности до XVII века) - классическая (Новое время XVII-XVIII вв) - неклассическая (конец Х1Х – начало ХХ века) - постнеклассическая (II половина ХХвека и дальше)
Чтобы увидеть динамику развития Н, сравним эти революции по: идеалам и нормам науки,по научной картине мира,по философским основаниям Н. 1) идеалы и нормы - система ценностей, соответствующая совокупности научного знания на конкретном этапе его исторического развития; 2) научная картина мира – общее представление об обьективной реальности; 3) философские основания Н сущность стиля научного мышления, специфика познавательного процесса.
Доклассическое естествознание: Объект Н – Мегамир (самый большой мир, включающий Вселенную во всем многообразии. 1) Идеалы Н – принцип «знание ради знания». Основной метод познания наблюдение. Единство субъекта и объекта ( подобное познается подобным). Практическая направленность познания. 2) Научная картина мира - носит интегративный характер, основанный на взаимосвязи Микро – и Макрокосмоса. Геоцентризм. 3) Философские основания Н – Философия «наука наук». В нее стекаются все знания о мире. Стиль мышления интуитивно-диалектический. Единство знания о природе и человеке. Антропокосмизм (человек-органическая часть мирового космического процесса)
Классическое естествознание: Объект Н - Макромир ( планета Земля. Ближний Космос). 1) Идеалы Н – «знание – сила » (Ф.Бэкон). Индуктивно- эмпирический подход. Механицизм. Противоставление субьекта и обьекта.Познание не исключает практической направленности. 2) Научная картина мира - гелиоцентризм.Представление о Божественном происхождении окружающего мира и его объектов. Мир – слаженно действующий механизм. Статичность – определяющая характеристика познания. ( Ньютоновская классическая механика) 3) Философские основания Н –механистический детерминизм, то есть абсолютизация причинно – следственных связей, отрицаннние элементов случайности. Отрицание внутреннего противоречия. Стиль мышления механистично – метафизический. В системе научного знания усиливаются дифференционные тенденции. Антропоцентризм.
Неклассическое естествознание: Объект Н – Микромир ( совокупность элементарных частиц ). 1) Идеалы Н – принцип зависимости объекта от субъекта познания. Сочетание теоретической и прикладной направленности развития Н. Взаимосвязь эмприрического и теоретич уровня познания. 2) Научная картина мира – формулируются частнонаучные картины мира, связанные с развитием кокретных научных дисцмплин: физическая, биологическая и т.д. Открытие общей и специальной теории относительности Эйнштейна. 3) Философские основания Н - диалектика стиль естественно – научного мышления. Детермиизм, индетерминизм. Сочетание дифференционных и интеграционных процессов в Н. Учет человеческого фактора.
Постнеклассическое (современое) естествознание: Объект Н –Мега-,Макро-и Микромир. 1) Идеалы Н - Аксиологизация Н. Повышение степени « фундаментализации прикладных наук». Взаимосвязь эмпирического, рационального и медитативного уровня познания. 2) Научная картина мира - формирование общенаучной картины мира.
|
|||
|