![]()
|
|||
Критикуешь – предлагай, критикуешь – помогай!Стр 1 из 2Следующая ⇒
Страничка психолога. Критикуешь – предлагай, критикуешь – помогай! Мне задали вопрос «Как правильно критиковать, чтобы не затронуть чувства другого человека?» Большинство людей склонны воспринимать критику, как личное оскорбление, особенно если эта критика высказана некорректно. Правильная критика относится к базовому навыку коммуникации. Критикуйте, но не для того, чтобы самоутвердиться за чей-то счет, или поставить на место. Цель критики – это внимание на действие другого человека, что-то улучшить, добавить взаимодействия, энергии и мотивации. Человек, которого мы критикуем, должен чувствовать и понимать, что мы критикуем не его самого, а конкретные действия. Чтобы ваша критика не была обесценена, критикуйте грамотно – наедине, выберите время и место, а хвалите при всех. Критика должна быть без негативной оценки, навешивания ярлыков, не переходя на личности. Принцип хорошей критики «гамбургер»: положительная оценка – критика – положительная оценка. Главное, о чем не стоит забывать, применяя такой метод, — будьте искренни со своим собеседником. Похвала, притянутая за уши, будет выглядеть неестественно и вас разоблачат. И не перехвалите. Важно обозначить в критике факты - конкретные действия человека, которые мешают конструктивно выстроить совместную работу или личные отношения. Не обвиняйте, а объясняйте. Обоснуйте свое мнение - иногда человек может искренне не понимать, чем и почему вы недовольны. Не забывайте про «Я- сообщения», расскажите человеку о тех эмоциях которые те или иные его действия у вас вызывают. Критикуешь – предлагай! Предложите альтернативу - более разумное и рациональное поведение, которое вы бы хотели, чтобы человек приобрел взамен того, какое вы как раз критикуете, предложите помощь. Не поддавайтесь отрицательным эмоциям. Если вы злитесь, попробуйте «сделать шаг назад» и осознать, в какой именно момент вы разозлились. Когда вы отследите триггер агрессии, разобраться с ситуацией будет проще.
Критика должна быть своевременной, не копите претензии, иначе время уйдет, и ваш запрос уже может стать не актуальным, человек не поймет, что вы от него хотите и будет действовать по-прежнему. Не вспоминайте прошлые ошибки, как исправленные, так и неисправленные, это только вызывает чувство безысходности и злости. Не критикуйте того, что нельзя исправить («С таким голосом как у тебя, только в караоке и петь»). Помните, что критика — это возможность улучшить себя. Если мы будем правильно критиковать, то научимся и принимать критику от других! Пример из семейных отношений:
|
|||
|