класс. Темы часов духовности
6 класс
| тема
| содержание
| Рекомендованные источники
| примечание
| сентябрь
| Сила слова
| Почему нецензурные слова в русском языке именуется сквернословием. Об одном из важных отличий человека от животного. Чем опасно сквернословие на войне. В каких словах настоящая сила и почему грязные слова разрушительны для человека, семьи, общества, народа.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нельзя говорить скверные слова»
| Рекомендуется вспомнить разговор, состоявшийся в 5 классе, и продолжить его на основе материалов статьи
| октябрь
| Как не попасться в расставленные сети
| Все ли может быть полезно для человека Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести свою индивидуальность.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети»
| Изучение данной темы продолжается в каждом классе (6–9), рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
| ноябрь
| Есть ли тайны у Церковных Таинств
| Что такое Таинства. Какая тайна выше разума и приоткроется только сердцу человека. Об истинных ценностях, которые вечны и останутся с человеком навсегда. Сколько всего Таинств и их виды.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Есть ли тайны у Церковных Таинств»
| Изучение данной темы продолжается в 9 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
| декабрь
| О радости мнимой и настоящей.
| Стремление человека к радости. Природа радости, ее основание и причины. Злорадство. Православное понимание радости. Рассказ А.П. Чехова «Радость». Житие преп. Серафима Саровского.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Тысяча поводов для радости»
| Изучение данной темы продолжается в 8 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи. Час духовности по данной теме желательно проводить священнослужителю либо учителю вместе со священнослужителем.
| январь
| «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
| Детская агрессия. Что такое агрессия, ее причины и последствия. Виды детской агрессии. Как относятся к детской агрессии психологи, родители, православные священники. Разные пути решения проблемы. Христианское понимание агрессии и отношение к ней.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
| Изучение данной темы продолжается в 8 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
| февраль
| Какими бывают подвиги и трудно ли их совершать
| Благодаря каким людям существует наше государство и сумело выстоять в невероятно сложные моменты своей истории. Какая сила движет людьми при совершении геройских поступков? Что такое подвиг и когда он возможен?
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Какими бывают подвиги и трудно ли их совершать»
| Данная тема рассматривается только в 6 классе, рекомендуется использовать материал статьи полностью
| март
| Почему нужно любить природу
| Вопрос происхождения мира. Современная экологическая обстановка. Чем каждый ребенок может помочь Земле. Православное отношение к природе. Как относились к природе православные святые и почему.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Почему нужно любить природу»
| Данная тема рассматривается только в 6 классе, рекомендуется использовать материал статьи полностью
| апрель
| Почему мы так стремимся к красоте
| Селфимания - угроза психическому здоровью подростка, граничащая с риском для жизни. Неуемное стремление соответствовать стандартам моды. Притча «Вечная красота». Красота внешняя и внутренняя. Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Почему мы так стремимся к красоте. О красоте и не только»
| Изучение данной темы продолжается в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи. Тема важна для проведения родительского собрания
| май
| Как нужно относиться к наказанию
| Что есть наказание – зло или проявление любви. Наказание от слова «наказ». Беседа о наказании с психологом и православным священнослужителем. Высказывания святых отцов православной церкви о наказании. Значение наказания для воспитания человека и правильное отношение к нему.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как нужно относиться к наказанию»
| Рекомендуется вспомнить разговор, состоявшийся в 5 классе, и продолжить его на основе материалов статьи
|
7 класс
| тема
| содержание
| Рекомендованные источники
| примечание
| сентябрь
| Святые Кубанской земли
| Историческая ситуация в начале XX века. Новомученики Российские – кто они? Священномученики Кубани: Иоанн Пригоровский, Александр Флегинский, Михаил Лекторский, Андрей Ковалёв, Григорий Троицкий, Иоанн Яковлев, Григорий Конокотин, Михаил Лисицын. Храмы Краснодарского края в честь новомучеников Кубани
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Святые Кубанской земли, или Почему нужно помнить новомучеников»
| Изучение данной темы продолжается в 7 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
| октябрь
| Почему нужно помогать людям
| «Сам погибай, а товарища выручай». Что такое помощь и какой она бывает. Легко ли помогать людям? Пример бескорыстной помощи (рассказ Бориса Ганаго «Прозрение»). «Носите бремена друг друга». Помощь или «медвежья услуга»? «Делай добро и бросай его в воду». Православное понимание помощи.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нужно помогать людям»
| Изучение данной темы продолжается в 9 классе, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
| ноябрь
| Сказка и жизнь
| Духовный смысл известных сказок Г.Х. Андресена. Христианские добродетели и пороки в сказках Андерсена. Парадоксальность сказки «Девочка со спичками». Сказки К. С. Льюиса «Хроники Нарнии» как ключ к пониманию Евангельских истин.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Сказка и жизнь».Сказки Г.Х. Андерсена «без купюр» в переводе А и П. Ганзен.
К. С. Льюис «Хроники Нарнии».
| Данная тема изучается только в 7 классе. Материал статьи рекомендуется использовать в полном объеме. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем.
| декабрь
| Талант и творчество
| Таланты нашего класса: что изменилось за 2 года? Как распознать свой талант. Что такое талант. Притча о талантах. Труд и вдохновение. Нравственная сторона творчества. Благодарность за творческие успехи.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нужно развивать свой талант»
| Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе.
| январь
| Обида и прощение
| Почему обида всегда приводит к зарождению греховных мыслей. Простить обиду – сила или слабость? Чтение притчи из Евангелия о прощение долгов и рассуждение над ее толкованием. Таинство покаяния приводит к очищению души человека. Интернет-сети и мессенджеры – опасные средства безликого общения, приводящие к непониманию, обидам. Просмотр и обсуждение программы «От обиды до беды» телеканала «Радость моя»
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Обида и прощение»
| Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе.
| февраль
| Что такое долг, и кому мы должны
| Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Долг и счастье.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Что такое долг и кому мы должны»
| Изучение данной темы будет продолжено в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
| март
| «Все мне позволительно, но не все полезно»
| Все ли полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести индивидуальность.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Как не попасться в расставленные сети»
| Данная тема рассматривается ежегодно. Рекомендовано творчески подходить к использованию материала статьи
| апрель
| Чем опасна вкусная еда. Страсть чревоугодия
| Культ чревоугодия в современном мире.
Образы в русской литературе. Как побеждать страсть. О пользе молитвы и поста. Календарь постов русской Православной Церкви и современная медицина.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Чем опасна вкусная еда»
| Данная тема изучается только в 7 классе. Рекомендовано полностью использовать материалы статьи
| май
| Справедливость - искусство неравенства
| Понятие «справедливость». Христианское осмысление справедливости. Справедливость и любовь. Справедливость – воздаяние по заслугам или милосердие? Притча Паисия Святогорца о справедливости.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Есть ли в мире справедливость?»
| Данная тема изучается только в 7 классе. Час духовности по данной теме желательно проводить вместе со священнослужителем. Тема важна для родительского собрания
|
8 класс
| тема
| содержание
| Рекомендованные источники
| примечание
| сентябрь
| Святые Кубанской земли
| Историческая ситуация в начале XX века. Священномученик Кубани Григорий Никольский. Марие-Магдалинский женский монастырь (ст. Роговская Тимашевского района Краснодарского края)
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Святые Кубанской земли, или Почему нужно помнить новомучеников»
| Перед продолжением изучения темы следует вспомнить изученное в 7 классе.
| октябрь
| «Блажени миротворцы»
| Детская агрессия. Что такое агрессия, ее причины и последствия. Виды детской агрессии. Как относятся к детской агрессии психологи, родители, православные священники. Разные пути решения проблемы. Христианское понимание агрессии и отношение к ней.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
| Рекомендуется вспомнить беседу, состоявшуюся в 5 и 6 классах
| ноябрь
| Почему несвятой полководец похоронен в соборе святом.
М.И. Кутузов
| Военный путь М. И. Кутузова. Какая главная услуга для России была оказана М. И. Кутузовым перед войной 1812 года. На чьей стороне Бог? Тяжелое решение о оставлении Москвы. Чего не дождался Наполеон? Кого благодарил за победу Кутузов.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Почему несвятой полководец похоронен в соборе святом.
М.И. Кутузов»
| Данная тема изучается только в 8 классе. Материал статьи рекомендовано использовать полностью
| декабрь
| Можно ли жить без надежды?
| Вера и надежда. Ценность жизни. Светское понимание надежды. Что есть надежда для православного человека. Роль надежды в жизни человека. На кого следует надеяться. Исповедь, покаяние.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Можно ли жить без надежды»
| Данная тема изучается в 8 и 9 классах, рекомендуется творчески подойти к использованию материалов статьи
| январь
| Для чего люди ходят в храмы
| Что строили первым делом в России в старину. Устройство храма. Ради чего собираются в храмах христиане. О главном церковном таинстве. Возможно ли служит литургию когда храм разрушен. Назначение антиминса. Святые мученики.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Для чего нужны храмы»
| Перед продолжением изучения темы рекомендовано вспомнить, о чем шла речь в 5 классе.
| февраль
| Тысяча поводов для радости
| Православие – религия радости. Радость встречи со Христом. Стремление человека к радости. В чем люди находят радость и почему она недолговечна? Духовная радость – внешнее проявление любви. Рождество Христово. Пасхальная радость.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Тысяча поводов для радости».Рассказсвящ. Димитрия Шишкина«Радость». Фильмы 1 канала«Пасха». «Рождество».
| Данная тема рассматривалась в 6 классе. Рекомендовано вспомнить содержание беседы. Для более глубокого осмысления темы рекомендуется просмотр и обсуждение фильмов «Пасха», «Рождество».
| март
| Долг и ответственность
| Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Долг и счастье.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья«Что такое долг и кому мы должны»
| Данная тема рассматривается в 7-9 классах. Рекомендовано вспоминать изученное по данной теме в предыдущих классах.
| апрель
| О красоте и не только
| 1. Селфимания - угроза психическому здоровью подростка. Стремление соответствовать стандартам моды. Чтение и анализ рассказа А. Вайль «Хочу быт красивее всех!». Чтение рассказа С.Е. Шамаевой «От Моны Лизы к просто Лизе». Красота внешняя и внутренняя. Телесная красота бессмысленна без красоты душевной. Пост – время усиленной работы над собой.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Почему мы так стремимся к красоте (о красоте и не только)» Рекомендуется чтение рассказа С.Е. Шамаевой «От Моны Лизы к просто Лизе».
| Данная тема изучается в 8 и 9 классах. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем.
| май
| Реальные проблемы виртуальной жизни
| Все ли полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести индивидуальность.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети»
| Данная тема изучается ежегодно с 6 по 9 классы. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу
|
9 класс
| тема
| содержание
| Рекомендованные источники
| примечание
| сентябрь
| В поисках истинной красоты
| Анализ рассказа Б. Ганаго «Коварные слова». Коварство. Опасность греховных наслаждений. О природе внутренней красоты. Красота тождественна добру и истине. Пост – время усиленной работы над собой. Анализ стихотворения И. Самариной «Некрасивых людей не бывает».
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему мы так стремимся к красоте (о красоте и не только)»
| Перед продолжением изучения темы следует вспомнить изученное в 8 классе. Час духовности по данной теме желательно проводить учителю вместе со священнослужителем.
| октябрь
| Тайны истинные и ложные
| Что такое Таинства. Какая тайна выше разума и приоткроется только сердцу человека. Об истинных ценностях, которые вечны и останутся с человеком навсегда. Сколько всего Таинств и их виды.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья«Есть ли тайны у церковных таинств»
| Рекомендуется повторить материал, изученный в 6 классе
| ноябрь
| «Спешите делать добрые дела»
| «Сам погибай, а товарища выручай». Что такое помощь и какой она бывает. Легко ли помогать людям? «Носите бремена друг друга». Помощь или «медвежья услуга»? «Делай добро и бросай его в воду». Православное понимание помощи.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Почему нужно помогать людям»
| Рекомендуется повторить материал, изученный в 7 классе.
| декабрь
| «Надежда – мой компас земной»
| Любовь и надежда. Ценность жизни. Светское понимание надежды. Что есть надежда для православного человека. Роль надежды в жизни человека. На кого следует надеяться. Исповедь, покаяние, духовный труд.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Бог и я». Статья «Можно ли жить без надежды»
| Рекомендуется повторить материал, изученный в 8 классе.
| январь
| Что угрожает хорошему воспитанию
| Проблемы современного мира: раннее приобщение к зависимостям, вседозволенность, мнимая свобода – угрозы хорошему воспитанию. Истинная и ложная свобода. Несовместимость понятия свобода и грех. Чтение и рассуждение над содержанием рассказа Бориса Ганаго «Над оврагом». Притча из Евангелия о «Пшенице и плевелах» - описание верного пути противостояния угрозам современного мира. Таинства покаяния и причащения позволят держать сердце и душу в чистоте, избежать соблазнов.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Угрозы воспитанию»
| Тема изучается в 9 классе, материал статьи рекомендовано использовать в полном объеме
| февраль
| Счастье и долг
| Понятие долга. Кто и кому должен. Эгоизм или ответственность? Долг или выгода? Почему общество имеет право спрашивать с отдельного человека. Когда человек перестает быть человеком? Что делает человека счастливым?
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья «Что такое долг, и кому мы должны»
| Рекомендуется повторить материал, изученный в 8 классе.
| март
| Подвиг веры и любви. Святитель Лука
| Духовный подвиг святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Жажда служения. Врач и священник. Почему святитель Лука выбирал самые трудный путь? Почему не боялся отстаивать свои убеждения, веру, правду? Чудеса Святого.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Отечество земное и небесное». Статья«Подвиг веры и любви. Святитель Лука»
| Данная тема изучается только в 9 классе. Рекомендовано использовать материал статьи в полном объеме
| апрель
| «Бог труды любит»
| В чем смысл труда и ради чего трудится человек. Почему ничего не дается даром? Труд и творчество. Почему нужно любить труд. Главные добродетели. Традиции русского купечества. Нужно ли делится богатством. Кто такие меценаты.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья«Почему нужно добросовестно трудиться»
| Рекомендуется повторить материал, изученный в предыдущих классах.
| май
| «Яко посреде хожду сетей многих»
| Все ли может быть полезно для человека? Главные опасности социальных сетей. Что такое «Информационная война». Последствия и статистика. Как победить зависимость от социальных сетей. Что помогает обрести свою индивидуальность.
| Методические материалы «Кубань. Традиция. Культура», сборник «Надежда». Раздел «Я и ближний». Статья «Как не попасться в расставленные сети»
| Данная тема изучается ежегодно с 6 по 9 классы. Рекомендовано творчески подойти к данному материалу
|
Темы часов духовности
|