Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Профилактика



Профилактика

 

Профилактика - составная часть медицины, система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья, увеличению продолжительности жизни.

Цели: снизить заболеваемость среди населения, предупреждение развития острых и хронических заболеваний, предупреждение осложнений.
Задачи:

1) Организация раннего выявления больных и лиц с повышенным риском заболевания;

2) Организация и проведение предварительных и периодических профилактических осмотров;

3) Организация и контроль проведения диспансеризации;

4) Организация и контроль проведения профилактических прививок подросткам и взрослому населению;

5) Разработка планов мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний на территории обслуживания поликлиники; 6) Руководство работой по проведению пропаганды санитарно-гигиенических знаний среди населения, формированию здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками.

Уровни профилактики:

а) государственный – законодательные меры, направленные на повышение материального положения людей, их культурного уровня;

б) общественный (трудового коллектива) – создание оптимального микроклимата в коллективе, адекватных условий труда;

в) семейный;

г) индивидуальный – каждый в ответе за свое здоровье;

Виды профилактики:

а) индивидуальная - включает рациональный режим и гигиеническое поведение человека;

б) общественная - система государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране общественного здоровья^

По состоянию здоровья различают:

Первичную профилактику - система мер наступательного характера, направленных на устранение условий и причин, вызывающих заболевание. Ее задачи: активизация защитных сил организма, предупреждение отрицательных воздействий факторов риска на здоровье человека.

Вторичную профилактику - комплекс медицинских мероприятий оборонительного характера, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение рецидивов, прогрессирование патологического процесса.

Третичная профилактика - элемент вторичной, реабилитация больных, инвалидов, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности.

Комплексная интегрированная профилактика. Наиболее оптимальной формой комплексной работы являются национальные программы профилактики. Комплексная национальная программа профилактики принята Советом Министров, она основана на мерах по преодолению факторов риска, формированию здорового образа жизни. Финансирование программ профилактики идет за счет бюджета здравоохранения.

Программы делятся на территориальные и отраслевые.

Требования к программам: определение темы программы; определение ее конечной цели; постановка задач программы; контроль за выполнением программы.

Структура программы:

1) Мероприятия по охране окружающей среды – здоровье и окружающая среда;

2) Производство, условия труда и здоровье человека;

3) Образ жизни и здоровье человека;

4) Повышение качества и эффективности медицинской помощи населению и совершенствование управления.

Критерии оценки эффективности профилактики:
а) теоретическая обоснованность;

б) апробированность;

в) соответствие возрастным особенностям целевой группы;

г) соответствие социально-психологическим особенностям целевой группы;

д) последовательность, этапность программы;

е) комплексность;

ж) валидность программы: соответствие полученных результатов программы ожидаемым.

Роль медицинских работников в осуществлении профилактических мероприятий.

Осуществление профилактики зависит от первичных звеньев здравоохранения. Успешная профилактика неинфекционных заболеваний зависит в огромной степени от полноценного функционирования системы первичного звена здравоохранения и требует новых подходов и методов. Проведенные исследования выявили низкий уровень осознания населением и работниками здравоохранения значимости профилактики.

Главной фигурой профилактики становится участковый врач и особенно врач общей практики, семейный врач. Знание условий и образа жизни пациентов и их семей позволяет конкретно заниматься профилактикой и гигиеническим воспитанием. Для улучшения существующей ситуации требуется переподготовка медицинского персонала и создания системы стимулирования.

 

Список литературы

 

1. Общая гигиена, под ред. Г.И. Румянцева, М.П. Воронцова, М., 1990;

2. А.В. Хрипкова, Д.В. Колесов, Гигиена и здоровье школьника, М., 1988;

3. И.Д. Зверев, Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М.,1983;

4. Е.П. Бруновт, Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1973;

5. Анна Ласица, уроки красоты, Минск, 1995;

6. А.А. Минх, Общая гигиена., М., 1984;

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.