Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ



ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

БИЛЕТ №1

1. Военная реформа - отмена местничества, возможность призывать иностранных граждан, создания "стрелецких войск".

Управленческая реформа - отмена кормлений, рост территориальных приказов.

"Губная" реформа - также изменение в МСУ, относительно управления в уездах (избирались старосты, занимавшиеся делами по типу разбоев и т.п.).

Законодательная реформа - принятие Судебника (в нем говорилось о некотором ограничении власти наместников, введении фиксированного земельного налога, увеличении "пожилого" и т.д.).

Церковная реформа - реорганизация обрядов и ритуалов, принятие общерусского пантеона святых, ограничение прав церкви.

Вывод: реформы способствовали укреплению гос. строя и ликвидации пережитков периода раздробленности, но, в основном, имели отрицательный эффект.

2. Великие географические открытия - период с 15 по 17 вв. Ознаменовался открытием новых земель и маршрутов. В случае отечественной истории - покорение Сибири. Последствия: открытие многих новых торговых маршрутов (следствие - изменение экономики), колонизация открытых земель, культурно-географический прогресс.

3. Крепостное право - форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. (Ист: Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

БИЛЕТ №2

1. Конец Смуты было время,как я думаю,самое жесткое.На престол сел Шуйский,который был можно сказать"никаким"правителем.Интервенция была совершенна Поляками(Речью Посполитой).Также стоит упомянуть Тушинский лагерь,в который ездили русские дворяне, да бы найти где выгодней будет.Это называлась "Тушинский перелёт".И вот,захватили Москву.И появилсь люди(бояре) хотевшие отбить Москву.Эти бояре образовывали орган,семибоярщину.И вот они пустили ополчени,которое с дребизгом разлетелось.Но вдруг появились два человека, которые все равно не отдадут Москву .Князь Минин и гражданин Пожарский.Князь был умным человеком,знал стратегию,а Пожарский мог обеспечить ополчение.И вот двинулись они с Новгорода.И попали в Ярославль,где находились некоторое время.Так они укрепили войско,и сделали его больше.И вот они двинулись на Мосскву,где смогли её отбить.И после этих событий пришёл новый царь,Михаил Фёдорович Романов.Так появилась новая династия,Романовых.Но это уже совсем другая история. 2. Восстание вспыхнуло как бунт Запорожской Сечи.
Поводом к началу восстания стало очередное проявление магнатского беспредела. Агенты чигиринского старосты во главе с подстаростой отняли у Богдана Хмельницкого его субботовское имение, разорили хозяйство, насмерть засекли его десятилетнего сына и увезли жену. Хмельницкий начал искать суда и управы на эти бесчинства, но польские судьи нашли, что со своей женой полькой он не был обвенчан, а нужных документов на владения Субботиным не имел. Затем Хмельницкий очутился в старостинской тюрьме, из которой его освободили друзья. Раздражённый Хмельницкий стал предводителем восстания.

БИЛЕТ №3

1. 1623 Казак Пенда Первооткрыватель реки Лена. Мангазейский и Туруханский казак, легендарная личность. Выступил с отрядом в 40 человек из Мангазеи (укрепленный острог и важнейшая торговая точка русских в Северо-Западной Сибири (1600-1619) на реке Таз). Этот человек совершил небывалый по своей решительности поход за тысячи верст по совершенно диким местам. Легенды о Пенде передавались из уст в уста у Мангазейских и Туруханских казаков и промысловиков, и дошли до историков в почти первозданном виде. Пенда с единомышленниками поднялся по Енисею от Туруханска до Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался до Чечуйского волока, где Лена почти вплотную подходит к Нижней Тунгуске. А дальше, перешед волок, плыл он рекою Леною вниз до того места, где после построен город Якутск: откуда продолжал он свой путь сею же рекою до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на суда, чрез Енисейск прибыл паки в Туруханск». 1628-1655 Петр Бекетов Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в 1627). Уже в 1628—1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье. 1639-1640 Иван Москвитин Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал на Сахалине. Москвитин начал службу в 1626 рядовым казаком Томского острога. Вероятно, участвовал в походах атамана Дмитрия Копылова на юг Сибири. Весной 1639 отправился из Якутска к Охотскому морю с отрядом из 39 служилых людей. Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных (то есть еще не обложенных данью) людей. Отряд Москвитина спустился по Алдану до реки Маи и по Мае вверх шли семь недель, от Маи до волока малой речкой шли шесть дней, волоком шли один день и вышли на реку Улью, по Улье шли вниз стругом восемь суток, затем сделав ладью до моря плыли пять суток. Результаты похода: Было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака. 1641-1657 Иван Стадухин Первооткрыватель реки Колыма. Основал Нижнеколымский острог. Исследовал Чукотский полуостров и первым заходил на север Камчатки. Прошел на кочах вдоль побережья и описал полторы тысячи километров северной части Охотского моря. Вел записи своего «кругового» путешествия описал и составил чертеж-карту мест Якутии и Чукотки, где побывал. 1648-49 Семён Дежнёв Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. (Примечательно, что самому В. Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться только южной его частью! 1643-1646 Василий Поярков русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья 1649-1653 Ерофей Хабаров Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. 2. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ 1775-1783 годов (Американская революция), освободительная война 13 британских колоний, в ходе которой создано независимое государство — США. Началась боями у Конкорда и Лексингтона (апрель 1775). В 1776 принята Декларация независимости США. Американская армия (с июня 1775 главнокомандующий Дж. Вашингтон) одержала решительные победы у Саратоги (октябрь 1777) и Йорктауна (октябрь 1781). По Версальскому мирному договору 1783 Великобритания признала независимость США.

                                                      БИЛЕТ №4

1. Восстание Ивана Болотникова – движение за права крестьян на Руси в начале 17 века под предводительством Ивана Исаевича Болотникова.

Предпосылки восстания

К концу 16 века на Руси окончательно сформировалась и закрепилась новая государственная экономическая система – феодализм. Феодалы (землевладельцы) полностью обладали крестьянами, могли продавать их и передавать друг другу, что привело к постепенному неизбежному росту гнета феодалов над крестьянством. Разумеется, подобная ситуация не нравилась крестьянам, и они начали возмущаться и постепенно затевать небольшие стычки с феодалами в защиту собственных прав. Так, в 1603 году произошло довольно крупное восстание крестьян и холопов под командованием Хлопка Косолапа.

Кроме того, после смерти Лжедмирия 1 поползли слухи о том, что убит был не настоящий царь, а кто-то другой. Эти слухи сильно ослабили политическое влияние Василия Шуйского, который стал царем. Обвинения в том, что убит был не настоящий царь придавали «законность» любым восстаниям и стычкам с новым царем и боярами. Ситуация становилась все более сложной.

Восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова произошло в 1606-1607 годах и стало одним из основных этапов борьбы крестьянства с боярами и крепостничеством.

Причины восстания

Гнет феодалов, усиление крепостного права;

Политическая нестабильность в стране;

Растущий голод;

Недовольство деятельностью бояр и государя.

Состав участников восстания Ивана Болотникова

Крестьяне;

Холопы;

Казаки из Твери, Запорожья и с Волги;

Часть дворянства;

Наемные войска.

2. Обмирщание культуры данного периода выражается в следующем:

• Из новоприсоединенной Левобережной Украины в Москву отправлялись священники, живописцы и учёные, купцы, ремесленники, лекари и не только из Украины, но также из Англии, Голландии, Италии.

• иностранцы селились в специальном месте, в Немецкой слободе, из-за того, что православная церковь боялась влияния католической церкви.

• В 17 веке началась популяризация грамотности, так что в конце 17 века уже 24% мужчин в России были грамотными (обучались дома, а знать приглашали специалистов из заграницы), а в 1654 году даже открыли лекарскую школу в Аптекарском приказе, а потом в Посольском приказе обучали будущих переводчиков.

• В 17 веке начали больше печатать книг, и при этом книги были доступны не только для знати, но и для обычного населения. Чаще всего книги имели форму учебников, самыми популярными из которых были «Грамматика», «Космография» и «Букварь». Также появлялась историческая литература – например, «Временник» Ивана Тимофеева, «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фоме и Ереме» и так далее. Переводчики занимались переводами работ Эразма Роттердамского и Андреаса Везалия.

• Развивалась архитектура, которая все больше отходила от традиций канонов, и которая стала тянуться к внешней нарядности. В архитектуре была проведена реконструкция Московского кремля, построен новый ярус Спасской башни с часами и так далее. В это время развивалось московское или нарышкинское барокко, которое характеризовалось многоярусностью и разными цветами. В этом стиле были выполнены Церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Троицком-Лыкове и так далее.

 

                                       БИЛЕТ №5

1. Главными внешнеполитическими партнерами России в XVII в. оставались Польша, Швеция и Турция с ее вассалом - Крымским ханством.

Смоленская война

После окончания Смуты и подписания Деулинского перемирия отношения России с Польшей оставались сложными. По условиям перемирия Россия лишилась принадлежавших ей ранее Смоленска и Чернигово-Северских земель. К тому же Владиславне отказался от претензий на русский трон.

Когда в 1632 г. истекло перемирие, а одновременно умер польский король Сигизмунд III, русское правительство решило воспользоваться неизбежным ослаблением Польши в связи с выборами нового короля и вернуть утраченные земли. Так началась Смоленская война. Русские войска под командованием воеводы Шеина овладели рядом западнорусских городов и осадили Смоленск. Однако вскоре они сами оказались окружены армией нового польского короля Владислава и вынуждены капитулировать.

По заключенному в 1634 г. Поляновскому миру Польша вернула все захваченные русскими города, но Владислав официально отказался от претензий на русский трон и признал Михаила Федоровича царем и "братом", то есть равным себе.

Укрепление южных границ. Азовское сидение

В XVII в. Россия продолжила продвижение на юг. Воспользовавшись постепенным ослаблением Крымского ханства и прекращением набегов, русские построили города Тамбов и Козлов. Вдоль границ сооружались валы, рвы, засеки, соединявшие множество городков-крепостей.

В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов. Попытки турок отбить крепость не увенчались успехом - казаки выдержали осаду. В 1641 г. казаки просили царя принять Азов под свою власть. Но это было чревато изнурительной войной с Турцией. Созванный в 1642 г. Земский собор голосами посадских людей и купечества высказался против войны. Царь, первоначально благосклонно отнесшийся к казачьим действиям, вынужден был приказать казакам вернуть Азов. Отношение казачества к правительству, естественно, ухудшилось.

2. Для первых Романовых, вступивших на престол в результате прекращения ранее царствующей династии и Смуты, самодержавность правления была целью, которую необходимо достичь. Михаил Федорович – родоначальник новой династии титуловался самодержцем от случая к случаю, но так и не смог закрепить этой характеристики в своем титуле. Его претензии на статус самодержца мало чем превосходили аналогичные претензии государей периода Смуты. Концепция самодержавной власти XVII в. имела ряд отличий по сравнению с представлениями о самодержавии периода Ивана Грозного. Важнейшее из них заключалось в том, что самодержавным монархом при первых Романовых мог считаться только государь, не дававший на себя ограничительной записи.
После того, как Романовы утвердились на Российском престоле в качестве общепризнанной в России и мире правящей династии, в царствование Алексея Михайловича фактически произошла реставрация российской самодержавной монархии. Алексей Михайлович своим указом 1654 г. окончательно закрепил в государевом титуле столь вожделенную формулу – самодержец. Самодержавность правления самого Алексея сомнению уже не подлежала.
Особенность трактовки самодержавной власти в третьей четверти XVII в. во многом заключалась в том, что это понятие вбирало в себя все существенные черты и характеристики, которыми на протяжении долгих лет наделяли царскую власть. Идея самодержавности фактически стала венцом представлений об идеальном государе допетровской Руси. Самодержавная царская власть трактовалась как совокупность следующих идей-постулатов: идея о самодержавно-монархическом способе правления как лучшей форме правления; идея о божественном происхождении монаршей власти ; об идеальном православном монархе; о преемственности власти русских царей от византийских императоров и римских цезарей; о наследственной передачи власти в роде российских скипетродержавцев и др. К концу правления Алексея Михайловича каждая из перечисленных идей наполнилась новыми содержательными чертами и тем самым трансформировала монархическую концепцию, сложившуюся ранее. Идея божественного происхождения царской власти до XVII столетия была тесно связана с мыслью о том, что государь – носитель воли и власти Божьей. При этом жизнь и деятельность самого монарха трактовались как отречение от своей личной воли и осуществление служения Богу как послушания. Служба государю рассматривалась как способ служения Богу. После Смуты на протяжении XVII столетия идея служения Богу через службу государю постепенно трансформировалось в идею службы Богу и царю. Благодаря Смуте русский царь обрел некие личностные черты, не перестав быть при этом носителем воли и власти Божьей. Но теперь царская власть рассматривалась не столько как орудие воли Бога, но сам Бог – как источник силы царской власти. Эти изменения были тесно связаны с закреплением самодержавного характера русской монархии. Новая трактовка концепции богоданности царской власти способствовала становлению идеологии абсолютизма.
При усилении самодержавия при царе Алексее Михайловиче возникла угроза уподобления власти царя власти Божьей. В середине 1660-х годов патриарх Никон обвинял государя в том, что тот «Божие имя и славу прекладывает на свою честь и славу и тем хулит имя Господне и славу Его» .
Российский самодержец третьей четверти XVII столетия в представлениях современников и трактовке официальной идеологии представал как государь православный. В это время окончательно оформилась идея об идеальном православном монархе. Его непременными чертами были чинность, кротость, благообразность, милосердие, богобоязливость. Совокупность этих черт воплотилась в характеристике первых царей из династии Романовых, но исторически закрепилась за царем Алексеем – тишайший.

                                              БИЛЕТ №6

1. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова имели направление на укреплении государственности.

Внутренняя политика Бориса Годунова включает следующие мероприятия:

- отказ от политики массового террора

- консолидация землевладельцев

- разрешил крестьянам переходить от одного владельца к другому

- освободил холопов

- бесплатно раздавал хлеб, чтобы победить голод

- организовывал социальные работы, которые оплачивались хлебом

- наказывал спекулянтов твердыми ценами

- поддерживал посадское население и ремесленников

- начал широкое строительство городов в Поволжье

- поддержал независимость православной церкви

- учредил патриаршества

- устраивал репрессии

- закрепостил крестьян сильнее

- рабочие превращались в холопов из-за бесправия

- не удалось избежать голода

- утратил 1/3 населения

Внешняя политика имела прозападный характер и включала следующие мероприятия:

- укрепление и расширение границ государства – получил Ивангород, Ям, Копорье и выход к Балтийскому морю.

- улучшение обороны Москвы и Смоленска

- Соловецкий монастырь перевелся в ранг крепости

- увеличил международный авторитет России

- 15летнее перемирие с Польшей

По итогам, российская экономика была восстановлена, а международный престиж России увеличен, хотя под конец его правления положения обычного населения существенно ухудшилось.

2. Раскол в Русской православной церкви принято связывать с исправлением богослужебных книг и изменениями в обрядах. Различные подходы к иконописи и церковной архитектуре явились отражением сложных процессов, происходивших внутри церкви. С одной стороны, государство стремилось уменьшить еще сохранившуюся самостоятельность церкви и ограничить церковное землевладение. С другой стороны, внутри самой церкви возникли определенные конфликты.

Существовали большие разногласия в церковных книгах, составе святых, порядке богослужения. Не хватало грамотных церковнослужителей, росло недовольство церковью среди прихожан. Появились «беспоповские» ереси. Нарастала оппозиция и среди городского духовенства. Еще в 40-е годы 17 века в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», группировавшийся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. К нему примкнули будущий патриарх Никон ( в тот момент – архимандрит Новоспасского монастыря), И.Ю. Неронов, Ф.Ртищев, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и др. Сблизившись с молодым царем Алексеем Михайловичем, они убедили его в необходимости церковных преобразований – было издано несколько указов, исправляющих порядок церковной службы, но провести эти реформы в масштабах всей страны не удалось. За этими внешними причинами стояла идея Москвы как «третьего Рима». Чтобы достичь этого, надо было привести русские тексты богослужебных книг в соответствие с греческими и унифицировать обряды и чины.

В 1652 году Никон становится патриархом и предпринимает реальные шаги к реформированию церкви. К этому моменту его взгляды претерпели некоторые изменения. «Ревнители благочестия» желали по возможности вернуться к старой московской традиции. Усиление же церковно-политических связей с южно - славянскими странами, укрепление престижа русской православной церкви требовали унификации обрядов по единым греческим образцам.

Для перевода церковных книг и унификации обрядов приглашаются знатоки богословской литературы Епифаний Славинецкий , Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий. При Оружейной палате готовят специальных мастеров иконописцев. Печатный двор начинает печатать новые книги.

В 1653 году земные поклоны заменены поясными, вместо двух пальцев, надо креститься тремя; слово «аллилуйя» произносится не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не «по солнцу», а «против солнца»; внесены изменения в церковную и монашескую одежду; иконы и книги исправляются в соответствии с греческими образцами.

. В глазах ревнителей сторонники реформ представлялись еретиками и богохульниками, а имя Никона они произносили с ругательствами. Официальная церковь тоже не осталась в долгу, объявив ревнителей еретиками. В 1658 году « ревнители благочестия» были осуждены церковным собором, многие арестованы и сосланы.

В 1658 году патриарх Никон, поссорившись с царем, удалился в Ново-иерусалимский монастырь и пригрозил оставить патриаршество. Царь Алексей Михайлович, видевший в Никоне не просто строптивого и надменного человека, но противника усиления абсолютной власти царя, воспользовался случаем. И в 1666-1667 церковный собор с участием восточных патриархов низвел Никона с патриаршества. Он был отправлен в Феропонтов монастырь; потом в Кирилло-Белозерский монастырь, где умер в 1681 году.

Но реформы Никона, продолжателем которых был Алексей Михайлович, были одобрены Большим московским собором. Не принявших реформ собор предал анафеме и объявил еретиками. Все были осуждены по соборному уложению 1649 года.

Собор 1666 -1667, отлучивший ревнителей от церкви, положил начала расколу. У его истоков стояли два выдающихся деятеля 17 века: патриарх Никон и протопоп Аввакум. Ни один не победил. Судьба их сложилась трагически.

За свои убеждения протопоп Аввакум провел 10 лет в ссылке в Сибири и 10 лет в земляной тюрьме Пустозерска. Вместе с другими был заживо сожжен в 1681 году.

Церковный собор подтвердил независимость духовной власти от светской. Был упразднен монастырский приказ и отменена практика суда светского учреждения над духовенством.

Отражение церковных реформ в программной росписи соборов Московского кремля.

Стенопись Успенского собора. Иконостас Успенского собора по греческому образцу.

Облачения патриархов.

Станковая живопись середины 17 века в Московском Кремле

                                                    БИЛЕТ №7

1. Основными направлениями внешней политики Ивана IV были западное, южное и восточное. На востоке целью было расширение границ и уничтожение остатков Золотой Орды; эта политика увенчалась полным успехом. На юге целью была оборона от Крымского ханства и Османской империи; эта политика закончилась относительным успехом после того, как крымская армия была побеждена русской в Молодинской битве (об этой битве сложена народная песня "То не сильная туча затучилась"). Наконец, на западном направлении целью было обретение выхода к морю и захват территорий Ливонского орденского государства. Здесь Россию ждала полная неудача. Удалось получить только выход к Белому морю после основания портов Архангельск и Холмогоры.

2. Лютеранство возникло на фоне политического реформаторского движения."родоначальником " этого движения был мартин лютер который вместе с сподвижниками выступал против злоупотребления властью католической церковью ,а также выступал за росссспрастранения Библии среди простого народа.Лютеранство имеет большое значение в развитии религии в Европе ведь именно оно стало первым протестанским течением в истории ,а уже затем исходя из него появились все протестанские религии о которых мы сегодня знаем.последователей Лютера стали называть лютеране самые известные среди них -Генрих Вос .,Иоганн Эш

                                                      БИЛЕТ №8

1. Опри́чнина — в Русском государстве 1565—1572 годов личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну[1].

В российской историографии опричниной называют часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации имущества и земель знати и церкви в пользу государства, борьбе с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати, заключавшейся в применении массовых казней[1]. В Большой российской энциклопедии опричнина рассматривается как период в истории России, когда функционирование самодержавной власти приняло форму террористической деспотии[2].

Опричниками назывались государственные люди, составлявшие личную гвардию царя Ивана Васильевича и непосредственно осуществлявшие политику опричнины

2.Если Мартин Лютер(немец) был сторонником того что бы лишить церковь всех ее богатств(пышного убранства, драгоценностей, земель и др, тк в то время все папы жили как вельможи,а простой люд прозябал в грязи и умирал от голода. Крестьяне со всех концов страны стремились во дворец к папе, прося его о милостях, но в результате должнв были целовать его сапог, испачканный в земле и навозе, после того как папа вернулся с охоты) Поэтому Лютер хотел убрать из церкви все, что противоречит Библии, считал что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом и только верой человек может спасти себя.а вотфранцузский богослов Жан Кольвин(Кальвин) вообще считал что Богом судьба человека уже предначертана и только трудом человек может искупить свои грехи. Праздники запретили, за шутки, смех и ропот нещадно секли, били, бывало что и казнили. Кальвин был экономным, бережоивым и расчетливым человеком, а точнее скупым.

                                                  БИЛЕТ №9

1. Контрреформация, католическая реакция, церковно-политическое движение в Европе середина 16-17 вв. , возглавленное папством и направленное против Реформации с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в 1-й половине 16 в. По существу Контрреформация была одним из проявлений феодальной реакции (охватившей не только экономическую и политическую, но и идеологическую сферу) , религиозной формой «контрнаступления» феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его начавшегося разложения. Главными орудиями kонтрреформации были инквизиция, монашеские ордена, римская курия. Инквизиция, реорганизованная в 1542 в одну из конгрегаций римской курии и подчинённая непосредственно папе, развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием, наукой, всеми проявлениями реформационной мысли (особенно упорно преследовались народные направления Реформации) . На костре были сожжены Дж. Бруно, Дж. Ванини, подвергнуты преследованиям Т. Кампанелла, Г. Галилей и многие другие передовые мыслители. Самое активное участие в Контрреформации принял созданный в 1534-40 орден иезуитов. С помощью иезуитов и др. сил католической реакции папству удалось на Тридентском соборе (1545-63) добиться, в частности, признания безусловного авторитета папы в делах веры, введения строгой церковной цензуры, издания «Индекса запрещенных книг» и др. Решения собора стали своего рода программой Контрреформации Было принято т. н. Тридентское исповедание веры, которое должны были подписать все духовные лица; всякое отклонение от него рассматривалось как ересь и преследовалось. В ходе Контрреформации в Риме был создан ряд учебных заведений для специальной подготовки католического духовенства, направлявшегося прежде всего в страны, которые были ареной наиболее острой борьбы между силами Реформации и Контрреформации (Германия, Нидерланды и др.) . В ходе Контрреформации иезуиты захватили в свои руки многие университеты, в свою очередь становившиеся орудием католической реакции. В числе церковных деятелей, наиболее рьяно проводивших Контрреформацию, - римские папы Павел III, Павел IV (до избрания папой - кардинал Карафа) , Пий IV и др. , кардинал Карло Борромео, иезуит П. Канизий и многие др

2. При Иване III началось оформление титула «великого князя всея Руси», а в некоторых документах он называет себя царем. Для внутреннего порядка в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления. Принятие Судебника Ивана III стало предпосылкой установления на Руси крепостного права. Закон ограничивал выход крестьян и давал им право перехода от одного владельца к другому один раз в году (Юрьев день).

                                                         БИЛЕТ №10

1. Реформация, кратко говоря, это религиозное движение, охватившее в 16-17 вв. Центральную и Западную Европу. Реформация означает – «преобразование, изменение». Этот процесс относился к католической церкви. До 16 века церковь в Европе владела крупными феодальными владениями, и ее мощь могла продолжаться только до того периода, пока существует феодальный строй. Богатства церкви основывались на владении землей, церковной десятине и плате за обряды. Великолепие и убранство храмов поражало. Церковь и феодальный строй идеально дополняли друг друга. С появлением нового, постепенно набирающего силу класса общества – буржуазии, ситуация стала меняться. Многие уже давно высказывали недовольство излишней пышностью обрядов и храмов церкви. Большой протест у населения вызывала и дороговизна церковных обрядов. Особенно недовольна была таким положением дел буржуазия, которая хотела вкладывать деньги не в пышные и дорогие церковные обряды, а в производство. В некоторых странах, где была сильной власть короля, церковь была ограничена в своих аппетитах. Во многих других, где священники могли хозяйничать вволю, ее ненавидело все население. Здесь Реформация, кратко говоря, нашла благодатную почву. В 14 веке открыто против католической церкви выступил профессор Оксфорда Джон Виклиф, призывавший уничтожить институт папства и отнять все земли у священников. Его преемником стал Ян Гус, ректор Пражского университета и по совместительству пастор. Он полностью поддержал идею Виклифа и предложил провести в Чехии реформу церкви. За это он был объявлен еретиком и сожжен на костре. В 1517 году Мартин Лютер, доктор богословия, прибил к дверям церкви в Виттенберге, написанные им «95 тезисов». Основная мысль его сочинения – человеку не нужно посредничество церкви для обращения к Богу, ему достаточно веры. Этот поступок стал началом Реформации в Германии. Лютер подвергся преследованиям со стороны церковных властей, требовавших его отречения от своих слов. За него вступился правитель Саксонии Фридрих, спрятавший доктора богословия в своем замке. Последователи учения Лютера продолжали бороться за проведение изменения церкви. Выступления, которые жестоко подавлялись, привели к Крестьянской войне в Германии. Сторонников Реформации стали называть протестантами. Со смертью Лютера Реформация не закончилась. Она началась в других странах Европы – в Дании, Англии, Норвегии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Прибалтике, Польше.

2. соляной бунт:
1) причиной восстания стал непомерно высокий налог на соль,введенный правительством
2)по инициативе Б.Морозова был повышен налог на соль
инициатор этого налога московский боярин Н.Чистой, движение низших и средних слоев населения
3) 1646г значительно повышается налог на соль ,1648г ценына соль вырастают в 4 раза
1 июня 1648 г толпа остановила повозку царя и отдала челобитную с просьбами
2 июня народ повторил попытку передачи челобитной
4 июня был выдан на расправу Плещеев
10 июня народ потребовал созвать Земский собор
4)Царю пришлось пойти на уступки; отменено непомерное взыскание недоимок ; стрельцам было положено двойное жалование , самые активные участники были казнены
5)от стихийного бунта пострадали тогда многие дворы московских бояр и дворян
6) слабость государственного аппарата
медный бунт 1) поводом послужило введение медных денег,приравненных к серебреным 2) городские низы 3)1662г были обнаружены на лубянке листы с обвинениями в адрес князя Милославского и нескольких членов боярской думы , в следствии 1662 г посадские лди подняли бунт и разгромили купеческие и дворянские дворы 4) бунт был жестоко подавлен,однао в 1663г правительство царя вынуждено было отменить медные деньги 5)бунт привел к голоду и резком снижению уровня жизни населения 6)правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов и использовать их против населения.

                                                      БИЛЕТ № 11

1. XVII в. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако главным образом за счёт введения в оборот новых земель, а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли. Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. И тем не менее, всероссийский рынок формировался. Во второй половине XVII в. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства.
Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.) ; к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности.
Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный признак которых - увеличение в экономике доли свободного наёмного труда, оснований нет. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.
Русские города как торгово-промышленные центры и в XVII в. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы.
Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т. д.) . Что касается "тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой.

2. Середина 17 века. Время правления царя всея Руси Алексея Михайловича Романова (1645-1676).В 1652 г. на Московский патриарший престол вступил патриарх Никон, в 1653г. он начинает церковную реформу. Надо сказать, что ещё до возведения в патриархи Никон сблизился с царём Алексеем Михайловичем и царь предоставил ему неограниченные права



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.