|
|||
Блаватская Елена П 6 страницаБХРАНТИДАРШАНАТАХ (Санскр.) Букв., "Ошибочное понимание или восприятие"; нечто, постигаемое по обманчивой наружности как майавическая, иллюзорная форма. БХРИГУ (Санскр.) Один из великих ведийских Риши. Ману называет его "Сыном", и доверяет ему свои "Установления". Он - один из Семи Праджапати, или прародителей человечества, что равнозначно отождествлению его с одним из творящих богов, помещенных Пуранами в Крита Юге, или в первой эпохе, эпохе чистоты. Доктор Уинн Уэсткотт напоминает нам, что покойный и весьма эрудированный доктор Кинили (пишущий это слово Brighoo) сделал из этого Муни (Святого) четвертого из своих двенадцати "божественных вестников" в Мире, добавляя, что он появился в Тибете 4 800 лет до н.э. и что его религия распространилась вплоть до Британии, где его последователи воздвигли мегалитический храм Стоунхенджа. Это, конечно, является гипотезой, основанной лишь на личных предположениях доктора Кинили. БХУМИ (Санскр.) Земля, называемая также Притхиви. БХУР-БХУВА (Санскр.) Мистическое заклинание, как-то Ом, Бхур, Бхува, Свар, означающее "Ом, земля, небо, небеса". Это - экзотерическое разъяснение. БХУРАНЬЮ (Санскр.) "Быстроходный" или скорый. Употребляется относительно метательного оружия - тождественен также греческому Форонею. БХУР-ЛОКА (Санскр.) Одна из 14 лок, или миров, в индусском Пантеизме; наша Земля. БХУТАДИ (Санскр.) Элементарные субстанции, начальная и зародышевая сущность элементов. БУТАН Страна еретических буддистов и ламаистов за Сиккимом, где правит Дхарма Раджа, номинальный вассал Далай Ламы. БХУХТАВИШИА (Санскр.) Искусство изгнания, лечения и исцеления демонической одержимости. Букв., "знание Демонов" или "Духов". БХУТА-САРГА (Санскр.) Элементальное или начальное Творение, то есть когда материя была несколькими степенями менее материально, чем теперь. БХУТЕТА (Санскр.) Или Бхутешвара; букв., "Владыка существ или существующих жизней". Имя относящееся к Вишну, Браме и Кришне. БХУТЫ (Санскр.) Бхута: Духи, фантомы. Называть их "демонами", как это делают востоковеды, неправильно. Ибо, если, с одной стороны, бхута есть "злой дух, появляющийся на кладбищах, скрывающийся в деревьях, оживляющий тела мертвых и обманывающий и пожирающий людей", в народном воображении, то в Индии, Тибете и Китае под бхутами понимают также "еретиков", пачкающих свои тела пеплом, или аскетов шайва (Шиву в Индии считают Царем бхутов). БХУВА-ЛОКА (Санскр.) Один из 14 миров. БХУВАНА (Санскр.) Имя Рудры или Шивы, одного из индийской Тримурти (Троица). БИФРЕСТ (Сканд.) Мост, построенный богами, чтобы защитить Асгард. На нем "третий бог Меча, известный как Хеймдал или Ригер", стоит день и ночь, опоясанный своим мечем, ибо он страж, выбранный для защиты Асгарда, обители богов. Хеймдал есть скандинавский Херувим с пламенным мечем, "который поворачивается на все стороны, чтобы защитить путь к древу жизни". БИХАР ГБЯЛПО (Тибет.) Царь, обожествленный дугпами. Покровитель всех их религиозных построек. БИНА (Евр.) Понимание. Третья из 10-ти Сефиротов, третья из Божественной Триады; женская сила, соответствующая букве he Тетраграмматона IHVH. Бина именуется Айма, Божественная Матерь, и "великое Море". (у.у.у.) БИРС НИМРУД (Халд.) Востоковеды считают это местонахождением Вавилонской Башни. Огромное здание Бирс Нимруд находится недалеко от Вавилона. Сэр Х. Роулинсон и несколько ассириологов исследовали раскопанные развалины и обнаружили, что башня состояла из семи этажной кирпичной кладки, - каждый этаж разного цвета, - что доказывает, что этот храм был посвящен семи планетам. Даже с тремя разрушенными верхними этажами или перекрытиями, она все еще высится на 154 фута над уровнем равнины. (См. "Борсиппа".) ЧЕРНЫЕ ГНОМЫ. Название Эльфов Тьмы, ползающих по темным пещерам земли и изготовляющих оружие и утварь для своих божественных отцов, Эсир, или Асов. Именуются также "Черными Эльфами". ЧЕРНЫЙ ОГОНЬ (Зохар.) Каббалистический термин для обозначения Абсолютного Света и Мудрости; "черный" потому, что непостижим для нашего ограниченного рассудка. ЧЕРНАЯ МАГИЯ (Оккульт.) Колдовство; некромантия, или воскрешение мертвых, и другие эгоистические злоупотребления анормальными силами. Это злоупотребление может быть ненамеренным, но все же это "черная магия" всякий раз, когда что-либо произведено феноменальным образом просто ради собственного удовлетворения. Б'НЕ АЛХИМ или Бени Элохим (Евр.) "Сыны Бога", букв., или правильнее "Сыны богов", так как Элохим есть множественное число от Элоа. Группа ангельских сил, которые по аналогии можно отнести к Сефире Ход. (у.у.у.) ЛАДЬЯ СОЛНЦА Эта священная солнечная ладья называлась Секти и управлялась мертвыми. У египтян высшее напряжение (exaltation) Солнца было в Овене, а ослабление (depression) - в Весах. Видно, что из ладьи исходит синий свет "Сын Солнца". Древние египтяне учили, что настоящий цвет Солнца - синий, также и Макробий указывает, что его цвет перед достижением горизонта и после исчезновения за ним - чисто синий. В этом отношении любопытно отметить факт, что лишь в 1881 году физики и астрономы открыли, что наше Солнце на самом деле синее". Профессор Лэнгли посвятил много лет подтверждению этого факта. С помощью своего великолепного научного прибора физической науки ему в конце концов удалось доказать, что своей кажущейся желто-оранжевой окраской Солнце обязано лишь эффекту поглощению, вызываемому его атмосферой, состоящей из газов, главным образом металлических, но что на самом деле "Солнце не белое, а синее", то есть нечто открытое египетскими жрецами без каких-либо известных научных инструментов много тысячелетий тому назад! БОАЗ (Евр.) Прадед Давида. Это слово состоит из Б, означающего "в", и оз "сила", символическое название одного из столбов в портике храма Царя Соломона. (у.у.у.) БОДХА-БОДЖИ (Санскр.) Мудрость-знание. БОДХИ или Самбодхи (Санскр.) Воспринимающий ум, в противоположность Буддхи, что есть потенциальность ума. БОДХИ ДРУМА (Санскр.) Дерево Бо или Бодхи; древа "познания", Pippala или ficus religiosa в ботанике. То дерево, под которым Шакьямуни медитировал семь лет и затем достиг состояния Будды. Первоначально оно было, как утверждают, 400 футов высоты, но когда Сюан Цзян увидел его около 640 года н.э. - лишь 50 футов. Его отростки распространены по всему Буддийскому миру и посажены почти перед каждой известной Вихарой, или храмом, в Китае, Сиаме, Цейлоне и Тибете. БОДХИДХАРМА (Санскр.) Религия мудрости; или мудрость, содержащаяся в Дхарме (этике). Также имя великого Архата Кшатрия (принадлежавшего к касте воинов), царского сына. Паньятара, его гуру, "дал ему имя Бодхидхарма, чтобы отметить его понимание (бодхи) Закона (дхарма) Будды". ("Jain. San. Dict.") Бодхидхарма, живший в шестом столетии, посетил Китай, куда отвез драгоценную реликвию, а именно, чашу милостыни Владыки Будды. БОДХИСАТТВА (Санскр.) Букв., "тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)": те кто нуждаются лишь в одной инкарнации для того, чтобы стать совершенными Буддами, то есть иметь право на Нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафизическом смысле Бодхисаттва - это наименование, данное сынам небесных Дхиани Будд. БОДХЬЯНГА (Санскр.) Букв., семь ветвей знания или понимания. Одна из 37 категорий Бодхи пакчика дхармы, охватывающая семь степеней разумения (эзотерически - семь состояний сознания), и они суть; 1) Смрити, "память"; 2) Дхарма правитчая, "правильное понимание" или распознавание Закона; 3) Вирья, "энергия"; 4) Прити, "духовная радость"; 5) Прасрабдхи, "спокойствие" или покой; 6) Самадхи, "экстатическое созерцание", и 7) Упекша, "абсолютная бесстрастность". БЕМЕ (Якоб.) Великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья. Он родился около 1575 года в Старом Зейденбурге, примерно в двух милях от Герлица (Силезия), и умер в 1624 году, примерно в 50-летнем возрасте. В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он "видел как будто в большой Глубине в Вечном". Он обладал "полным представлением о вселенной как бы в хаосе", которое все же "время от времени открывалось в нем, как в молодом растении". Он был совершенным прирожденным Мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому - хотя бы только случайному - взаимодействию между умственным и духовным Эго. Именно это Эго Якоб Беме, подобно столь многим другим необученным мистикам, ошибочно принял за Бога; "Человек должен сознавать", он пишет, "что его знания не есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости в Душе Человека, в той мере, как он пожелает". Если бы этот великий теософ изучал Восточный Оккультизм, он высказался бы по-другому. Тогда он знал бы, что "бог", говоривший через его бедный невоспитанный и нетренированный мозг, был его собственным божественным Эго, всеведущим Божеством в нем, и что выдавалось этим Божеством не в "той мере, как он пожелает", а по мере способностей смертного и временного жилища, ИМ наполняемого. БОНАТИ Гвидо. Францисканский монах, родившийся во Флоренции в XIII веке и умерший в 1306 году. Он стал астрологом и алхимиком, но потерпел неудачу как розенкрейцерский адепт. После этого он вернулся в свой монастырь. БОНА-ОМА, или Бона Дэа. Римская богиня, покровительница посвященных-женщин и оккультисток. Названа также Фауной - по имени своего отца Фауна. Ей поклонялись как пророчествующему целомудренному божеству, и ее культ ограничивался исключительно женщинами, мужчинам не разрешалось даже произносить ее имя. Свои прорицания она открывала лишь женщинам, и церемонии ее Святилища (в пещере в Авентине) проводились весталками каждого первого мая. Ее отвращение к мужчинам было столь велико, что ни одной личности мужского пола не позволялось приближаться к дому консулов, где иногда происходили ее празднества, и даже портреты и бюсты мужчин выносились на это время из помещений. Клодий, осквернивший однажды такой священный праздник, войдя в дом императора - где он проводился - в женском одеянии, навлек сам на себя несчастье. Цветы и листва украшали ее храм, и женщины совершали возлияния из сосуда (мелларима), наполненного молоком. Неверно, что меллариум содержал вино, как утверждали некоторые писатели, которые, будучи мужчинами, пытались отомстить таким образом. БОНО Петр. Ломбардиец; великий адепт Герметической Науки, путешествовал в Персию для изучения Алхимии. Вернувшись из своих странствий, он в 1330 г. поселился в Истрии и стал известен как розенкрейцер. Калабрийскому монаху Ланцинию приписывается опубликование в 1702 г. сжатого собрания сочинений Боно о трансмутации металлов. Все же в этом труде больше от Лациния, чем от Боно. Боно был истинным адептом и Посвященным, а такие не оставляют после себя своих секретов в рукописях. БУДХАСП (Халд.) По одним утверждениям халдей; но в эзотерическом учении буддист (Бодхисаттва) с Востока, который стал основателем эзотерической школы Нео-сабеизма и священный ритуал крещения которого целиком перешел в христианскую церемонию того же названия. Ибо почти за три века до нашей эры буддийские монахи наводнили всю Сирию, проложили себе путь в Месопотамскую долину и посетили даже Ирландию. Имя Ферко и Фахо Кодекса Назареев есть ни что иное как искажение Фхо, Фо и Пхо - имя, которое китайцы, тибетцы и даже непальцы часто дают Будде. КНИГА МЕРТВЫХ Древний египетский ритуальный и оккультный труд, приписываемый Тоту-Гермесу. Найден в саркофагах древних мумий. КНИГА КЛЮЧЕЙ Древнее каббалистическое сочинение. БОРДЖ (Перс.) Мировая Гора, вулкан или гора огня; то же, что индийская Меру. БОРРИ Иосиф Франц. Выдающийся герметический философ, родился в Милане в 17-ом веке. Он был адептом, алхимиком и страстным оккультистом. Он знал слишком много и был поэтому приговорен к смертной казни за ересь в январе 1661 г., после кончины папы Иннокентия Х. Он спасся и прожил еще долгие годы, пока в конце концов не был опознан одним монахом в турецком селении, денунцирован, затребован папским нунцием, увезен обратно в Рим и заточен 10 августа 1675 г. Но факты показывают, что он спасся из тюрьмы путем, который никто не мог объяснить. БОРСИПА (Халд.) Башня для наблюдения за планетами, где поклонялись Бэлу в дни, когда астролатры были величайшими астрономами. Она была посвящена Нэбо, богу мудрости. (См. "Бирс Нимруд". БОТ-АЛ (Ирланд.) Ирландский Бот-ал есть потомок и копия греческого Батила и Бет-эла Канааны, "дома Бога" (см.) БРАГАДИНИ Марко Антонио. Венецианский розенкрейцер высоких достижений, оккультист и каббалист, обезглавленный в 1595 г. в Баварии за изготовление золота. БРАГИ (Сканд.) Бог Новой Жизни, перевоплощения природы и человека. Он назван "божественным певцом", незапятнанным и совершенным. Его изображают скользящим в корабле Гномов Смерти во время смерти природы (пралайа), спящим лежа на палубе рядом со своей златострунной арфой и видящим сон о жизни. Когда судно пересекает порог Наина, Гнома Смерти, Браги просыпается и, касаясь струн своей арфы, поет песнь, отражающуюся как эхо по всем мирам, песнь, описывающую восторг существования, и пробуждает безмолвную, спящую природу от ее долгого, подобного смерти сна. БРАХМА (Санскр.) Изучающий должен отличать Брахму, бесполого, от Брамы, творца мужского рода в индийском Пантеоне. Первый, Брахма или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все возвращается, который есть бестелесный, нематериальный, нерожденный, вечный, безначальный и бесконечный. Он всеобъемлющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и мельчайший минеральный атом. Брама, с другой стороны, мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении и затем снова погружается в пралайю, т.е. исчезает и уничтожается. ДЕНЬ БРАМЫ Период в 2 160 000 000 лет, во время которого Брама, выйдя из своего золотого яйца (Хираньягарбха), создает и формирует материальный мир (будучи просто удобряющей и творящей силой в Природе). После этого периода, с уничтожением миров по очереди огнем и водою, он исчезает вместе с объективной природой, и тогда начинается Ночь Брамы. НОЧЬ БРАМЫ Период равной длительности, во время которого Брама, как считают, спит. Проснувшись, он возобновляет процесс, и так это продолжается целый век Брамы, который состоит из поочередно сменяющихся "Дней" и "Ночей" и длится 100 лет (каждый из них в 2 160 000 000 лет). Для выражения длительности такого века необходимо пятнадцать цифр; после его истечения наступает Махапралайа или Великое Растворение, и длится в свою очередь тот же период из пятнадцати цифр. БРАМА ПРАДЖАПАТИ (Санскр.) "Брама Прародитель", буквально: "Владыка Тварей". В этом аспекте Брама есть синтез Праджапати или творящих Сил. БРАМА ВАК (Санскр.) Мужской и женский Брама. Вак называется иногда также женским логосом; ибо Вак буквально означает Речь. (См. "Ману", кн. I, и "Вишну Пурана".) БРАХМА ВИДИА (Санскр.) знание, эзотерическая наука о двух Брахмах и их истинной природе. БРАМА ВИРАДЖ (Санскр.) То же самое: Брама, разделяя свое тело на две половины, мужскую и женскую, создает в них Вак и Вирадж. В более ясных терминах и эзотерически, Брама, Вселенная, дифференцируясь, создала таким образом материальную природу, Вирадж, и духовную разумную Природу, Вак которая есть Логос Божества или проявленное выражение вечной божественной Мыслеосновы. БРАМАЧАРИ (Санскр.) Брамин-аскет; давший обет безбрачия, по-существу, монах или религиозный ученик. БРАХМАДЖНАНИ (Санскр.) Обладающий совершенным Знанием; illuminatus на эзотерическом языке. БРАМИНЫ (Санскр.) Высшая из четырех каст в Индии, считаемая или правильнее - воображающая себя столь же высокой среди людей, как Брахман, абсолют ведантистов - среди или над богами. ПЕРИОД БРАХМАН (Санскр.) Один из четырех периодов, на которые ведийская литература разделена востоковедами. БРАХМАНЫ (Санскр.) Священные Книги индусов. Труды, созданные браминами и для них. Комментарии тех частей Вед, которые предназначались для ритуального использования и руководства "дважды рожденными" (Двиджа), или браминами. БРАХМАНАСПАТИ (Санскр.) Планета Юпитер: божество в "Риг Веде", известное в экзотерических сочинениях как Брихаспати, чья супруга Тара была похищена Сомой (Луною). Это повело к войне между богами и Асурами. БРАМАПУРИ (Санскр.) Букв., "Город Брамы". БРАМАПУТРЫ (Санскр.) Сыновья Брамы. БРАХМАРАНДХРА (Санскр.) Место на макушке головы, связанное посредством Сушумны - связки в спинном хребте - с сердцем. Мистический термин, имеющий значение лишь в мистицизме. БРАМАРИШИ (Санскр.) Браминские Риши. ХЛЕБ И ВИНО Крещение и причастие свой прямой источник имеют в языческом Египте. Там употреблялись "воды очищения" (Мифраическая купель для крещения была заимствована персами от египтян), а также хлеб и вино. "Вино в культе Диониса, также как и в христианской религии, представляет ту кровь, которая в разных смыслах есть жизнь мира" (Браун, в "Dionysiak Myth"). Юстин Мученик говорит: "В подражании чему дьявол сделал то же в Мистериях Мифры, ибо вы знаете, или можете знать, что они также употребляют хлеб и чашу воды в жертвоприношениях тех, кто посвящены, и произносят над ней определенные слова". (См. "Святая Вода".) БРИАРЕЙ (Греч.) Знаменитый великан в Теогонии Гесиода. Сын Коэла и Терры, чудовище с 50 головами и 1000 руками. Он видная личность в войнах и битвах между богами. БРИАТИЧЕСКИЙ МИР или Бриа (Евр.) Этот мир - второй из Четырех миров каббалистов и относится к наивысшим сотворенным "Архангелам" или к Чистым Духам. (у.у.у.) НЕВЕСТА Десятая Сефира, Малкут, называется каббалистами Невестой Микропросопуса; она - последний He Тетраграмматона; подобно этому Христианская Церковь называется Невестой Христа. (у.у.у.) БРИХАДАРАНЬЯКА (Санскр.) Название одной "Упанишады". Одна из священных и тайных книг браминов; Араньяка - это трактат, прибавленный к Ведам и считавшийся темой специального изучения для тех, кто удалились в джунгли (лес) с целью религиозной медитации. БРИХАСПАТИ (Санскр.) Имя Божества, а также Риши. Также название планеты Юпитер. Он - олицетворенный Гуру и жрец богов в Индии; также символ экзотерического ритуализма как противопоставленного эзотерическому мистицизму. Поэтому он противник Царя Сомы - луны, но и напитка из священного сока при посвящении - родителя Буддха,Тайной Мудрости. БРИЗЕЙ (Греч.) Имя, данное богу Вакху от имени его кормилицы Бризо. Ему был также посвящен храм в Бризе, на мысе острова Лесбос. БРАТЬЯ ТЬМЫ Название, данное оккультистами колдунам и в особенности тибетским дугпам, которых много в секте Б'он Красных Шапок (Дугпа). Это наименование относится ко всем практикующим черную магию или магию левой руки. БУБАСТЕ (Егип.) Город в Египте, который был посвящен кошкам, и где находилась их главная усыпальница. Много сотен тысяч кошек были бальзамированы и погребены в пещерах Бени-Хассан-эл-Амар. Кошка, будучи символом луны, была посвящена Изиде, ее богине. Она видит в темноте и ее глаза имеют фосфоресцирующий блеск, отпугивающий ночных птиц злого предзнаменования. Кошка была также посвящена Басту и поэтому называлась "разрушительницей врагов Солнца (Озириса)". БУДДА (Санскр.) Букв., "Просветленный". Высшая степень знания. Для того, чтобы стать Буддой, надо прорваться через узы чувств и личности; достичь совершенного восприятия истинного я, и научиться не отделять его от всех других я; прежде всего, познать на опыте абсолютную нереальность всех феноменов видимого Космоса; достичь полной непривязанности ко всему, что мимолетно и конечно; и жить, находясь все еще на Земле, лишь в бессмертном и вечном, в наивысшем состоянии святости. БУДДА СИДДХАРТА (Санскр.) Имя, данное Готаме, Принцу из Капилавасту, при его рождении. Это - сокращение от Сарварттхасиддха и означает "исполнение всех желаний". Готама, что означает "самый победоносный (тама) на земле (го)", было жреческим племенем рода Шакья, царское родовое имя династии, к которой принадлежал отец Готамы, Царь Шуддходхана из Капилавасту. Капилавасту был древним городом, местом рождения Великого Реформатора, и был разрушен во время его жизни. В наименовании Шакьямуни последняя составная часть, муни, переводится как обозначающая" могущественного в милосердии, уединении и безмолвии", а первая - Шакья - есть родовое имя. Каждый востоковед и пандит знает наизусть биографию Готамы, Будды, совершеннейшего из смертных, каких когда-либо видел этот мир,но кажется, что никто из них не подозревает об эзотерическом значении, лежащем в основе описания его жизни до рождения, т.е. о смысле популярной истории. "Лалитавистара" передает эту повесть, но воздерживается от намеков на истину. 5000 Джатак, или событий из прошлых рождений (реинкарнаций), воспринимаются буквально, а не эзотерически. Готама, Будда, не был бы смертным, если не прошел бы через сотни и тысячи рождений, предшествовавших его последнему. Все же детальное перечисление их и утверждение, что во время их он проложил себе путь через все стадии переселения от низшей - одушевленного и неодушевленного атома и насекомого до высшей - человека, - содержит просто известный оккультный афоризм; "камень становится растением, растение - животным, и животное - человеком". Каждый человек, когда-либо существовавший, прошел через ту же самую эволюцию. Но скрытый символизм в последовательности этих перерождений (джатак) содержит полную историю эволюции на этой земле - до и после человеческую, и является научным изложением естественных фактов. Одну не завуалированную, но открытую и явную истину можно найти в их перечне, а именно, что как только Готама достиг человеческой формы, он начал проявлять в каждой личности высшее бескорыстие, самопожертвование и милосердие. Будда Готама, четвертый из Сапта (Семи) Будд и Сапта Татхагат, родился - согласно китайской хронологии - в 1024 г. до Р.Х., но по сингалезским хроникам - на восьмой день второй (или четвертой) луны в 621 г. до н.э. Он ушел из дворца своего отца, чтобы стать аскетом, в ночь 8-го дня второй луны 597 г. до Р.Х., и проведя шесть лет в аскетической медитации в Гайе и познав, что физическое самоистязание не может принести просветление, он решил идти новым путем, пока не достиг состояния Бодхи. Он стал совершенным Буддой в ночь 8-го дня двенадцатой луны в 592 году, и в конце концов вступил в Нирвану в 543 году - согласно Южному Буддизму. Востоковеды, однако, приняли некоторые другие даты. Все остальное - аллегорическое. Он достиг состояния Бодхисаттвы на земле в личности под именем Прабхапала. Тушита означает место на земном шаре, а не рай в невидимых сферах. Выбор рода Шакьев и его матери Майи, как "чистейшей на земле", происходит в согласии с моделью рождения каждого Спасителя, Бога или обожествленного Реформатора. Рассказ о его вхождении в лоно своей матери в виде белого слона есть намек на его прирожденную мудрость, слон этого цвета есть символ каждого Бодхисаттвы. Утверждение, что при рождении Готамы новорожденный младенец прошел семь шагов в четырех направлениях, что цветок Удумбара расцвел во всей своей редкой красоте и что цари Нагов немедленно отправились "крестить его" - все является аллегориями, столь многочисленными в фразеологиями Посвященных, и хорошо понятны каждому Восточному оккультисту. Все события его благородной жизни даны в оккультных числах, и каждый так называемый чудесный случай - столь порицаемый востоковедами как запутывающий повествование и делающий невозможным отделение истины от фантазии - является просто аллегорическим прикрытием истины. Это столь же понятно Оккультисту, обученному в символизме, столь трудно постижимо для европейского ученого, несведущего в Оккультизме. Каждая деталь рассказа после его смерти и до кремации - это глава фактов, написанная на языке, который должен быть изучаем до того, как станет понятным, в противном случае мертвая буква его введет в абсурдные противоречия. Например, напоминая своим ученикам о бессмертии Дхармакаи, Будда - как сказано - вошел в Самадхи и глубоко погрузился в Нирвану - откуда никто не может вернуться. И все же, несмотря на это, Будда изображен распахивающим крышку гроба и выходящим из него, приветствуя сложенными руками свою мать Майю, которая внезапно появилась в воздухе, хотя умерла через семь дней после его рождения, и т.д., и т.д. Так как Будда был Чакраварти (тот, кто приводит в действие колесо Закона), его тело при кремации не могло быть уничтожено обычным огнем. Что же происходит? Внезапно струя пламени вспыхнула из Свастики на его груди и превратило его тело в пепел, место не позволяет дать больше примеров. Относительно того, что он был одним из настоящих и неоспоримых Спасителей Мира, достаточно сказать, что самый яростный миссионер-ортодокс, если только он не безнадежно безумен или лишен хоть малейшего уважения к исторической правде, не может найти ни малейшего обвинения против жизни и личного характера Готамы, "Будды". Без какой-либо претензии на божественность, позволяя своим последователям скорее впасть в атеизм, чем в унизительное суеверие поклонения дэвам или идолам, ход его жизни от начала до конца свят и божественен. В течении 45 лет его миссии он столь же незапятнан и чист, как ход жизни бога - или каким последнему следовало бы быть. Он есть совершенный пример божественного, бога-человека. Он достиг состояния Будды, то есть полного просветления, исключительно своими собственными заслугами и благодаря своим индивидуальным усилиям, в то время как у одного бога не предполагается какой-либо личной заслуги в осуществлении им добра и святости. Эзотерические учения утверждают, что он отказался от Нирваны и оставил одеяние Дхармакаи, чтобы остаться "Буддой сострадания" в пределах несчастий этого мира. И религиозная философия, оставленная им миру, в течении более чем 2 000 лет творила поколения добрых и бескорыстных людей. Его религия является единственной абсолютно бескровной среди всех существующих: терпимая и свободная, учащая всеобщему состраданию и милосердию, любви и самопожертвованию, бедности и удовлетворенности своей судьбой, какой бы она ни была. Никакие гонения, никакое насаждение веры огнем и мечем, никогда не опозорили ее. Никакой извергающий гром и молнию бог никогда не вмешивался в ее чистые заповеди; и если бы большинство человечества приняло этот простой, гуманный и философский кодекс каждодневной жизни, оставленный нам величайший Человеком-Реформатором из всех когда-либо известных, то, поистине, эра блаженства и мира расцвела бы над Человечеством. БУДДАЧХАЙА (Санскр.) Букв., "тень Будды". Говорят, что она становится видимой во время определенных великих событий и некоторых внушительных церемоний, совершаемых в Храмах в память о чудесных деяниях из жизни Будды. Сюан Цзан, китайский путешественник, называет конкретную пещеру, где она время от времени появляется на стене, но добавляет, что только тот, "чей ум совершенно чист", может лицезреть ее. БУДДАПХАЛА (Санскр.) Букв., "плод Будды", осуществление Арахаттвапхалла, или Архатства. БУДДХИ (Санскр.) Вселенская Душа или Разум. Махабуддхи есть название Махата (см. "Алайа"); также духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически - седьмой. БУДДИЗМ Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как Северный Буддизм связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое различение неправильно. Если Южная Церковь и ближе, в том, что не отклонилась - за исключением, может быть, некоторых незначительных догм, результата многочисленных соборов, проводившихся после смерти Учителя, от общедоступных или экзотерических учений Шакьямуни, - то Северная Церковь есть отпрыск эзотерических учений Сиддхарты Будды, давая которые он ограничился своими избранными Бхикшу и Архатами. Фактически, о Буддизме в настоящем веке невозможно справедливо судить как по одной, так и по другой из его экзотерических, популярных форм. Истинный Буддизм можно оценить лишь соединив философию Южной Церкви с метафизикой Северных Школ. Если одна кажется слишком иконоборческой и суровой, а другая - слишком метафизической и трансцедентальной, даже обросшая сорняками индийского экзотеризма - поскольку многие из богов его Пантеона пересажены под новыми именами на тибетскую почву, - это целиком обязано популярному выражению Буддизма в обеих Церквях. Они относятся друг к другу так же, как, соответственно, Протестантство и Римский Католицизм. Обе грешат избытком усердия и ошибочных интерпретаций, хотя духовенство - как Южных, так и Северных буддистов никогда не отступала от истины сознательно; еще менее действовали они по предписаниям жрецократии, честолюбия, или следуя за личной выгодой и властью, как это делали обе христианские Церкви.
|
|||
|