Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Человек и культура



Человек и культура

 

Проблема сохранения памяти

В.П.Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

Роль искусства в жизни человека

Лев Николаевич Толстой

«Война и мир»

Своим пением Наташа Ростова
способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.

Роль искусства в жизни человека

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

Благодаря симфонии Бетховена Вера Николаевне Шейн вспоминала Желткова и его любовь к ней. Именно эту музыкальную композицию Желтков просил главную героиню слушать, что она и делала. Симфония Бетховена смогла затронуть все струны души Веры Николаевны, и она поняла, что та любовь, о которой все говорят, и которую все желают, ушла от нее.

Что такое искусство, в чем значение искусства?

М.А.Булгаков

«Мастер и Маргарита»

Природа творчества, по мнению Булгакова, — это всепоглощающая страсть, служение духовной сверхзадаче. Эта идея раскрывается писателем через образ Мастера. По мысли автора , писательский долг состоит в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с ней считаться. В этом и состоит смысл сокровенной булгаковской фразы : «Рукописи не горят».

Роль чтения в жизни человека

М. Горький «Мои университеты»

Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком.

Роль чтения в жизни человека

Лев Николаевич Толстой

«Война и мир»

Графиня Ростова, желая воспитать хорошего и образованного человека, каждую ночь читала своему сыну Пете на ночь. И благодаря книгам Петя Ростов вырос достойным человеком, умеющим сострадать и готовым постоять за свою Родину и семью. Еще Ростовы постоянно устраивали чтения, на которые приходили другие люди.

Язык народа

И.С.Тургенев

«Русский язык»

Подлинным гимном родному языку звучит стихотворение в прозе «Русский язык», написанное И.Тургеневым в июне 1882 года.

Велик, правдив русский язык. Он помощь и отрада во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах родины. Тургенев верит, что такой могучий язык может быть дан только великому народу.

Язык народа

Д.С.Лихачев

«Русский язык»

Д.С.Лихачев в своей статье утверждает, что язык народа является его самой большой ценностью. Почему? Да потому, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что человек думает, но все его мысли формируются тем языком, на котором он пишет, говорит, думает.

Академик Лихачев уверен в том, что русский язык один из совершеннейших языков мира . В нем сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности , разнообразие характеров и типов отношения к миру.

Русский язык, как утверждает автор, обладает языковой памятью, опирается на тысячелетнюю историю развития литературы и письменности. Этот язык дал в 19 веке лучшую в мире прозаическую литературу и поэзию.

Язык народов

И. Бунин

«Слово»

 

В январе 1915 года, когда шла Первая мировая война, И. Бунин написал глубокое и благородное стихотворение «Слово»:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Эти слова и сегодня по-прежнему звучат актуально. Так давайте же прислушаемся к великому Мастеру слова и выполним его завещание!

Величие России

 

 

Человеческая судьба

М. А Булгаков «Мастер и Маргарита»

Поведение мастера определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Для Мастера – это идея творчества, установление исторической истины. Он весь находится во власти воображения, возвратившегося из тьмы столетий Иешуа и Понтия Пилата. Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу романа, но он падает духом, отказывается от него и сжигает. Мастер – не герой, а лишь служитель истины, и это определяет его дальнейшую судьбу. Мастер заслужил не свет, а покой. Подвиг совершает Маргарита. Во имя любви и веры в талант возлюбленного она преодолевает страх, слабость и сама творит свою судьбу.

Совесть

Ф.М.

Достоевский «Преступление и наказание»

В этом произведении Раскольников, главный герой романа, в поисках справедливости, перешел грань человеческого бытия. Убив старушку-процентщицу, он долго мучился, но понял, что человек не имеет права лишать других людей жизни, какая бы не была на то причина. И именно совесть, которая проснулась в нем, побудила его сознаться в этом преступлении.

Человек и Государство

Е.Замятин

«Мы»

В государстве далекого будущего, которое изображает Е.Замятин в романе «Мы» решены все проблемы: человеку подчинены стихии природы, все одеты, обуты, у каждого есть жилье и работа. К тому же государство освободило человека от необходимости принимать решения, сняв тем самым с него тяжелейшую ношу делать выбор. Чем же оплачено это «стопроцентное» счастье? Утратой свободы и личности. Граждане Единого государства живут в прозрачных домах, чтобы коллектив и агенты «Бюро хранителей» могли видеть , чем они заняты. Все жители одеты в униформу, вместо имен у них имена.

Писатель считает, что развитие государства и ход истории ведет к жесткому контролю коллектива над личностью, к безраздельному господству «мы» над «я», к полной зависимости человека от раз и навсегда установленных форм жизни. В сюжете и деталях романа Е.Замятин с поразительной точностью предсказывал развитие опасных социальных тенденций в тоталитарном государстве : культ личности, массовый террор, методы психологической обработки людей и превращение их в послушную массу, которой легко управлять. Так, например, Благодетель — ежегодно избираемый глава государства — собственноручно уничтожает поэта, осмелившегося написать иронические стихи в его адрес. Что за идеология питает режим этого Единого государства , Замятин не уточняет. Для писателя важно только то, что эта идеология подавляет свободу человека, уничтожает его личность.

Роль личности в истории

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Л.Н. Толстой отрицал возможность активного воздействия отдельной личности на историю, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания отдельного лица. Он рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из «бесчисленного количества людских произволов», то есть усилий каждого человека. Бесполезно противиться естественному ходу событий, напрасно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества.

Эта позиция писателя нашла отражение в романе «Война и мир». На примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона, Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед, создают великое и героическое, творят историю.

Роль личности в истории

А. С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин писал в "Медном всаднике"

...Природой здесь нам суждено

   В Европу прорубить окно...

Эти строки были написаны про Петра первого. Он - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю.

Проблема будущего России

 

Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшься ты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.

                 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.