Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Человек и природа//БАНК АРГУМЕНТОВ №1 (аргументы расписаны полностью) оригинал с https://vk.com/argumentsege. Нравственные проблемы



 

Человек и природа//БАНК АРГУМЕНТОВ №1 (аргументы расписаны полностью) оригинал с https://vk.com/argumentsege

Взаимосвязь человека и природы

Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»

По мере развития событий в жизни Григория Печорина изменяется и природа, отражая его настроение. Перед дуэлью с Грушницким главный герой видит «свежее и голубое» небо и «ярко сияющее солнце». Глядя на мертвого противника, он уже ощущает, что солнце тусклое и его лучи не греют. Кроме того, природа выполняет роль одного из действующих лиц. Так, гроза сделала свидание Печорина и Веры более длительным, а в дневнике перед встречей с княжной Мери он пишет, что воздух Кисловодска «располагает к любви». Природа помогает Лермонтову подчеркнуть свое авторское присутствие и отразить эмоциональное состояние героев.

Восприятие природы

Взаимосвязь человека и природы

Лев Николаевич Толстой

«Война и мир»

Старый, обломанный дуб, который встретился по дороге князю Андрею, был безжизненным и некрасивым. Он словно был воплощением состояния Андрея Болконского в период разочарования в жизни. Когда князь Андрей влюбляется в Наташу Ростову, ему встречается тот же дуб, но он преображен, зелен, красив. С ним произошли те же перемены, что и с самим Болконским. Князь Андрей вновь начал полноценно жить.

Во время боя под Аустерлицем Андрей Болконский обращает свое внимание на небо, он удивляется бескрайней чудесной красоте природы, ему кажется, что нет ничего, кроме этого неба. В этот момент он меняет свои убеждения, мировоззрение. Именно небо Аустерлица помогло князю Андрею найти свой новый путь в духовных исканиях.

Не каждый может увидеть, как красив мир. Это умение во многом зависит от того, живет ли человек по-настоящему. Болконский заметил красоту бездонного синего неба только тогда, когда лежал раненый на поле боя. В тот момент он понял, что важно, а что – нет.

Когда он лежал, тяжело раненый, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.

Писатель описывает чувства и эмоции Наташи Ростовой лунной ночью в Отрадном. Наташа любуется необыкновенной красотой почти неба, луной и хочет поделиться этим маленьким счастьем мс подругой Соней: ”Ах, какая красота!”. О, как радуется главная героиня при виде прекрасного! Наташа Ростова не может налюбоваться на лунную ночь, от переполняющих эмоций в ее голосе звенят слезы. Ночь кажется ей волшебно, будто такой никогда не было в ее жизни. Наташа так восхищается красотой ночи, что хочет взлететь к звездам! Поэтому, можно с уверенностью сказать, что красота природы делает главную героиню по-настоящему счастливой.

Взаимосвязь человека и природы

Иван Сергеевич Тургенев

«Отцы и дети»

Для Базарова природа – мастерская, а человек – работник. Он отвергает саму возможность эстетического наслаждения природой. В то время как сердце Аркадия – открыто к общению и восхищению ею. Каждый герой произведения пожинает плоды своего отношения к природе. Аркадию с ее помощью удается залечить душевные раны, а вот Базарову подаренное природой успокоение недоступно. Он не стремился к установлению контакта с ней, а «шел в лес и ломал ветки», когда ему было плохо. На этом примере И. Тургенев показывает, насколько важен плодотворный диалог человека с природой.

Взаимосвязь человека и природы

Влияние человека на природу

Влияние прогресса на природу

Евгений Иванович Замятин
«Мы»

Жители Единого государства отказываются от своего естественного начала, становятся «нумерами», а распорядок их жизни подчиняется рамкам Часовой Скрижали. Красоту природы заменили идеальные с точки зрения пропорции стеклянные здания, а любовь может быть доступна только, если есть розовая карточка. Д-503, главный герой произведения, может получить только математически выверенное счастье, обрести которое можно после удаления фантазии.

Влияние прогресса на природу

Михаил Афанасьевич Булгаков

«Собачье сердце»

Профессор Преображенский осуществляет сложнейший эксперимент по преобразованию собаки в человека. Однако он не может предугадать, что милый песик превратится в настолько отвратительную человеческую личность. Автор поднимает вопрос целесообразности действий человека по отношению к природе, если последствия этих действий невозможно предвидеть.

Потребительского отношения к природе

Михаил Юрьевич Лермонтов «Три пальмы»

Люди в стихотворении не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Дети оборвали зеленую листву, сами пальмы были безжалостно изрублены, «и медленно жгли их до утра огнем». А утром караван спокойно продолжил свой путь, оставив после себя лишь бесплодную почву. И что же мы видим теперь? Вместо зеленой сени листьев, «ныне все дико и пусто кругом». Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Влияние прогресса на природу

Валентин

Григорьевич Распутин

«Прощание с Матёрой»

Деревня Матёра и остров Матёра в связи со строительством на Ангаре плотины для электростанции подлежат затоплению. Уйдет под воду навечно все: и дома, и огороды, и луга, и кладбище. А с ними — вековой уклад, целый мир. Повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь из-за влияния прогресса на природу, мы теряем самое святое.

Взаимосвязь человека и природы

Антуан де Cент-Экзюпери

«Маленький Принц»

Герой сказки-притчи бесхитростно выражает свое мнение: «Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Человек не царь природы, а её часть, и если он следует её законам, то извечный миропорядок может нарушиться.

Тема отношений людей и животных, благотворного воздействия последних на человеческую душу проходит через ряд произведений литературы. Герой сказки Лис говорит Маленькому Принцу: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Нравственные проблемы

Проблема бессердечия, душевной черствости

Константин Георгиевич Паустовский «Телеграмма»

Яркая, наполненная жизнь Насти, которая живет вдали от состарившейся матери, занимает все ее внимание. Она редко навещает Катерину Ивановну, забывает писать письма, поскольку загружена важными делами. Получив телеграмму о болезни матери, она не сразу находит время отправиться в дорогу, потому по приезде не застает мать в живых. Перед смертью одинокая Катерина Ивановна так и не свиделась с дочерью, которую трепетно любила.

Проблема равнодушия

Антон Павлович Чехов

«Ионыч»

Привыкшие к комфорту и довольные собой, люди с обывательскими интересами – все это люди в футлярах. К ним относится и Старцев в «Ионыче», и Беликов в «Человеке в футляре». Когда доктор Старцев едет тройкой с бубенчиками, такой же, как хозяин, раскрасневшийся и пухлый кучер Пантелеймон выкрикивает: «Прррава держи!». Так он выражает их общую позицию: дорога должна быть чистой, им нет дела до чужих потребностей. Беликов постоянно твердит: «Как бы чего не вышло», проявляя тем самым свое равнодушие к бедам других людей. Эти духовно оскудевшие люди, возомнившие себя интеллигентами и хозяевами жизни, на самом деле, простые обыватели и мещане.

Проблема самопожертвования

Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский видит «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям, в самопожертвовании. Противопоставляя Раскольникова и Соню Мармеладову в романе «Преступление и наказание», писатель сталкивает революционное бунтарство Родиона с христианским смирением, любовью к людям Сонечки. Вера Сони, её самопожертвование убеждают Раскольникова «страдание принять». Он признаётся в преступлении и на каторге приходит к раскаянию.

Соня Мармеладова привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от неё зависят жизни её братьев и сестёр, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, В ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому.

Проблема самопожертвования

Михаил Афанасьевич Булгаков

«Мастер и Маргарита»

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимая его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – ради своей любви.

Проблема предательства

Михаил Афанасьевич Булгаков

«Мастер и Маргарита»

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, отдает приказ о казни бродячего философа Га-Ноцри Иешуа, хотя и не находит в его действиях состава преступления. Философ лишь критиковал великого кесаря. В душе Пилата борются два начала – доброе и злое. Побеждает палач, предавая Иешуа страшной казни и погибая при этом как личность. Содеянное мучит Пилата, заставляя признаться: «Предательство – самый страшный грех человека». А предал Пилат свои убеждения и человека, ставшего ему близким.

Проблема предательства

Василь Владимирович Быков «Сотников»

Предательство существует столько, сколько живет человек с его слабостями и недостатками. На путь предательства вступает герой повести В. Быкова «Сотников». Партизан Рыбак, попав в плен к немцам и стремясь спасти жизнь, предает отряд, а также людей, которые ему помогали выжить. А главное – он предает друга Сотникова, согласившись участвовать в его казни. Преступив истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.

Доброты и милосердия

Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова не может спокойно реагировать на страдания людей, поэтому она берет на себя еще большее страдание, чем они. Она обладает такой духовной силой, которая помогает ей, живя во зле, пребывать в добре и нести добро другим. Даже на каторге Соня ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением и добротой, и каторжные отвечают ей взаимностью. Ее образ прививает человеку доброту и милосердие, а именно учит доверять людям, любить их такими, какими они есть, видеть красоту в каждом, и прощать всех.

Общественное благо и счастье человека

Максим Горький «Старуха Изергиль»

Горьковский Данко пожертвовал жизнью ради счастья своего народа, символически вырвав собственное сердце и осветив им путь людям к свету и благополучию.

Общественное благо и счастье человека

Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

Героиня счастлива лишь тем, что бескорыстно помогает всем, кто обращается к ней за помощью. Она делает это с чистыми, светлыми помыслами. Душа её покойна. Матрена Васильевна, конечно, не ставит перед собой цель помочь всем, но ведь её односельчане – маленькая часть большого общества.

Проблема счастья

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Счастье каждый понимает по-разному. Герой рассказа, например, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

Проблема становления и крушения любви

Александр Иванович Куприн «Олеся»

Любовь у Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания, но бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.

Именно такая все поглощающая любовь коснулась полесской ведьмы Олеси, которая полюбила доброго, но только «слабого» Ивана Тимофеевича. На фоне чудесного пробуждения весенней природы зарождается любовь, а прощаемся мы с героями повести под аккомпанемент разбушевавшейся стихии.

Человеческая злоба, предрассудки, боязнь осуждения разрушают это прекрасное чувство.

Проблема становления и крушения любви

Иван Сергеевич Тургенев «Ася»

В произведении И.С. Тургенева «Ася» с удивительной теплотой и нежностью описывается история любви двух героев: господина Н.Н. и Аси.

Отдыхая в Германии Н.Н., случайно познакомился с Гагиным и Асей. Девушка сразу понравилась господину Н.Н. Они стали встречаться, и вскоре симпатия друг к другу переросла в большое чувство. Ася первой признается ему в любви, но господин Н.Н, хотя испытывал к Асе возвышенное чувство, не сумел сказать «люблю». Герои расстаются. Осужденный на одиночество бессемейного бобыля герой вынужден проживать скучные годы и жить счастливыми минутами воспоминаний об утраченной любви.

Нравственная деградация человека

Антон Павлович Чехов

«Ионыч»

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.  

Нравственная деградация человека

Антон Павлович Чехов

«Крыжовник»

Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

Проблема верности данному слову

Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека»

Андрей бежит из плена, но испытание войною продолжается. Бомбой разрушен его дом, погибла семья, в последний день войны убит в Берлине сын. Но человеческий гуманизм, жизнелюбие живут несмотря ни на что. Соколов встречает сироту Ванюшку - и жизнь его обретает цель и смысл. В нем пробуждается потребность любить и отдавать себя людям, доброта, сердечная щедрость. Вот пример истинного гуманизма! И мы верим, что рядом с таким отцом Ванюшка вырастет настоящим человеком.

Проблема верности данному слову

Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»

В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути.

Проблема верности данному слову

Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»

Вспоминается также «милый идеал» Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Хрупкая и нежная девушка, любя Онегина, однако остаётся преданной женой, сохраняя верность данному слову и честь.

Проблема верности данному слову

Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский»

Обвенчавшись со стариком Верейским, которого она не любила, Маша Троекурова остается верной своему обету. И даже когда Дубровский, которому принадлежало ее сердце, останавливает свадебный кортеж, возвращавшийся из церкви, она отказывается нарушить клятву, данную супругу.

Проблема образования

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» описывает, как формируется неприспособленный к жизни человек. Ее главный герой Митрофанушка никогда не хотел учиться, был бездельником и вырос «пустым» человеком.

Роль учителя в жизни человека

Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского»

Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

Взаимоотношение отцов и детей

Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»

Самсон Вырин без памяти любит дочь и находит в ней свое счастье. Пока она рядом, в доме чисто, тепло и уютно. Однако картины с изображением библейской истории блудного сына не зря намекали на скорый конец отцовского благоденствия. Самсон остается один и теряет смысл своего существования. Когда дочь возвращается, уже поздно: отец умер.

Истинные и ложные ценности

Михаил Александрович Шолохов

«Тихий Дон»

Григорий Мелехов на протяжении долгого времени пытается найти ответы на важные для себя вопросы. Эти поиски истины приводят его то к красным, то к белым. «Истину» каждых Григорий по началу принимает, а потом видит ложь и обман, жестокость и произвол. Григорий теряет родных и близких людей. В финале романа герой приходит к пониманию того, что главное для него – возможность спокойно жить на своей земле, возделывать её, любить и заботиться о своих детях.

Истинные и ложные ценности

Иван Алексеевич Бунин «Человек из Сан-Франциско»

Безымянный герой всю жизнь служил золотому тельцу. Но оказалось, что деньги, слава, известность не имеют никакого значения перед лицом смерти. В погоне за достатком мимо господина прошло самое главное – милосердие, духовность, любовь, радость жизни.

Проблема непростого мира ребенка

Владимир Галактионович Короленко «Дети подземелья»

Мальчик Вася, рано потерявший мать, оказывается добрым и чутким человеком. Встретив бездомных Марусю и Валька, он привязывается и старается помочь им. Видя недетский поступок своего сына, отец мальчика находит в себе силы очнуться от своего горя и повернуться к собственным детям.

Одиночество человека в толпе

Федор Михайлович Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Не нашлось никого, кто смог бы протянуть руку помощи мальчику из рассказа Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Писатель изображает людей, которые безучастны к судьбе ребенка даже в Рождественскую ночь.

 

Значение труда в жизни человека

Михаил Александрович Шолохов

«Тихий Дон»

Казаки получали такое удовольствие от работы, что всегда с радостью ходили на сенокос. Каждый надевал на это мероприятие белую рубаху, желая красиво выглядеть, потому что труд был для них настоящим праздником. Во время косьбы казаки пели песни и гутарили, поэтому, можно сказать, работа не только дарила им душевное наслаждение и возвращала к жизни в тяжелое военное время, но и сплочала между собой.

Значение труда в жизни человека

Александр Исаевич Солженицын

«Матренин двор»

 

Матрены Васильевна — главная героиня — всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за ее болезни ее оттуда выпустили и теперь уже привлекали тогда ,когда другие отказывались. Работа она не за деньги , денег никогда не брала. Потом после ее смерти, золовка ее , у которой поселился рассказчик , припоминала эту ее странность. Для героини труд не наказание, а неотъемлемая часть существования.

Значение труда в жизни человека

Александр Сергеевич Пушкин

«Евгений Онегин»

В этом произведении показывается, какими последствиями чревато отсутствие труда. Главный герой Евгений Онегин, умный и образованный юноша, был несчастен, потому что «труд упорный был ему тошен». Выросший в праздности, Онегин не научился самому главному- терпеливому труду. Именно из-за этого его жизнь превратилась в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви».

Нравственная стойкость человека

А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.