Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иван Дмитриевич Папанин



  Иван Дмитриевич Папанин

 

Советский исследователь Арктики, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза.

Родился в Севастополе 14 (26) ноября 1894 года в семье матроса Военно-Морского флота. Проучившись
4 года в начальной школе, Папанин в 1908 году пошел работать на завод. В 1914 году был призван на военную службу (попал на флот). В 1918—1920 годах участвовал в Гражданской войне на Украине и в Крыму (организация диверсий и повстанческих отрядов). С 1920 года — комиссар оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта. С ноября
1920 года по рекомендации назначен комендантом Крымской ЧК, работал также следователем. В 1921 году переведен в Харьков военным комендантом Украинского ЦИК, затем с июля 1921 по март 1922 года работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота.

В 1922 году переведен в Москву комиссаром хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел, в 1923 году — в Народный комиссариат почт и телеграфов управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны. В 1923—1925 годах проходил обучение на Высших курсах связи, после которых был направлен в Якутию в качестве заместителя начальника экспедиции по строительству радиостанции.

В 1932—1933 был начальником полярной станции Бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа), а в 1934—1935 годах — станции на Мысе Челюскин.

В 1937—1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. И.Д. Папанин вместе с радистом станции Кренкелем получили степени докторов географических наук.

В 1939—1946 годах работал начальником Главсевморпути, с 15 октября
1941 года — также Уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море. С 1946 по 1949 год — на пенсии по болезни (стенокардия).

С 1949 до 1951 год был заместителем директора Института океанологии
АН СССР по экспедициям, с 1951 года и до конца жизни возглавлял Отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. С 1956 года — одновременно директор Института биологии внутренних вод АН СССР в поселке Борок. Председатель Московского филиала Географического общества СССР.

Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов от Карельской АССР.

Умер 30 января 1986 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

Михаил Матвеевич Данилов

 

31 января 1901 — 24 октября 1963 — советский военачальник, генерал-майор.

28 апреля 1919 года добровольно вступил в РККА и зачислен красноармейцем в команду гренадер 29-й стрелковой дивизии. 5 мая убыл с дивизией на Восточный фронт, где воевал с войсками адмирала А.В. Колчака на екатеринбургском направлении. В октябре вместе с полком убыл на Южный фронт в город Харьков, участвовал в борьбе с вооруженными формированиями Н.И. Махно на Украине.

4 октября 1941 года майор Данилов был назначен командиром 437-го стрелкового полка 154-й стрелковой дивизии Брянского фронта. За стойкость и мужество, проявленные в боях под Брянском, Тулой и Калугой, полк был преобразован в 137-й гвардейский в составе
47-й гвардейской стрелковой дивизии, а Данилов награжден орденом Ленина (08.06.1942).

В ноябре — декабре 1942 года назначен заместителем командира 346-й стрелковой дивизии, которая в составе 5-й танковой армии Юго-Западного фронта вела бои в районе города Серафимович.

С 6 декабря 1942 года командовал 119-й стрелковой дивизией, которая в составе Юго-Западного фронта участвовала в контрнаступлении под Сталинградом.

16 декабря 1942 года за боевые отличия в боях под Сталинградом дивизия была преобразована в
54-ю гвардейскую. Во второй половине декабря дивизия в составе этих же армии и фронта принимала участие в Среднедонской наступательной операции, в боях по уничтожению группировки противника в районе Нижнечирская, Тормосин. Затем до середины февраля 1943 года ее части наступали в направлении Морозовский, Тацинская, Белая Калитва.

12 февраля 1943 года дивизия была переброшена в район города Каменск-Шахтинский, где вошла в подчинение 3-й гвардейской армии Юго-Западного фронта. В середине февраля она была переброшена в район юго-западнее Ворошиловграда и вела здесь наступательные бои вплоть до начала марта, после чего перешла к обороне на рубеже Веселая, Тарасовка.

С 8 августа 1943 года дивизия была включена в состав 5-й ударной армии Южного фронта и участвовала в Донбасской наступательной операции, в освобождении городов Иловайск, Макеевка, Сталино (Донецк). Приказом ВГК от 8 сентября 1943 года ей как особо отличившейся в боях при освобождении Донбасса было присвоено почетное наименование «Макеевская». Всего в период освобождения Донбасса и Левобережной Украины дивизия с боями прошла свыше 500 км, освободила от врага 128 населенных пунктов. В последующем, находясь в составе 5-й ударной армии Южного
(с 20 октября 1943 года — 4-го Украинского) фронта, ее части принимали участие в Никопольско-Криворожской наступательной операции. С 31 января 1944 года дивизия вела боевые действия по ликвидации никопольского плацдарма противника. 8 февраля она форсировала реку Днепр в районе Малая Лепетиха, захватила плацдарм на ее правом берегу и удерживала его до переправы других частей.
За успешные боевые действия и нанесение большого ущерба противнику в живой силе и технике по ликвидации никопольского плацдарма дивизия была награждена орденом Красного Знамени (13.02.1944).

30 июля 1944 года она форсировала реку Западный Буг и вела наступательные бои на территории Польши.

С 13 октября 1944 года дивизия в составе армии была подчинена 3-му Белорусскому фронту и вела боевые действия в Восточной Пруссии, участвовала в Гумбинненской, Инстербургско-Кенигсбергской наступательных операциях, в ликвидации восточно-прусской группировки противника юго-западнее Кенигсберга. За образцовое выполнение заданий командования при разгроме группы немецких войск юго-западнее Кенигсберга дивизия была награждена орденом Кутузова 2-й ст. (26.04.1945).

С 1 по 19 апреля 1945 года дивизия была передислоцирована на 1-й Украинский фронт и в его составе участвовала в Берлинской наступательной операции, вела бои по уничтожению окруженной группировки противника юго-восточнее Берлина, пытавшейся прорваться из кольца окружения в районе Барут, Вюнсдорф, Штенберг.

С 3 по 11 мая 1945 года части дивизии принимали участие в Пражской наступательной операции.

 

Владимир Константинович Коккинаки

 

Советский летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации.

Родился 12 (25) июня 1904 года в Новороссийске.

В 1921 году окончил три класса начальной школы. Работал в колхозе на виноградных плантациях, был матросом и грузчиком в порту.

С декабря 1925 года — в РККА, до июля 1927 года служил в пехоте. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС МВО. В апреле-декабре 1931 года — летчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.

20 апреля 1936 года впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжелом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30.

27—28 июня 1938 года на самолете ЦКБ-30 «Москва» экипаж в составе летчика В. К. Коккинаки и штурмана А.М. Бряндинского совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяженностью 7580 километров (6850 километров по прямой).

Стартовав 27 июня в 8 час. 36 мин. с подмосковного аэродрома в Щелково, 28 июня в 16 часов 12 минут по местному времени самолет приземлился в г. Спасск-Дальний. Полет продолжался больше суток (24 часа 36 минут). Коккинаки и Бряндинский установили рекорд скорости на двухместном самолете, одновременно проложив новый кратчайший путь от Москвы к берегам Тихого океана.

За выполнение этого перелета летчику-испытателю Коккинаки Владимиру Константиновичу и штурману Бряндинскому Александру Матвеевичу 17 июля 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

28—29 апреля 1939 года на самолете ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М.Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелет Москва — Северная Америка (по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — остров Мискоу) протяженностью 8000 километров. 14 января 1965 года
В.К. Коккинаки по решению Международной авиатранспортной ассоциации награжден бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.

2 января 1963 года экипаж под командованием В.К. Коккинаки совершил первый испытательный полет на лайнере Ил-62.

Владимиру Константиновичу принадлежат также 22 мировых рекорда.

Руководитель испытаний новых типов самолетов (1941—1945). Вице-президент (1961), президент (1967—1968), с декабря 1968 года — почетный президент Международной авиационной федерации.

    Владимир Коккинаки умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Ефим Павлович Славский

 

26 октября (7 ноября) 1898, село Макеевка, Область Войска Донского — 28 ноября 1991, Москва) — советский государственный и партийный деятель, специалист в области цветной металлургии, руководитель советской атомной промышленности. Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1954, 1962). Один из руководителей проекта по созданию советского ядерного оружия. Министр (председатель госкомитета) среднего машиностроения СССР (1957—1986). Член ЦК КПСС (1961—1990). Депутат Верховного Совета СССР 5—11-го созывов.

В рядах Красной армии служил до 1928 года, участвовал в Гражданской войне 1918—1920 годов — воевал в составе Первой Конной армии. Окончил Московский институт цветных металлов и золота в 1933. В 1933—1940-х работал на заводе «Электроцинк» в Орджоникидзе инженером, начальником цеха, главным инженером, директором завода.

В 1940—1941 годах назначен директором Днепровского алюминиевого завода в Запорожье, в 1941—1945 — Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском.

В 1945—1946 годах работал заместителем наркома цветной металлургии СССР.

В 1946—1953 занимал пост заместителя начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР. Одновременно в 1947—1949 годах был директором комбината № 817.

1949 год — Сталинская премия. Удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1953—1957 годах был первым заместителем министра среднего машиностроения СССР. 1954 год — второй раз присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1957—1963 годах и позже — с 1965 года был министром среднего машиностроения СССР. В 1963—1965 годах был председателем Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР. Имеет непосредственное отношение к созданию «атомных городов» Актау (Шевченко) (Мангистауская область), Озерск (Челябинская область), Северск, Зеленогорск, Железногорск, к строительству практически всех АЭС Советского Союза в период до 1980-х гг. Кроме этого с санкции атомного министра спецстройподразделениями Минсредмаша СССР возводились многие социальные объекты страны, такие как Сибирский ботанический сад, Новосибирский Академгородок, Томский Академгородок, сибирский курорт «Белокуриха» и др.

В частности, в августе 1957 года принял решение о строительстве Сибирской АЭС в составе Сибирского химического комбината.

В 1962 году Славский всячески поддерживал проект запуска широкомасштабной программы «мирных атомных взрывов», подготовленной Ю. Трутневым и Ю. Бабаевым, в том же году Славский стал трижды Героем Социалистического Труда. 1980 год — удостоен Ленинской премии.

Ноябрь 1986 года — вышел на пенсию.

Член ЦК КПСС (1961—1990). Депутат Верховного Совета СССР 5—11-го созывов
(с 1958 года).

Скончался 28 ноября 1991 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Александр Ильич Скнарев

 

(22 мая 1912 — 16 октября 1944) — штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, гвардии майор. Герой Советского Союза.

Родился в 22 мая 1912 году в селе Володарское ныне Володарского района Кокчетавской области Республики Казахстан в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. По комсомольскому призыву поехал на Украину, работал на строительстве шахты в Донбассе.

В 1931 году был призван в Красную Армию Макеевским райвоенкоматом.

В сентябре 1941 года был переведен штурманом в
122-ю транспортную авиационную эскадрилью, летал на тяжелых бомбардировщиках «ТБ-З». В феврале 1942 года был арестован и приговорен к расстрелу. По официальной версии: незаконно вскрыл продовольственный склад на одном из удаленных авиационных постов. По рассказам сослуживцев, во время вынужденной посадки нашел продукты на брошенной заимке и затем раздал в гарнизоне женщинам, а склад был разграблен в другом месте, но в этом обвинили Скнарева. После обращения с ходатайством о помиловании Постановлением Верховного Суда СССР от 21 мая 1942 года высшая мера наказания была заменена на 10 лет лишения свободы с отправкой на фронт.

В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Воевать начал в должности воздушного стрелка-бомбардира в 118-м разведывательном авиационном полку на летающей лодке МБР-2. Должность обязывала Скнарева трудиться штурманом и бомбардиром. При выполнении разведывательных заданий, которые совмещались с бомбардировкой портов и кораблей противника, он показал себя умелым воином и навигатором. 26 февраля 1943 года подбил немецкий истребитель Ме-109, проявил мужество и находчивость при спасении экипажа горящего гидросамолета, приводнившегося в море. Был награжден орденом Красного Знамени.

3 марта 1943 года военный трибунал Северного флота пересмотрел дело штрафника-штурмана с учетом проявленного им героизма на войне и определил: «Скнарева от отбывания наказания освободить полностью и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1943 года считать не судившимся». Ему вернули звание капитана.

Капитан Скнарев получил назначение на должность штурмана 1-й эскадрильи
29-го бомбардировочно-пикировочного полка. В течение весны освоил пикирующий бомбардировщик Пе-2.

В феврале 1944 года Скнарева перевели в торпедоносную авиацию, он стал штурманом эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка. За короткое время освоил американский самолет А-20Ж «Бостон». Участвовал в полетах на «свободную охоту», групповых атаках, летал днем и ночью. После успешно выполненных заданий в марте 1944 года его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, летом удостоился второго ордена — Красного Знамени и его повысили в звании.

16 октября 1944 года на подходе к каравану вражеских судов в районе мыса Хибергнесет самолет был подбит зенитной артиллерией, но несмотря на это, с боевого курса не свернул. Экипаж горящего торпедоносца с дистанции 800 метров сбросил торпеду, потопил противника водоизмещением в 6-8 тысяч тонн. Объятый пламенем самолет врезался в воду, экипаж погиб, до конца выполнив воинский долг.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии майору Скнареву Александру Ильичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.