|
||||
Двудольные ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Двудольные
| ||||
Билет № 10
1. Деление клетки. Биологическое значение митоза и мейоза.
· Деление клеток – процесс их размножения.
Митоз - основной способ деления клеток, когда из одной материнской образуется 2 дочерние клетки.
Мейоз – способ деления клеток, в результате которого из 1 материнской образуется 4 дочерних клетки.
Значение – увеличение численности клеток.
2. Проанализируйте особенности высшей нервной деятельности человека. Сравните условные и безусловные рефлексы.
· Высшая нервная деятельность человека отличается от ВНД животных (мышление и речь). У человека в процессе его трудовой деятельности возникает речь, сознание, отвлеченное мышление.
Первая сигнальная система действительности – это система наших ощущений, восприятий, впечатлений.
Вторая – речь, письмо.
3. У хорошо тренированного человека, спортсмена, в период выполнения физической нагрузки, ударный объем сердца, может быть равен 150 мл, а пульс 200 ударов в минуту. Чему будет равен объем крови, поступающей из сердца в сосуды за минуту. 0.15*200=30 л Объем крови, поступившей из сердца в сосуды за минуту 30 литров. В состоянии покоя лежа 4-6 литров в минуту 150- 20 мл. | ||||
Билет № 11 1. Охарактеризуйте строение и функции листа. Назовите виды листьев и приведите примеры. Лист состоит из листовой пластины, черешка и прилистника. Листья бывают простые и сложные: Простой Лист (у клена, липы) - это тот, у которого на черешке одна листовая пластины, сложный (у рябины и ясеня) - у которого их несколько. Также у листьев бывает разное жилкование - сетчатое, дуговое и параллельное. Функции листьев: испарение влаги и процесс фотосинтеза. 2. Дать характеристику царства Вирусы. Назовите особенности строения и процессов жизнедеятельности. Расскажите о значении вирусов. · Вирус - простейшая форма жизни , состоит из белковой оболочки (капсид) и ДНК и РНК. Способен инфицировать живые организмы; по строению делится на: Простые (вирус табачной мозаики) и сложные ( Грипп, ВИЧ) · Этапы жизнедеятельности вируса: 1) Прикрепление в клетке - хозяина. 2) Проникновение в клетку. 3) Редупликация вирусного генома. 4) Синтез вирусных белков и самосборка капсида. 5) Выход из клетки. · Значение: поражает клетки всех живых организмов. Является причиной возникновения вирусных заболеваний (СПИД и т.д.) 3. Задание на определение форм бактерий. Одноклеточные стали называть Бактериями так как от греч. «бактерион» означает палочка. Означает ли это, что бактерии имеют лишь форму палочки? Используя рисунки запишите формы бактерий. А – Шаровидные Кокки Б – Палочковидная Бациллы В – Спиралевидная Спириллы Г - Бактерии в форме запятой Вибрионы | ||||
Билет № 12 1. Дать определение понятию пластический обмен. Объясните, как осуществляется биосинтез белка. · Пластический обмен —синтез органических веществ в клетке с использованием энергии. · Биосинтез белка: 1 этап-транскрипция (происходит в ядре). При этом на ДНК создаётся информационная РНК (и-РНК), содержащая информацию об одной белковой цепи. И-РНК через поры выходит из ядра и направляется в цитоплазму. 2 этап-трансляция-происходит на рибосоме. Он заключается в сборке белковой молекулы из аминокислот. К и-РНК подходят транспортные РНК (т-РНК), соединённые с аминокислотами. Если это та аминокислота, которая закодирована в данном фрагменте и-РНК, она присоединяется к белковой цепи. Так продолжается до тех пор, пока не будет собрана вся молекула белка. Готовая молекула транспортируется по ЭПС (эндоплазматическая сеть). Все реакции биосинтеза белка идут с поглощением энергии, с участием ферментов (белков-катализаторов). 2. Дайте характеристику Надкласса рыбы. Перечислите особенности строения и жизнедеятельности. Надкласс рыбы – позвоночные животные; 2 класса: Хрящевые (акула, скат и т.д.) и костные (щука, окунь, ясь). Особенности строения: Органы дыхания - жабры. Сердце двухкамерное, кровеносная система замкнутая.Органы чувств рыб приспособлены только к жизни под водой.Скелет костный или хрящевой. Имеется специальный орган - плавательный пузырь. Рыбы покрыты чешуей, а глаза не имеют век. Особенности жизнедеятельности:Жизнедеятельность рыб зависит от температуры воды,могут переносить мороз и жару.Обитают как в соленых водоемах,так и в пресных,плавают в основном группами. 3. Определите взаимоотношения, в которые вступают друг с другом перечисленные организмы: водоросли и грибы в лишайнике, лисица и заяц, культурное растение и сорняк, печеночный сосальщик и корова. К какой группе экологических факторов относят эти взаимоотношения? 3) водоросли и грибы в лишайнике – это симбиоз (взаимовыгода) 4) лисица и заяц-вид взаимоотношений «хищник-жертва» 3)Лисица и волк- конкуренция. 5) печёночный сосальщик и корова-это паразитизм (хозяин – паразит) К биотическим факторам относят эти взаимоотношения (биотические, значит – явления живой природы). |
Билет № 13
1. Дать определения основным понятиям генетики. Объясните и проанализируйте опыты и законы Г.Менделя.
· Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности признаков живых организмов и их изменчивости.
· Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому.
· Изменчивость – свойство организмов приобретать новые, по сравнению с родительскими, признаки.
Мендель для своих опытов взял горох, потому как: 1) его легко выращивать и имеет короткий срок развития, 2) имеет многочисленной потомство, 3) Много сортов, 4) самоопыление, 5) Возможность искусственно скрещивать сорта.
Он отобрал сорта гороха, которые имели четкие различия по семи признакам: семена желтые и зеленые, гладкие и морщинистые, цветки красные и белые, растения высокие и низкие и т.д. На основе опытов с горохом, Мендель основал законы:
1) Первой закономерностью наследования, обнаруженной Менделем, было то, что все гибриды первого поколения имели одинаковый фенотип и наследовали признак одного из родителей. Этот признак Мендель назвал доминантным. Признак другого родителя, не проявившийся у гибридов, был назван рецессивным. Эта закономерность получила название I закон Менделя (закон единообразия).
2) В ходе анализа второго поколения была установлена вторая закономерность: расщепление гибридов на два фенотипических класса (с доминантным признаком и с рецессивным признаком) в определенных числовых отношениях. И Мендель установил, что расщепление в моногибридном скрещивании соответствует формуле 3 : 1 (на три растения с доминантным признаком, одно — с рецессивным). Эта закономерность получила название II закона Менделя (закон расщепления).
2. Дайте характеристику царства грибов, отметить их особенности, классификацию и значение.
Царства грибов.
Нет хлорофилла; гетеротрофы; оболочка клетки содержит хитин; накапливают гликоген.
Грибы:
Значение грибов: Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Для человека: пища, лекарства (пенициллин); Вызывают болезни у растений, животных и человека (отравление грибами).
3. После летней стрижки верблюдов расход воды на испарение увеличился у них на 50%. Почему это произошло? В какое время года вы рекомендуете стричь животных? Расход увеличивается из-за уменьшения теплоизоляционного слоя (которым является шерсть), и жара влияет на верблюда сильнее, поэтому он для охлаждения организма расходует больше жидкости. Стричь животных лучше тогда, когда шерсть становится слишком длинной, ну а верблюдов можно зимой, в жарких странах они не замерзнут. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 14 1. Генетика человека. Сцепленное с полом наследование. Методы изучения наследственности. Генетические проблемы сохранения здоровья. · Генетика человека - изучает закономерности наследственности и изменчивости у человека. · Сцепленное с полом наследование – признаки, наследуемые с половыми хромосомами. -Признаки, гены которых расположены вY хромосоме, передается от отца к сыну. - Признаки, гены которых расположены в X хромосоме, передается от мамы к сыну или дочери, а от отца к дочери. -Примеры: цвет глаз у дрозофилы; гемофилия, дальтонизм у человека. · Методы изучения наследственности: 1) Генеалогический: составление и исследование родословных. 2) Цитогенетический: изучает хромосомные наборы здоровых и больных людей. 3) Близнецовый: изучает генотипические и фенотипические особенности близнецов. 4) Биохимический: Изучает химический состав внутриклеточной среды, крови, тканевой жидкости. · Генетические проблемы сохранения здоровья: Науке известно около 6 тыс. наследственных заболеваний (тугоухость, нарушение зрения, задержка психофизического развития, бесплодие и т.д.). От них не застрахован ни один родитель. Если одним генетическим заболеванием больны оба родителя, риск возрастает. 2. Дайте характеристику Водорослям. Рассказать о размножении и значении водорослей. · Водоросли – одноклеточные (хламидомонада) и многоклеточные (спирилла) низшие растения, которые живут в воде. · Размножение водорослей: Бывает бесполым (вегетативное, спорами) и половым (слияние гамет). · Значение водорослей: 1) Удобрение. 2) Используется в химической промышленности. 3) Биологическая очистка сточных вод. 4) Получение лекарственных препаратов. 5) Обогащение воды кислородом. 6) Пища для живых организмов. 3. В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему? Если яркая кровь, то артериальное кровотечение. Нужно вызвать скорую помощь, наложить жгут выше раны, надавить на место кровотечения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 15 1. Дайте определения основным экологическим факторам, и объяснить их действие на живые организмы. Экологические факторы: 3) Биотические (живая природа) 4) Абиотические (не живая природа: свет, температура, вода и т.д.) 5) Антропогенные (деятельность человека) Их действия на живые организмы: 1) Антропогенные: загрязнение атмосферы, гидросферы и т.д., Уничтожение лесов, эрозия почв и т.д. 2) Биотические: Взаимодействие между особями вида или особями разных видов. 3) Абиотические: Свет влияет на фотосинтез и развитие растений. Температура влияет на приспособляемость и жизнедеятельность организмов (чрезмерно высокие температуры приводят к иссушению, ожогам, разрушению хлорофилла и к смерти). Влажность делит растения на 3 группы: 1.гиграфиты (обитают в увлажненных местах); 2.Мезофиты (обитают в достаточно увлажненных местах); 3. Ксерофиты (в сухих местах). 2. Характеристика высших споровых растений на примере Мохообразных. Рассказать о размножении и значении мхов. · Мхи имеют стебли, листья и ризоиды. 10 тыс. видов. Они короткие (50 мм), но водные намного выше (более полутра метра) · Размножение мхов: Полове (митоз) (гаметофит) и бесполое (мейоз) размножение спорами (спорофит). · Значение мха: В природе –1) Моховой покров может накапливать и удерживать радиоактивные вещества; 2) важная роль в регуляции водного баланса ландшафтов (так как способны впитывать и удерживать большое количество воды). В деятельности человека- 1)Вредят сельскохозяйственным землям, сопутствуя их заболеваниям; 2) предохраняют почву от эрозии; 3) применение в медицине; 4) В строительстве, в качестве утеплителя; 5) В цветоводстве, в качестве наполнителя. 3. Решите задачу. Вы заводчик собак. Охотник давно мечтает купить собаку, но только с черной шерстью. Наконец он нашел такую собаку, но сомневается в чистоте цвета. Предложите вариант проверки, который поможет охотнику принять решение относительно своей покупки. Учтите, что у собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным цветом. Для того, чтобы узнать, скрещиваем черную собаку с кофейной особью с генотипом aa. Возможно два варианта: 1) Особь оказалась доминантной гомозиготной. Тогда все потомки будут черными гетерозиготными, как было в 1 опыте Менделя. АА х аа = Аа
2) Черная собака оказалась гетерозиготной, тогда потомство даст расщепление 1:1, или 50%:50%.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 16
1. Дать определение изменчивости и назвать ее виды. Дать определение термину мутация. Проанализировать генные, геномные и хромосомные мутации. Объяснить причины возникновения мутации.
Изменчивость – свойство организмов приобретать новые, по сравнению с родительскими, признаки. Виды:
Виды мутаций:
2. Дайте характеристику Папоротникообразных. Особенности строения и значение растений. Папоротникообразные – (хвощи, плауны, папоротники) Многолетние высшие растения, имеют: стебли, листья и корни. Папоротники – многолет. высш. споровое растение, которое растет в тенистых влажных местах, имеют хорошо развитые корневища. Значение – Пища; Медицина; комнатные растения; Стволы древовидных папоротников служат в тропиках строительным материалом.
3. Напишите цепь ДНК, комплементарную показанной цепи и -РНК: УАА-ЦГГ-ААЦ-ГАУ- УГГ-АГА-УЦГ-ГГУ. Знать:
Ответ: АТТ-ГЦЦ-ТТГ-ЦТА-АЦЦ-ТЦТ-АТЦ-ЦЦА (ДНК) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 17
1. Дать определение термину онтогенез. Объяснить этапы эмбрионального и постэмбрионального развития организмов.
Онтогенез – это развитие организма, которое начинается с образования зиготы, и продолжается в течении всей его жизни и заканчивается смертью.
2. Дайте характеристику Голосеменным. Назовите биологические особенности строения и размножения. Рассказать о значении хвойных растений. Голосеменные – (ель, пихта, лиственница, сосна, кипарис). Хвоя (игольчатые листья), только деревья и кустарники, вечнозеленые, имеют шишки и смолу, кот. Содержит фитонциды. Размножение: размножаются семенами, Половое размножение (слияние гамет), вегетативное встречается очень редко. Значение: обогащают воздух кислородом, леса регулируют таяние снега, ослабляют силу ветров; человек использует в хоз. Деятельности; в пищу, в медицине. 3. В чем заключается механизм искусственного дыхания. Оказание первой помощи утопающему. Искусственное дыхание – неотложная мера первой помощи при утоплении, удушении, поражении электрическим током, тепловым и солнечным ударом. Используется для восстановления дыхания. Механизм: Пострадавшего положить на горизонтальную поверхность; если челюсть плотно сжата – раздвинуть; запрокинуть голову пострадавшего назад, положив одну руку на лоб, а другую на затылок; сделать глубокий вдох, нагнувшись к пострадавшему, герметизировать своими губами область его рта и сделать выдох (1 секунда) – способствует подъему грудной клетки пострадавшего. При этом ноздри его должны быть закрыты, а рот накрыт марлей или нос. платком (гигиена). Частота искусственного дыхания – 16 – 18 раз в минуту; периодически освобождать желудок пострадавшего от воздуха, надавливая на поджелудочную область.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 18
1. Методы селекции. Особенности селекции растений и животных.
Методы селекции:
1)искусственный отбор – выбор наиболее ценных пород и сортов дл дальнейшего развития.
2)гибридизация – скрещивание организмов с различной наследственностью.
(инбридинг – близкородственное скрещивание)
3)Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом в клетках растений или животных.
4)Мутагенез – процесс возникновения в организме мутаций ( спонтанно или под воздействие мутагена).
Особенности селекции:
2. Дайте характеристику Покрытосеменным растениям. Какие особенности позволили покрытосеменным занять господствующее положение на Земле? Покрытосеменные -по всему земному шару, особенно во влажных тропиках. Нличие цветка, стержневая корневая система, имеется камбий; особенности: сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семенах. К ним относятся все растения класса двудольные. Господ. положение на Земле,т.к. только у них есть цветок и плод, а еще двойное оплодотворение. Семена покрыты оболочкой (околоплодником). 3. Колибри, крохотные птицы западного полушария, питаются нектаром цветов и мелкими насекомыми. За день они съедают корма вдвое больше, чем весят сами. Колибри очень активны, частота взмахов крыльев у разных видов от 20 до 100 в секунду, частота сокращений сердца – до 1000 ударов в минуту. С наступлением сумерек колибри садятся на ветки и впадают в оцепенение. Температура их тела падает до +17 ˚С.. Объясните, в чем выгоды такого приспособления. У колибри днем очень быстро происходит обмен веществ, и они тратят много энергии при полете. Когда же птицы спят, такой обмен веществ невыгоден для колибри и снижается его интенсивность. |
Билет № 19
1. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции.
Эволюционное учение Ч. Дарвина:1. Все виды живых организмов никогда небыли кем-то созданы; 2. Возникнув естественным путем, органические формы постепенно усовершенствовались в соответствии с окружающими условиями; 3. В основе преобразования лежит наследственная изменчивость; 4. Сложные взаимодействия организмов друг с другом и с окружающей средой. Эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.
Движущие силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор.
2. Дать характеристику Подцарства Простейшие. Рассказать об особенностях жизнедеятельности и классификации. Отметить значение простейших в природе и в жизни человека.
Простейшие – одноклеточные животные; жизненные функции: обмен веществ, раздражимость, движение, размножение; Среды обитания: морские и пресные водоемы, почва, организмы растений, животных и человека; некоторые имеют наружный скелет – раковина; Движение осуществляется жгутиками, ресничками, ложноножками; Питание:гетеротрофы; Дыхание через всю поверхность клетки; При неблагоприятных условиях образуются цисты (защитная оболочка); Размножение: а) Бесполое: деление клетки надвое, множественное деление, спорообразование, почкование.
Б)Половое: конъюгация, слияние гамет.
Классы:
Значение: В природе: 1. Пища для обитателей водоемов; 2. Обогащение водоемов кислородом; 3. Раковинные простейшие образуют осадочные породы; 4. Принимают участие в почвообразовании; 5. Улучшает переваривание пищи у животных. В жизни человека: 1. Индикаторы чистоты водоемов; 2. Искусственно выращиваются человеком для корма молоди прудовых и аквариумных рыб; 3. Являются паразитами, вызывают опасные заболевания (амеба дизентерийная). 3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при перегревании, ожогах и обморожениях. Перв. Помощь при ожогах: 1) Термические ожоги: · убрать поражающий фактор! · Охладить место ожога 1 и 2 степень - охлаждатьпроточной водой 10 - 15 мин 3 и 4 - чистая влажная повязка, потом охладить с повязкой в стоячей воде (вызвать врача) · закрытьвлажной повязкой · покойи противошоковые меры · снять все вещи с обожженного участка тела. Прилипшую одежду отрезать вокруг, нельзя отрывать от ожога. Нельзя: вскрывать пузыри 2) химические ожоги(кислота, щёлочь): • снять одежду на которые попало вещество; • промывать место ожога под проточной водой не менее 20 минут; • обработать нейтр. растворами, используя в виде примочек (повязок). При ожогах кислотой – раствор питьевой соды (одна чайная ложка на стакан воды); При ожогах щелочью – раствор борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды) или слабым раствором уксусной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды) Если обожжены глаза: • немедленно вызвать врача. • при ожогах щелочами можно использовать молоко; • после промывания наложить сухую чистую повязку; Если обожжены пищевод и желудок: доставить пострадавшего в больницу или травмпункт. Перв. Помощь при обморожении: 1 степень:
Доставить пострадавшего к врачу, если :
Перв. Помощь при перегревании: Перенести пострадавшего из под солнца в тень , снять с него одежду, дать попить прохладной воды; Приложить к голове холодный компресс, обернуть тело простыней, смоченной холодной водой; Если находится в помещении, то проветрить.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 20
1. Назовите первоначальные взгляды и гипотезы на происхождение жизни на Земле. Объясните гипотезу А.И.Опарина.
1 гипотеза – креационизм. Все живое создал бог.
2 гип. – живые организмы возникли из неживой материи, путем самозорождения.
3 – станционного состояния, или вечной жизни, жизнь на Земле никто не создавал, потому что она существовала вечно.
4 – Панспермии – жизнь была занесена на Землю из космоса, с других планет.
Гипотезу А.И.Опарина = становление живой материи в недрах неживой. Произошло это путем химической эволюции, в результате которой простейшие органические вещества образовались из неорганических под влиянием сильнодействующих физико-химических процессов.
2. Дайте характеристику Типу Кишечнополостные. Объясните особенности жизнедеятельности и классификации.
Кишечнополостные – многоклеточные, двухслойные животные; Имеется кишечная полость; Ротовое отверстие окружено щупальцами; Пищеварение внутриполостное и внутриклеточное; Дыхание всей поверхности тела за счет диффузии; лучевая симметрия.
Размножение– половое (осеню) и вегетативное – почкованием (летом).
Классы:
3. Решите задачу. Определите, какие группы крови возможны у детей: А) если у матери –II группа, а у отца - I группа Б) если у матери - I группа, а у отца - IV группа А)1) АА-IIгр. ♀ ОО-Iгр. ♂ Р=♀ААх♂ОО F1=?
Ответ: F1- 100% II 2) АО-IIгр. ♀ ОО-Iгр. ♂ Р=♀АОх♂ОО F1=?
Ответ: F1-50% II; 50 % I Б) ОО-Iгр. ♀ АВ-IVгр. ♂ Р=♀ООх♂АВ F1=?
Ответ: F1-50% II, 50% III | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 21 1. Объясните доказательства эволюции органического мира. 2. Дайте общую характеристику плоским, круглым, кольчатым червям. Рассказать об особенностях жизнедеятельности и классификации. 3. Определите разновидность типов конечностей насекомых. Для каких насекомых они характерны? | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 22 1. Прогресс и регресс. Пути достижения эволюционного прогресса. 2. Дать общую характеристику Типа Членистоногие. Рассказать об особенностях жизнедеятельности и классификации. 3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихе суставов и переломе костей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Билет № 23 1. Дать определения термину вид и популяция, назвать критерии вида. Охарактеризовать процесс видообразования. Назвать редких и исчезающих видов растений и животных Казахстана, меры их сохранения. 2. Дать характеристику типу Моллюски. Рассказать о многообразии и значении. 3. Почему медицинские инструменты стерилизуют не путем промораживания, а кипячением или нагреванием в автоклавах при высоком давлении? |
Билет № 24 1. Назвать этапы эволюции человека. Отметить характерные особенности древнейших, древних и современных людей. Перечислить факторы антропогенеза. Рассказать об особенностях человеческих рас. 1.Дриопитек 2.Австралопитек 3.Человек умелый 4.Человек прямоходящий 5.Неандерталец 6.Кроманьонец Характерные особенности : 1)древнейших : использование огня, орудий труда , зачатки речи 2)древних: жизнь семьями , раздельная речь , вера во что-либо/религия 3)современных: обладали всем комплексом физических особенностей , который характерен для современного человека Особенности человеческих рас - разный цвет кожи ,по-разному выраженный волосяной покров , черты лица , структура волос 2. Дать характеристику класса Пресмыкающиеся. Перечислить черты приспособления к размножению и жизни на суше. Рассказать об экологических группах пресмыкающихся. 3. Используя муляжи и изображения определить тип соцветий. |
Билет № 25 1. Дать определение термину биосфера. Рассказать о компонентах и функции биосферы. Перечислить влияние человека на биосферу. 2. Дать характеристику класса Млекопитающие. Рассказать о многообразии млекопитающих. 3. Рассмотреть предложенные растения, выявить способы и приспособления к опылению. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|