Однодольные
Билеты по биологии. Ответы:
Билет № 1
1. Перечислите уровни организации живой природы, дайте характеристику каждому уровню.
1) Молекулярный – обеспечивает процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации. Различные молекулы, объединяясь, образуют органоиды клетки (например, ДНК хромосомы хранят и переносят наследственную информацию)
2) Клеточный – Клетка – это структурная и функциональная единица всего живого; на этом этапе проявляются свойства живого: рост, обмен веществ, размножение, старение и смерть и др.)
3) Органно-Тканевый - Сходные по строению и функциям клетки образуют ткани, из которых состоят органы. Органы, выполняющие общую функцию, объединяются в систему органов, а их совокупность составляет целостный организм.
4) Организменный – организм – это биологическая система, способная самостоятельно существовать от момента зарождения, до ее смерти.
5) Популяционно-Видовой – Когда особи одного вида долго обитают на одной территории, они объединяются в популяции.
6) Биогенетический – основная функция: хранение и перераспределение энергии. Виды и популяции различных организмов в совокупности со средой из обитания образуют биогеоценозы или экосистемы.
7) Биосферный – самый высший уровень организации жизни, в котором происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанной с жизнедеятельностью живых организмов.
2. Объясните, как осуществляется гуморальная регуляция деятельности организма, роль гормонов. Сравните железы внутренней и смешанной секреции.
· Гуморальная регуляция – осуществляется через жидкие среды организмов (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта), с помощью гормонов, выделяемые клетками, органами и тканями;
· Роль гормонов – поддержка гомеостаза (саморегуляция) и регуляция многих функций (рост, развитие, обмен веществ).
Железы внутренней
| смешанной
| Внешней секреции
| Не имеют выводимых протоков, и выделяют биологически активный материал – гормоны – в кровь.
(гипофиз, надпочечники, щитовидная железа)
| Выполняет функции внутренней и внешней секреции.
( поджелудочная , половые железы)
| Выделяет гомоны через выводимые протоки в полости организмов или
на поверхность тела.
(слезные, сальные,
потовые и т.д.)
|
3. У ночной красавицы красная окраска цветка доминирует над белой. Гибриды же имеют розовую окраску. Скрестили двух гибридных особей. Какое количество (в процентах) особей с розовой окраской цветков получится в потомстве?
| Билет № 2
1. Дайте определение термину экосистема. Назовите состав и свойства экосистем.
· Экосистема – сообщество живых организмов и окружающей среды, функционирующие как одно целое.
· Основные свойства:
1) Саморегуляция - пищевая взаимосвязь между видами.
2) Самовоспроизведение – свойство воспроизводить химический состав и физические свойства природной среды.
3) Целостность - взаимосвязь ее организмов друг с другом и с природной средой.
4) Устойчивость – Постоянная стабильность высшего числа всех видов организмов;
5) Сукцессия (смена экосистем) – занимает от несколько десятков лет до млн.; Последовательная замена экосистем под влиянием внутренних и внешних факторов (может возникнуть из-за человека).
Состав: 1) живые организмы и неживые факторы (атмосфера, вода, питательные элементы, свет) (абиотические и биотические).
2. Объясните, из каких отделов состоит рефлекторная дуга на примере коленного рефлекса. Расскажите о взаимосвязи функций и строения спинного и головного мозга.
· Состав рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса:
1) Рецептор (нервно мышечный веретен)
2) Импульс передается к чувствительным нейронам.
3) Возбуждение передается на альфа - мотонейроны (серое вещество спинного мозга)
4) Двигательные клетки заставляют сократиться четырехглавую мышцу (нога подпрыгивает)
· Взаимосвязь функций и строения спинного и головного мозга:
Головной мозг руководит всеми процессами в организме, непрерывную информацию о состоянии которых головной мозг и получает благодаря проводящим путям, из каких и состоит спинной мозг. То есть, белое вещество спинного мозга представляет собой переплетающиеся нервные волокна-проводники, в основном отвечающие за температурную чувствительность, ощущения положения тела в пространстве, болевую чувствительность и двигательную активность.
3. Составить сравнительную характеристику симпатического и парасимпатического отделов нервной системы человека
Вопросы для сравнения
| Симпатический отдел
| Парасимпатический отдел
|
| Сокращения сердца
| Усиление
| Ослабление
|
| Просвет сосудов
| В целом сужение
| Слабое влияние
|
| Кровяное давление
| повышает
| понижает
|
| Перистальтика
кишечника
| усиливает
| ослабляет
|
| Зрачки глаз
| расширение
| сужение
|
| Температура тела
| повышает
| понижает
|
| Расположение центра
| В боковых рогах грудного и поясничного сегментов.
| В области II-IV
крестцовых сегментов.
|
|
| Билет № 3
1. Назовите неорганические и органические вещества клетки и их функции.
· Органические вещества- 20-30% от состава клетки:
ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ
(аминокислоты, глюкоза, (белки, полисахариды,
жирные кислоты) нуклеиновые кислоты, липиды)
Функции:
1) Белки - защитная, энергетическая.
2) Углеводы – основной источник энергии для всех форм клеточной активности.
3) Липиды - энергетическая.
4) Нуклеиновые кислоты – определяют синтез белков и передачу наследственной информации.
· Неорганические вещества – вода и минеральные вещества.
Функции:
1) Минеральные вещества – регулируют различные биохимические и физиологические процессы.
2) Вода – главный растворитель. Она является средой и участвует в большинстве химических реакций, перемещении вещества, терморегуляции, образовании клеточных структур, определении объема и упругости клетки.
2. Что такое анализатор. «Ухо слушает – мозг слышит» Дайте анатомо – морфологическое и физиологическое объяснение данного выражения.
· Анализатор – это система чувствительных нервных образований, проводящих и анализирующих раздражения, которые действуют на человека.
· Ухо воспринимает звук и создаёт нервный импульс, который по нервам передаётся в головной мозг, где уже происходит анализ и обработка поступившей информации.
3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: лиса, дождевой червь, крот, травянистые растения. Определите, к какой функциональной группе относится лиса в составленной пищевой цепи. Ответ поясните.
· Пищевая цепь: Травянистые растения – дождевой червь – крот – лиса.
Лиса относится к консументам 2 порядка (гетеротрофные организмы, потребляющие органические вещества).
| Билет № 4
1. Дайте характеристику строения и функции клетки. Сравните растительную и животную клетку.
· Строение: из двух неразрывно связанных частей – цитоплазмы и ядра. Внутри клетка заполнена цитоплазмой. Также она состоит из поверхностного аппарата. Снаружи клетка покрыта клеточной мембраной.
· Функции: Обмен веществ, рост, развитие, размножение, и др.
Растительная
| Животная клетка
| Цитоплазма, ядро, эндоплазматическая сеть, вакуоль, мембрана, митохондрии, комплекс Гольджи и ХЛОРОПЛАСЫ, КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА, Пластиды.
| Цитоплазма, ядро, эндоплазматическая
сеть, мембрана, митохондрии, комплекс Гольджи.
|
2. Строение скелета человека, типы костей, соединение костей. Перечислите особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.
· Строение скелета человека:
Череп
| Скелет туловища
| Пояс верхних конечностей
| Пояс нижних конечностей
| Мозговая часть: Непарные –лобная и затылочная, парные - весочные и теменные. Лицевая:Верхняя
(неподвижная) и нижняя челюстные кости и зубы.
| Позвоночник: 33-34 позвонков, отделы: шейный отдел-7 позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 5 копчиковых.
Грудная клетка: 12 груд.
позвонков, 12 пар ребер и грудина.
| Пара лопаток и пара ключиц. Свободные верхние конечности:
плечевые, кости предплечья
(локтевая и лучевая) и кисть (запястье, пястье и фаланги пальцев).
| Крестцовая и две тазовые кости.
Свободные нижние конечности:
Бедренная, и кости голени(большая берцовая и малоберцовая) , стопа(предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.)
| · типы костей:
1) длинные - кости конечностей (кроме костей запястья, лодыжки и коленной чашечки) в длину больше, чем в ширину.
2) Короткие кости - кости запястья и предплюсны
3) Плоские кости - грудина, ребра, лопатка и кости крыши черепа.
4) Смешанные - кости лицевого черепа, позвоночника, таза и бедра.
· соединение костей:
1) неподвижные – копчик и крестца, череп.
2) полуподвижные – позвоночник.
3) подвижные – суставы.
· особенности скелета человека в связи с прямохождением: позвоночник имеет изгибы, грудная клетка расширина в стороны, тазовый пояс широкий, имеет вид чаши, массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук, стопы свободные; С трудовой деятельностью: большой палец руки противопоставлен остальным; мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
3. Заполните таблицу: «Развитие бычьего цепня».
Стадии развития
| Где происходит
| | Яйца
| во внешней среде
| Онкосфера(первая личиночная стадия).
| Промежуточный хозяин.
| Финна(вторая личиночная стадия).
| в мышцах коров.
| Взрослый бычий цепень
| в кишечнике человека
|
| Билет № 5
1. Дайте определение энергетическому обмену. Назовите этапы энергетического обмена и процессы, происходящие в данных этапах.
· Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления органических веществ , сопровождаемая выделением энергии.
1) Подготовительный: высокомолекулярные вещества в цитоплазме расщепляются на мелкие молекулы: белки – аминокислоты, нуклеиновые кислоты – нуклеотиды, и т.д. Выделяется энергия, которая рассеивается в виде тепла;
2) Бескислородный : гликолиз( многоступенчатый процесс расщепления глюкоз в бескислородных условиях до пировиноградной кислоты (ПВК). Часть энергии рассеивается в виде тепла, а другая часть аккумулируется в молекулах АТФ.
3) Кислородный: расщепление ПВК до углекислого газа и воды.
2. Охарактеризуйте состав и функции внутренней среды организма. Назовите клетки крови. Объясните взаимосвязь функции и строения клеток крови.
Тканевая жидкость
| лимфа
| кровь
| · Вода
· Органические вещества
· Неорганические
| Прозрачная жидкость, нет эритроцитов и тромбоцитов. Имеет немного белков и много лимфоцитов.
| · Плазма
- эритроциты
- лейкоциты
- тромбоциты
| Транспорт веществ между клетками и кровью.
| Защитная, транспортная функции.
| Питательная,
транспортная,
газообменная.
| · Взаимосвязь функции и строения клеток крови:
1) Эритроциты – отсутствие ядра( перенос большего количества кислорода), двояковыпуклая форма(проход через самые мелкие сосуды – капилляры)
2) Лейкоциты – защитная функция. форма амебы (активное движение в крови)
3) Тромбоциты – форма пластинки (позволяет участвовать в заживлении ран)
3. Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.
· Тот, кто сломал ногу пожилой человек. Потому что у пожилых людей кости ослабевают. А тот, кто отделался ушибом, молодой человек, так как кости еще крепкие.
| Билет № 6
1. Дайте определение фотосинтеза. Объясните процессы, происходящие в световой и темновой фазах, значение фотосинтеза.
· Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических(вода, углекислый газ) с выделением кислорода. Характерна растениям.
· Значение- 1) образуется органическое вещество.
2)выделение кислорода, нужный для дыхания живых организмов.
Световая фаза
| Темновая
| Происходит: только днем.
Процессы: выделение кислорода, преобразование из АДФ в АТФ, аккумуляция солнечной энергии.
| Происходит: всегда.
Процессы: образование углеводов.
Синтез органических веществ(глюкоза).
Преобразование СО2 из атмосферы.
|
2. Объясните строение и функции сердца и кровеносных сосудов. Схематически изобразите большой и малый круги кровообращения, указав направление движения крови.
· Сердце. Функции: кровообращение( непрерывное движение крови по замкнутой сердечнососудистой системе(ССС)).
Строение: сердце четырехкамерное: 2 предсердия и 2 желудочка.
· Кровеносные сосуды: Сосуды, по которым кровь передается от сердца в мозг, называются артерии. Сосуды, приходящие от сердцак органам, называются вены. Самая крупная артерия, идущая от левого желудочка сердца — аорта. Капилляры проходят по всему телу (через них происходит обмен газами и веществами между кровью и тканями).
Малый круг кровообращения
| Большой круг
| Путь крови от ПРАВОГО желудочка через артерии, капилляры и вены легких до ЛЕВОГО предсердия.
| Путь от ЛЕВОГО желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до ПРАВОГО предсердия.
|
3) Определите типы приспособлений у каждого организма: камбалы, осы, круглоголовки, богомола, самца павлина. Объясните, в результате, какого направления эволюции сформировались данные приспособления.
1) Камбала – маскировка, спина приобретает цвет и узор окружающих ее предметов, с которыми она сливается.
2) Оса – защитная окраска (яркая – опасность).
3) Круглоголовка – инстинктивное, в минуту опасности раздувает капюшон и одновременно широко раскрывает пасть.
4) Богомол – покровительственная окраска, зеленая окраска сходна с зелеными растениями.
5) Самец павлина – демонстрация, привлекает внимание самок.
· В результате микроэволюциисформировались данные приспособления.
| Билет № 7
1. Дайте характеристику царства Бактерии. Назовите особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
· Бактерии - Самые древние поселенцы земли, они живут уже 2 млрд. лет. Ученым известно более 2500 видов; они самые примитивнее организмы.
· Особенности строения: Имеют клеточное строение, но не имеют ядра; некоторые бактерии имеют для передвижения жгутики(на одном конце, на двух или по всей поверхности). По способу питания они гетеротрофы. Они образуют споры, но не для размножения, а используют это в неблагоприятных условиях, переходя в состояние покоя; для приспособления в новых условиях, увеличивается численность бактерий.
· Человек использует бактерии для получения кефира, сметаны и т.д.; существует много болезнетворных бактерий, вызывающие заболевания у растений, животных и человека.(дизентерия, тиф и т.д.)
2. Строение дыхательной системы человека. Два ученика спорят: один говорит, что воздух самотеком, пассивно входит в легкие и растягивает их, а другой утверждает, что воздух входит в легкие только тогда, когда мы делаем активные дыхательные движения. Каково ваше мнение. Объясните механизм легочных движений.
· Дыхательная система объединяет органы, которые выполняют
Воздухоносную (полость рта, носоглотка, гортань, трахея, бронхи)
И
Дыхательную {газообменную} (легкие).
Дыхательные пути можно разделить на:
верхние
| нижние
| Полость носа, носоглотка и ротоглотка.
| Трахея, бронхи, легкие.
| · Мое мнение:Более прав второй мальчик. Но с «активными движениями», я с этим не согласна. Человек вдыхает и выдыхает воздух умеренно (в состоянии покоя). И воздух не пассивно входит в легкие, потому что если мы не будем вдыхать воздух, воздух сам по себе в легкие не поступит.
· Движение воздуха в легких зависит от давления в них:
Когда легкие расширяются, давление в них ниже атмосферного, и воздух всасывается в легкие,
А когда выдыхается, давление выше атмосферного;
Легкие не имеют своих мышц, их движения пассивно следуют за движением грудной клетки.
Во время вдоха, размер грудной клетки увеличивается за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы (грудобрюшная преграда).
Во время выдоха, дыхательные мышцы и грудная клетка расслабляются и возвращаются в исходное положение.
3. На чистую кожу нанесли 30 млн. микробов. Через час их стало 720 тыс., а через 2 ч около 7 тысяч. Объясните, почему это произошло.
· Микробы попали в стерильную среду, т.е. им нечем было питаться. Из-за Этого они начали погибать.
| Билет № 8
1. Нуклеиновые кислоты, их виды, строение, значение в процессе биосинтеза белка.
· Нуклеиновые кислоты – биополимеры, мономером которых является нуклеотид.
· Виды: ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота).
· Нуклеотид – состоит из 3 компонентов: азотистого основания, остатков сахара и фосфорной кислоты.
· В биосинтезе белка участвуют следующие нуклеиновые кислоты: 1. ДНК - в ней закодирована последовательность аминокислотных остатков в белке и она служит матрицей для синтеза иРНК. 2. Информационная РНК передает информацию с ДНК на рибосомы. 3. Рибосомальная РНК - является структурным компонентом рибосом которые представляют собой "машины" собирающие белок из отдельных аминокислот в точном соответствии с кодом иРНК. 4. Транспортная РНК - участвует в узнавании кодона (три нуклеотида на иРНК кодирующие 1 аминокислоту) и транспортирует нужные аминокислоты к месту синтеза белка.
2. Дайте характеристику пищеварительной системе человека. Объясните процесс пищеварения и роль ферментов в процессе пищеварения.
· Пищеварительная система – состоит из органов желудочно-кишечного тракта и вспомогательных органов (слюнная железа, поджелудочная железа, печень, желчный пузырь и т.д.). Состоит из 3-х отделов:
Передний отдел
| Средний отдел
| Задний отдел
| Ротовая полость, глотка и пищевод
| Желудок, тонкая и толстая кишка, печень и поджелудочная железа.
| Каудольная часть
Прямой кишки
| Механическая переработка пищи.
| Химическая переработка пищи, всасывание нутриентов (нужные для организма элементы) и формирование каловых масс.
| Обеспечивает выделение
кала из организма.
| · Роль ферментов: Ускоряют расщепление питательных веществ и обеспечивает здоровое пищеварение.
3. Выполните задание. В лесу вырубили все дуплистые деревья, после чего крепкие молодые деревья были объедены вредителями, и лес погиб. Объясните почему.
В дуплах деревьев обитали птицы (например, совы), которые защищали лес от вредителей, питаясь ими. Вырубка дуплистых деревьев привела к нарушению круговорота веществ. Птицам было негде обитать, и они больше не могли защищать лес, и из-за этого паразиты стали увеличиваться в количестве и привели лес к гибели.
| Билет № 9
1. Объясните биологическое значение размножения. Сделайте сравнительную характеристику бесполого и полового размножения.
· Значение размножения: воспроизведение себе подобных новых организмов, что обеспечивает существование видов в течение многих тысячелетий, способствует увеличению численности особей вида.
Бесполое
| Половое
| 1) Участвует одна особь
2) потомство похоже на материнскую особь.
Формы:
1-простое деление: бактерии (пополам).
2-Митоз: из одной материнской образуются 2 дочерние.
3-Вегетативное размножение: у растений (усиками, черенками, корневищами, листьями).
4-Почкование: на материнском организме образуется почка.
5-Стробиляция (фрагментация): взрослая особь распадается на фрагменты, каждый из которых достраивает себя до целостного организма.
6-Спорообразование: (образуют споры) грибы и низшие растения.
| 1)Участвуют 2 особи.
2) потомство не
всегда похоже на родителей.
Формы:
1-Партеногенез: не происходит оплодотворение, и зародыш
развивается из неоплодотворенной яйцеклетки,
отцовское отсутствует.
2-Конъюгация: «отцовская» бактерия
отдает свой ДНК материнской, и при
этом погибает.
3-слияние гамет: опыление у растений (пестик и тычинка) или оплодотворение
у животных.
4-Мейоз: из одной материнской
образуются 4 дочерние клетки.
|
2. Дайте характеристику мочевыделительной системы человека. Опишите строение и значение почки и нефрона. Расскажите о заболеваниях органов мочевыделения.
· Мочевыделительной система – система органов, формирующие и выделяющие мочу у человека. Состоит из пары почек, двух мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
почка
| нефрон
| Строение: нефрон, почечная артерия, почечная вена, мочеточник, корковое вещество, мозговое вещество, капсулы, почечные пирамиды, почечная капсула.
| Строение: почечное тельце, системы канальцев и секреция веществ.
| Значение: выделение мочи.
| Значение: фильтрация и обратное всасывание.
|
· Заболевания:
Мочекаменная болезнь
| Цистит
| вызванное нарушением обмена веществ, камни появляются, когда моча перенасыщена солями или в ней не хватает тех веществ, которые препятствуют образованию камней. Камни затрудняют отток мочи из почек, их острые края раздражают слизистые оболочки мочевыделительных путей, вызывая сильную боль. Большие камни удаляются хирургическим путем.
| Воспаление мочевого пузыря. Из-за занесенных бактерий может начаться инфекционный процесс.
70-80% микроб, вызывающий цистит - кишечная палочка. Она может проникнуть из-за плохой гигиены.
Лечат антибиотиками.
|
3. Используя гербарные образцы (натуральные объекты) определить класс и семейство данных растений.
*Повторить все семейства, классы растений и что к ним относится.* |
Однодольные
- Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей)
- Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш).
|