|
|||
Сплошные эмали. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 3.Сплошные эмали. В эту группу объединены эмали, сходные в технологическом отношении, но обладающие совершенно различными художественными качествами. Первой технологической особенностью, позволяющей объединить все эмали, входящие в эту группу, является то, что эмаль сплошь покрывает металлическую основу, имеющую лишь конструктивное значение. Второй особенностью, непосредственно обусловленной первой, является использование черных и цветных металлов для основы изделий, поскольку металл, сплошь закрывается эмалью и декоративного значения не имеет. Поэтому драгоценные металлы (золото, серебро) здесь не применяются. Исключение составляют ювелирные изделия с просвечивающей эмалью по золоту и серебру. а) Гладкие эмали. Эти эмали получили распространение в 60-е годы XIX в. Они наводились на металлические изделия исключительно в целях предохранения их от внешних условий (коррозии), а их эстетические качества не учитывались. Первоначально это была железная и чугунная посуда. В настоящее время гладкие горячие эмали широко применяются не только в посудном производстве, но также и в области машиностроения, приборостроения, газовой и медицинской аппаратуры. Эмалью покрывают холодильное и кухонное оборудование, вывески, различные указатели, циферблаты часов, торговое оборудование, а также чугунные ванны, раковины, котлы и др. Технологический процесс эмалирования черных металлов (сталь, чугун) имеет свою специфику. В настоящее время он разработан весьма детально в различных вариантах. В основном он сводится к следующему: после обычных подготовительных операций по очистке — механической крацовке на щетках и травления в разбавленной кислоте (серной или соляной) изделие промывают в проточной воде и вновь крацуют. После этого изделие погружают в горячий раствор соды и, не смывая, высушивают. Пленка соды на время предохраняет металл от ржавления. В таком виде изделие поступает в эмалирование. Различают две эмалевые массы: основную, или грунт, и покровную. Первая обычно имеет черный цвет и значительно превосходит вторую по тугоплавкости. В процессе обжига она не расплывается совершенно, а лишь находится в густом, текущем состоянии, покрывая металл не сплошной связной массой, а пористой. Эта пористость позволяет металлу при нагреве и остывании расширяться и сжиматься, причем частицы основной массы не отделяются ни друг от друга, ни от металла. Это обусловливает прочность эмалевого покрытия. Покровные массы всегда составляют с таким расчетом, чтобы они плавились гораздо легче, чем основная масса (грунт), и чтобы, соприкасаясь, они сплавлялись, образуя между собой своеобразный сплав с постепенным переходом от наружного, чистого, верхнего, покровного слоя через смешанный состав к грунту. Покровные массы делают обычно светлых и ярких тонов (белые, кремовые, голубые, зеленые и т. п.). Иногда для наружных поверхностей посуды применяют их смеси, которые образуют при обжиге своеобразные расцветки с пятнами и потеками. Некоторые особенности имеются и в наложении эмали. Существует два способа: мокрый и сухой. Мокрый способ — обычный, наиболее распространенный, применяемый для стальных изделий. Эмаль, как указывалось выше, растирают с водой и наносят на предмет либо опрыскиванием (крупные детали), либо кистью или простым погружением (мелкие детали). Затем изделие сушат при температуре 40—50° и обжигают. Необожженная эмаль чрезвычайно хрупка, легко осыпается. Следы пальцев и царапины остаются и после обжига. Операцию нанесения эмали и обжига повторяют два раза. Сначала наносят и обжигают грунт, потом покровную цветную эмаль. Сухой способ, или припудривание, применялся в прошлом для чугунных изделий (иногда встречается и сейчас). Он заключается в том, что раскаленный предмет, например, чугунную ванну, подвешивают к поворотному крану и быстро (в течение 15—20 мин), пока предмет не остыл, припудривают сухой эмалью и обжигают. Если после обжига в эмалевом слое обнаруживаются недостатки, то припудривание повторяют и вновь обжигают. Интересен способ эмалирования чугунных изделий в процессе их отливки. Для этого форму, приготовленную из формовочной смеси, покрывают изолирующим слоем графита и тщательно выглаживают. На этот графитовый слой наводят как можно ровнее слой эмали, которую предварительно растирают в тонкий порошок и разбалтывают с водой до густоты сметаны. Если изделие пустотелое, а отглазуровать его нужно также и с внутренней стороны, то эмалью покрывают и стержень. По другому способу эмалевую массу в сухом порошкообразном виде наносят на влажный изолирующий графитовый слой, т. е. посыпают влажную поверхность сырой земляной формы (или стержня) порошком эмали и приглаживают. Затем форму сушат и заливают расплавленным чугуном. Отливка должна быть спокойной, т. е. без излишнего газовыделения. Для этого в состав эмали не должны входить вещества, способные выделить газы или пары при температуре плавления чугуна. Хорошие результаты дает эмалевая масса, состоящая из кварцевого песка, кальцинированной соды и мела. Для лучшего прилипания массы к форме добавляют глину. Компоненты эмалевой массы в частях показаны в табл.
б) Расписные и живописные эмали. Этот вид эмалей представляет собой тончайшую миниатюрную живопись эмалевыми красками на металлической основе. Эта техника имеет много общего с живописью по фарфору и выполняется теми же красками. Современный технологический процесс живописи по эмали сводится к следующему: из тонкого медного листа изготовляют основу изделия, на котором предполагается осуществить роспись (блюдо, тарелка или пластинка). Процесс живописи делится на три этапа: подготовительные работы; собственно живопись; обжиг. в) Эмаль с накладками из металла (проволока, зернь, вырезки из листа). Эта эмаль известна с XVI в. Русским вариантом этой техники являются устюжские эмали. Своеобразным технологическим приемом характеризуются эмалевые изделия, выпускавшиеся фабрикой братьев Поповых, которая была открыта в Великом Устюге в 1781 г. За сравнительно короткий срок (всего 15 лет), фабрика выпустила большое количество различных изделий, многие из которых хранятся сейчас в музеях нашей страны. Это подносы, ларцы, коробочки, табакерки и другие предметы. Кроме Великого Устюга этот технологический прием был известен также и мастерам Сольвычегодска. Однако к концу XVIII в. эта техника повсеместно оказалась забытой. Сущность этого технологического процесса заключается в следующем: из тонкого листового металла изготовляется изделие, чаще всего из красной меди, реже из серебра. Затем с обеих сторон сплошь его покрывают глухой эмалью белой, синей, голубой или зеленой и желтой. В отдельных случаях применяется эмаль двух цветов. Например, все изделие покрывается голубой эмалью, а отдельные его участки выделяются желтой, причем никаких перегородок из металла между различными цветами эмали не делается. Процесс наложения и обжига эмали повторяется несколько раз, пока все изделие не приобретет гладкую и ровную, как бы фарфоровую поверхность. Затем из тонкой серебряной или медной (золоченой или серебрёной) фольги при помощи специальных стальных матриц штампуются рельефные узоры и вырезаются по контуру. Готовые рельефы накладываются на эмалированное изделие, которое нагревается до расплавления эмали; при этом металлические накладки прочно вплавляются в эмалевый слой. Иногда после этого все изделие, включая и металлические накладки, покрывается прозрачной эмалью (типа фондона) и еще раз обжигается. В этом случае металлические рельефы оказываются под эмалью и просвечивают сквозь нее. В настоящее время этот прием получил свое дальнейшее развитие. Сейчас в качестве накладок чаще всего применяют серебряную проволоку и зернь. Кроме того, своеобразным новым вариантом, получившим распространение в Европе, являются накладки из эмалевой зерни, т. е. мелких шариков, предварительно сплавленных из тугоплавкой эмали. г) Просвечивающая (рельефная) эмаль. Эта техника была известна в XIV в. в Италии, а затем распространилась и по другим странам. Она заключается в том, что невысокий, металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной (или полупрозрачной) эмалью так, что его наиболее высокие части скрыты под слоем эмали. В результате все рельефное изображение просвечивает сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечивают сильнее. Получается своеобразный эффект света и тени, эмаль как бы увеличивает глубины рельефа. К этой технике следует отнести изделия с гравированными или штампованными рисунками, на которые сплошь наводят прозрачную цветную эмаль. Этот прием применяют и в настоящее время (ордена, значки и др.). Иногда прозрачную эмаль накладывают высоко, и после обжига она создает иллюзию драгоценного камня.
|
|||
|