Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сплошные эмали.



3.Сплошные эмали.

В эту группу объединены эмали, сходные в технологическом отношении, но обладающие совершенно различ­ными художественными качествами. Первой технологической осо­бенностью, позволяющей объединить все эмали, входящие в эту группу, является то, что эмаль сплошь покрывает металлическую основу, имеющую лишь конструктивное значение. Второй особен­ностью, непосредственно обусловленной первой, является использование черных и цветных металлов для основы изделий, поскольку металл,  сплошь закрывается эмалью и декоративного значения не имеет. Поэтому драгоценные металлы (золото, серебро) здесь не применяются. Исключение составляют ювелирные изделия с про­свечивающей эмалью по золоту и серебру.

а) Гладкие эмали. Эти эмали получили распространение в 60-е годы XIX в. Они наводились на ме­таллические изделия исключительно в целях предохранения их от внешних условий (коррозии), а их эстетические качества не учиты­вались. Первоначально это была железная и чугунная посуда.

В настоящее время гладкие горячие эмали широко применяются не только в посудном производстве, но также и в области машино­строения, приборостроения, газовой и медицинской аппаратуры. Эмалью покрывают холодильное и кухонное оборудование, вывес­ки, различные указатели, циферблаты часов, торговое оборудова­ние, а также чугунные ванны, раковины, котлы и др.

Технологический процесс эмалирования черных металлов (сталь, чугун) имеет свою специфику. В настоящее время он разработан весьма детально в различных вариантах. В основном он сводится к следующему: после обычных подготовительных операций по очи­стке — механической крацовке на щетках и травления в разбавлен­ной кислоте (серной или соляной) изделие промывают в проточной воде и вновь крацуют. После этого изделие погружают в горячий раствор соды и, не смывая, высушивают. Пленка соды на время предохраняет металл от ржавления. В таком виде изделие поступа­ет в эмалирование. Различают две эмалевые массы: основную, или грунт, и покровную.

Первая обычно имеет черный цвет и значительно превосходит вторую по тугоплавкости. В процессе обжига она не расплывается совершенно, а лишь находится в густом, текущем состоянии, по­крывая металл не сплошной связной массой, а пористой. Эта пори­стость позволяет металлу при нагреве и остывании расширяться и сжиматься, причем частицы основной массы не отделяются ни друг от друга, ни от металла. Это обусловливает прочность эмалевого покрытия.

Покровные массы всегда составляют с таким расчетом, чтобы они плавились гораздо легче, чем основная масса (грунт), и чтобы, соприкасаясь, они сплавлялись, образуя между собой своеобразный сплав с постепенным переходом от наружного, чистого, верхнего, покровного слоя через смешанный состав к грунту. Покровные мас­сы делают обычно светлых и ярких тонов (белые, кремовые, голу­бые, зеленые и т. п.). Иногда для наружных поверхностей посуды применяют их смеси, которые образуют при обжиге своеобразные расцветки с пятнами и потеками.

Некоторые особенности имеются и в наложении эмали. Сущест­вует два способа: мокрый и сухой. Мокрый способ — обычный, наиболее распространенный, применяемый для стальных изделий. Эмаль, как указывалось выше, растирают с водой и наносят на предмет либо опрыскиванием (крупные детали), либо кистью или простым погружением (мелкие детали). Затем изде­лие сушат при температуре 40—50° и обжигают. Необож­женная эмаль чрезвычайно хрупка, легко осыпается. Сле­ды пальцев и царапины остают­ся и после обжига. Операцию нанесения эмали и обжига повторяют два раза. Сначала наносят и обжигают грунт, потом покровную цветную эмаль.

Сухой способ, или припудривание, применялся в прошлом для чугунных изделий (иногда встречается и сейчас). Он заключа­ется в том, что раскаленный предмет, например, чугунную ванну, подвешивают к поворотному крану и быстро (в течение 15—20 мин), пока предмет не остыл, припудривают сухой эмалью и обжигают. Если после обжига в эмалевом слое обнаруживаются недостатки, то припудривание повторяют и вновь обжигают.

Интересен способ эмалирования чугунных изделий в процессе их отливки. Для этого форму, приготовленную из формовочной смеси, покрывают изолирующим слоем графита и тщательно вы­глаживают. На этот графитовый слой наводят как можно ровнее слой эмали, которую предварительно растирают в тонкий порошок и разбалтывают с водой до густоты сметаны. Если изделие пустотелое, а отглазуровать его нужно также и с внутренней стороны, то эмалью покрывают и стержень.

По другому способу эмалевую массу в сухом порошкообразном виде наносят на влажный изолирующий графитовый слой, т. е. по­сыпают влажную поверхность сырой земляной формы (или стерж­ня) порошком эмали и приглаживают. Затем форму сушат и зали­вают расплавленным чугуном. Отливка должна быть спокойной, т. е. без излишнего газовыделения. Для этого в состав эмали не должны входить вещества, способные выделить газы или пары при температуре плавления чугуна. Хорошие результаты дает эмалевая масса, состоящая из кварцевого песка, кальцинированной соды и мела. Для лучшего прилипания массы к форме добавляют глину.  Компоненты эмалевой массы в частях показаны в табл.

 

б) Расписные и живописные эмали. Этот вид эмалей представляет собой тончайшую миниатюрную живопись эмалевы­ми красками на металлической основе. Эта техника имеет много общего с живописью по фарфору и выполняется теми же красками.

Современный технологический процесс живописи по эмали сво­дится к следующему: из тонкого медного листа изготовляют осно­ву изделия, на котором предполагается осуществить роспись (блю­до, тарелка или пластинка). Процесс живописи делится на три этапа: подготовительные ра­боты; собственно живопись; обжиг.

в) Эмаль с накладками из металла (проволока, зернь, вырезки из листа). Эта эмаль известна с XVI в. Русским ва­риантом этой техники являются устюжские эмали. Своеобразным технологическим приемом характеризуются эмалевые изделия, вы­пускавшиеся фабрикой братьев Поповых, которая была открыта в Великом Устюге в 1781 г. За сравнительно короткий срок (всего 15 лет), фабрика выпустила большое количество различных изделий, многие из которых хранятся сейчас в музеях нашей страны. Это подносы, ларцы, коробочки, табакерки и другие предметы.

Кроме Великого Устюга этот технологический прием был извес­тен также и мастерам Сольвычегодска. Однако к концу XVIII в. эта техника повсеместно оказалась забытой.

Сущность этого технологического процесса заключается в сле­дующем: из тонкого листового металла изготовляется изделие, чаще всего из красной меди, реже из серебра. Затем с обеих сто­рон сплошь его покрывают глухой эмалью белой, синей, голубой или зеленой и желтой. В отдельных случаях применяется эмаль двух цветов. Например, все изделие покрывается голубой эмалью, а отдельные его участки выделяются желтой, причем никаких пе­регородок из металла между различными цветами эмали не дела­ется.

Процесс наложения и обжига эмали повторяется несколько раз, пока все изделие не приобретет гладкую и ровную, как бы фар­форовую поверхность. Затем из тонкой серебряной или медной (золоченой или серебрёной) фольги при помощи специальных стальных матриц штампуются рельефные узоры и вырезаются по контуру. Готовые рельефы накладываются на эмалированное изде­лие, которое нагревается до расплавления эмали; при этом метал­лические накладки прочно вплавляются в эмалевый слой. Иногда после этого все изделие, включая и металлические накладки, по­крывается прозрачной эмалью (типа фондона) и еще раз обжига­ется. В этом случае металлические рельефы оказываются под эмалью и просвечивают сквозь нее.

В настоящее время этот прием получил свое дальнейшее раз­витие. Сейчас в качестве накладок чаще всего применяют серебря­ную проволоку и зернь. Кроме того, своеобразным новым вариантом, получившим распространение в Европе, являются накладки из эмалевой зерни, т. е. мелких шариков, предварительно сплавлен­ных из тугоплавкой эмали.

г) Просвечивающая (рельефная) эмаль. Эта техника была известна в XIV в. в Италии, а затем распространилась и по другим странам. Она заключается в том, что невысокий, металли­ческий рельеф сплошь покрывают прозрачной (или полупрозрач­ной) эмалью так, что  его наиболее высокие части скрыты под слоем эмали. В результате все рельефное изображение просвечи­вает сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечивают сильнее. Получается своеобразный эффект света и тени, эмаль как бы увеличивает глубины рельефа.

К этой технике следует отнести изделия с гравированными или штампованными рисунками, на которые сплошь наводят прозрач­ную цветную эмаль. Этот прием применяют и в настоящее время (ордена, значки и др.). Иногда прозрачную эмаль накладывают вы­соко, и после обжига она создает иллюзию драгоценного камня.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.