|
|||
Перегородчатые эмали.2.Перегородчатые эмали. Различают несколько вариантов этой техники, большинство из которых также относится к древним приемам обработки художественных изделий из металла: а) Перегородчатая эмаль с листовыми (ленточными) перегородками. Эта разновидность перегородчатых эмалей особого расцвета достигла в Византии и домонгольской Руси. Технологический процесс в основном сводится к следующему: на тонком золотом листе (высокой пробы) при помощи стальной прорезной матрицы (а иногда вручную) продавливается углубление, соответствующее контуру рисунка. Углубление имеет плоское дно и вертикальные стенки в 1—1,5 мм. Иногда углубление делается не путем продавливания, а подпаивается в форме неглубокой коробочки (лоточка) с плоским дном. Затем от тонкого золотого листа толщиной в несколько десятых (а иногда и сотых) долей миллиметра нарезаются узкие полоски (ленточки). Из этих полосок при помощи специального пинцета выгибаются перегородки, соответствующие контурам рисунка, и при помощи вишневого клея (камеди) приклеиваются ко дну углубления. После установок всех перегородок по рисунку на клей они припаиваются. Пайка осуществляется достаточно тугоплавким припоем с температурой плавления, превышающей температуру плавления эмали. Припой в размельченном виде насыпается в небольшом количестве между перегородками на дно углубления, и изделие нагревается. Клей выгорает, а перегородки припаиваются. Затем каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и после просушки обжигают. Операция повторяется несколько раз, пока, уровень эмали не достигнет уровня фона. Этот вид эмалевой техники применяется для небольших ювелирных золотых изделий — как орнаментальных, так и с лицевыми изображениями. б) Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки. Эти эмали по своей технологии отличаются от вышеописанных тем, что перегородки изготовляют не из листового металла, а из волоченой и затем вальцованной (плющеной) проволоки (0,15 мм—0,6 мм) по преимуществу серебряной (чистое серебро). Материалом для изготовления основы изделия служит также серебро или гораздо чаще красная медь, особенно при производстве крупных изделий, например декоративных ваз, достигающих двух - трехметровой высоты. Примером этой техники могут служить китайские эмали, которые применяются для декорирования самых различных предметов как плоских (подносы, блюда), так и объемных (вазы, светильники, декоративные фигуры животных и птиц и т. п.). На дифованные из листового металла (серебро, медь) изделия, выколоченные целиком или по частям по рисунку, устанавливаются перегородки из серебряной вальцованной проволоки. После наклейки они не припаиваются, а пространства между ними сразу же заполняются эмалью. В процессе обжига клей выгорает, а эмаль сплавляется, и перегородки хорошо удерживаются массой эмали. Затем все изделие шлифуют, и выступающие части перегородок спиливают. После шлифовки изделие вновь обжигают для придания эмали блеска.
в) Филигранные перегородчатые эмали. Они характерны для древнерусского ювелирного искусства XVI и особенно XVII вв. Изготовляются они из золота, серебра или меди. Филигранной перегородчатой эмалью украшают самые различные предметы: посуду, ювелирные украшения, ларцы, коробочки, церковную утварь, оклады икон и др. Перегородки делаются из филиграни сученой и вальцованной проволоки, которая набирается по рисунку, и напаиваются на изделие. Затем ячейки, образованные филигранными перегородками, заполняются цветными эмалями и изделие обжигают. Можно выделить предметы, на которых эмалью заполнен только рисунок, а фон остается металлическим (работы московских и новгородских мастеров XVI—XVII вв.);иногда фон дополнительно обрабатывается канфарником или просекается (обе операции выполнены до наложения и обжига эмали). В других вещах эмалью заполняется не только рисунок, но и фон (работы Великого Устюга).
г) Оконная эмаль. Возникновение этой разновидности эмалевой техники относится к XIX в. Но в Италии она была известна в XVI в., и о ней писал Бенвенуто Челлини в «Трактате об искусстве», как об очень сложном приеме. Она представляет собой как бы миниатюрный цветной витраж, работающий на просвет. Оконная (витражная) эмаль. Оконная эмаль применяется в ювелирных украшениях (серьги, кулоны, подвески), а также для абажуров, фонарей и лампад. Основой служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются мокрой молотой эмалевой массой. Затем изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Эмаль сплавляется и превращается в стекло, вплавленное в просветы металлического кружева. Такие изделия очень эффектны, если они смотрятся в проходящем свете; цветные прозрачные эмали чистых цветов напоминают драгоценные камни — аметисты, сапфиры, рубины и др.
|
|||
|