Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Перегородчатые эмали.



2.Перегородчатые эмали.

Различают несколько вариантов этой техники, большинство из которых также относится к древним прие­мам обработки художественных изделий из металла:

а) Перегородчатая эмаль с листовыми (ленточ­ными) перегородками. Эта разновидность перегородчатых эмалей особого расцвета достигла в Византии и домонгольской Ру­си. Технологический процесс в основном сводится к следующему: на тонком золотом листе (высокой пробы) при помощи стальной про­резной матрицы (а иногда вручную) продавливается углубление, соответствующее контуру рисунка. Углубление имеет плоское дно и вертикальные стенки в 1—1,5 мм. Иногда углубление делается не путем продавливания, а подпаивается в форме неглубокой коро­бочки (лоточка) с плоским дном. Затем от тонкого золотого листа толщиной в несколько десятых (а иногда и сотых) долей миллимет­ра нарезаются узкие полоски (ленточки). Из этих полосок при по­мощи специального пинцета выгибаются перегородки, соответст­вующие контурам рисунка, и при помощи вишневого клея (камеди) приклеиваются ко дну углубления. После установок всех перегоро­док по рисунку на клей они припаиваются. Пайка осуществляется достаточно тугоплавким припоем с температурой плавления, пре­вышающей температуру плавления эмали.

Припой в размельченном виде насыпается в небольшом количе­стве между перегородками на дно углубления, и изделие нагрева­ется. Клей выгорает, а перегородки припаиваются. Затем каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и после просушки обжигают. Операция повторяется несколько раз, пока, уровень эмали не достигнет уровня фона. Этот вид эмалевой техники применяется для небольших ювелирных золотых изделий — как орнаментальных, так и с лицевыми изображениями.

б) Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки. Эти эмали по своей технологии отличаются от вышеописанных тем, что перегородки изготовляют не из листового ме­талла, а из волоченой и затем вальцованной (плющеной) проволоки (0,15 мм—0,6 мм) по преимуществу серебряной (чистое серебро). Материалом для изготовления основы изделия служит также се­ребро или гораздо чаще красная медь, особенно при производстве крупных изделий, например декоративных ваз, достигающих двух - трехметровой высоты. Примером этой техники могут служить ки­тайские эмали, которые применяются для декорирования самых различных предметов как плоских (подносы, блюда), так и объемных (вазы, светильники, декоративные фигуры животных и птиц и т. п.). На дифованные из листового металла (серебро, медь) изделия, выколоченные целиком или по частям по рисунку, устанавливаются перегородки из серебряной вальцованной проволоки. После наклей­ки они не припаиваются, а пространства между ними сразу же за­полняются эмалью. В процессе обжига клей выгорает, а эмаль сплавляется, и перегородки хорошо удерживаются массой эмали. Затем все изделие шлифуют, и выступающие части перегородок спиливают. После шлифовки изделие вновь обжигают для прида­ния эмали блеска.

 

в) Филигранные перегородчатые эмали. Они ха­рактерны для древнерусского ювелирного искусства XVI и особен­но XVII вв. Изготовляются они из золота, серебра или меди. Фи­лигранной перегородчатой эмалью украшают самые различные предметы: посуду, ювелирные украшения, ларцы, коробочки, цер­ковную утварь, оклады икон и др. Перегородки делаются из фили­грани сученой и вальцованной проволоки, которая набирается по рисунку,  и напаиваются на изделие. Затем ячейки, образованные фи­лигранными перегородками, заполняются цветными эмалями и из­делие обжигают. Можно выделить предметы, на которых эмалью заполнен только рисунок, а фон остается металлическим (работы московских и новгородских мастеров XVI—XVII вв.);иног­да фон дополнительно обрабатывается канфарником или просекается (обе операции выполнены до наложения и обжига эмали). В других вещах эмалью заполняется не только рису­нок, но и фон (работы Великого Устюга).

г) Оконная эмаль.

 Возникновение этой разновидности эма­левой техники относится к XIX в. Но в Италии она была известна в XVI в., и о ней писал Бенвенуто Челлини в «Трактате об искусстве», как об очень сложном приеме. Она представляет собой как бы ми­ниатюрный цветной витраж, работающий на просвет.

Оконная (витражная) эмаль.

 Оконная эмаль применяется в ювелирных украшениях (серьги, кулоны, под­вески), а также для абажуров, фонарей и лампад. Основой служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются мокрой мо­лотой эмалевой массой. Затем изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Эмаль сплавляется и превращается в стекло, вплавленное в просветы металлического кружева. Такие изделия очень эффектны, если они смотрятся в проходящем свете; цветные прозрачные эмали чистых цветов напоминают драгоценные камни — аметисты, сапфиры, рубины и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.