|
|||
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. ТеорияСтр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Вопросы к зачету с оценкой 2020/2021 уч. год Теория 1. Географическая карта как источник знаний и средство наглядности. 2. Типы карт, применяемых в школе. Их классификация в соответствии с содержанием, картографическими особенностями и учебными целями. Цели изучения географических карт. 3. Приемы обучения, обеспечивающие чтение, понимание и знание карты; ее чтение: элементарное, сложное; сопоставление и наложение карт. Работа с картой в составе методов обучения, обеспечивающих разные уровни познавательной активности детей. 4. Другие виды картографических произведений: глобусы, профили, картосхемы, рельефные карты, блок-диаграммы и т.д. 5. Глобус, его особенности как учебного средства и познавательные возможности. Типы глобусов; содержание работы с ними в различных классах. 6. Виды географических представлений, приемы их формирования. Роль воображения в образовании представлений. Географические представления — основа формирования понятий. Использование наблюдений в окружающей школу местности и наглядных средств обучения. 7. Факты в содержании школьной географии, их особенности и роль в составе географических знаний. Усвоение фактов на репродуктивном уровне и в самостоятельной работе учеников с географическими фактами. Осмысление фактов на базе сравнения. Показатели усвоения знаний о фактах. 8. Формирование теоретических знаний. Форма выражения понятий. Особенности усвоения географических понятий; индуктивный и дедуктивный пути их формирования. Связь понятий с представлениями. Этапы формирования понятий: введение нового понятия, расширение объема и углубление содержания, установление связей между понятиями; показатели их усвоения. 9. Методы и приемы изучения причинно-следственных связей. Особенности и показатели усвоения связей. Основные этапы обучения умению устанавливать связи: разграничение причины и следствия, приемы установления прямых и обратных связей и т. д. 10. Формирование знаний о географических закономерностях; главные этапы этого процесса и особенности усвоения знаний детьми. Выбор методов и средств обучения. Приемы раскрытия географических закономерностей. Знания о географических закономерностях — основа в понимании учащимися многообразия окружающего мира. 11. Формирование умений. Связь этого процесса с усвоением географических знаний. Форма выражения умений. Классификация умений. Факторы, влияющие на формирование умений и навыков; роль учебника и карты в овладении умениями. 12. Общие этапы обучения умениям: специальная работа по ознакомлению с источниками знаний, осознание состава и последовательности действий, закрепление их в упражнениях, перекос умений в новые условия. Самостоятельное применение умений. Показатели усвоения умений и навыков. Выполнение программных практических работ как условие овладения умениями и навыками в процессе обучения и контроля за результатами. 13. Формирование опыта творческой деятельности, его неразрывная связь с проблемным обучением и исследовательскими методами. Познавательный интерес как одно из условий развития опыта творческой деятельности. 14. Условия развития интереса к изучению географии: создание атмосферы творческого поиска, материальное обеспечение условий для организации активной учебной деятельности, самостоятельной работы школьников. Роль учебника географии, личности учителя в развитии интереса к предмету. 15. Формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому содержанию образования, миру в целом, деятельности. Приемы формирования положительных мотивов к учебному процессу и географии как учебному предмету, географической науке в целом. 16. Способы выделения в учебном материале гуманитарного содержания и формы организации учебного, процесса, направленные на развитие эмоциональной сферы личности ребенка. Выработка у детей умения оценивать изучаемые географические факты и явления. Общая схема обучения оценочной деятельности. 17. Значение статистических показателей в обучении географии, работа с ними в процессе обучения. 18. Приемы работы со статистическими показателями при обучении географии
|
|||
|