|
||||||
Ход урока. Этап урока, его цель. Деятельность учителя. Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. Деятельность обучающихся. Планируемые результаты ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ход урока Этап урока, его цель |
Деятельность учителя |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД (универсальные учебные действия) | |||||
1.Организационный момент (1 мин). Цель – включение учащихся в учебную деятельность. | Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяет отсутствующих. | Проверяют свою готовность к уроку. Называют отсутствующих. | Приветствуют учителя. Сообщают о готовности к уроку. Называют отсутствующих | - | Способствовать дальнейшему развитию УУД (универсальных учебных действий) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: осуществление самоконтроля. | |
2.Постановка целей и задач, а также мотивация детей на активную работу (4 мин). Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения учебных задач | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Знакомство учеников с технологией «Уголки». Учитель задает вопрос по XIII – XV вв. 1. Каковы были последствия монгольского разорения для развития культуры Руси? 2. Какие черты исторического развития нашей страны во второй половине XIII – середине XV в.? Раздача стикеров (приложение 1) Раздача рабочих листов (приложение 2) | После ответов на вопросы и знакомства с технологией «Уголки» ученики называют тему урока. Получают рабочие листы с задание. | Ученики отвечают (предполагаемо): - объединение русских земель вокруг Москвы и начало складывания единого Русского государства; - хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси; - укрепления связей между различными территориями и народами нашей страны; - возрождения русской национальной культуры Получают свои стикеры с именами, называют тему урока «Русская культура второй половины XIII-XV вв.» Получают рабочие листы | Актуализация знаний, учащихся о культуре России | Личностные: формирование мотивации к обучению. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, способность дать устный ответ на ответ на основе систематизации, аргументация своего мнения. Планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: осознание уровня освоения материала. | |
3. Изучение нового материала (30 мин.). Цель: изучить и систематизировать материал по новой теме | Учитель контролирует самостоятельную деятельность учащихся по уголкам. Помогает при возникновении трудностей. | Ученики заполняют рабочий лист, переходя из уголка в уголок (по тематике задания). Уголок «Фольклор»: Задание 1) Выпишите основные циклы устных народнопоэтических произведений XIV-XV вв.: Задание 2) Назовите богатырей, представленных на картине ниже. Назовите, предтечей какой битвы явился этот поединок. Назовите дату битвы. Какое известное «Сказание» посвящено этому событию: Задание 3) Выберите из представленных ниже былин, исторических песен и повестей те, которые относятся к Новгородской земле: А) «Василий Буслаев и новгородцы», Б) «Поездка Василия Буслаева», В) «Бой Добрыни с Ильей Муромцем», Г) «Садко-Гусляр», Д) «Вольга и Микула Селянинович» Уголок «Летописание»: Задание 1) Когда и в связи с чем возникло московское летописание: Задание 2) Дайте определение: Московский летописный свод (1479 - 1492) Задание 3) Опишите, какие предположения о создании и развитии тверского летописания существуют в науке: Задание 4) На основе каких византийских исторических хроник был создан первый русский «Хронограф по великому изложению»: Уголок «Литература»: Задание 1) Какой город становится центром русской литература с конца XIV века: Задание 2) О чем идет речь в произведении представленном ниже: Задание 3) Выпишите основные произведения Епифания Премудрого. В каком стиле он писал их: Задание 4) Определите значение терминов: житие, хождения, слово: Задание 5) Кто является автором «Хождения за три моря»: Уголок «Архитектура»: Задание 1) Какой город был крупнейшим центром русского зодчества и какие архитектурные традиции были присущи зодчим этого города: Задание 2) Соотнесите строение и дату его строительства: Задание 3) Какие светские постройки в Новгороде этого периода вам известны: Задание 4) Назовите этого князя и перечислите, какие каменные постройки связаны с ним: Уголок «Живопись»: Задание 1) Выпишите наиболее известные иконы новгородской живописной школы второй половины XIV в.: Задание 2) Дайте название икон, принадлежащих руке Феофана Грека: Задание 3) Назовите самое известное произведение Андрея Рублёва. Для какого собора какого монастыря была она написана: Задание 4) Что такое античная калокагатия в творчестве А. Рублёва: | Уголок «Фольклор»: Задание 1) «Сказание о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Евпатии Коловрате», «Слово о Меркурии Смоленском», «Житие Александра Невского», «Князь Роман и Мария Юрьевна», «Авдотья-рязаночка», «Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь из татарского плену», о «Девушках-полонянках, «Песнь о Щелкане Дудентьевиче» Задание 2) Александр Пересвет и богатур Челубей; Куликовская битва; 1380 год; «Сказание о Мамаевом побоище» Задание 3) А) «Василий Буслаев и новгородцы», Б) «Поездка Василия Буслаева», Г) «Садко-Гусляр», Д) «Вольга и Микула Селянинович» Уголок «Летописание»: Задание 1) По мнению большинства ученых, оригинальное московское летописание возникло в 1326 г., с момента основания Иваном Калитой Успенского собора в Московском Кремле. Задание 2) Московский летописный свод (1479 – 1492) – официальная великокняжеская летопись, в которой центральное место было отведено истории взаимоотношений между Новгородом и Москвой, борьбе за свержение «ордынского ига», противостоянию с Литвой и проч. Задание 3) Во-первых, первые летописные записи были созданы в 1295 г. в канцелярии епископа Симеона, были приурочены к строительству Спасо-Преображенского собора; во-вторых, летописный свод был создан в 1305 г. во время правления Михаила Ярославича; в-третьих, создание Тверского летописного свода началось лишь в 1375 г. при Михаиле Александровиче; в-четверых, венцом летописания в Твери считается «летописец» 1453 г. инока Фомы при князе Борисе Александровиче Задание 4) Хроники Иоанна Малалы, хроники Георгия Синкелла, хроники Георгия Амартола, знаменитой «Александрии» Уголок «Литература»: Задание 1) Москва Задание 2) В этом поэтическом произведении Средневековой Руси с особым пиететом прославлялся Великий князь московский Дмитрий Донской, которого безымянный автор называет главным вдохновителем и организатором побед русских дружин и народного ополчения на Куликовом поле Задание 3) «Слово о житии и учении Стефана Пермского» (1396), «Послания иеромонаха Епифания к некоему другу своему Кириллу» (1414-1415) и «Похвальное слово и житие Сергия Радонежского» (1417-1418). Плетение словес. Задание 4) Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Хождения - форма путевых записок, в которых путешественники описывали посещения иностранных земель Слово - жанр античной, византийской и древнерусской ораторской прозы и письменности Задание 5) Афанасий Никитин Уголок «Архитектура»: Задание 1) Господин Великий Новгород - четырёхстолпный однокупольный храм - отказ от пазаклмарного покрытия (трёхлопастное) - одна апсида в центре храма - деление фасада на лопатки Задание 2) А – 1; Б – 3; В – 4; Г – 2 Задание 3) Грановитная палата (1433), комплекс Владычного двора (1433), Часозвоня (1433), палаты Исаака и Марфы Борецкой (1465) Задание 4) Иван Калита; Успенский (1326) и Архангельский (1333) соборы и церкви Иоанна Лествичника (1329) и Спаса на Бору (1330) Уголок «Живопись»: Задание 1) «Святые Фёдор и Лавр», «Молящиеся новгородцы», «Илья-пророк», «Богородица», «Битва суздальцев с новгородцами» Задание 2) 1 – «Деисус» или «Спас на престоле» 2 – «Преображение» 3 – «Архангел Гавриил» 4 – «Донская Богоматерь» Задание 3) «Ветхозаветная Троица»; для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря Задание 4) Единство физического и нравственного совершенства | развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, выявить и охарактеризовать основные направления развития древнерусской культуры (литература, зодчество, живопись), сформировать представления о деятельности Феофана Грека, Андрея Рублева, Киприана, Митрофана и проч. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: углубление знаний при работе с документами, учебником и проч.; освоений базовых понятий Коммуникативные: развитие речи; умение слушать и понимать речь других ребят; оказывать и принимать помощь, участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки, формирование уважительного отношения к культуре своего народа | |
4. Рефлексия (5 мин.) Цель: определить уровень усвоения материала. | Учитель предлагает ученикам совместно ответить на все вопросы рабочего листа | Задания рабочего листа (см. сам лист) | Ученики отвечают на вопросы, заполняют возможные пропуски, делают вывод | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, сформировать представления о целостности и самобытности культуры Древней Руси | Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия Познавательные: уметь использовать полученную информацию. Проведение анализа учебного материала | |
5. Домашнее задание (1 мин.). Цель: обсудить и Записать домашнее задание | Комментирует домашнее задание. Открываем дневники, записываем домашнее задание. | Домашнее задание – рабочий лист; либо (кто хочет подробнее прочитать – параграф учебника) | Записать домашнее задание | систематизация знания о культуре Руси | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: самооценка и прогнозирование результатов. |
Приложение 1)
Приложение 2)
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|