|
||||
ПолитическиеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Стратегический менеджмент – это работа с неопределенностью во внутренней и, особенно, во внешней среде компании. Однако решения, принимаемые на верхнем уровне, не должны быть только интуитивными, иначе вероятность ошибки высока. Для большей формализации принятия решений и помощи топ-менеджерам в стратегическом управлении компанией существует действенный инструмент – это PEST-анализ. О практическом применении PEST-анализа расскажем в статье. Что такое PEST-анализ PEST-анализ – это инструмент для определения стратегии компании в долгосрочном периоде. Иногда его также называют STEP-анализом, но суть от этого не меняется. Период прогнозирования составляет от 3 до 10 лет. Аббревиатура PEST складывается из английских слов: Politics (политика) – политическое окружение компании. Economics (экономика) – экономическое окружение компании. Socio – Culture (социум – культура) – социально-культурное окружение. Technology (технологии) – технологическое окружение компании. Все четыре фактора являются факторами макросреды не случайно. Пест-анализ ориентирован на получение результатов верхнего уровня. Он дает так называемый helicopter view – взгляд сверху на внешнее окружение компании и место компании на рынке. Методика PEST схожа с выполнением более привычного всем SWOT-анализа и заключается в: 1. Составлении матрицы, ячейками которой будут факторы внешней среды, наиболее влияющие на компанию. 2. Выработке стратегии компании, наиболее полно отвечающей прогнозам по динамике факторов внешней среды. Какие факторы PEST-анализа рассматривать? Рассмотрим наиболее часто используемые факторы. Политические факторы Политика играет важную роль в формировании бизнес-среды в регионе, государстве и на общемировом уровне. Один принятый закон может ограничить перспективы ведения того или иного бизнеса или наоборот подарить новые возможности для компании. Поэтому всегда нужно мониторить следующие факторы: · общемировая политическая ситуация. Какие страны в хороших отношениях между собой, между какими намечаются разногласия, какие страны станут ареной военных действий или политических санкций; · внешняя политика страны, в которой расположена юрисдикция компании; · вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста); · внутренняя политика на государственном уровне; · налоговая политика; · уровень влияния государства на отрасль, его отношение к отрасли; · отношение государства к иностранному капиталу, уровень влияния на инвестиционные процессы; · субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов; · внутренняя политика на региональном и муниципальном уровне; · различные межгосударственные соглашения о раскрытии информации, об избежании двойного налогообложения и т.д. Экономические факторы Влияние факторов этой группы на компанию трудно переоценить, поэтому их нужно рассматривать особенно тщательно. Перечислим основные: · динамика ВПП, · уровень инфляции, · ставка рефинансирования и связанная с ней динамика в банковской сфере, · изменение курса рубля, · уровень безработицы, · динамика доходов населения, · цены на нефть, · рост и насыщенность отраслевых рынков, · уровень конкуренции, · динамика на смежных рынках, влияющая на затраты компании, · уровень использования налоговых схем в отрасли. Социально-культурные факторы Факторы этой направленности оказывают косвенное воздействие на успешность компании. К ним относятся: · демографические данные: рождаемость, смертность, возрастной состав населения, миграционная динамика; · уровень жизни населения, зарплатные ожидания; · обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления и мифы; · уровень образованности, квалификация кадров; · трудоспособность и производительность населения. Технологические факторы пест-анализа Набирают все большую ценность, так как технологический прогресс ускоряется, степень его влияния на все сферы бизнеса, даже самые нетехнологичные, увеличивается. К технологическим факторам относятся: · научные открытия, новые технологии, · изменения в патентном законодательстве и индустрии, · влияние интернета и мобильных технологий на отрасль, · расходы конкурентов на R&D. Важно, что влияние факторов на различные компании из разных отраслей не одинаково и поэтому список ключевых факторов компания всегда должна вырабатывать самостоятельно. Зачем проводить PEST-анализ Во-первых, для того, чтобы лучше понимать внешнюю среду компании, ее возможности и угрозы. Ведение бизнеса вслепую, на основании ограниченной информации и субъективных ощущений возможно в стартап-проектах, в малом бизнесе, но недопустимо для средних и крупных бизнесов и серьезных инвестиционных проектов. Понимая возможности и угрозы внешней среды, компания защищает себя от критичных ошибок. Во-вторых, для определения стратегии компании. Не секрет, что компании с разработанной стратегией выигрывают конкурентные войны, потому что не принимают разрозненных и противоречащих одно другому решений. Стратегия представляет собой: · действия, которые компания будет совершать в ближайшие годы; · продукты, которые она будет выпускать; · регионы, в которых она будет увеличивать или уменьшать присутствие; · инвестиции, которые она будет совершать или, наоборот, внешнее финансирование, которое она будет привлекать. Чтобы выбрать правильную стратегию, нужно понимать, какие возможности вам дает рынок. В-третьих, Пест-анализ дает исходные данные для выстраивания управления рисками в компании, фактически описывая макроэкономические риски. Как известно, составляющие управления рисками – это их определение, оценка и разработка мер по минимизации их воздействия. Проследим, как работает в этом случае ПЕСТ. Руководство по проведению PEST-анализа Как и любой другой, PEST-анализ начинается со сбора первичной информации о внешней среде компании. Чем эта информация будет шире, многостороннее и объективнее, тем лучших результатов можно добиться с помощью PEST. Для сбора информации можно использовать специализированную литературу по геополитике, обзоры макрорегионов и рынков на них, аналитические отчеты по отраслям, данные статистики, отчеты и прогнозы крупных аналитических агентств. Неплохо быть членом отраслевых ассоциаций, общаться на международных выставках и конференциях, для того чтобы узнавать новости точки зрения разных игроков, находящихся по разные стороны рынка: производителей, поставщиков, потребителей, дилеров и так далее. Не нужно забывать и про инсайдерскую информацию, получаемую на переговорах, и про узкоспециализированные сайты, размещающие новости на рынках и в отраслях. Обратите внимание! Поскольку PEST-анализ составляется на долгосрочную перспективу, вас должен интересовать прогноз по значимым изменениям внешней среды в дополнение к состоянию на сегодняшний день. Итак, первым шагом к составлению PEST будет определение на основании собранной информации факторов, влияющих на компанию, и их отнесение по четырем группам: политические, экономические, социально-культурные, технологические. Пример 1 Перед советом директоров российского угледобывающего предприятия, расположенного в Кузбассе, поставлена задача – определить стратегию предприятия на 5 лет с тем, чтобы увеличить добычу и реализацию угля на 50%. Было решено провести сначала PEST-анализ, обновить свои знания об отрасли. Предприятие заказало несколько обзоров угольной отраслив мире и маркетинговое исследование об угольном рынке в РФ. Также были опрошены несколько контрагентов и ключевые сотрудники на предприятии. Все они сделали свои прогнозы по развитию рынка, уровням потребления и месте предприятия на угольном рынке. На основании проведенных исследований исполнители выделили факторы, оказывающие влияние на предприятие. Ранее в статье мы приводили основные факторы из каждой группы, для примера возьмем по три фактора.
Политические | ||||
Государственные программы поддержки угольной отрасли | ||||
Сложности в районе Донбасского угольного бассейна | ||||
Все более жесткие экологические нормативы | ||||
|
||||
|