|
|||
Ход урока.. Составление плана сочиненияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Ход урока. - Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине. Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника. А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа. - Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей. Знакомство с картиной. -Рассмотрите картину — Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное? — На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж) — На своей картине Саврасов мастерски передал состояние природы. Это словно рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. - Почему картина называется «Грачи прилетели»? — Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами, старая церквушка.) — Можно ли назвать этот пейзаж красивым? — Как художник показывает нам наступление весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.) — Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.) — Что на картине притягивает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.) - Совершим путешествие в картину: Закройте на минуту глаза, представьте, что вы около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд) - Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи). -Чем птицы заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых). - Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (грачи, которые летают над гнездами) - А как А.К. Саврасов изобразил снег? (снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени) - Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля). - Как художник изобразил небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте) - Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух?Почему же, говоря о «Грачах», один из современников отмечал, что «картина наполнена свежим весенним воздухом»? Как автор смог это передать? (он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображения всех деталей картины) - Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (воздух по-весеннему прозрачен и легок) — Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.) — Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.) - Как Вы думаете, что еще хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении? (Красоту русской природы). — Попробуйте описать грачей, какие они? Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые. - Вам предстоит описать картину. Что будете описывать, назовите по порядку? - Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.? Художник -замечательный, русский, пейзажист, автор картины, мастер кисти. Пейзаж - скромный, простой.. Время года:весна, журчание ручьев, шум ветерка, запах талой земли, ласковое солнышко, свежесть весеннего воздуха. Небо – невысокое, блеклое, светло-голубое, видны проблески солнца, рыхлые облака. Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, веселые, суетливые, трудолюбивые, драчливые, шумные, крикливые. Березы – красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей, кривые, старые, корявые, с черными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки. Снег – талый, посеревший, рыхлый, с тенями от берез, грязный, серый, местами еще белый, нерастаявший. Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками. Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие. Церквушка – старая, каменная, ветхая. . Поля:дальние, невспаханные, бескрайние. Орфографическая работа: -Объясните написание данных слов? Горизонт, вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные. 7. Составление плана сочинения - Давайте вспомним, с чего мы начинаем писать сочинение? (составление плана) - На сколько частей поделим? - О чем будем писать во вступлении? - О чем мы будем писать в основной части? - Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое отношение к картине? План. 1. Художник и его картина. 2. Описание картины. -Что изображено на переднем плане. -Что изображено на заднем плане. 3. Мое отношение к картине.
|
|||
|