Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учитель и педагогический коллектив



3. Учитель и педагогический коллектив

Педагогическое влияние на учащихся оказывает весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.

Учительский коллектив обладает своей спецификой, влияющей и на взаимоотношения между его членами, а в конечном итоге — на морально-педагогический климат школы в целом.

В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из учителей может усиливать или ослаблять воспитательные возможности другого. Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса. Отношения же недоброжелательности, создающие постоянную напряженность, конфликты и столкновения, вынуждают учителя отвлекаться от учебно-воспитательной работы на регулирование своих отношений с коллегами.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.

Общие этические принципы и характер делового общения в педагогическом коллективе.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ может проявляться в отношениях:

- между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями),

- между самими образовательными учреждениями,

- внутри данного образовательного учреждения:

• между руководителем и педагогическим коллективом,

• между учителями (членами данного педагогического сообщества).

В деловом общении имеется ряд положений, соблюдение которых позволяет избежать ряда ошибок:

• в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,

• когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот:

• в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,

• нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,

• когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения - «начни с себя».

В деловом общении можно выделить три основных вида отношений.

Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный). Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:

• стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,

• замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,

• укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,

• доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,

• привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель).

Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

• не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,

• не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.

• будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,

• не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип данной формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

• не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,

• попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,

• не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,

• рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,

• не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

• не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.


Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.
Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.

· «Физический рост человека определяется расстоянием его головы от земли, нравственный же рост его – расстоянием головы от неба» (Ш.Пьермон)

· «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» (А.П.Чехов)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.