![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 1. Схема привода. Исходные данные. Требуемый момент, Т3 (Нм) -- 219. Угловая скорость, ώ3 (рад/с) -- 14,8. Угол наклона гибкой передачи, β0 -- 55 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Рисунок 1. Схема привода Исходные данные
Требуемый момент, Т3 (Нм) -- 219 Угловая скорость, ώ3 (рад/с) -- 14,8 Угол наклона гибкой передачи, β0 -- 55 Ресурс работы привода, Lh (ч) -- 1600
Примем следующее обозначение валов привода
1 – вал электродвигателя, 2 – вал шестерни, 3 – вал колеса, 4 – вал рабочей машины
Рисунок 1.1 Обозначение валов привода 1.2.1 Расчет начинаем с определения частоты вращения 3-го вала привода
1.2.2 Мощность на 3-м валу привода где Т3 – крутящий момент на 3-м валу, ω3 –угловая скорость 3-го вала.
1.2.3 Мощность на 1-м валу
где ηобщ –общий КПД привода
Из справочных данных
ηобщ=0,96
1.2.4 Находим мощность на 2-м валу
1.2.5 Определение частоты вращения электродвигателя. Частота вращения 1-го вала (ориентировочно) где
Для ременной и зубчатой передач рекомендуется следующие передаточные отношения (числа)
На передаточные отношения зубчатой передачи существует стандарт: Iзубч.пер. по ГОСТ: 2,8; 3,15; 4,0; 5,0; 6,3; 8,0; 10;…
Первоначально рекомендуется взять iрем.пер = 2,5; Iзуб.пер.= 4 Тогда ориентировочное Iобщ=2,5 Стандартная (синхронная) частота вращения вала эл. двигателя по ГОСТ составляет: 750; 1000; 1500; 3000 об/мин. По nор1 выбирается ближайшая стандартная частота вращения электродвигателя nдв.ст =1500 об/мин. 1.2.6 По стандартной частоте вращения nдв.ст.=1500 об/мин и мощности на валу эл. двигателя P1 из таблицы приложение 1 выбирается эл. двигатель 4А100L4. Мощность Рдв=4 КВт. Скольжение такого двигателя S=4,7%=70 об/мин. (см. приложение 1). Скольжение – это число оборотов (в %) на которое уменьшается скорость вращения под нагрузкой. Таким образом, под нагрузкой частота вращения вала двигателя будет равна nдв = 1500 – 70 = 1430об/мин.
1.2.6 Угловая скорость вала эл. двигателя под нагрузкой будет равна 1.2.7 Уточнение передаточных чисел
![]() 1.2.9 Крутящие моменты, передаваемые валами 1.2.10 Результаты кинематического расчета привода сводим в табл. 1.1 Таблица 1.1 Основные параметры кинематического расчета
2.1 Из табл. 1.1 выбираем следующие исходные данные для расчета i рем.п.=2,53; Т2=57,1 Н м; Р1=3550 Вт; n1=1430 об/мин.
2.2 Схема ременной передач
![]() Рисунок 2.1 Параметры ременной передачи а) угол наклона передачи (β); б) угол обхвата ремнем малого шкива (α); в) основные размеры шкива
2.3 Выбор сечения ремня По величине крутящего момента Т2 из табл. 2.1 выбирается ремень сечения Б.
Таблица 2.1 Клиновые ремни (по ГОСТ 1284.1-80)
![]() Рисунок 2.2 Сечение клинового ремня
2.4 Диаметр малого (ведущего) шкива d1 = (1,15…1,25) dmin = (1.15…1,25) 125 = 143,75…156,25 мм Диметры шкивов выбирают из стандартного ряда: 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000 мм.
В полученном интервале d1, нет значений стандартного ряда. Выбирается ближайшее большее значение d1=160 мм.
2.5 Диаметр ведомого шкива где
2.6 Межосевое расстояние клиноременной передачи предварительно: апредв.=1,5(d1+d2) = 1,5(160+400) =840 мм.
2.7 Длина ремня предварительно: Стандартный ряд длин ремня, мм: 400; 450; 500; 560; 630; 710; 800; 900; 1000; 1120; 1400; 1600; 1800; 2000; 2240; 2500; 2800; 3150; 3550; 4000; 5000; 5600; 6300; 7100; 8000; 9000; 10000; 11200; 12500; 14000; 16000; 18000.
Из данного ряда выбирается длина ремня 2.8 Уточнение межосевого расстояния
![]() 2.9 Скорость ремня
2.10 Проверка длины ремня по частоте пробегов (v)
2.12 Определение числа ремней в передаче Р1= 3550 Вт = 3,55 кВт. Р0 – мощность передаваемая одним клиновым ремнем (см. табл. 2.2.). Р0=4,1 кВт Таблица 2.2 Мощность Р0 (кВт), передаваемая одним клиновым ремнем
Ср – коэффициент режима работы. При 2-х сменной работе привода к винтовому раздатчику имеющего рабочий орган шнек Ср=1,3 (см. табл. 2.3). Таблица 2.3 Значение Ср для клиновых передач
Таблица 2.4 Значение коэффициента CL для клиновых ремней
При длине ремня Lр=2500 мм для сечения Б коэф-т СL=1,03.
Угол обхвата ремнем малого шкива Первоначально рекомендуется принять CZ =0,95.
Число ремней округляем до ближайшего целого числа в большую сторону Zрем =2 шт.
2.13 Сила предварительного натяжения ремней
2.14 Сила, действующая на валы
2.15 Долговечность ремня в часах Долговечность (рабочий ресурс ремней), должен быть не менее 5000 ч. при легком, 2000 ч. - при среднем и 1000 ч. при тяжелом режиме работы [3],с. 137.
![]() ![]() ![]() где N0 – базовое число циклов перемены напряжений, N0 = 107; x – число шкивов в передаче, x = 2; где
![]()
где Е – модуль упругости материала ремня, Е=100 Сi – коэффициент, учитывающий передаточное число Сн – коэффициент влияния нагрузки, при постоянной нагрузке Сн=1, при непостоянной Сн=2. Принимается Сн=2. Показатель степени m=8 для клиновых ремней.
К способам увеличения долговечности ремня можно отнести: 1.Выбор большего сечения ремня. 2.При прежнем сечении ремня увеличение диаметров шкивов. 3.Увеличение длины ремня. 4. Увеличение количества ремней.
В данном случае для тяжелых условий работы привода долговечность ремня достигла требуемых 1000 часов.
Вычерчиваем эскиз шкива и используя табл. 2.5 выбираем его необходимые размеры.
Таблица 2.5 Основные размеры шкивов клиноременных передач
3. РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
3.1 Исходные данные к расчету Т2 = Тш = 57,1 Н·м= 57,1·103 Н·мм ; Т3 = Тк = 219 Н·м = 219·103 Н·мм; n2 = nш = 565 об/мин; n3 = nк = 141,4 об/мин; Р2 = Рш = 3374 Вт; Iзп = 4.
Рисунок 3.1 Схема зубчатой передачи а) основные размеры зубчатой передачи, б) напряжения, испытывающие зубья колес 3.2 Выбор материала Планируется изготовление небольшой партии деталей твердостью НВ <350. Материал шестерни сталь 45Х, НВ = 260 термообработка - улучшение . Материал колеса сталь 45, НВ = 230 термообработка - улучшение.
Расчет зубчатой передачи ведется по контактным напряжениям в зацеплении колес и напряжениям изгиба. В настоящей курсовой работе для упрощения расчет будем вести только по контактным напряжениям. Из справочных материалов находим допускаемые контактные напряжения для расчета выносливости контактирующих поверхностей зубьев. [ σ н ] = 458 МПа.
Для косозубой передачи угол наклона зубьев (β) может изменяться от 8 до 20º. Принимаем предварительно β = 10º.
Модуль зубчатого колеса - часть делительной окружности, приходящейся на 1 зуб.
![]()
3.5 Основные геометрические размеры зубчатой передачи.
3.7 Проверка контактной выносливости поверхностей зубьев
3.8 Определение сил, действующих в зацеплении зубчатых колес Ft – окружная сила, Fr – радиальная сила,
Таблица 3.1 Основные параметры косозубой передачи.
![]()
4. ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
Ориентировочный расчет валов. Диаметры валов предварительно определяются из условия прочности на кручение.
В ориентировочном расчете диаметры валов округляются до целого числа, оканчивающегося на 0 или 5 (лучше в большую сторону). При выполнении 1-й эскизной компоновки валы принимаются гладкими, подшипники выбираются шариковые, средней серии 300 по Ø вала. Построение ведется на миллиметровой бумаге в масштабе 1 : 1. Для подшипников качения при
![]() ![]()
Таблица 4.1 Шарикоподшипники радиальные однорядные
Таблица 4.2 Крышки прижимные (фланцевые, торцевые) Шейнблит, с.392
Рисунок 4.3 Эскизная компоновка редуктора
5. РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА 5.1 Изображение основных элементов редуктора в диметрии
![]() 1 – шкив; 2 – шестерня, 3 – колесо, 4 – вал шестерни, 5 - вал колеса Рисунок 5.1 Силы, действующие на валы
5.2 Исходные данные Таблица 5.1 Данные для расчета валов.
5.3 Вал шестерни 5.3.1 Определение сил реакций в опорах, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов. Расчетная схема нагружения вала шестерни
![]() а) Горизонтальная плоскость.
RВх =
![]() ![]() RАх =
Проверка: – Rах + Rвх + Fвг+Fг = 0 – 1330,76 + 3,79 + 461+ 866 = 0 1330,79 – 1330,76 = 0 0 = 0 Эпюры изгибающих моментов в характерных точках. Ми1= 0 Ми2 = Fвг Ми3=Fвг·(а+в) – Rах·в = 461 Ми3 (справа) = Rвх · с = 3,79 · 0,056 = 0,21 Н·м Скачок: 16,42 + 0,21 = 16,63 Н· м Fа · б) Вертикальная плоскость
Rву =
Rау = Проверка: Fвв +Rву + Rау – Ft = 0 658 +1553,2 +72,7 – 2284 = 0 2283,9 – 2284 = 0 Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0 Ми2=Fвв · а = 658 Ми3=Fвв· (а+в) + Rау · в = 658 Ми3 (справа) =Rву · с = 1553 · 0,056 = 86,98 Н·м Ми4 = 0
Суммарный изгибающий момент МиΣ = МиΣ2 = МиΣ3 = МиΣ4 = 0
Момент эквивалентный в характерных точках Мэкв = Мэкв 1 = Мэкв 2 = Мэкв 3 = Мэкв 4 = Мэквmax =105,3 Н·м
5.3.2 Требуемый диаметр вала в наиболее нагруженном сочетании dв = dвш = 5.4 Вал колеса 5.4.1 Определение сил реакций в опорах, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов Расчетная схема нагружения вала колеса
а) Горизонтальная плоскость
RАх = Проверка: Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0 ; Ми2 = – RАх· d = – 131,4 Ми2(справа) = RВх · е = 997,4 Ми3 = 0 Скачок: 58,85 + 7,36 = 66,21Н м; Fа · б) Вертикальная плоскость
Проверка: – Rау – Rву + Ft = 0; Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0; Ми2= – Rау· d = – 1142 Ми3 = 0; Суммарный изгибающий момент МиΣ = МиΣ1 = 0; МиΣ2 = Момент эквивалентный в характерных точках Мэкв = Мэкв 2 = 5.4.2 Требуемый диаметр вала в наиболее нагруженном сечении
5.5 Определение размеров ступеней валов редуктора Вал зубчатого колеса одноступенчатого редуктора имеет три ступени: 1) выходной конец диаметром d1; 2) участок вала под подшипниками – d2 ; 3) участок вала под зубчатым колесом – d3.
Диаметр выходного конца вала ра
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|