|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 1. Схема привода. Исходные данные. Требуемый момент, Т3 (Нм) -- 219. Угловая скорость, ώ3 (рад/с) -- 14,8. Угол наклона гибкой передачи, β0 -- 55 ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Рисунок 1. Схема привода Исходные данные
Требуемый момент, Т3 (Нм) -- 219 Угловая скорость, ώ3 (рад/с) -- 14,8 Угол наклона гибкой передачи, β0 -- 55 Ресурс работы привода, Lh (ч) -- 1600
Примем следующее обозначение валов привода
1 – вал электродвигателя, 2 – вал шестерни, 3 – вал колеса, 4 – вал рабочей машины
Рисунок 1.1 Обозначение валов привода 1.2.1 Расчет начинаем с определения частоты вращения 3-го вала привода
1.2.2 Мощность на 3-м валу привода
где Т3 – крутящий момент на 3-м валу, ω3 –угловая скорость 3-го вала.
1.2.3 Мощность на 1-м валу
где ηобщ –общий КПД привода
Из справочных данных
ηобщ=0,96 0,98 0,993=0,913 для привода, состоящего из клиноременной и зубчат0й передачи
1.2.4 Находим мощность на 2-м валу
1.2.5 Определение частоты вращения электродвигателя. Частота вращения 1-го вала (ориентировочно)
где – общее передаточное отношение привода
Для ременной и зубчатой передач рекомендуется следующие передаточные отношения (числа)
На передаточные отношения зубчатой передачи существует стандарт: Iзубч.пер. по ГОСТ: 2,8; 3,15; 4,0; 5,0; 6,3; 8,0; 10;…
Первоначально рекомендуется взять iрем.пер = 2,5; Iзуб.пер.= 4 , стр. 7,10 Тогда ориентировочное Iобщ=2,5 4 = 10; а ориентировочная частота вращения электродвигателя nор1 = 10 141,4 = 1414 об/мин. Стандартная (синхронная) частота вращения вала эл. двигателя по ГОСТ составляет: 750; 1000; 1500; 3000 об/мин. По nор1 выбирается ближайшая стандартная частота вращения электродвигателя nдв.ст =1500 об/мин. 1.2.6 По стандартной частоте вращения nдв.ст.=1500 об/мин и мощности на валу эл. двигателя P1 из таблицы приложение 1 выбирается эл. двигатель 4А100L4. Мощность Рдв=4 КВт. Скольжение такого двигателя S=4,7%=70 об/мин. (см. приложение 1). Скольжение – это число оборотов (в %) на которое уменьшается скорость вращения под нагрузкой. Таким образом, под нагрузкой частота вращения вала двигателя будет равна nдв = 1500 – 70 = 1430об/мин.
1.2.6 Угловая скорость вала эл. двигателя под нагрузкой будет равна
1.2.7 Уточнение передаточных чисел
1.2.9 Крутящие моменты, передаваемые валами
1.2.10 Результаты кинематического расчета привода сводим в табл. 1.1 Таблица 1.1 Основные параметры кинематического расчета
2.РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ
2.1 Из табл. 1.1 выбираем следующие исходные данные для расчета i рем.п.=2,53; Т2=57,1 Н м; Р1=3550 Вт; n1=1430 об/мин.
2.2 Схема ременной передач
Рисунок 2.1 Параметры ременной передачи а) угол наклона передачи (β); б) угол обхвата ремнем малого шкива (α); в) основные размеры шкива
2.3 Выбор сечения ремня По величине крутящего момента Т2 из табл. 2.1 выбирается ремень сечения Б.
Таблица 2.1 Клиновые ремни (по ГОСТ 1284.1-80)
Рисунок 2.2 Сечение клинового ремня
2.4 Диаметр малого (ведущего) шкива d1 = (1,15…1,25) dmin = (1.15…1,25) 125 = 143,75…156,25 мм Диметры шкивов выбирают из стандартного ряда: 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000 мм.
В полученном интервале d1, нет значений стандартного ряда. Выбирается ближайшее большее значение d1=160 мм.
2.5 Диаметр ведомого шкива где - коэффициент скольжения, мм. Из стандартного ряда d2 = 400 мм.
2.6 Межосевое расстояние клиноременной передачи предварительно: апредв.=1,5(d1+d2) = 1,5(160+400) =840 мм.
2.7 Длина ремня предварительно: Стандартный ряд длин ремня, мм: 400; 450; 500; 560; 630; 710; 800; 900; 1000; 1120; 1400; 1600; 1800; 2000; 2240; 2500; 2800; 3150; 3550; 4000; 5000; 5600; 6300; 7100; 8000; 9000; 10000; 11200; 12500; 14000; 16000; 18000.
Из данного ряда выбирается длина ремня 2.8 Уточнение межосевого расстояния
2.9 Скорость ремня , где - диаметр малого шкива в метрах. = = 11,974 = 11974
2.10 Проверка длины ремня по частоте пробегов (v)
2.12 Определение числа ремней в передаче где Р1 – мощность на ведущем валу. Р1= 3550 Вт = 3,55 кВт. Р0 – мощность передаваемая одним клиновым ремнем (см. табл. 2.2.). Р0=4,1 кВт Таблица 2.2 Мощность Р0 (кВт), передаваемая одним клиновым ремнем
Ср – коэффициент режима работы. При 2-х сменной работе привода к винтовому раздатчику имеющего рабочий орган шнек Ср=1,3 (см. табл. 2.3). Таблица 2.3 Значение Ср для клиновых передач с. 136
Таблица 2.4 Значение коэффициента CL для клиновых ремней
При длине ремня Lр=2500 мм для сечения Б коэф-т СL=1,03. - коэф-т угла обхвата, выбирается из соотношений
Угол обхвата ремнем малого шкива =1630, поэтому =0,95. Первоначально рекомендуется принять CZ =0,95.
Число ремней округляем до ближайшего целого числа в большую сторону Zрем =2 шт.
2.13 Сила предварительного натяжения ремней
- коэффициент, учитывающий центробежную силу
.
2.14 Сила, действующая на валы
2.15 Долговечность ремня в часах Долговечность (рабочий ресурс ремней), должен быть не менее 5000 ч. при легком, 2000 ч. - при среднем и 1000 ч. при тяжелом режиме работы [3],с. 137.
где N0 – базовое число циклов перемены напряжений, N0 = 107; - частота пробегов, = 4,79; x – число шкивов в передаче, x = 2; - предел выносливости, для клиновых ремней = 9МПа; - максимальное напряжение в сечении ремня. , где - напряжение от предварительного натяжения =1,5 при 5 ; =1,2 при υ больше 5
, где А площадь сечения ремня (см. табл. 2.1) - окружная сила,
- напряжение от центробежных сил , где q – плотность ремня, q =1100 кГ/м3
- напряжение от изгиба ремня на малом шкиве , где Е – модуль упругости материала ремня, Е=100 200 МПа
Сi – коэффициент, учитывающий передаточное число
Сн – коэффициент влияния нагрузки, при постоянной нагрузке Сн=1, при непостоянной Сн=2. Принимается Сн=2. Показатель степени m=8 для клиновых ремней.
К способам увеличения долговечности ремня можно отнести: 1.Выбор большего сечения ремня. 2.При прежнем сечении ремня увеличение диаметров шкивов. 3.Увеличение длины ремня. 4. Увеличение количества ремней.
В данном случае для тяжелых условий работы привода долговечность ремня достигла требуемых 1000 часов.
Вычерчиваем эскиз шкива и используя табл. 2.5 выбираем его необходимые размеры.
Таблица 2.5 Основные размеры шкивов клиноременных передач
3. РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
3.1 Исходные данные к расчету Т2 = Тш = 57,1 Н·м= 57,1·103 Н·мм ; Т3 = Тк = 219 Н·м = 219·103 Н·мм; n2 = nш = 565 об/мин; n3 = nк = 141,4 об/мин; Р2 = Рш = 3374 Вт; Iзп = 4.
На рис 3.1 приведена схема зубчатой передачи.
Рисунок 3.1 Схема зубчатой передачи а) основные размеры зубчатой передачи, б) напряжения, испытывающие зубья колес 3.2 Выбор материала Планируется изготовление небольшой партии деталей твердостью НВ <350. Материал шестерни сталь 45Х, НВ = 260 термообработка - улучшение . Материал колеса сталь 45, НВ = 230 термообработка - улучшение.
Расчет зубчатой передачи ведется по контактным напряжениям в зацеплении колес и напряжениям изгиба. В настоящей курсовой работе для упрощения расчет будем вести только по контактным напряжениям. Из справочных материалов находим допускаемые контактные напряжения для расчета выносливости контактирующих поверхностей зубьев. [ σ н ] = 458 МПа. 3.3 Определение межосевого расстояния
3.4 Выбор модуля и числа зубьев шестерни и колеса.
Для косозубой передачи угол наклона зубьев (β) может изменяться от 8 до 20º. Принимаем предварительно β = 10º.
Модуль зубчатого колеса - часть делительной окружности, приходящейся на 1 зуб.
3.5 Основные геометрические размеры зубчатой передачи.
3.7 Проверка контактной выносливости поверхностей зубьев
3.8 Определение сил, действующих в зацеплении зубчатых колес Ft – окружная сила, Fr – радиальная сила, Fa – осевая сила, - угол зацепления.
Таблица 3.1 Основные параметры косозубой передачи.
4. ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
Ориентировочный расчет валов. Диаметры валов предварительно определяются из условия прочности на кручение. где - крутящий момент передаваемый валом - полярный момент сопротивления ; ; . - допускаемое напряжение при кручении. = МПа. = 57,1 Н м = 57,1 103 Н мм. = 219 Н м = 219 103 Н мм. .
В ориентировочном расчете диаметры валов округляются до целого числа, оканчивающегося на 0 или 5 (лучше в большую сторону). При выполнении 1-й эскизной компоновки валы принимаются гладкими, подшипники выбираются шариковые, средней серии 300 по Ø вала. Построение ведется на миллиметровой бумаге в масштабе 1 : 1. Для подшипников качения при 300 000 мм об/мин выбирается пластичная смазка. Где - Ø вала в мм, - частота вращения в об/мин.
мм об/мин
Таблица 4.1 Шарикоподшипники радиальные однорядные
Таблица 4.2 Крышки прижимные (фланцевые, торцевые) Шейнблит, с.392
Рисунок 4.3 Эскизная компоновка редуктора
5. РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА 5.1 Изображение основных элементов редуктора в диметрии
1 – шкив; 2 – шестерня, 3 – колесо, 4 – вал шестерни, 5 - вал колеса Рисунок 5.1 Силы, действующие на валы
5.2 Исходные данные Таблица 5.1 Данные для расчета валов.
5.3 Вал шестерни 5.3.1 Определение сил реакций в опорах, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов. Расчетная схема нагружения вала шестерни
а) Горизонтальная плоскость. – Fвг· а + Fг·в – Fа· – RВх (в + с) = 0 RВх = Н
RАх =
Проверка: – Rах + Rвх + Fвг+Fг = 0 – 1330,76 + 3,79 + 461+ 866 = 0 1330,79 – 1330,76 = 0 0 = 0 Эпюры изгибающих моментов в характерных точках. Ми1= 0 Ми2 = Fвг а = 461 0,07 = 32 Н·м Ми3=Fвг·(а+в) – Rах·в = 461 0,126 – 1330,76 · 0,056 = 58,1 – 74,52 = –16,42 Н·м Ми3 (справа) = Rвх · с = 3,79 · 0,056 = 0,21 Н·м Скачок: 16,42 + 0,21 = 16,63 Н· м Fа · = 666 · 0,025 = 16,65 Н·м б) Вертикальная плоскость – Fвв· а – Ft · в + Rву· (в+с) = 0 Rву = = = 1553,2 Н – Fвв· (а+в+с) – Rау· (в+с) + Ft· c = 0 Rау = Проверка: Fвв +Rву + Rау – Ft = 0 658 +1553,2 +72,7 – 2284 = 0 2283,9 – 2284 = 0 Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0 Ми2=Fвв · а = 658 0,07 = 46,06Н·м Ми3=Fвв· (а+в) + Rау · в = 658 0,126 + 72,7 · 0,056 = 82,9 +4,07 = 86,97 Н·м Ми3 (справа) =Rву · с = 1553 · 0,056 = 86,98 Н·м Ми4 = 0
Суммарный изгибающий момент МиΣ = ; МиΣ1 = 0 МиΣ2 = = 56,1 Н·м МиΣ3 = = 88,5 Н·м МиΣ4 = 0
Момент эквивалентный в характерных точках Мэкв = Мкр = Т2 = 57,1 Н м Мэкв 1 = = 57,1 Н м Мэкв 2 = = 80,0 Н·м Мэкв 3 = = 105,3 Н м Мэкв 4 = Н·м Мэквmax =105,3 Н·м
5.3.2 Требуемый диаметр вала в наиболее нагруженном сочетании dв = dвш = = = 10 2,59 = 26 мм 5.4 Вал колеса 5.4.1 Определение сил реакций в опорах, построение эпюр изгибающих и крутящих моментов Расчетная схема нагружения вала колеса
а) Горизонтальная плоскость ; – Fг· d – Fа · + Rвх· (d+е) = 0
; – RАх· (d+е) + Fг · с – Fа · = 0 RАх = Проверка: RАх + RВх Fг = 0; –131,4 +997,46 – 866 = 0; 997,46 = 997,4 Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0 ; Ми2 = – RАх· d = – 131,4 0,056= –7,36 Н м Ми2(справа) = RВх · е = 997,4 0,059= 58,85 Н м Ми3 = 0 Скачок: 58,85 + 7,36 = 66,21Н м; Fа · = 666 · 0,1 = 66,6 Н м б) Вертикальная плоскость ; Ft· d – Rву· (d+е) = 0; Rву = Rау Проверка: – Rау – Rву + Ft = 0; – + 2284 = 0 0 = 0 Эпюры Ми в характерных точках Ми1 = 0; Ми2= – Rау· d = – 1142 0,059= – 67,38 Н·м Ми3 = 0; Суммарный изгибающий момент МиΣ = МиΣ1 = 0; МиΣ2 = = 89,46 Н·м ; МиΣ3 = Н м Момент эквивалентный в характерных точках Мэкв = ; Мэкв 1 = = 0 Н·м Мэкв 2 = = 236,57 Н м; Мэкв 3 = Мэкв 4 219 Н м 5.4.2 Требуемый диаметр вала в наиболее нагруженном сечении
5.5 Определение размеров ступеней валов редуктора Вал зубчатого колеса одноступенчатого редуктора имеет три ступени: 1) выходной конец диаметром d1; 2) участок вала под подшипниками – d2 ; 3) участок вала под зубчатым колесом – d3.
Диаметр выходного конца вала ра
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|