|
||||||||||||||||||||||||||
Задачи на нахождение неизвестной величины по двум разностям ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ц = Ст. : К Аналогично рассматривается задача на нахождение количества: 2 мн. = Пр. : 1 мн. К = Ст. : Ц При обучении учащихся решению задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» учитель последовательно ставит следующие цели: познакомить учащихся с данными величинами при решении простых задач; установить по тексту задачи, какие из величин — цена, количество, стоимость — заданы и какую из них нужно найти; раскрыть взаимную пропорциональную зависимость этих величин; определить, каким действием находится одна из них при наличии двух других и др. Далее вводятся составные задачи. Существует 3 вида задач с пропорциональными величинами: 1. Задачи на нахождение четвертого пропорционального – один из наиболее распространенных типов составных задач, решаемых в начальной школе. В задачи такого вида входят 3 взаимнозависимых пропорциональных величины, например: 1) цена, количество, стоимость; 2) скорость, время, расстояние (при равномерном движении); 3) количество изготовленных в час деталей, время работы, количество деталей, изготовленных за все время работы; 4) масса одного предмета, количество предметов, общая масса; 5) объем одного сосуда, количество сосудов, объем всех сосудов; 6) длина стороны прямоугольника, ширина стороны прямоугольника, площадь прямоугольника и другие. Используя любые три величины, связанные пропорциональной зависимостью, можно выделить 6 видов задач на нахождение четвертого пропорционального. Рассмотрим один из видов: Мальчик купил по одинаковой цене 6 тетрадей в клетку и 3 тетради в линейку. За тетради в клетку он заплатил 18 рублей. Сколько стоили тетради в линейку? Первые из рассматриваемых задач полезно иллюстрировать рисунками и выполнять запись в таблицах вида:
Цена Количество Стоимость Кл. ? р. Одинак. 6 т. 18 р. Лин. ? р. 3 т. ? р.
Учитель предлагает вызванному к доске ученику поставить на первой планке наборного полотна столько тетрадей в клетку купил мальчик и рядом их стоимость — 18 рублей. Выяснив, почему нельзя сразу дать ответ на вопрос задачи (неизвестна цена одного карандаша), на второй планке следует поместить 1 тетрадь (любую) и против нее поставить знак вопроса. На следующей планке ученик разместит 3 тетради в линейку и напротив них также поставит знак вопроса. - 18 р. - ? р. - ? р. Кл. 18 р. Лин. ? р. Рассуждение: чтобы найти стоимость тетрадей в клетку, надо знать цену и количество. Зная, что цена одинаковая, а стоимость тетрадей в клетку 18 рублей, мы узнаем цену 1 тетради: 1) 18 : 6 = 3 (р.) Зная цену и количество, мы узнаем стоимость тетрадей в линейку: 2) 3 * 3 = (р.) Решение таких задач в начале следует записывать с пояснениями, а позднее для записи решения можно использовать выражения вида: (18 : 6) * 3 = 3 (р.) Основная трудность решения задач с пропорциональными величинами состоит в отыскании той логической цепочки, которая ведет от данных к получению ответа на вопрос задачи. Задачи такого рода решаются способом прямого и обратного приведения к единице. Учителя в своей методике имеют немало приемов для успешной организации обучения учащихся умению решать текстовые задачи такого вида. Важно уметь находить различные пути решения задач, обсуждать с учащимися предложенные способы решений, правильно их оценивать. Рассмотрим задачу: «У одной закройщицы было 15 метров ткани, у другой — 12 метров. Из ткани они покроили платья, расходуя на каждое по 3 метра. Сколько всего платьев они покроили?» Эта задача имеет два способа решения. 1-й способ: 1) 15 + 12 = 27 (м) 2) 27: 3 = 9 (пл.) 3) Ответ: 9 платьев. 2-й способ: 1)15 : 3 = 5 (пл.) — 1 закройщица 2)12 : 3 = 4 (пл.) — 2 закройщица 3) 5 + 4 = 9 (пл.) — 1 и 2 закройщицы вместе. Оба способа решения следует с учащимися обсудить и выбрать более рациональный. 2. Задачи на пропорциональное деление Подготовкой к решению задач на пропорциональное деление следует считать привитие умения решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. При решении задач на пропорциональное деление, в содержание которых входит цена, количество, стоимость предметов или единиц их измерения, приходится распределять сумму стоимости пропорционально двум величинам, обозначающим количество предметов в двух разных группах. Мальчик на 27 рублей по одинаковой цене купил 6 тетрадей в клетку и 3 тетради в линейку. Сколько денег он заплатил за тетради в клетку и в линейку в отдельности? Цена Количество Стоимость Кл. ? р. Одинак. 6 т. ? р. Лин. ? р. 3 т. ?т. ? р. 27 р.
- Можем ли мы узнать стоимость тетрадей в клетку? Почему? (не знаем цену 1 тетради). - Можем ли мы узнать стоимость тетрадей в линейку? Почему? (не знаем цену 1 тетради). Вывод: необходимо узнать цену одной тетради. Работа с иллюстрацией: 6 т. 3 т.
27 р. - Можем ли мы узнать, сколько тетрадей купили на 27 р.? 1) 6 + 3 = 9 (т.) - Зная стоимость тетрадей, их количество и то, что цена одинаковая, что можем узнать? (цену 1 тетради) 2) 27 : 9 = 3 (р.) - Зная цену и количество, можем найти стоимость тетрадей в клетку и в линейку в отдельности 3) 3 * 3 = 9 (р.) 4) 3 * 6 = 18 (р.) или 27 – 18 = 9 (р.), 27 – 9 = 18 (р.) После решения выполняется проверка, а затем составляется обратная задача, включающая в условие общее количество тетрадей в клетку и в линейку и стоимость, которую уплатил мальчик за тетради в отдельности. Мальчик купил по одинаковой цене 9 тетрадей в клетку и в линейку. За тетради в клетку он заплатил 18 р., а за тетради в линейку – 9р. Какова цена тетради? Выполняемые при решении задачи арифметические действия записываются последовательно. Аналогичные рассуждения производятся при разборе других задач, записанных в таблицах. Опыт работы учителей начальных классов показывает, что если при разборе задач на пропорциональное деление рассуждение вести от вопроса к числовым данным, то учащиеся легче усваивают взаимную зависимость данных в задаче величин и видят сходство этих рассуждений с теми, которые проводятся при решении уже знакомых им задач на тройное правило, решаемых способом приведения к единице. При решении каждой задачи всегда подчеркивается, что в условии дана сумма двух значений одной величины, поэтому находим сначала сумму двух соответствующих значений другой величины. Известно 6 видов задач на пропорциональное деление, рассматриваемых в начальной школе: 4 вида из 6 — задачи с прямой пропорциональной зависимостью величин, два — с обратной пропорциональной зависимостью. При решении задач на пропорциональное деление рекомендуется: 1) содержание задачи кратко записывать в таблицу; 2) при разборе задачи выяснять: какие величины входят в задачу; какие числовые значения имеет каждая величина; какие из величин имеют одинаковые числовые значения; какие величины нужно знать, чтобы определить цену, количество, стоимость предметов. При решении задач на пропорциональное деление возможно использовать как арифметические, так и алгебраические способы решения. 3. Задачи на нахождение неизвестной величины по двум разностям Задачи этого вида значительно сложнее задач на пропорциональное деление, поэтому в качестве подготовительных упражнений к введению таких задач полезно разобрать задания такого вида: 1. Полина и Саша купили конверты по одинаковой цене. Полина купила 8 конвертов, а Саша — 6 конвертов. Кто из девочек больше заплатил за конверты? (Полина.) Почему? ( Она купила на два конверта больше). 2. За сколько конвертов Полина уплатила столько же, сколько и Саша? (За 6 конвертов Полина уплатила столько же, сколько и Саша.). 3. Полина купила на 2 конверта больше, чем Саша, и уплатила на 4 рубля больше, чем Саша. Сколько стоит один конверт? К последней задаче следует привести предметную или графическую иллюстрацию (приняв 1 конверт за 1 клетку), которая покажет, что Полина купила столько же конвертов, сколько Саша, и еще 2 конверта, поэтому и уплатила она столько же, сколько и Саша, и еще 4 рубля. Следовательно, эти два конверта стоят 4 рубля. П. С. Такие рассуждения легко приводят к нахождению цены одного конверта: 4 : 2 = 2 (р.) В основе решения задач этого вида лежит метод сопоставления двух разностей, например, разности количества предметов (как в выше рассмотренной задаче) и разности их стоимости. Методика работы по ознакомлению с задачами на нахождение неизвестной величины по двум разностям аналогична той, которая используется при ознакомлении с задачами на нахождение четвертого пропорционального. Купили 2 куска материи по одинаковой цене. В 1-ом куске 6 м, а во 2-ом – 4 м. 1 кусок стоит на 40 р. дороже, чем 2-ой. Какова стоимость каждого куска? Цена Количество Стоимость I ? р. Одинак. 6 м ? р. на 40 р. II ? р. 4 м ? р. дороже
- Почему цена одинаковая, а 1-ый кусок материи на 40 р. дороже 2-го? Работа с иллюстрацией: ?р 6 м на 40 р. дороже ?р 4 м - Можем ли узнать, за сколько метров заплатили 40 рублей? 1) 6 – 4 = 2 (м) больше в 1 куске, чем во втором - Зная стоимость и количество, что можем найти? (цену 1 м) 2) 40 : 2 = 20 (р.) цена 1 м - Зная цену и количество, что можем найти? Как? 3) 20 * 6 = 120 (р.) стоимость 1 куска 4) 20 * 4 = 80 (р.) или 120 – 40 = 80 (р.) стоимость 2 куска
|
||||||||||||||||||||||||||
|