Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция Методика работы над задачами на взаимосвязь величин



 Лекция Методика работы над задачами на взаимосвязь величин

Основную часть задач, решаемых в 3 – 4-х классах, со­ставляют задачи с пропорциональными величинами.

За­дачи с пропорциональными величинами имеют большое образовательное значение, так как иллюстрируют поня­тие о функциональной зависимости между величинами. Они развивают гибкость мышления, служат средством обога­щения суммы тех понятий, которыми уже владеют уча­щиеся.

При обучении решению задач с пропорциональными величинами внимание учеников направляется: 1) на осоз­нание понятий: цена, количество, стоимость; скорость, вре­мя, пройденный путь (при равномерном движении); масса одного предмета, количество предметов, общая масса пред­метов; 2) на установление зависимости между названными величинами; 3) на установление связи между математиче­ской структурой задачи и способом ее решения.

Связи между пропорциональными величинами раскры­ваются с помощью решения простых задач на нахождение одной из величин по данным, соответствующим значени­ям двух других величин (например, задач, на нахождение стоимости по известным цене и количеству).

Сначала вводятся задачи на "цену-количество-стоимость", так как они более понятны детям, а затем сле­дующие виды:

Расход на 1 шт.                Количество шт.               Расход на все шт.

Масса 1 шт.                      Количество шт.                    Масса всех шт.

Скорость                              Время                          Расстояние  

Опыт работы показывает, что трудности решения за­дач с такими величинами, как цена, количество, стоимость вызываются больше вербальной, чем математической структурой задачи. Так, об одной и той же величине, на­пример цене, в текстах задач может быть сказано: «цена 1 кг яблок 80 р.», «1 кг яблок стоит 80». Поэтому учащийся должен в своем сознании сначала отож­дествить эти выражения и только затем перейти к анали­зу задачи и ее решению. Вместе с тем в тексте задач ис­пользуются выражения типа «10 кг яблок стоят 800 руб­лей.», «6 л молока стоят 48 рублей», из чего следует, что в начальной школе под ценой понимается выраженная в деньгах стоимость одной единицы товара (1 кг яблок, 1 л молока и др.), а выражение «стоит столько-то» употребляется как по отношению к цене товара, так и по отношению к денежной сумме, которой оценивает­ся весь товар (то есть имеющиеся, взятые вместе единицы товара).

При ознакомлении с понятиями «цена», «количество», «стоимость» и пропорциональной зависимостью между ними можно провести на уроке игру «в магазин». На дос­ку прикрепляют «товары»: пачку тетрадей, блокнотов, связку линеек, карандашей, ручек, на которых обозначе­на цена.

—Сегодня мы будем играть «в магазин» и составлять задачи, отражающие игровую ситуацию, а затем решать эти задачи. Это магазин (учитель показывает на доску).

—Что продается в магазине? (Называют.)

—На товарах обозначена цена. Назовите цену тетра­ди.  (Три рубля.)

—Цену блокнота.  (Два рубля.)

—Что показывает цена?  (Стоимость 1 тетради, 1 блокнота.)

—Купили 4 тетради. Что означает число 4? (Сколь­ко купили тетрадей.)

—Иначе говоря, число купленных тетрадей, или ко­личество купленных тетрадей. Купили 2 блокнота. Что означает число 2? ( Количество купленных блокнотов.)

Далее начинается собственно игра: один ученик назна­чается продавцом, несколько учеников покупателями. Покупатели по очереди подходят к продавцу и покупают несколько вещей. Ученики составляют задачи о покуп­ках, записывают их условия в таблице и решают.  

                                                                       

 

Цена                                   Кол-во                               Стоимость

   3р.                                  5шт.                                    ? р.

Мальчик купил 5 тетрадей по цене 3 рубля за штуку. Сколько денег заплатил мальчик за покупку.

Решение задачи сопровождается схематичным рисунком

                 
       


 3 р. 3 р. 3 р. 3 р. 3 р.

- Как можем посчитать? (по 3р. берем 5 раз)

     3 * 5 = 15 (р.)

Вывод: как находим стоимость? Учащиеся называют компоненты умножения.

Ц • К = Ст.

1мн. 2 мн. Зн.Пр.

Предлагается задача следующего вида:

 За 2 куклы заплатили 12 р. Сколько стоит 1 кукла?

- В какой форме запишем условие? (таблицей)

- Сколько кукол купили? В какую графу запишем?

- Что показывает число 12?

- Что необходимо найти?                              

Заполнение таблицы идёт параллельно анализу текста задачи.

 

Цена                              Количество                          Стоимость

   ? р.                                 2 шт.                                   12 р.

Обращаем внимание на решение предыдущей задачи. Рассуждаем от названий компонентов умножения:

1мн. = Пр. : 2 мн.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.