![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||
Лекция Методика работы над задачами на взаимосвязь величинСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция Методика работы над задачами на взаимосвязь величин Основную часть задач, решаемых в 3 – 4-х классах, составляют задачи с пропорциональными величинами. Задачи с пропорциональными величинами имеют большое образовательное значение, так как иллюстрируют понятие о функциональной зависимости между величинами. Они развивают гибкость мышления, служат средством обогащения суммы тех понятий, которыми уже владеют учащиеся. При обучении решению задач с пропорциональными величинами внимание учеников направляется: 1) на осознание понятий: цена, количество, стоимость; скорость, время, пройденный путь (при равномерном движении); масса одного предмета, количество предметов, общая масса предметов; 2) на установление зависимости между названными величинами; 3) на установление связи между математической структурой задачи и способом ее решения. Связи между пропорциональными величинами раскрываются с помощью решения простых задач на нахождение одной из величин по данным, соответствующим значениям двух других величин (например, задач, на нахождение стоимости по известным цене и количеству). Сначала вводятся задачи на "цену-количество-стоимость", так как они более понятны детям, а затем следующие виды: Расход на 1 шт. Количество шт. Расход на все шт. Масса 1 шт. Количество шт. Масса всех шт. Скорость Время Расстояние Опыт работы показывает, что трудности решения задач с такими величинами, как цена, количество, стоимость вызываются больше вербальной, чем математической структурой задачи. Так, об одной и той же величине, например цене, в текстах задач может быть сказано: «цена 1 кг яблок 80 р.», «1 кг яблок стоит 80». Поэтому учащийся должен в своем сознании сначала отождествить эти выражения и только затем перейти к анализу задачи и ее решению. Вместе с тем в тексте задач используются выражения типа «10 кг яблок стоят 800 рублей.», «6 л молока стоят 48 рублей», из чего следует, что в начальной школе под ценой понимается выраженная в деньгах стоимость одной единицы товара (1 кг яблок, 1 л молока и др.), а выражение «стоит столько-то» употребляется как по отношению к цене товара, так и по отношению к денежной сумме, которой оценивается весь товар (то есть имеющиеся, взятые вместе единицы товара). При ознакомлении с понятиями «цена», «количество», «стоимость» и пропорциональной зависимостью между ними можно провести на уроке игру «в магазин». На доску прикрепляют «товары»: пачку тетрадей, блокнотов, связку линеек, карандашей, ручек, на которых обозначена цена. —Сегодня мы будем играть «в магазин» и составлять задачи, отражающие игровую ситуацию, а затем решать эти задачи. Это магазин (учитель показывает на доску). —Что продается в магазине? (Называют.) —На товарах обозначена цена. Назовите цену тетради. (Три рубля.) —Цену блокнота. (Два рубля.) —Что показывает цена? (Стоимость 1 тетради, 1 блокнота.) —Купили 4 тетради. Что означает число 4? (Сколько купили тетрадей.) —Иначе говоря, число купленных тетрадей, или количество купленных тетрадей. Купили 2 блокнота. Что означает число 2? ( Количество купленных блокнотов.) Далее начинается собственно игра: один ученик назначается продавцом, несколько учеников покупателями. Покупатели по очереди подходят к продавцу и покупают несколько вещей. Ученики составляют задачи о покупках, записывают их условия в таблице и решают.
Цена Кол-во Стоимость 3р. 5шт. ? р. Мальчик купил 5 тетрадей по цене 3 рубля за штуку. Сколько денег заплатил мальчик за покупку. Решение задачи сопровождается схематичным рисунком
3 р. 3 р. 3 р. 3 р. 3 р. - Как можем посчитать? (по 3р. берем 5 раз) 3 * 5 = 15 (р.) Вывод: как находим стоимость? Учащиеся называют компоненты умножения. Ц • К = Ст. 1мн. 2 мн. Зн.Пр. Предлагается задача следующего вида: За 2 куклы заплатили 12 р. Сколько стоит 1 кукла? - В какой форме запишем условие? (таблицей) - Сколько кукол купили? В какую графу запишем? - Что показывает число 12? - Что необходимо найти? Заполнение таблицы идёт параллельно анализу текста задачи.
Цена Количество Стоимость ? р. 2 шт. 12 р. Обращаем внимание на решение предыдущей задачи. Рассуждаем от названий компонентов умножения: 1мн. = Пр. : 2 мн.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|