Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поведение человека в организации



2. Поведение человека в организации

Все это позволяет выделить следующие типы

ролевого поведения:

-   Формальное антиролевое поведение руководителей,

-  Формальное экстраролевое поведение руководителей,

-   Неформальное антиролевое поведение руководителей,

-   Неформальное экстраролевое поведение руководителей,

- Формальное антиролевое поведение других работников,

- Формальное экстраролевое поведение других работников,

-  Неформальное антиролевое поведение других работников,

- Неформальное экстраролевое поведение других работников.

 

 

Каждый сотрудник в организации принимает на себя определенную роль (или несколько ролей). Реализация этой роли определяет поведение каждого сотрудника организации, его взаимодействие с другими сотрудниками и внешней средой. В зависимости от того, насколько успешно реализуется роль и насколько сам сотрудник удовлетворен принятой им ролью, в организации возникают (или не возникают) различные противоречия, связанные с взаимодействием организации и индивидов.
Ролевое поведение представляет собой определенные социально одобряемые действия индивида в обществе, которые соответствуют занимаемому им положению. Роль человека в социуме зачастую определяет его поведение. При этом роль выполняет две ключевые функции: Демонстрация необходимого ролевого поведения в общем смысле и по отношению к окружающим; Ориентир для индивидов, взаимодействующих с исполнителем определенной роли.
Каждый из сотрудников в организации может принимать на себя несколько социальных ролей – он может являться одновременно руководителем и подчиненным, коллегой и товарищем. Социальные роли можно классифицировать по ряду различных признаков:

-По половому признаку – мужские и женские;

-По степени формализации – формальные и неформальные;

- По форме – активные и пассивные;

-По способу проявления – явные и скрытые;

-По значимости – доминирующие и второстепенные;

- По степени стандартности – стандартизированные и свободные.

Организационное поведение можно классифицировать следующим образом:

По степени осознанности человеческого поведения: осознанное и неосознанное.

По целям: направленное на решение индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей.

По типу субъекта-носителя: индивидуальное, групповое, ролевое и организационное.

По типу воздействия на субъекта-носителя: реактивное (реакция на соответствующие санкции со стороны лидера, группы или организации), конформное (воспроизведение поведения лидера, группы), ролевое (ответ на безличные требования должностных и профессиональных предписаний).

По последствиям реализации данного типа поведения для группы: конструктивное (ориентированное на укрепление единства или повышение эффективности деятельности группы) и деструктивное (ведущее к дезинтеграции и снижению эффективности деятельности группы, организации).

По форме протекания: кооперированное (ориентированное на поддержание сотрудничества) и конфликтное.

Функции поведения в организации довольно разнообразны.

Их реализация происходит при помощи поведения работника. К основным функциям относятся:

- Ориентирующая. Данная функция осуществляется в ситуации, когда мотив направляет поведение работника в положение выбора различных вариантов поведения;

- Смысло образующая. В ситуации, когда мотив определяет собой субъективную роль определенного поведения работника, при этом определяя его личностный смысл;

- Опосредствующа. В случае, когда мотив возникает на основании внешних и внутренних побудителей;

- Мобилизирующая. В ситуации, когда мотив направляет силы организма работника на исполнение наиболее важных видов деятельности;

- Оправдательная. В случае, когда в мотиве находится отношение индивида к нормируемому извне образу поведения.

 

Под антиролевым трудовым поведением (АП) понимается совокупность действий, нарушающих организационные нормы и наносящих ей ущерб (напр., опоздания, отлучки, употребление алкоголя, воровство, ссоры с коллегами).

Экстраролевоеповедение – это сознательное поведение работника,превосходящее ожидания руководства и/или других работников и приносящеепользу организации, ее членам или ее клиентам. Антиролевое поведение – это сознательное поведение работника,нарушающее ожидания руководства и/или других работников и наносящее


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.