|
|||
Поведение человека в организации2. Поведение человека в организации Все это позволяет выделить следующие типы ролевого поведения: - Формальное антиролевое поведение руководителей, - Формальное экстраролевое поведение руководителей, - Неформальное антиролевое поведение руководителей, - Неформальное экстраролевое поведение руководителей, - Формальное антиролевое поведение других работников, - Формальное экстраролевое поведение других работников, - Неформальное антиролевое поведение других работников, - Неформальное экстраролевое поведение других работников.
Каждый сотрудник в организации принимает на себя определенную роль (или несколько ролей). Реализация этой роли определяет поведение каждого сотрудника организации, его взаимодействие с другими сотрудниками и внешней средой. В зависимости от того, насколько успешно реализуется роль и насколько сам сотрудник удовлетворен принятой им ролью, в организации возникают (или не возникают) различные противоречия, связанные с взаимодействием организации и индивидов. -По половому признаку – мужские и женские; -По степени формализации – формальные и неформальные; - По форме – активные и пассивные; -По способу проявления – явные и скрытые; -По значимости – доминирующие и второстепенные; - По степени стандартности – стандартизированные и свободные. Организационное поведение можно классифицировать следующим образом: По степени осознанности человеческого поведения: осознанное и неосознанное. По целям: направленное на решение индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей. По типу субъекта-носителя: индивидуальное, групповое, ролевое и организационное. По типу воздействия на субъекта-носителя: реактивное (реакция на соответствующие санкции со стороны лидера, группы или организации), конформное (воспроизведение поведения лидера, группы), ролевое (ответ на безличные требования должностных и профессиональных предписаний). По последствиям реализации данного типа поведения для группы: конструктивное (ориентированное на укрепление единства или повышение эффективности деятельности группы) и деструктивное (ведущее к дезинтеграции и снижению эффективности деятельности группы, организации). По форме протекания: кооперированное (ориентированное на поддержание сотрудничества) и конфликтное. Функции поведения в организации довольно разнообразны. Их реализация происходит при помощи поведения работника. К основным функциям относятся: - Ориентирующая. Данная функция осуществляется в ситуации, когда мотив направляет поведение работника в положение выбора различных вариантов поведения; - Смысло образующая. В ситуации, когда мотив определяет собой субъективную роль определенного поведения работника, при этом определяя его личностный смысл; - Опосредствующа. В случае, когда мотив возникает на основании внешних и внутренних побудителей; - Мобилизирующая. В ситуации, когда мотив направляет силы организма работника на исполнение наиболее важных видов деятельности; - Оправдательная. В случае, когда в мотиве находится отношение индивида к нормируемому извне образу поведения.
Под антиролевым трудовым поведением (АП) понимается совокупность действий, нарушающих организационные нормы и наносящих ей ущерб (напр., опоздания, отлучки, употребление алкоголя, воровство, ссоры с коллегами). Экстраролевоеповедение – это сознательное поведение работника,превосходящее ожидания руководства и/или других работников и приносящеепользу организации, ее членам или ее клиентам. Антиролевое поведение – это сознательное поведение работника,нарушающее ожидания руководства и/или других работников и наносящее
|
|||
|