|
|||
Научные подходы к организационному поведению.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 1. Общие теоретические основы управления организационным поведением общественных систем 1. Понятие организационного поведения. Поведение — это множество действий, характерных в определенных условиях для определенной личности. Действие— это разовый контакт с окружающим миром, выход субъекта во внешний мир. Профессиональные действия в организации образуют общее профессиональное поведение, или деятельность. Организационное поведение проявляется в действиях (технологических, творческих и т.д.); отношениях к себе, коллегам, руководству, организации и т.п. Следовательно, дисциплина организационное поведение изучает поведение индивидуумов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение работы и функционирование организаций. Предметом организационного поведения является взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования. Объекты изучения организационного поведения: * поведение индивидов в организации; * проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары "начальник - подчиненный"); * динамика отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных); * возникающие межгрупповые отношения; * организации как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения. Целями организационного поведения являются: 1. систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях; 2. объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях; 3. предсказание поведения работника в будущем; 4. овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование. Организационное поведение изучает поведение людей в организации и оценивает его влияние на результаты ее деятельности, поэтому основными задачами данной дисциплины являются: 1. Выявление поведенческих отношений между руководителем и его подчиненными и в том числе между коллегами. 2. Обеспечение формирования благоприятного психологического климата в коллективе, исключение конфликтных ситуаций, создание атмосферы творческого потенциала работников. 3. Систематическое описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях. 4. Объяснение поступков людей в определенных условиях. 5. Умение предвидеть ситуацию. 6. Овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности.
Таким образом Организационное поведение рассматривает три уровня поведения: личностный, групповой, организационный. В организационном поведении широко рассматриваются психологические аспекты. Основными категориями (понятиями) организационного поведения являются структура личности, организационная культура, коммуникации. Знание основ организационного поведения позволяет описать поведение персонала, объяснить причины его поступков, прогнозировать поведение, и соответственно, управлять им в организации, а также полнее раскрыть потенциал персонала организации. Факторы, обусловливающие определенное организационное поведение: 1) личностные параметры работника организации: социально-психологические качества личности; 2) параметры организации: организационно-технические параметры, условия труда, стиль и методы управления; 3) параметры внешней среды: законы, культура, нравственность. Основные силы, определяющие организационное поведение - это организация, стимулирование, группа, контроль. 2. Научные подходы к организационному поведению. Организационное поведение как научная область опирается на два направления: школу человеческих отношений, концепцию поведенческих наук. Ее основные элементы — когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Когнитивный(когнитив — с фр. «понимать», «сознавать») подход — направление в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека. Бихевиоризм (с англ. «поведение») — направление в американской психологии, в котором человеческое поведение понимается как физиологические реакции на стимулы. Теория социального научения сочетает и интегрирует бихевиористскую и когнитивную концепции. Она утверждает: возможно научение на основе подражания, самоконтроля и учета такого параметра личности, как самоэффективность. Самоэффективность — это восприятие личностью того, насколько она способна справляться с проблемами по мере их возникновения, и стремление личности к реализации своих возможностей. Кроме того, применяются следующие подходы к изучению организационного поведения: подход, предполагающий накапливание жизненного, управленческого опыта; подход, связанный с овладением теоретическими знаниями и практическими навыками; психологический подход; мотивационный подход.
|
|||
|