Танец модерн
Танец модерн
Слово модерн от французского moderne, что в переводе обозначает современный, новый. Танец модерн — это наименование стиля в европейском и в американском хореографическом искусстве конца XIX - начала XX века. Во Франции его называли «ар нуво», в Германии — «югенд-стиль», в Австрии — «сецессион». В балетах, в которых основное выразительное средство — танец модерн, ярко изображались одиночество, жестокость и абсурдность, противоречия и конфликты, бессмысленность всего происходящего. В них преобладали мрачные настроения, пессимистические, тревожные предчувствия, формализм и абстрактное отрицание предшествующих художественных направлений и стилей, а стилевое новаторство становилось самоцелью балетмейстеров. Зародился танец модерн в США и Германии, но в XX веке танец модерн завоевал свое место в хореографическом искусстве Мексики, Чили, Аргентины, Бразилии, Гватемалы, Колумбии, на Кубе, в Венгрии, Швеции, Израиле, в Нидерландском танцевальном театре и в России. Постепенно танец модерн распространяется в странах с давними традициями классического танца — Великобритании, Франции, Австрии и других. Танцевальная пластика — вот то главное, что являлось основным средством создания художественного образа, образов-символов общечеловеческих эмоций. Можно выделить два ведущих направления в развитии танца модерн. Первое направление — балетмейстеры поддерживали эстетику экспрессионизма. Они в танце передавали свои переживания, своё понимание хореографического искусства, то есть субъективное. В хореографии они использовали изломанные линии, грубые формы, необъяснимые поступки человека. В танце не было какой-либо фиксированной композиции, считалось, что в постановках должна присутствовать полная свобода творчества и каждый исполнитель может развивать в танце свой самостоятельный мотив. Второе направление было связано с такими направлениями в искусстве, как конструктивизм и абстракционизм. Представители этого направления считали, что главное — форма. Только она является главным содержанием танца модерн и танцевального образа. Они рассматривали танец как точно и определенно рассчитанную конструкцию, танцовщик становился частью механического движения. Появились «танцы машин», массовые ритмопластические композиции, лишённые человеческих эмоций.
|