Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Что предлагали ввести в России накануне смерти Александра II? Кто, по – мнению собравшихся, был виновен в смерти Александра II? Как вы думаете, будет ли новый император продолжать дело отца?. Документ 1.



Что предлагали ввести в России накануне смерти Александра II? Кто, по – мнению собравшихся, был виновен в смерти Александра II? Как вы думаете, будет ли новый император продолжать дело отца?

Преобразования в стране при Александре III вошли в историю, как контрреформы.

Контрреформы —мероприятия правительства Александра III, направленные на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования.

В считанные недели после 8 марта руль государственного корабля был повернут на 180 градусов. Еще недавно всесильные Лорис, Абаза, Милютин получили отставку, а у кормила власти встал человек, выступивший против них 8 марта. Этим человеком был Константин Петрович Победоносцев

Кто же он?Давний наставник царя, обер-прокурор Святейшего Синода. С 1861 года профессор московского университета, родился в семье профессора словесности. Замкнутый кабинетный труженик, необычайно боялся хаоса, который может породить несдержанная высшей силой толпа. Приглашенный преподавать наследнику престола, он перебрался из Москвы в Петербург и посвятил себя главным образом государственной службе. Мягкий, даже не решительный в личных отношениях он был неумолимо жесток в политике. Когда должны были закрыть одну из духовных семинарий, в которой произошли беспорядки, и местный архиерей умолял Победоносцева отменить это решение – дело было зимой, многим воспитанникам грозило голодная смерть, из Петербурга пришла телеграмма: «Пусть умрут».

Победоносцев пытался силой заставить людей быть счастливыми, добрыми и подчинить всю жизнь приказам. Являлся ярким представителем консерватизма, хранителем традиций, выступал «против всяких изменений ради идеала монархии», считал, что реформы погубят Россию. «Гением тьмы», «великим инквизитором» называли его современники. Именно он стал автором коронационного манифеста Александра III. 29 апреля 1881 года царь обнародовал манифест, в котором говорилось: «Посреди великой скорби глаз Божий повелевает нам встать на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять…»

 

 

Основные задачи внешней политики:

  • Уклонение от войны на Балканах. Абсурдные и предательские действия Болгарии буквально втягивали Россию в новую войну, не выгодную для нее. Ценой сохранения нейтралитета стала потеря контроля над Балканами.
  • Поддержание мира в Европе. Благодаря позиции Александра III удалось избежать сразу несколько войн.
  • Решение проблем с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии. В результате между Россией и Афганистаном удалось установить границу.

Документ 1.

  • 1.С.Ю. Витте: «…император … был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности-походил на большого русского мужика…; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал… »2.“Император повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60–70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России”. (С.С. Ольденбург) 3. «Об императоре Александре 3 все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступиться честью и достоинством вверенной ему Богом России» (С.Ю. Витте).
  • Документ 2. Дополнительная информация
  • · Земская контрреформа. С 1889 года в России вводятся так называемые земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из дворянских кандидатур, которые осуществляли полицейский и административный контроль над крестьянами. Такая власть практически вернула права помещиков, утраченные ими из-за реформы 1861 года.
  • · Городская контрреформа. С 1892 года число избирателей из-за увеличения имущественного ценза сокращается, а все постановления думы одобрялись губернским начальством. Также было ограничено количество заседаний думы. Городское управление, таким образом, осуществлялось правительством.
  • · Судебная контрреформа. С 1887 года повысился образовательный и имущественный ценз для присяжных заседателей. Это смогло увеличить количество дворян в суде. Были ограничены гласность и публичность, а из судебного ведения были изъяты политические дела.
  • · Контрреформы печати и образования. Был существенно ужесточён контроль над учебными заведениями. Университетским уставом от 1884 года упразднялась вся автономия университетов. Профессора и сам ректор назначались правительством, а плата за обучение была поднята в два раза. Кроме того, была сформирована специальная инспекция, которая осуществляла надзор за учащимися.В 1887 году принимается «циркуляр о кухаркиных детях», запрещающий принимать в детей, которые не относятся к дворянскому сословию. При этом, открыто было заявлено, что запрещается принимать в гимназии детей лавочников, прачек, лакеев, кучеров и пр.Ужесточается цензура. Ряд либеральных и все радикальные издания закрываются.
  • 1. Прекращение временнообязанного состояния крестьян (1883), запрет земельных переделов, введение института земских начальников, консервация общины (1893), отмена подушной подати (1882)
  • 2. Земская (1864) и городская реформы (1870), создавшие первые органы народною представительства на местном уровне, проект Лорнс-Меликова о Всероссийском совещании земств
  • 2. Манифест о незыблемости самодержавия (1881), отказ от созыва Всероссийского совещания земств (1882), ограничение полномочий земств (1890) и городских дум (1892)
  • 3. Судебная реформа (1864), утвердившая гласность и бессословность судопроизводства, суд присяжных и состязательность судебного процесса
  • 3. Введение положения о чрезвычайной и усиленной охране, изъятие политических дел из ведения суда присяжных, предоставление губернаторам права на административную высылку (1884)
  • 4. Военная реформа (1874), переход к мобилизационной системе и отказ от рекрутчины, образование военных округов
  • 4. Усиление корпоративного духа в офицерском корпусе (право на дуэль), внедрение национальных моментов в обмундирование и внешний вид солдат
  • 5. Либеральный университетский устав (1863), предоставивший широкую автономию высшим учебным заведениям
  • 5. Новый университетский устав (1884), свёртывание автономии высших учебных заведений
  • б. Совершенствование системы среднего образования (1864), появление частных и земских учебных заведений, упор на классические и реальные гимназии
  • 6. Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), запрещавший приём в гимназию лиц неблагородных сословии, широкое строительство церковноприходских школ для крестьян
  • 7. Реформа печати, смягчение цензуры, развитие «гласности»
  • 7. Усиление цензуры печати (1882), закрытие ряда издании.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: Какую задачу своего правления Александр III, согласно Манифеста 1881 года, считал главной? (Укрепление самодержавной власти)

Манифест 29 апреля, возвестивший о незыблемости самодержавия, послужил сигналом к смене правительства и перегруппировке сил в верхах. Самостоятельно изучите Пункт 2 стр.5 учебника со второго абзаца.

Назовите единомышленников и вдохновителей политики нового императора. (Толстой Дмитрий Андреевич, Победоносцев Константин Петрович, Катков Михаил Никифорович)

!!! Ребята, конспект параграфа и материала выполняете в тетради, фотографируете и отправляете мне в ВК до 14:20.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.