Автор учения, страна и время жизни. Принадлежность к школе или направлению. Работы.
Понятие и признаки права
«Виды» права,
структура права
Источники права
Происхождение права: причины и этапы
Право в системе социальных норм (моральных, религиозных, корпоративных и т.д.)
Никколо Макиавелли (1469–1527)
Италия
Итальянский мыслитель, политический деятель, историк.
«Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия».
Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государствоведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен «Государь») — изначально явления внеморального плана.
Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени.
Единственным источником права государства, по Макиавелли, является сила, а единственным пороком — слабость. Никколо Макиавелли проявил себя сторонником самого жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного человека.
Главная цель политических произведений и исторических работ Макиавелли заключена в его потребности постичь сущность зарождающегося Нового мира через призму воображаемого возврата к античности и показать, особенно молодым людям, лучшие образцы государственной жизни прошлого, с добрым намерением, что они сумеют их достичь.
Религия у Макиавелли приобретает политический характер. Функции ее разнообразны: она, через обращение к божественному авторитету, обеспечивает легитимность государства и законов, несет определенную систему ценностей, по сути превращаясь в политическую идеологию, и даже более того – в случае ее укоренения в народе становится основой политической культуры. Причем христианство способствует становлению культуры пассивного созерцания, а язычество – культуры активного действия; или, в терминологии Макиавелли, различные нравы обусловливают различные формы политической жизни и соответственно различные формы правления.
Ж.Боден
(1530-1596 гг.)
Идеолог абсолютизма
Политическая теория
Франция
Сочинение «Метод лёгкого изучения истории» (1566г.), сочинение из 6 книг «О Республике» (1576г.)
Право как выражение разума, включает нормы, определяющие что хорошо и справедливо в государстве.
Бодену принадлежит обоснование государственного приоритета над всеми иными социальными институтами, включая и церковь. Он впервые ввел понятие суверенитета как отличительного признака государства. В своей книге «Шесть книг о республике» (1576) Боден проводит идею о суверенном государстве, имеющем возможности защищать права автономного лица и решительно утверждать принципы мирного сосуществования различных социально-политических сил внутри страны.
Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью не должно противоречить законам.
Задача позитивного права – не допустить вырождения монархии в тиранию.
«Выражение разума» или разумное начало», или «незыблемые требования в праве» - это защита права частной собственности, права на семью, частную жизнь.
«Разумное начало» воплощается в божественном и естественном праве, международном праве, законах станы, отражающих её историческое развитие.
Под суверенным государством Боден понимал верховную и неограниченную государственную власть, противопоставляя такое государство средневековому феодальному государству с его раздробленностью, социальной неравноправностью и ограниченной властью королей.
Боден считал, что основными признаками суверенного государства должны быть:
постоянство верховной власти,
ее неограниченность и абсолютность,
единство и неделимость.
Только так власть может обеспечить единое и равное для всех право. Суверенитет для Бодена не означает суверенитета самого государства.
Для него субъектом суверенитета является не государство, а конкретные властители (монарх, государственные органы в демократических республиках). В зависимости от того, кто является носителем суверенитета, Боден выделяет и формы государства: монархия, аристократия, демократия.
Боден высказывает и развивает теорию государственного единства. Основная практическая тенденция его определяется той потребностью мира и порядка, которая так настоятельно чувствовалась во Франции в конце XVI в. При этом взоры всех невольно обращались на монархическую власть, которая одна, по условиям того времени, могла выполнить задачу умиротворения враждующих сторон.
При этом от государства требовалось, чтобы оно отреклось, наконец, от исключительного покровительства какой-либо одной церкви и чтобы оно относилось с одинаковой терпимостью ко всем религиям и ко всем исповеданиям. Это был тот идеал чисто-светского государства, отрешившегося от теократических традиций, который стал идеалом нового политического развития. Этот идеал был уже с ясностью намечен у Макиавелли. Выразителем этих стремлений является и Боден.
В творчестве Жана Бодена намечается «географическая типизация государств», т.е. зависимость типа государства от климатических условий. Так, согласно его представлениям, для умеренного пояса характерно государство разума, потому что живущие здесь народы имеют чувство справедливости, человеколюбия. Южные народы равнодушны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве. Живущие же в суровых условиях народы севера можно заставить подчиняться лишь сильному государству
Боден считал необходимым запретить всякие прения о религии, ибо они колеблят истину в умах, плодят раздоры. Между тем религия – первое основание государства. Когда в государстве несколько вероисповеданий - это лучше. Если же их только два - они неизбежно вступают в борьбу. Государственная власть должна стоять выше различия вероисповеданий и держать между ними равновесие. Нельзя принуждать кого-либо к вере, т.е. Боден защищает свободу совести.
Боден считает, что политические учреждения должны сообразовываться с историческим различием народов, с разнообразием природы, нравов и общественного быта.
Гроций Гуго де Гроот (1583–1645)
Голландия
Голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права. Основатель науки международного права.
Гроций исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства.
Исходный пункт учения Гроция – природа человека, социальные качества людей.
Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов обязательными.
Гроций различает право естественное и право волеустановленное. Для естественного права источником является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе базируются предписания естественного права (требования разума), к которым Гроций относит «как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания».
Волеустановленное право (которое делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права: общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия, по этой причине справедливость как условие общежития «целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние».
". Единая и нераздельная верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный механизм. Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество государств. Предполагая возможность такого сообщества, Гроций уделяет особое внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема войны и мира не разрешима мирным путем. Гроций выступал также против религиозных войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости. Принципы естественного права сформулированные Гроцием, носили ярко выраженный антифеодальный характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Гроция оказали влияние на формирование философии права в целом и школы естественного права.
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник естественного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыслящему индивиду:
-воздержись от присвоения чужого имущества;
-верни чужую вещь;
-возмести извлеченную выгоду;
-возмести ущерб;
-воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
-договоры необходимо соблюдать.
Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов. Поэтому естественное право незыблемо и не может быть изменено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».
Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой -получает защиту в силу права естественного.
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям, если война уже началась.
Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку международного права.
Решая вопрос о том, что такое право вообще, Гроций анализирует правила, возникшие "путем установления", и правила, вытекающие из "самой природы", соответственно - "право воле-установленное" и "естественное право". Право волеустановленное "изменяется во времени и различно в разных местах", его источником может быть либо воля Бога (право божественное), либо воля людей (право человеческое). Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства. Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что «на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее — свобода или мир». И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что «гражданская война хуже незаконного правления» Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений, и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. «Невозможно,— подчеркивал он,— не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности» Война определяется им как «состояние борьбы силою как таковое». Это общее понятие, по его словам, охватывает как войны частные (между частными лицами), так и публичные (войны, которые ведутся органами гражданской власти); выделяет Гроций и «смешанную войну», в которой сочетаются элементы двух первых типов войн.Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что «справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества. Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, «обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету». Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия В целом для всего учения Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что «войны ведутся ради заключения мира» и что мир является «конечной целью войны».Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его «отцом международного права». Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения» оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.
Право возникает не на почве силы или корыстного интереса, а находится в стремлении индивида к общению с себе подобными. В своем учении Г. раскрывает все богатство содержания права. Собственно право, по Г., - это сумма социальных норм для общения людей. К нормам права относятся: воздержание от незаконного получения чужого имущества. обязанность соблюдать обещания, возмещать ущерб, воздавать виновным заслуженное наказание и т. д. Хотя Г. в качестве источника права признает и "свободную волю бога", но все-таки отдает предпочтение мирскому характеру права. Право как таковое Г. понимает как естественное право. Оно "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом". В целом правовая идея Г. имеет индивидуалистическую окраску. Государство и составляющий его народ Г. считает явлениями равнозначными, но при этом отрицает право во всех без исключения случаях призывать государей к ответу. Более того, Греции сравнивает государственную власть с частной собственностью и приходит к выводу о возможности приобретения власти таким же образом, как и права собственности. Законной государственной формой является такой политический порядок, в котором между монархом и подданными складываются патримониальные отношения. Таким образом, во взглядах на государство у Г. появляются неизбежные противоречия. Ему тяжело было освободиться от влияния идеологии феодального средневековья. Г. разработал систему положений, с помощью которых народы должны строить свои взаимоотношения. Это было сделано Г. впервые с позиций прогрессивной в то время буржуазии. Основное положение заключалось в том, что народы должны руководствоваться не силой, а правом и справедливостью. Нормы "права народов" создаются стремлениями государств для пользы "обширной совокупности" сообщества людей.
Томас Гоббс
(1588-1679гг.)
Договорная теория
Сочинение «Левиафан»
Итак, в естественном состоянии, по Гоббсу, каждый индивид в равной мере обладал естественным правом. Последнее он определяет как свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. В естественном состоянии каждый человек имеет право на все, «даже на жизнь всякого другого человека», что и приводит к войне между ними. Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к его прекращению. Этот путь указывают предписания разума, естественные законы.
Естественное право Гоббс определяет как свободу человека делать или не делать что-либо (для своего сохранения). Естественный закон обязывает стремиться к миру, запрещает делать то, что пагубно для жизни. Основной естественный закон гласит: необходимо искать мира и следовать ему. От него происходит и второй естественный закон: в интересах мира и самозащиты следует довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других по отношению к себе. Иначе право делать все, что человек хочет, возвращает людей в естественное состояние, т.е. в состояние войны. Мотивом и целью взаимного ограничения или отчуждения своего права (договором) является гарантия безопасности личности. Из второго естественного закона вытекает третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Они — начало и источник справедливости. Справедливость и собственность, считает Гоббс, начинаются с основания государства. Он называет еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, смысл которых может быть резюмирован в одном легком правиле: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе. Чтобы устранить опасность нарушения естественных законов, пишет Гоббс, необходима сила, принудительная власть, которая угрозой наказания заставила бы всех в одинаковой мере выполнять соглашения, упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая принудительная власть появляется с основанием государства, а сила с появлением гражданских законов.
Как полагал Т. Гоббс, «наибольшим человеческим могуществом является то, которое составлено из сил ... людей, объединенных соглашением, и перенесено на одну личность, пользующуюся всеми этими силами или по своей собственной воле ... , или в зависимости от воли каждого в отдельности ... Вот почему иметь слуг есть могущество, иметь друзей есть могущество, ибо все это означает объединенные силы». ... В наиболее общем виде естественное право может быть выражено в виде формулы: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Согласно Гоббсу, наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты.
Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство. Суверен обладает верховной властью по отношению к подданным.
Среди полномочий суверена Гоббс выделяет такие, как установление законов, наказание нарушителей законов, объявление войны и заключение мира, правосудие, установление законов о собственности, запрещение вредных учений и т. д., а также производные от них права. Свобода суверена носит надзаконный характер. Единственным ограничением суверена есть то, что, будучи сам подданным Бога, он должен соблюдать естественные законы.
Гоббс различает естественное право и гражданский закон, поскольку право есть свобода, которую оставляет гражданский закон; гражданский же закон есть обязательство. В зависимости от происхождения Гоббс различает божественные и человеческие законы. Божественный, в свою очередь, подразделяется на естественный закон, «который Бог возвестил людям посредством своего вечного слова, от рождения присущего им в виде естественного разума», и положительный закон, содержащийся в Святом Писании. Естественный закон подразделяется на естественный закон для отдельных людей и естественный закон для государств (в общепринятой в те времена терминологии -- право народов). Человеческий закон есть властное предписание, веление государства как суверена. Нормативное соотношение между законами таково, что человеческий закон не должен противоречить естественному.
Иные нормативные требования к человеческому закону: его содержание и авторство должны быть обнародованы; закон должен быть верно истолкован; закон должен не только содержать обязанность, но и наказание за нарушение обязанности.
Гоббс разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию, изучающую природные законы, и гражданскую философию, изучающую так называемые искусственные тела, то есть человеческое общество. Гоббс был первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека. ... О реальности этого договора свидетельствуют нормы нравственности, традиции, обычаи, а также право. Результатом этого общественного договора является переход людей в искусственное состояние гражданства, превращение в социальное существо, образование общества.
Джон Локк
(1632—1704 гг.)
Англия
Книга «Два трактата о правлении»
равовые и политические идеи Локка нашли воплощение и развитие в Декларации независимости США 1776 г., Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г. и др.
Как и его предшественники, Локк ищет их истоки в «естественном состоянии людей». Но в отличие от них приходит к выводу: уже в догосударственном состоянии люди обладали правами и свободами. Это состояние «полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью». Это состояние «равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, — никто не имеет больше другого». Естественное состояние здесь трактуется в противовес Гоббсу не как состояние своеволия, вражды, а как руководимое разумом, т.е. естественными законами природы. Этот закон учит людей: поскольку все люди равны и независимы, не наносить ущерба жизни, здоровью, свободе и собственности другого, требует мира и сохранения всего человечества. Естественное состояние, по Локку, — состояние мира и доброжелательности.
Локк ищет их истоки в «естественном состоянии людей». Но в отличие от них приходит к выводу: уже в догосударственном состоянии люди обладали правами и свободами. Это состояние «полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью». Это состояние «равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, — никто не имеет больше другого». Естественное состояние здесь трактуется в противовес Гоббсу не как состояние своеволия, вражды, а как руководимое разумом, т.е. естественными законами природы. Этот закон учит людей: поскольку все люди равны и независимы, не наносить ущерба жизни, здоровью, свободе и собственности другого, требует мира и сохранения всего человечества. Естественное состояние, по Локку, — состояние мира и доброжелательности.
Итак, в естественном состоянии каждый человек обладает неограниченной свободой, он связан лишь законом природы. Того, кто пожелал бы отнять свободу, следует считать, пишет мыслитель, умышляющим отнять и все остальное, поскольку свобода является основанием всего остального, (что делает законным убийство человеком вора). Естественный закон, замечает Локк, — это не столько ограничение, сколько руководство для свободного существа. Целью закона является сохранение и расширение свободы. Естественное право людей включает власть каждого охранять «свою собственность, т.е. жизнь, свободу и имущество». Такое определение позже правоведы назовут «локковской триадой» естественных прав человека. Право собственности трактуется Локком еще шире — как право на собственную личность (индивидуальность), на труд и его результаты. По его мнению, до образования государства каждый обладает и исполнительной властью, вытекающей из законов природы, является судьей в собственных делах.
Дж. Локк называет три недостатка естественного состояния: здесь не хватает установленного, определенного закона в качестве нормы справедливости и мерила в спорах; знающего и беспристрастного судьи, который бы разрешал все затруднения в соответствии с установленным законом; силы, которая могла бы подкрепить и поддержать приговор и привести его в исполнение.
Ненадежное и небезопасное состояние, желание избежать состояния войны подвигло людей создать политическое сообщество или государство. Поскольку люди по природе свободны, равны и независимы, постольку создание государства возможно только с их собственного согласия. Главные цели общественного договора и создаваемого государства: сохранение собственности (т.е. «жизней, свободы и владений»), мирное и безопасное пользование ею. Государство устраняет недостатки естественного состояния.
Принципиальное отличие учения о праве Локка состоит в акценте на разумную природу человека, которая присуща ему уже в естественном состоянии. Естественный закон составляет предписания человеческого разума, который "требует мира и безопасности для всего человечества"[6]. Этот естественный закон нуждается в гарантиях, поскольку в естественном состоянии каждый обладает властью самостоятельно отстаивать свои естественные права: право на жизнь, свободу и имущество. ... В этом случае народ, который является единственным источником и носителем верховной власти, отстраняет от власти законодательный орган, принявший такой закон.
Итак, Локк, углубляя и перерабатывая достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в., учитывая исторический опыт английской революции, последовательно развивает естественно-правовую теорию. Ее краеугольным камнем выступают у него естественные права и свободы человека — в догосу-дарственном состоянии, в гражданском обществе как основе государства, верховной власти, общего закона, что принесло английскому мыслителю славу основателя либерализма. Исследование гарантий этих прав, ограничения ими и разграничения публично-властных полномочий государства как механизма их защиты, функций индивидуальной свободы и закона, режима законности — его весомый вклад в фундамент теории правового государства.
Учение Локка о праве и государстве развивалось в дальнейшем французскими просветителями, теоретиками американской революции.
Разработка теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества, — главный итог развития политико-правовой мысли XVII в. Впервые было выдвинуто и широко обосновано после Средневековья рациональное представление о естественно-правовом происхождении государства, верховной власти, закона, всеобщем правовом равенстве людей, сформирована и теоретически обоснована модель гражданского общества. В конце XVII в. был определен перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для следующей эпохи, обозначены основные пути и механизмы их реализации в гражданском обществе. Все это дало возможность значительно продвинуться вперед в развитии учений о праве и государстве.
Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями с иностранными государствами. Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия “отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первой место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
Жан-Жак Руссо
(1712-1778гг.)
Договорная теория
Франция
«Рассуждение о науках и искусствах», «Юлия, или Повоя Элоиза» (1761),
педагогический роман «Эмиль, или о воспитании» (1762).
Руссо – представитель идейного течения сентиментализма, основу которого составляет культ естественных чувств и простого образа жизни, чувство сострадания к бедному человеку и идеализация природного состояния людей и отрицательное отношение к достижениям городской цивилизации. Руссо – представитель идейного течения сентиментализма, основу которого составляет культ естественных чувств и простого образа жизни, чувство сострадания к бедному человеку и идеализация природного состояния людей и отрицательное отношение к достижениям городской цивилизации.
Уже в этом раннем произведении Руссо выступил как один из выдающихся теоретиков естественного права. Согласно его убеждениям, прежде чем познать источник неравенства между людьми, следует познать самих людей. Для этого необходимо отличать то, что присуще человеку с самого начала (каким создала его природа), от того, что прибавили к первозданному его состоянию или что в нем изменили обстоятельства и длительный период развития самого человека. Таким образом, Руссо настаивал на последовательном изменении природы человека в ходе его исторического развития. Это представление о весьма постепенном процессе развития человека и его разума существенно и выгодно отличало Руссо от его предшественников — теоретиков естественного права. Учение об «общей воле». Пониманием Руссо общественного договора определяется и его понимание верховной власти в государстве. Согласно общественному договору, никакое право не законно, если оно не есть выражение общей воли всего общества. Главными признаками общей воли являются ее неотчуждаемость и нераздельность. Если у Локка народ вручал органам управления законодательную, исполнительную и судебную власть, то Руссо выступал против передачи высшей законодательной власти парламенту.
Суверенитет не только неотчуждаем, но он и не может быть представлен. Он заключается в общей воле, а воля никак не может быть представляема; или это она, или это другая воля, среднего не бывает, утверждал Руссо. По этой причине депутаты не могут быть представителями народа; они лишь его уполномоченные; они ничего не могут постановлять окончательно. Всякий закон, не утвержденный целым народом, не закон, все законы должны приниматься на основе пле
бисцита. Исполнительная власть, напротив, не может принадлежать всей массе народа, но правительство должно быть полностью подотчетно общей воле.
В естественном состояний, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.
Выход из таких условий состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической.
Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
В противовес такому ложному, порочному и пагубному для человечества направлению развития общества и государства Руссо развивает свою концепцию "создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями".
При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека – в гражданина, он видит в создании "такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".
Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого.
Обосновываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве.
Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать – с точки зрения разума, справедливости и права – переход от естественного состояния в гражданское.
Человек, с его точки зрения, существо сначала чувствующее, а потом уже мыслящее. Поэтому естественное право основано на двух началах, предшествующих появлению разума: себялюбии и сострадании. Себялюбие горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении. Сострадание внушает нам естественное отвращение при виде гибели или страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных. Из взаимодействия этих двух начал и могут вытекать все принципы естественного права. Себялюбие как одно из начал естественного права означает у Руссо требование самосохранения. Оно отличается от самолюбия как источника зла для самого индивида и для общества, рождающегося из сравнения себя самого с другими людьми.
Несомненно, что в трудах Жан-Жака Руссо содержится политическая социология14. Но есть ли там социология права? Руссо никогда не обходил вниманием право. Он изучал его у Бюрламаки, то есть в естественно-правовой интерпретации. Правовые институты он рассматривал (пусть несколько примитивно) в их ре