Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2. ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVI – НАЧАЛЕ XIX ВВ.». Учение о государстве



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2

«ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XVI – НАЧАЛЕ XIX ВВ.»

Проработайте вопросы и заполните таблицы:

 

1. Учение Н. Макиавелли о праве и государстве.

2. Учение Ж. Бодена о праве и государстве.

3. Учение Г. Гроция о праве и государстве.

4. Учение Т. Гоббса о праве и государстве.

5. Учение Дж. Локка о праве и государстве.

6. Учение Ж.-Ж. Руссо о праве и государстве.

7. Учение Ш.-Л. Монтескьё о праве и государстве.

8. Учение И. Канта о праве и государстве.

9. Учение Г.В.Ф. Гегеля о праве и государстве.

Учение о государстве

 

Автор учения, страна и время жизни. Принадлежность к школе или направлению. Работы. Определение государства, его предназначение Догосударственное состояние, причины и этапы появления государства Классификация государств (с выделением оснований классификации) Идеальное государство (если есть)
Н. Макиавелли (1469-1527 гг.) Политико-правовая идеология Нового времени   Тракт «Государь» (1512), «Рассуждения» Государство – это целостная структура, которая образована подчиненностью управляемых управляющим. Государство состоит из законов и политической власти. В догосударственном состоянии люди жили как животные, а потом они объединились и выбрали самого достойного своим вождем. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение. В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. В центре внимания Макиавелли – реальная способность правительства повелевать подданными. В книге «Государь» и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп,на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных – это неизбежно порождает ненависть. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, По его учению, блага свободы наилучшим образом в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются. Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм првления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. Н. Макиавелли изложил новый подход по центральным вопросам любого политического учения: происхождение и сущность политики, государства и власти. Суть его наиболее интересных политологических идей заключается в следующем. Политика, государство, власть появляются в результате социального расслоения людей на знать и простой народ. Различие в интересах порождает мотив власти. В результате борьбы за власть появляются законы, юстиция, тюрьмы и другие институты, которые обеспечивают закрепление того или иного исхода борьбы за власть. Для обозначения политического состояния, когда в результате борьбы за власть появились организованные политические институты, Макиавелли вводит понятие «stato», что в современном понимании тождественно категории «государство». Новое время (XV — XVII вв.). Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей. Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение). Эволюция форм государственности зависит от наличия противодействующих друг другу социальных сил – народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись. В зависимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет: 1) единовластие, правление немногих; 2) правление всего народа. В зависимости от целей государства и качества их достижения он вычленяет следующие типы: 1) монархию; 2) олигархию; 3) демократию. Все три типа относятся к так называемым неправильным формам. Они приводят к попранию законов, пренебрежению интересами государства.   Лучшей формой государства Макиавелли считает республику, однако ее установление возможно лишь при определенных конкретно-исторических условиях. Критически оценивая политическое положение своей страны, характер граждан, совершенно лишенных гражданских добродетелей, Макиавелли приходит к выводу о невозможности объединения Италии под единой республиканской властью. Он убеждён, что итальянская действительность требует установления единовластия и создания сильного независимого национального государства. В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства. Он полагает, что для достижения этой цели можно использовать любые средства, в том числе насилие, убийство, обман, предательство. Таким образом, Макиавелли принадлежит обоснование принципа: цель оправдывает средства, согласно которому используемые политиком средства оправдываются теми целями, которые он ставит перед собой. Утверждению сильного государства Макиавелли приносит в жертву мораль и благо отдельной личности. Нравственные принципы применимы только к частной жизни людей, но не к политике. Государственный интерес превыше всего. Макиавелли писал, что всегда, когда приходиться обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора. Впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, которая пренебрегает законами  морали и при достижении политических целей использует антигуманные средства. При таком видении государства особая роль в нем принадлежит правителю. Макиавелли вырисовывает идеал государства из уже существующих форм государственности. Республика должна быть результатом согласования всех трех государственных форм, а интересы правителя и народа должны находиться в согласии. В таком случае государство будет благоденствовать. Большую роль в этом играет закон. Закон связывает обязательствами и государя, и народ. Закон защищает государство и от произвола толпы, и от несдержанности правителя. Мудрость народа сосредоточена в законе. Сущность республики заключается в компромиссе между народом и знатью. Аристократия необходима, так как именно из нее выдвигаются государственные деятели, военачальники, чиновники. Народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона. Каждое государство время от времени захватывают смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры.
Ж.Боден (1530-1596 гг.) Идеолог абсолютизма Франция   Сочинение «Метод лёгкого изучения истории» (1566г.), сочинение из 6 книг «О Республике» (1576г.) Государство возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием естественной среды, их развитие отображает наука история. Представления о государстве и праве были изложены Боденом в сочинении из 6 книг «О Республике», в них он подробно исследовал сущность и устройство государства, представлял главным его признаком верховную власть. Государство определяется как «правовое управление несколькими семействами и тем, что у них общее, по суверенной власти». Это определение разбирается по частям: 1.Государство есть правовое управление, то есть что оно действует сообразно со справедливостью и с естественным законом. 2.Семейство. Семью Боден называет основанием государства. В семье выделяется три вида власти: супружеская, родительская и господская. Супружеская составляет основу всякого человеческого общества, но жена не должна низводиться до уровня рабыни. Отцовская власть - главный столб государства. Требует предоставить отцу право жизни и смерти над своим потомством. Таковы формы семейной власти. Но глава семейства, вступая в государство, подчиняется чужой воли: из господина он становиться подданным. Это превращение совершается насильственным путем, посредством покорения одних другими. История показывает, что государства произошли от насилия, а не от добровольного соглашения людей. Рабство несправедливо, его  надо отменить, но постепенно, чтобы не было взрыва. В то же время отвергает идею равенства граждан - по природе люди не похожи друг на друга; попытка уравнять их, то есть «насильственно подчинить природу своим предписанием». Частная собственность связана с законами природы, она цементирует семью, государство, поэтому он за частную собственность. Затем переходит к рассмотрению главного признака государства суверенитета, то есть «постоянной и абсолютной власти государства». Деятельность Ж. Бодена проходила на фоне трагических событий в истории Франции, связанных с кризисом абсолютизма. Религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами), занявшие всю вторую половину XVI в. и отразившие по сути ожесточенную политическую распрю, обескровили Францию. Государству грозила военная интервенция. Главное положение теории Бадена сводиться к идее государственного суверенитета - абсолютной и постоянной власти государства, не связанной законами. Провозглашенный суверенитет противостоит феодальной раздробленности и религиозной смуты. Доктрина суверенитета позволяет Бодену иначе осуществлять типологию форм государства, которой он придавал большое значение. Основываясь на суверенитете как самом существенном признаке государства, он отвергает классификацию Аристотеля на правильные и неправильные формы государства как субъективистскую. Для Бодена в классификации форм определяющим является принадлежность суверенитета, реальной власти конкретного субъекта – одного лица, немногих или большинства. Поэтому к проблеме выбора форм правления Боден подходит конкретно-исторически. Основываясь на работах Н. Макиавелли, он понимает целесообразность учета исторического опыта политического развития. В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, Баден выделяет 3 формы государства. Демократия - государство, в котором «все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми». При аристократии «меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности». В монархии верховная власть принадлежит одному. Затем Баден рассуждает о преимуществах того или иного образа правления. Демократия и аристократию он отвергает, как неустойчивые формы. Симпатии Бадена на стороне наследственной монархии как формы, которая способна в условиях смуты навести порядок, сплотить страну. Монархия прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Монархия законная или королевская - это государство, в котором подданные пользуются личной свободой и собственностью, повинуясь законам монарха. Монарх - законам Божественным и естественным. Баден ограничивал суверена от скатывания абсолютной власти к произволу «божественным», «естественным» и «человеческим» законами, общими для всех народов. Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью, не должно противоречить этому праву.  Таким образом, право частной собственности, право на индивидуальную семью, частную семейную жизнь является незыблемым требованием. Тем самым Баден отстаивает интересы восходящего «третьего сословия». Лучшей формой государства провозглашалась королевская монархия. Верховная власть (суверенитет) в ней целиком принадлежала монарху, а управление страной (порядок назначения на должность) сложное, то есть сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначал только знатных) и демократический (некоторые должности доступны всем). Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический или демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, "милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив". Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, заключающего в себе принципы равенства и подобия. В данной связи уместно заметить, что в отличие от Макиавелли, рассматривавшего право преимущественно как средство для достижения тех или иных государственных целей, у Бодена само право выступает целью бытия государства. Политико-теоретические взгляды Бодена по своему интеллектуальному содержанию и историческому смыслу представляют собой прорыв к горизонтам политико-правовой идеологии Нового времени. Наука о политике, власти, государстве и праве в последующие столетия ушла далеко вперед от рубежей XVI в. Однако в том, что такое движение состоялось, бесспорно велика заслуга Бодена, который в контексте того времени убедительно доказывал необходимость государственного суверенитета и вместе с тем очерчивал пределы деятельности государственной власти и возвышал достоинство права.    
Гроций Гуго де Гроот (1583–1645) Голландия   Голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государства и естественного права. Основатель науки международного права.   Выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.   Договорная теория   Более 90 произведений по истории и теории государства и права.   «О праве войны и мира». Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также «принципы публичного права» (1625). Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их выполнение. Государство же, – подчеркивал Гроций, – «есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства. Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его «отцом международного права». Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права. Причиной возникновения государства Гроций считал общественный договор. Идея договорного возникновения государства высказывалась в истории политико-правовой мысли задолго до Гроция, но только у Гроция договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, как основа самого государства. Возникновение государства и внутригосударственного права он объясняет естественным стремлением людей к общению. В то же время в догосударственном состоянии людям были свойственны общность собственности и чувство взаимной симпатии, однако с появлением частной собственности и неравенства между ними началась вражда. Убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств противостоять вражде и насилию, люди сознательно объединились в государство. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII–XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из этой посылки. Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Концепция имеет глубокое демократическое содержание, обосновывает естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания. Слабым звеном данной теории, является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое на определённом этапе развития осознаёт необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как «естественное состояние». В целом как внутренняя логика осуществления естественного права, так и внешне-событийная сторона развития естественного состояния привели к тому, что «люди объединились в государство», причем «не по божественному повелению», но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть». Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества. Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и нравам того или иного народа. «Народы, подпавшие под господство другого народа», т. е. потерявшие свой суверенитет, – это, по оценке Гроция, – не государства сами по себе в современном смысле слова, но лишь подчиненные члены объемлющего их государства». Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще. Рассматривая классификацию форм правления, Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения. Вместе с тем, очевидно, его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Хотя по своим политическим убеждениям он был аристократически ориентированным буржуазным мыслителем и сторонником правления представителей торгово-промышленной верхушки голландского общества, однако он не отвергал и демократическую форму правления. Не отрицая саму возможность суверенитета народа (принадлежности ему верховной власти), Гроций вместе с тем приложил много усилий для опровержения мнения, будто»верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать».   Гроций считал, что государство должно обеспечивать общую пользу, поскольку является союзом свободных людей. В государстве он видел сознательную деятельность людей, результат общественного договора, что шло вразрез с теологической концепцией богоустановленности государства, характерной для того времени. Государство служит основой длящихся отношений власти и подчинения. Верховная государственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Действия государства должны быть направлены на признание и охрану частной собственности своих граждан. Считая договор важнейшей основой отношений между государствами, Гроций выступал против войн и утверждал, что в международных отношениях все решает не сила, а договор.
Томас Гоббс (1588-1679гг.) Договорная теория   Сочинение «Левиафан» Государство – это результат соглашения, сознательно и добровольно заключённого гражданами с целью прекращения анархии и войн. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: «Человек человеку – волк». Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех против всех». Пагубность этого состояния по нуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума. Естественное право – свобода делать все для самосохранения; естественный закон – запрет делать то, что пагубно для жизни. Естественные законы гласят, что нужно искать мир; поэтому нужно взаимно отказаться от права на все; люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Государство – это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть – душа государства, судьи и чиновники – суставы, советники – память; благосостояние граждан – сила. Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначе ние чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену – правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.   Основные положения учения Томаса Гоббса. Естественное состояние человека вне государства он рассматривал как "состояние войны всех против всех". Свою позицию он мотивировал тем, что в догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все. Однако в силу своего разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих. Это позволило Т. Гоббсу сформулировать несколько естественных законов, которые неизменны и вечны: надо искать мира и следовать ему; не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Наличие одних естественных законов он рассматривал только как необходимое условие соблюдения мира и безопасности между людьми. Гарантом соблюдения этих и других законов может быть лишь общая власть (государство). Она должна формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага. Такая власть должна концентрироваться в руках одного человека или собрания людей, обладающих правом принятия коллективного решения большинством голосов «свести все воли граждан в единую волю». Если люди будут по отдельности выражать свою волю, то это будет только мешать общему благу и "сводить силы к нулю перед врагом». Еще одной причиной создания государства является необходимость обеспечения безопасности населения (подданных) и создание условий их более «благоприятного существования». Иные виды образований - соединение семей, простое множество людей - не в состоянии обеспечить людям перечисленные условия. Индивидуум передает право управлять собой с условием того, что все остальные люди передадут принадлежащее им это же право в равной степени. Такое условие является необходимым для соблюдения принципа равной ответственности и обязанности индивида подчинять свою волю решению большинства, а также воли и суждению «носителя общего лица». Сущность политического образования Т. Гоббс видел в его представительстве воли народа. «Носитель лица народа» (суверен) наделяется абсолютной и безграничной верховной властью, которая является неделимой и непередаваемой никому. Упразднение существенных прав может повлечь за собой распад государства. Т. Гоббс не был сторонником разделения власти на несколько ветвей при любой форме государства. Он считал, что «делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». Разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод. причина возникновения стабильного, длительно существующего общества - взаимный страх, а не любовь и расположение. Естественное состояние - война всех против всех или социальная борьба за выживание. Иное дело - гражданское общество - высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: 1.Демократия 2.Аристократия 3.Монархия. Только с появлением государства возникают собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения, защищающие ее. В результате прекращается война против всех. Признавая за королем верховную власть, Гоббс одновременно отрицал ее божественное происхождение. Человек постоянно стремится к самосохранению и к власти, а это неизбежно должно привести к «войне всех против всех». Поэтому людям необходим правитель, которому они передали бы свои права, а тот в свою очередь на основании общественного договора обеспечил бы процветание общества. По философии Гоббса, чтобы предотвратить возобновление войны всех против всех, все права отдельных личностей должны быть переданы государству полностью. Оно должно стать неограниченным, и подданные должны всецело повиноваться ему. Из трёх видов государственного устройства – демократии, аристократии и монархии – только монархия достигает главной цели, ради которой произошло государство – безопасности граждан. Поэтому монархический строй является наилучшим из возможных. Отдельный гражданин должен быть вполне бесправным и ничтожным по отношении к государству. Представитель верховной власти, как источник законов, стоит выше их, ибо он сам определяет понятие справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, моего и твоего. Граждане могут восстать против государства лишь в случае, если оно неспособно охранять мир – и только для того, чтобы заменить рыхлый деспотизм дееспособным и вновь отказаться затем в его пользу от всех своих прав. Верховная власть должна всецело главенствовать не только в светских делах, но определять религиозные догматы и культ. Церковь и государство нельзя разделять друг от друга, они должны составлять неразрывное целое. В учении о главенстве государства над церковью Гоббс следует принципу англиканизма.
Джон Локк (1632—1704 гг.) Представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма   Англия Книга «Два трактата о правлении»   Государство, по Локку, — единое, независимое политическое со­общество с общей властью, законом и судом. Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.   По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет "войны всех против всех". Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состояний отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Гоббс считает, что в первоначальном, естественном состоянии (до возникновения государства) люди были равны между собой. Но в силу их алчной природы и стремления каждого властвовать над своим ближним из этого равенства могла возникнуть только война всех против всех. Чтобы избавиться из страха и опасности, связанных с этой всеобщей войной, необходимо было создать государство. Для этого каждый индивид должен был отказаться от своей свободы и неограниченного права на все, передав его одному или нескольким лицам. В этом акте отказа и состоит суть происхождения государства. Форма правления - производная от верховной власти, созданной по добровольному согласию большинства сообще­ства для принятия и осуществления законов. «Форма правления зависит от того, - подчеркивается в трактате, - у кого находится верховная власть, которая является законодательной». Она может быть демократией, олигархией или монархией (наследственной или выборной). Ни одной из них автор трактата не отдавал особого предпочтения. Для него главное, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы граждан от произвола и беззакония. Именно из этого главного исходила его концепция раз­деления властей. Дж. Локк различал законодательную, исполнительную и феде­ративную власти. Исполнительную власть государства, которую, по мнению Лок­ка, можно назвать природной, образует совокупность исполнитель­ной власти каждого в естественном состоянии, переданной в резуль­тате общественного договора политическому сообществу. Федеративная власть имеет право войны и мира, участия в коа­лициях и союзах, вести все дела вне данного государства. Автор трактата оговаривает: несмотря на отличия друг от друга исполни­тельной и федеративной властей, все же вряд ли следует разделять лиц, действующих независимо. Обе они являются министериальны-ми и подчиненными по отношению к законодательной власти. Законодательная и исполнительная власти не должны нахо­диться в одних руках, рассуждал Локк. В противном случае носите­ли власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов в ущерб общему благу, миру и безопасности, естественных прав граждан. Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 года. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую “структуру правления” , охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех. Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление власти помимо права”. Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.  
Жан-Жак Руссо (1712-1778гг.) Договорная теория Франция   «Рассуждение о науках и искусствах», «Юлия, или Повоя Элоиза» (1761), педагогический роман «Эмиль, или о воспитании» (1762).     Мысль, что государство возникает на добровольном союзе, отмеченная в «Рассуждении о неравенстве», более подробно описана в «Политической экономии» и позднее в «Общественном договоре» (1762). Ж.-Ж. Руссо выступил для своего времени с радикальной политической программой, лейтмотивом которой была идея демократической организации государственной жизни посредством «общественного договора», утверждающего «царство разума» и обеспечивающая народный суверенитет. Общественный договор появляется тогда когда «человеческий род погиб бы не измени он своего образа жизни». В его основу положена общая воля, в результате которой «каждый член превращается в неразделимую часть целого». Переход от «естественного состояния» к гражданскому изменяет человека; но при этом награждает его многими преимуществами: а, именно, создает из «ограниченного животного разумное существо – человека». Человек же в гражданском состоянии приобретает моральную свободу, «ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода». Распространенные в XVIII в. представления о»естественном состоянии» Руссо использовал как гипотезу для и<


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.