|
||||||||||||||||||||
Кодирование звука ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Кодирование звука В отличие от графической информации, кодирование звука оказалось довольно-таки простым. С XIX века известны устройства, которые улавливают звуковые волны и преобразуют их в электрический ток. Устройства эти называются микрофонами. Точно такой же непрерывный, по-другому аналоговый, сигнал подается и в звуковые усилители, а затем на динамики — для воспроизведения звука. Задача состоит в том, чтобы придумать способ кодирования с помощью чисел аналогового сигнала, такого:
Для этого достаточно несколько раз (несколько десятков, сотен, тысяч раз) в секунду измерять величину аналогового сигнала и кодировать ее. Фактически мы разбиваем плоскость вертикальными и горизонтальными линиями и приближенно считаем, что график проходит в точности через узлы получившейся сетки, заменяя плавную линию ломаной Разбиение вертикальными линиями называется дискретизацией (по времени) или оцифровкой аналогового сигнала и характеризуется частотой дискретизации. Важно и разбиение горизонтальными линиями. Чем мельче сетка, тем качественнее мы приблизим результат кодирования к аналоговому сигналу. Заметим, что преобразование аналогового сигнала в цифровой формат всегда сопряжено с некоторым искажением исходного сигнала. Именно поэтому некоторые ценители музыки до сих пор предпочитают компакт-дискам добрые старые пластинки. Подсчитаем, сколько будет занимать в килобайтах одна минута записи на музыкальном компакт-диске. При 16-битном кодировании сигнала потребуется 2 байта на запись значения напряжения. Поскольку сигнал меряется 44 100 раз в секунду, потребуется 2 х 44 100 = 88 200 байт каждую секунду или примерно 86,1 Кбайта. За минуту это составит 86,1 х 60 = 5166 Кбайт или примерно 5,05 Мбайт. Поскольку сигнал стереофонический, это значение нужно умножить на 2. Проведя еще несколько аналогичных вычислений, получим таблицу 1.2, в которой указано, какой объем будет занимать закодированная таким образом одна минута звуковой информации.
Огромный размер получаемых файлов достаточно долгое время был серьезным препятствием для пересылки музыки по электрон ной почте и размещения ее в Интернете. Поэтому было предложено несколько способов их уменьшения. Так, большинство людей не слышат очень высокие звуки, и информацией о таких звуках вполне можно пожертвовать. Кроме того, человек воспринимает звуки с эффектом «послезвучания», т. е. даже после прекращения громкого звука он как бы слышит его. Стало быть, начало тихих звуковых фрагментов, следующих за громкими, тоже можно исключить. И таких ситуаций довольно много. Следовательно, зная законы восприятия звука человеком, можно сжать информацию, уменьшив размер файла с музыкальной информацией в несколько раз. Конечно, качество музыки после такой операции ухудшится, но, во-первых, для большинства людей это будет практически незаметно, во-вторых, зачастую это единственный способ передавать такие файлы по компьютерным сетям, а в-третьих, вовсе не все равно, сколько музыки можно разместить в памяти музыкального плеера — на один час или на десять! Ради такого можно согласиться и на некоторое ухудшение качества. Наиболее популярными форматами сжатых музыкальных файлов сейчас являются форматы MP3 и WMA. Кстати, большинство цифровых телефонных автоответчиков (о которых мы говорили выше) и цифровых диктофонов как раз обрабатывают звук с целью сжатия информации в памяти. Прочитать стр. 5-15 и 31-37
|
||||||||||||||||||||
|