Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кодирование звука



Кодирование звука

В отличие от графической информации, кодирование звука оказалось довольно-таки простым. С XIX века известны устрой­ства, которые улавливают звуковые волны и преобразуют их в электрический ток. Устройства эти называются микрофонами. Точно такой же непрерывный, по-другому аналоговый, сигнал по­дается и в звуковые усилители, а затем на динамики — для вос­произведения звука. Задача состоит в том, чтобы придумать способ кодирования с помощью чисел аналогового сигнала, такого:


 

 

Для этого достаточно несколько раз (несколько десятков, со­тен, тысяч раз) в секунду измерять величину аналогового сигнала и кодировать ее. Фактически мы разбиваем плоскость вертикаль­ными и горизонтальными линиями и приближенно считаем, что график проходит в точности через узлы получившейся сетки, за­меняя плавную линию ломаной


Разбиение вертикальными линиями называется дискретизаци­ей (по времени) или оцифровкой аналогового сигнала и характеризуется частотой дискретизации. Важно и разбиение горизонтальными линиями. Чем мельче сетка, тем качественнее мы приблизим результат кодирования к аналоговому сигналу. Заметим, что преобразование аналогового сигнала в цифровой формат всегда сопряжено с некоторым искажением исходного сиг­нала. Именно поэтому некоторые ценители музыки до сих пор предпочитают компакт-дискам добрые старые пластинки.

Подсчитаем, сколько будет занимать в килобайтах одна мину­та записи на музыкальном компакт-диске. При 16-битном коди­ровании сигнала потребуется 2 байта на запись значения напряже­ния. Поскольку сигнал меряется 44 100 раз в секунду, потребуется 2 х 44 100 = 88 200 байт каждую секунду или примерно 86,1 Кбай­та. За минуту это составит 86,1 х 60 = 5166 Кбайт или примерно 5,05 Мбайт. Поскольку сигнал стереофонический, это значение нужно умножить на 2. Проведя еще несколько аналогичных вы­числений, получим таблицу 1.2, в которой указано, какой объем будет занимать закодированная таким образом одна минута звуко­вой информации.

Тип сигнала Частота ^ v. дискретизации 16 бит, стерео 16 бит, моно 8 бит, моно
44,1 КГц 10,1 Мбайт 5,05 Мбайт 2,52 Мбайт
22.05 КГц 5,05 Мбайт 2,52 Мбайт 1,26 Мбайт
11,025 КГц 2,52 Мбайт 1,26 Мбайт 630 Кбайт

Огромный размер получаемых файлов достаточно долгое время был серьезным препятствием для пересылки музыки по электрон ной почте и размещения ее в Интернете. Поэтому было предложе­но несколько способов их уменьшения. Так, большинство людей не слышат очень высокие звуки, и информацией о таких звуках впол­не можно пожертвовать. Кроме того, человек воспринимает звуки с эффектом «послезвучания», т. е. даже после прекращения гром­кого звука он как бы слышит его. Стало быть, начало тихих зву­ковых фрагментов, следующих за громкими, тоже можно исклю­чить. И таких ситуаций довольно много.

Следовательно, зная законы восприятия звука человеком, мож­но сжать информацию, уменьшив размер файла с музыкальной информацией в несколько раз. Конечно, качество музыки после та­кой операции ухудшится, но, во-первых, для большинства людей это будет практически незаметно, во-вторых, зачастую это един­ственный способ передавать такие файлы по компьютерным сетям, а в-третьих, вовсе не все равно, сколько музыки можно разместить в памяти музыкального плеера — на один час или на десять! Ра­ди такого можно согласиться и на некоторое ухудшение качества. Наиболее популярными форматами сжатых музыкальных файлов сейчас являются форматы MP3 и WMA. Кстати, большинство циф­ровых телефонных автоответчиков (о которых мы говорили выше) и цифровых диктофонов как раз обрабатывают звук с целью сжа­тия информации в памяти.

Прочитать стр. 5-15 и 31-37



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.