Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мельникова Елена Васильевна. Этнокультурные технологии». ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



 

«Современные методы и технологии обучения детей дошкольного возраста»

группа ЗФ-409-072-4-1

Мельникова Елена Васильевна

24.04.2021

Доклад на тему:

«Этнокультурные технологии»

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция к обращению педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых нравственное воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным. Не возникает сомнений в том, что этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества.

На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этнокультурные технологии – это способы и средства организации социокультурных процессов по изучению, сохранению и распространению материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом.

Также этнокультурные технологии можно определить как совокупность воспитательных приемов, форм, методов, средств обучения, базирующихся на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористики, социально-культурной деятельности и других пограничных областях научного знания, позволяющих оптимизировать и активизировать процесс освоения, сохранения, приумножения и трансляции этнокультуры в современных условиях.

На ступени школьного образования должно осуществляться духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся, которое предусматривает принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной принадлежности, уважительное отношение к культуре своего и других народов.

Классификация. Этнокультурные образовательные технологии можно классифицировать по нескольким направлениям. Отражающим аспекты образовательной деятельности:

- технологии изучения религиозных представлений народов;

- технологии изучения этнопсихологических особенностей народа;

- технологии изучения этнопедагогических воззрений народов;

- технологии изучения музыкальной культуры народов;

- технологии изучения национального костюма народов;

- технологии обучения праздникам, обычаям, обрядам, ритуалам;

- технологии обучения фольклорному творчеству;

- технологии изучения танцевальной культуры народов;

- технологии обучения проектно-исследовательской деятельности;

- технологии изучения национальной кухни.

Этнокультурные технологии могут применяться в современных формах организации образовательного процесса, как: лекции, диспуты, экскурсии, игры, практикумы-обряды, дни национальной культуры, концерты, проектная деятельность, конференции о духовно-нравственных ценностях народов, клубы знатоков и т.д.

Примерные этнокультурные технологии.

«Знакомство». Участники стоят в кругу (круг - символ солнца, улучшает понимание, сближает). Предлагается участникам представиться каким-либо национальным именем и поприветствовать стоящего слева характерным для этой национальности обрядом приветствия. Стоящий слева повторяет первоначальное приветствие. А затем по этой же схеме представляется сам.

«Цветик-многоцветик». Разноцветные лепестки раскладываются на столе в виде цветка. На каждом лепестке зафиксированы вопросы по обычаям, обрядам, традициям разных народов. Участники по очереди «срывают» лепесток, зачитывают вслух и отвечаю. При затруднении ответа ему помогают остальные.

«Этноалфавит». Вписать в каждую строку этноалфавита слова, начинающиеся с той или иной буквы и раскрывающие смысл этнической культуры. Это могут быть любые понятия, термины, являющиеся предметом духовной и материальной ценности, составляющие содержание культур народов.

«Девиз». Предлагается создать свой герб и девиз, отражающий собственную этническую позицию. Суть жизненных целей и самопонимания себя, как представителя определенной нации. Защита своего герба происходит перед другими участниками, где находятся еще похожие единомышленники.

«Этноколлажирование». На листе бумаги приклеиваются рисунки, иллюстрации, отражающие культуру народа. Защищать перед другими участниками своей группой. Отмечаются наиболее удачные работы.

«Ролевая игра». Группа участников разыгрывает сценку из традиций и обычаев разных народов. Остальные участники аплодисментами отмечают удачность сценки.

«Диагностика». На знание географии своего края, герба районов республики, картин художников и т.д.

«Поезд знаний». Билеты с заданиями. Участники путешествуя, выполняют различные задания на маршруте: «Игральная», «Капитанская», «Грамотей» и т.д. Результаты вывешиваются на вагонах поезда.

« Иллюстрация поговорок и пословиц». Группе участников из нескольких человек, раздаются карточки с написанным текстом поговорок, пословиц , принадлежащие разным народам или национальностям. Нужно изобразить эту пословицу (поговорку) так, чтобы другая группа расшифровала ее, как ребус. По возможности назвать, какому народу она принадлежит.

Выделяют следующие методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурных представлений детей:

1. Игровые методы и приёмы. Игры: «Старинное – нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта народов Мордовии», «Лавка сувениров» и т.д.

2. Сравнение.

3. Вопросы.

4. Сюрпризные моменты.

5. Метод моделирования и конструирования.

6. Заполнение карты.

7. Метод проектов.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников .

При работе с детьми нельзя не брать во внимание семейное воспитание. Педагог, воспитатель, поддерживая связь с родителями укрепляет свою воспитательную функцию. Взаимодействие с семьей, как источник «культуры национального чувства, и патриотической верности». (И. Ильин)

Становление личности происходит в семье. Во все этапы взросления ребенок, как губка впитывает в себя и традиции, обычаи, способ и язык общения между родителями, трудовые навыки, и даже внешний вид (одежда). Родители первые воспитатели и учителя своих детей. Здесь идет передача своей национальной культуры через такие простые и необходимые ребенку песни, сказки, стихи, поговорки и пословицы. Насколько родители воспитают в своих детях патриотизм, нравственность, человечность, настолько они осознают себя как часть всесторонне развитой и воспитанной, планетарно значимой личности.

Этнокультурные технологии могут помочь найти точку соприкосновения родителя и педагога. Ведь когда педагог становится другом семьи, единомышленником, ребенком легче воспринимается процесс обучения и воспитания в коллективе сверстников.

В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, последовательности, сотрудничества, обратной связи. Учитывая особенности развития воспитанников интерес к занятиям необходимо привлекать созданием творческой среды (уроки – сказки, уроки - путешествия, уроки – соревнования) с личностно-ориентированным подходом (составление индивидуальных планов развития), сменой видов деятельности (игровой характер заданий), позитивным эмоциональным фоном.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.