Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Особенности уроков технологии в начальной школе»

 

 

Подготовила:

Студентка 3 курса, группа 3ш

Специальности 44. 02. 02

Преподавание в начальных классах

Осипова Валентина Викторовна

Преподаватель:

Трушина Валентина Дмитриевна

 

Рязань, 2020

ВВЕДЕНИЕ

Основные вопросы дидактики - «Чему учить?» и «Как учить?» Чему же и как учить учащихся 1 класса? Каковы особенности обучения первоклассников?

Для ребёнка-первоклассника учение – новый вид деятельности. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью многие дети испытывают трудности. Им сложно следовать новым для них правилам, справляться с новой ролью ученика. У некоторых проявляется недостаточная социальная подготовленность, нередко отсутствует мотивационная готовность ребёнка к учению.

Главная задача учителей, работающих с первоклассниками - осуществить безболезненный переход от ведущей игровой деятельности к основной учебной деятельности. Для того, чтобы такой переход произошёл плавно, необходимо учитывать следующие особенности организации и проведения уроков в 1 классе. Таким образом, тема реферата «Особенности уроков технологии в первом классе» является актуальной.

Цель – изучить особенности уроков технологии в первом классе.

Задачи:

1.   Знать особенности уроков технологии в первом классе.

2.   Знать типы уроков технологии в первом классе.

3.   Изучить источники информации по теме реферата.

4.   Отобрать информацию по теме реферата.

5.   Сделать выводы по теме реферата.

 

 

 


 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Технология – совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности для создания какого-либо продукта.

Урок технологии подчиняется общим закономерностям, принципам и правилам дидактики.

Вместе с тем следует признать, что это очень специфичный урок, позволяющий говорить о его особенностях и некоторых принципиальных отличиях от других уроков начальной ступени обучения. Кратко охарактеризуем основные из этих особенностей:

1.   На уроке технологии дети включаются в два вида деятельности одновременно: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, особую структуру и организацию. На уроке эти виды деятельности тесно связаны, образуя сложный комплекс учебных и трудовых действий и операций и взаимно влияя друг на друга. На разных этапах урока технологии то один, то другой вид деятельности может играть доминирующую роль.

2.   Двуединство цели урока является основной особенностью урока технологии. Педагог включает детей в трудовой процесс на уроке, то есть это учебно-трудовой процесс. Каждый вид деятельности в таком процессе направлен на свой конечный результат, это и есть цель деятельности. Для трудовой деятельности это конкретный продукт труда: то изделие, изготовлением которого дети заняты, или какая-либо услуга. Получение этого продукта – конечная цель их трудовой деятельности на данном уроке. Учебная деятельность имеет иную цель – усвоение определенного объема знаний непосредственно связанных с содержанием труда детей; овладение сложными и простыми трудовыми умениями; закрепление некоторых умений и доведение их до уровня навыка.

3.   Педагог на уроке технологии выполняет две основные функции: организаторскую и конструктивную. Организуя процесс труда детей на уроке, он, прежде всего, озабочен его четкостью, логичностью, слаженностью, ритмичностью, безопасностью, завершенностью.

4.   Сложность урока технологии для учителя обнаруживается также в многообразии педагогических задач, которые ему приходится решать, организуя учебно-трудовую деятельности детей.

Задачи группы А связаны с обучением детей планированию предстоящей трудовой деятельности. Они включают обучение детей целеполаганию, анализу объектов и технических заданий, чтению графических изображений, определению порядка изготовления изделия, выполнению разметки материала и другие. 

Задачи группы Б включают овладение детьми конкретными приемами работы. Сюда входят простые трудовые умения (резать, клеить, шить, сгибать, складывать и другие трудовые операции), не научившись выполнять их, невозможно сделать даже самое простое изделие. Это учебные задачи, направленные на формирование ручной умелости младших школьников.

Задачи группы В связаны с формированием культуры труда детей. Это самый широкий и самый важный, на наш взгляд, спектр учебных задач, включающий такие направления работы учителя, как обучение детей подбору материалов и инструментов, правильному расположению их на рабочем месте, овладение безопасными приемами работы инструментами и приспособлениями, поддержание порядка на рабочем месте, использование рациональных приемов и экономных способов работы и другие. Приоритетная значимость этих задач урока определяется, прежде всего, тем, что культура труда – это часть общей культуры человека. Поэтому учебные задачи этой группы тесно связаны с воспитательной и развивающей функциями урока технологии. 

Задачи группы Г направлены на овладение детьми первоначальными политехническими и технологическими знаниями. Решение этих задач предполагает сообщение детям сведений об основах производства, истории изобретения инструментов и приспособлений, о свойствах материалов, их получении, особенностях некоторых технологических процессов, о народных промыслах и другие. Материал излагается в тесной связи со знаниями по общеобразовательным дисциплинам.

5.   Ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые и легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т.д.

6.   К особенностям урока технологии относится требование тратить основное время (до 80%) на практическую работу, иначе трудовые умения просто не будут сформированы.

7.   Учитель постоянно вынужден считаться с тем, что все дети работают с разной скоростью и подтягивание их под общий ритм (делай, как я, делай вместе со мной) не дает желаемых результатов.

8.   Несмотря на то, что авторитет учителя в младших классах высок, деловая обстановка на уроке технологии удерживается только тогда, когда он идет в плотном, насыщенном (но не быстром) темпе, на высоком уровне заинтересованности детей.

9.   На уроках технологии большое значение имеет также обстановка психологической разгрузки. Созданию такой обстановки помогает неспешность в работе, спокойная, размеренная деятельность детей.

10. Еще одной особенностью является то, что большое значение имеет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Уроки труда можно разделить на 3 типа:

1) уроки-опыты — изучаются свойства материалов, с которыми предстоит работать учащимся;

2) уроки-практикумы, на которых сначала происходит «открытие» детьми новых знаний и технологических умений, а затем их закрепление через изготовление различных изделий;

3) уроки свободного творчества, на которых реализуются творческие замыслы детей, базирующиеся на уже приобретенных на предыдущих уроках знаниях и умениях.

С точки зрения характера познавательной деятельности уроки можно разделить на две большие группы:

1) репродуктивные;

2) творческие.

Они различаются между собой, степенью познавательной активности и творческой самостоятельности, которую проявляет ученик в процессе работы.

Репродуктивные занятия предполагают наименьшую степень самостоятельности. Они наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за небольшой отрезок времени овладеть системой конкретных знаний или способов действий. Репродуктивным способом обычно организуются такие уроки, на которых нужно как можно четче освоить сложные и трудоемкие приемы обработки материалов, способы разметки и т.п.

Уроки творческого типа предполагают, что преобладающей является творческая деятельность учащихся. Организация этих уроков требует от учителя понимания самого смысла творчества. Понятие «творчество» можно отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. В обиходе его зачастую отождествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества»; все, что ребенок смастерил своими руками, совершенно безосновательно относят к «творчеству».

Первые уроки строятся иначе, чем в следующих классах начальной школы. В них представляются два структурных элемента: организационный момент и основная часть.

1. Организационный момент используем для обучения детей общеучебным умениям и навыкам; организовывать рабочее место (доставать учебник, разложить кассу букв, фишки, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, систематическая и длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая что и как делать (используется приём проговаривания последовательности действий).

2. Основная часть урока - «дробная», т.е. состоящая из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Постоянная смена деятельности на уроке облегчает детям выдерживать урок в 35 минут, а с января - по 45 минут.

3. Домашние задания в 1 классе не задаются.

4. В течении урока рекомендуется проводить не менее 2-х физминуток; использовать здоровьесберегающие технологии. Но на уроке технологии физминутки не стоит проводить, так как дети постоянно выполняют что-либо ручным трудом.

5. Максимальное использование наглядности, материалов и упражнений для развития мелкой моторики (фишки, мозаика, конструирование, шнуровки, лепка, вырезание и т.п.0

6.   Очень важно использование игровых технологий в первых классах, способствует облегчению адаптации детей, повышению их интереса, ускорению обучения.

Игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Очень эффективными являются такие игровые формы, как дидактические игры. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Недооценка или переоценка игры часто отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению. При чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

Кроме того, на каждом уроке учителю 1 класса необходимо развивать у учащихся такие технологические процессы, как внимание, память, мышление, наблюдательность, воображение, речь. И этому тоже способствует использование дидактических игр, в ходе которых дети учатся рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться, ведь каждый ошибочный ответ рассматривается не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.

При использовании дидактической игры учитель должен следовать определённым педагогическим принципам:

а) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;

б) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточна трудна и в то же время доступна детям;

в) поддерживать интерес к разнообразие игрового действия;

г) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

д) конкретно и чётко объяснить правила.

При подборе необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

 

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.