|
|||
Тема 2. Возникновение дифференциальной психологии.Тема 2. Возникновение дифференциальной психологии. Обсуждаемые вопросы по теме: Первые теории и измерения индивидуальных различий: взгляды философов (Платон, Аристотель) на индивидуальные различия; направления донаучного знания (характерология, психогностика и др.), вклад астрономов (Ф. Бессель). Влияние биологии и статистики на психологию: книги Ф. Гальтона о наследственности, создание статистических методов исследования, А. Кетле и теория «среднего» человека, вклад К. Пирсона и Р.А. Фишера. Становление дифференциальной психологии как самостоятельной науки: развитие в психологии экспериментального метода (В. Вундт), вклад Вильяма Штерна, работы российских и американских ученых, предпосылки оформления дифференциальной психологии в самостоятельную науку. Развитие тестирования в психологии: работы Д.М. Кэттела по тестированию сенсомоторных качеств, А. Бине и тест на интеллектуальное развитие; понятие «коэффициент интеллекта», виды первых тестов.
Тема 3. Наследственность и среда как источники индивидуальных различий. Обсуждаемые вопросы по теме: Природа наследственности: понятие «наследственность», гены и хромосомы, митоз, мейоз, гетерозиготность и гомозиготность, доминантный и рецессивный признак, главные гены и полигены, генный баланс; признаки связанные с полом и признаки, зависимые от пола, ограниченно-половые признаки. Характер окружающей среды: определение, пренатальная окружающая среда, внутриклеточная среда, мутации, признаки среды по М. Черноушеку, структура среды по У. Бронфенбреннеру. Взаимодействие наследственности и окружающей среды: биогенетические теории, социогенетические теории, двухфакторные теории, учение о высших психических функциях, две модели средовых влияний на интеллектуальные способности, три типа связей между генотипом и средой, распространенные заблуждения о действии наследственности и среды. Направления исследования наследственности и среды: искусственная селекция по поведенческим признакам, исследование нормативов развивающегося поведения (понятие «созревание»), исследование структурных факторов в развитии поведения, исследование влияния на поведение предшествующего опыта, статистический анализ родовых сходств и различий. Изучение явления семейного сходства.
|
|||
|