Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фи­нан­со­вая по­лити­ка.



Фи­нан­со­вая по­лити­ка.

Про­мыш­ленность и тран­спорт пос­ле от­ме­ны кре­пос­тно­го пра­ва ос­тро нуж­да­лись в кре­дитах. Ог­ромных средств тре­бова­ло и про­веде­ние ре­фор­мы 1861 г. Бюд­жет Рос­сии ис­пы­тывал хро­ничес­кий де­фицит, ко­торый при­ходи­лось пок­ры­вать за счет раз­личных фи­нан­со­вых ухищ­ре­ний, инос­тран­ных займов, вы­пус­ка каз­на­чейских би­летов, не обес­пе­чен­ных то­вара­ми.

Че­рез год пос­ле от­ме­ны кре­пос­тно­го пра­ва пра­ви­тельство бы­ло вы­нуж­де­но прис­ту­пить к про­веде­нию фи­нан­со­вых ре­форм, рас­тя­нув­шихся до кон­ца XIX в. Ус­ту­пая дав­ле­нию об­щес­твен­ности и меж­ду­народ­ных фи­нан­со­вых ор­га­низа­ций, оно ста­ло пуб­ли­ковать го­сударст­вен­ный бюд­жет и от­че­ты го­сударст­вен­но­го кон­тро­ля. Фор­си­рован­ное раз­ви­тие про­мыш­леннос­ти и ре­фор­ми­рова­ние фи­нан­сов бы­ли свя­заны с де­ятельностью Н. X. Бун­ге, И. А. Выш­неград­ско­го и С. Ю. Вит­те, пос­ле­дова­тельно сме­няв­ших друг дру­га на пос­ту ми­нис­тра фи­нан­сов.

Вид на Неву от Зимнего дворца. 1881 г.

В 1880—1886 гг. Н. X. Бун­ге рас­ши­рил го­сударст­вен­ное же­лез­но­дорож­ное строи­тельство, на­чал вы­куп час­тных же­лез­ных до­рог в каз­ну, про­водил го­сударст­вен­ное фи­нан­си­рова­ние ма­шинос­тро­ения и ме­тал­лургии, до­бивал­ся спа­сения от бан­кротс­тва круп­ных пред­при­ятий и бан­ков. Он был ини­ци­ато­ром уч­режде­ния Крестьян­ско­го бан­ка для по­мощи крестьян­ским хо­зяйствам.

В ре­зульта­те ре­форм 60—70-х гг. XIX в. мо­дер­ни­зация в Рос­сии пош­ла ус­ко­рен­ны­ми тем­па­ми. За нес­колько де­сяти­летий Рос­сия пре­одо­лела путь, ко­торый дру­гие стра­ны прош­ли за ве­ка.

И. А. Выш­неград­ский стал ми­нис­тром фи­нан­сов в 1888 г. В этот пе­ри­од зна­чительно сни­зились ми­ровые це­ны на сельско­хозяйствен­ные про­дук­ты, к то­му же на­чал­ся зас­той в про­мыш­леннос­ти и тор­говле. Од­на­ко Го­сударст­вен­ный банк рас­по­лагал ог­ромной на­лич­ностью, что поз­во­лило прис­ту­пить к соз­да­нию без­де­фицит­но­го бюд­же­та. Гос­подс­тву­ющим ста­ло стрем­ле­ние под­держать про­мыш­ленность пу­тем рос­та та­можен­ных пош­лин.

С 1892 г. ми­нис­тром фи­нан­сов стал С. Ю. Вит­те, быв­ший до то­го ми­нис­тром пу­тей со­об­ще­ния. По его ини­ци­ати­ве ши­роко ве­лось же­лез­но­дорож­ное строи­тельство. В 1895—1897 гг. на ос­но­ве зо­лото­го об­ра­щения бы­ла про­веде­на де­неж­ная ре­фор­ма.

Вопросы и задания

1. Дайте ха­рак­те­рис­ти­ку пе­реме­нам в сельском хо­зяйстве пос­ле 1861 г. Что бла­гоп­ри­ят­но вли­яло на его раз­ви­тие, а что его тор­мо­зило?

2. Ка­кие фак­то­ры уве­личи­ли тем­пы рос­та про­мыш­леннос­ти во вто­рой по­лови­не ХIХ в.?

3. Под­бе­рите в Ин­терне­те фак­ты, сви­де­тельству­ющие об ус­пе­хах в сфе­ре про­мыш­леннос­ти.

4. Оха­рак­те­ризуйте фи­нан­со­вую по­лити­ку пос­ле 1861 г. Ка­ким об­ра­зом она спо­собс­тво­вала раз­ви­тию про­мыш­леннос­ти?

5. Ис­пользуя до­пол­ни­тельную ли­тера­туру и Ин­тернет, срав­ни­те уро­вень эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия Рос­сии и стран За­пад­ной Ев­ро­пы, Рос­сии и стран Азии во вто­рой по­лови­не ХIХ в.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.