Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раз­ви­тие тран­спор­та.



 

§ 60.Экономическое развитие во второй половине XIX в.

Сельское хо­зяйство. Аб­со­лют­ное большинс­тво на­селе­ния Рос­сии в на­чале ХХ в. за­нима­лось сельским хо­зяйством. Но пос­те­пен­но до­ля го­род­ско­го на­селе­ния уве­личи­валась.

Пос­ле от­ме­ны кре­пос­тно­го пра­ва по­мещи­ки мог­ли пе­рейти к ка­пита­лис­ти­чес­кой ор­га­низа­ции хо­зяйства. Но в стра­не не бы­ло ши­роко­го слоя на­ем­ных ра­бочих и пар­ка сельско­хозяйствен­ных ма­шин. По­мещи­ки сда­вали зем­лю крестьянам не за деньги, ко­торых у тех не бы­ло, а на ус­ло­ви­ях об­ра­бот­ки хо­зяйской зем­ли. Та­кая сис­те­ма по­лучи­ла наз­ва­ние от­ра­боток. Ви­дом от­ра­бот­ка бы­ла из­дольщи­на — арен­да зем­ли за часть уро­жая. От­ра­бот­ки, яв­ля­ясь пе­режит­ком бар­щи­ны, в то же вре­мя бы­ли ша­гом к ка­пита­лиз­му, так как в их ос­но­ве ле­жал на­ем, хо­тя и не за деньги, а за ра­боту. При от­ра­бот­ках по­луче­ние уро­жая об­хо­дилось в пол­то­ра ра­за де­шев­ле, чем при вольном найме, од­на­ко сам уро­жай при найме был в пол­то­ра ра­за вы­ше (на уро­жайнос­ти от­ра­жал­ся тот факт, что при от­ра­бот­ках крестьяне бы­ли ма­ло за­ин­те­ресо­ваны в ка­чес­тве про­из­во­димых ими ра­бот).

Крестьянин за работой в поле. Вторая половина XIX в.

Крестьяне име­ли на­дельные зем­ли, до вы­купа счи­тав­ши­еся не­пол­ной собс­твен­ностью. На­дела­ми мож­но бы­ло пользо­ваться, пе­реда­вать по нас­ледс­тву, но нельзя бы­ло про­давать. Кро­ме то­го, крестьянин не мог от­ка­заться от на­дела. Крестьяне мог­ли арен­до­вать зем­лю у по­мещи­ков, дру­гих крестьян или ку­пить ее.

Крестьян­ские хо­зяйства к кон­цу XIX в. да­вали око­ло по­лови­ны то­вар­но­го хле­ба стра­ны. Но в то же вре­мя бо­лее по­лови­ны крестьян­ских дво­ров бы­ли бед­ны. Ос­новны­ми при­чина­ми бед­ности яв­ля­лись ма­лозе­мелье, тя­желые по­дати, в том чис­ле вы­куп­ные пла­тежи, и ка­бальная экс­плу­ата­ция. Рост на­логов уве­личи­вал и без то­го ог­ромные не­до­им­ки. Да­же от­ме­на по­душ­ной по­дати с 1887 г. и уменьше­ние по­земельно­го на­лога в 1896 г. не улуч­ши­ли по­ложе­ния ос­новной мас­сы крестьянс­тва, так как од­новре­мен­но уве­личи­лись зем­ские и мир­ские сбо­ры.

За­житоч­ные крестьяне ве­ли хо­зяйство с целью по­луче­ния при­были. Они не­ред­ко выс­ту­пали и как рос­товщи­ки для сво­их од­но­сельчан. И то и дру­гое сви­де­тельство­вало о раз­ви­тии ка­пита­лиз­ма в сельском хо­зяйстве.

Раз­ви­тие ка­пита­лиз­ма в зем­ле­делии ве­ло к об­ще­му рос­ту про­из­во­дительных сил стра­ны.

За пе­ри­од с 1864 по 1894 г. вы­рос­ли сред­не­годо­вые чис­тые (т. е. не счи­тая се­мян) сбо­ры зер­но­вых и кар­то­феля. По­выше­ние сбо­ров зер­но­вых соп­ро­вож­да­лось уве­личе­ни­ем эк­спор­та. Пе­ред ре­фор­мой за гра­ницу вы­вози­лось 5% соб­ранно­го хле­ба, в 70-х гг. XIX в. — 10%, а в 80— 90-х гг. XIX в. — 20%.

Раз­ви­тие про­мыш­леннос­ти. Ре­фор­мы сти­мули­рова­ли так­же и рост про­мыш­леннос­ти. Раз­ви­тие сельско­го хо­зяйства выс­во­бож­да­ло ра­бочие ру­ки и соз­да­вало спрос на про­мыш­ленную про­дук­цию.

Не­кото­рые от­расли про­мыш­леннос­ти (нап­ри­мер, хлоп­ча­тобу­маж­ная) до­вольно быс­тро пе­реш­ли к ис­пользо­ванию па­ровых ма­шин, т. е. на фаб­ричную ста­дию. Но большинс­тво от­раслей про­мыш­леннос­ти все еще на­ходи­лось на уров­не ма­нуфак­ту­ры. Это бы­ло ха­рак­терно для тех от­раслей, в ко­торых зат­рудня­лась ме­хани­зация ра­бот или бы­ли сильны тра­диции кре­пос­тни­чес­тва. Нап­ри­мер, гор­но­завод­чи­ки Ура­ла, од­новре­мен­но яв­лявши­еся и круп­нейши­ми зем­левла­дельца­ми, ши­роко при­меня­ли от­ра­бот­ки. Пре­дос­тавляя ра­бочим учас­тки зем­ли, вла­делец за­вода сни­жал им за­работ­ную пла­ту.

В ря­де от­раслей на­ряду с руч­ным при­менял­ся ма­шин­ный труд. Нап­ри­мер, в шах­тах угольные плас­ты еще дол­го раз­ра­баты­вались при по­мощи при­митив­ных кайла и ло­паты, а подъем и тран­спор­ти­ров­ка уг­ля осу­щест­вля­лись па­ровы­ми дви­гате­лями.

Дон­бас­ский уголь и кри­ворож­ская ру­да ста­ли ба­зой стре­мительно­го раз­ви­тия ме­тал­лургии юга Рос­сии.

Металлургический завод в Пермском крае. Середина XIX в. Акварель

К 80-м гг. XIX сто­летия в большинс­тве от­раслей круп­ной про­мыш­леннос­ти про­мыш­ленный пе­рево­рот, на­чав­шийся еще в 30—40-е гг. XIX в., был за­вер­шен. Пе­реход к фаб­ри­ке спо­собс­тво­вал ус­ко­рению про­мыш­ленно­го раз­ви­тия. Тем­пы рос­та до­быва­ющей и тя­желой про­мыш­леннос­ти в 90-е гг. ХIХ в. бы­ли са­мыми вы­соки­ми в ми­ре. До­быча уг­ля в 1867—1897 гг. уве­личи­лась в 25 раз. До­быча неф­ти в 1870—1895 гг. воз­росла так­же в 25 раз. Быс­тро рос­ла до­быча уг­ля в Дон­бассе, же­лез­ной ру­ды в Кри­вом Ро­ге, неф­ти в Ба­ку.

Нес­колько ни­же бы­ли тем­пы рос­та лег­кой про­мыш­леннос­ти и ма­шинос­тро­ения.

В Рос­сию уси­лен­но прив­ле­кал­ся инос­тран­ный ка­питал. Вы­сокие при­были для инос­тран­цев обес­пе­чива­лись на­личи­ем де­шевой ра­бочей си­лы и оби­ли­ем за­пасов по­лез­ных ис­ко­па­емых. Пра­ви­тельство, пос­то­ян­но по­вышая пош­ли­ны на ввоз то­варов, так­же спо­собс­тво­вало вво­зу ка­пита­лов в Рос­сию.

В це­лом Рос­сия стре­мительно до­гоня­ла раз­ви­тые стра­ны, но от­ста­вание Рос­сии к 1861 г. бы­ло так ве­лико, что дос­тичь уров­ня пе­редо­вых стран к кон­цу XIX в. она не смог­ла. Стра­на прев­ра­щалась из аг­рарной в аг­рарно-ин­дус­три­альную. Од­на­ко от­сутс­твие дос­та­точ­ной ма­тери­ально-тех­ни­чес­кой ба­зы и пе­режит­ки кре­пос­тни­чес­тва тор­мо­зили за­вер­ше­ние про­цес­са ин­дус­три­али­зации.

По­мимо инос­тран­ных ка­пита­лов в рос­сийскую про­мыш­ленность вкла­дыва­лись и оте­чес­твен­ные ка­пита­лы, при­чем они бы­ли нам­но­го зна­чительнее инос­тран­ных. Ввоз инос­тран­ных ка­пита­лов спо­собс­тво­вал рос­ту рос­сийской про­мыш­леннос­ти, но имел и от­ри­цательные пос­ледс­твия. Так, Фран­ция, ак­тивно пре­дос­тавляв­шая займы рус­ско­му пра­ви­тельству, до­билась ря­да ус­ту­пок в тор­го­вом до­гово­ре с Рос­си­ей.

Раз­ви­тие тран­спор­та.

Ог­ромное зна­чение для раз­ви­тия эко­номи­ки имел тран­спорт. В пер­вую оче­редь это бы­ли же­лез­ные до­роги и па­роход­ное со­об­ще­ние.

Одесский порт в XIX в.

В 1865—1890 гг. же­лез­но­дорож­ная сеть воз­росла в семь раз. В 1891 г. на­чалась прок­ладка Тран­сси­бир­ской ма­гис­тра­ли. К строи­тельству же­лез­ных до­рог пра­ви­тельство прив­лекло и час­тные ка­пита­лы. В 60—70-х гг. XIX в. же­лез­ные до­роги при­над­ле­жали час­тным ли­цам, по­это­му на­чал­ся вы­куп в каз­ну час­тных до­рог и прок­ладка но­вых, го­сударст­вен­ных. В ре­зульта­те к се­реди­не 90-х гг. XIX в. каз­не при­над­ле­жало уже 60% же­лез­но­дорож­ной се­ти.

Строительство железной дороги в конце XIX в.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.