Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальными нарушениями»



«Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальными нарушениями»

Селиванова Н.С.,

педагог-психолог

 ГБОУ «Няндомская СКОШИ»

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Характерной чертой  умственной отсталости является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печально, смех — слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых учащихся с интеллектуальными нарушениями эмоциональные реакции резко сменяются: то повышенная эмоциональной возбудимость, то выраженный эмоциональнальный спад (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Волевая сфера детей  с интеллектуальными нарушениями находится на самых начальных этапах развития. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено. Дети не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них неспособны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им родители, воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам.

Недоразвитие волевой сферы сказывается на нарушении поведения. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям.

Обучение в специальной школе приводит к существенным сдвигам в развитии у умственно отсталых детей волевой регуляции поведения: появляется умение сдерживать свои импульсивные реакции и подчинять их требованиям ситуации.

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому во время групповых и индивидуальных занятий, педагог-психолог должен использовать разнообразные методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента.

Основными направлениями коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями являются:

Ø Развитие и обогащение эмоциональной сферы у детей средствами эмоциональной выразительности;

Ø Формирование и актуалиализация представлений об эмоциях;

Ø Развитие социальных эмоций (эмпатий, эстетических переживаний, нравственных эмоций и т.д.);

Ø Помощь в преодолении эмоциональных переживаний;

Ø Коррекция проблем общения со сверстниками и взрослыми.

Средства и методы коррекции эмоционально-волевой сферы  у учащихся с интеллектуальными нарушениями:

v Сказкотерапия;

v Песочная терапия;

v Музыкальная терапия;

v Игровая терапия;

v Изотерапия;

v Театрализованная деятельность.

 Подробнее хочется остановиться на сказкотерапии, так как данный метод активно применяется мною в работе с учащимися младших классов, имеющими интеллектуальные нарушения.

Сказкотерапия - это один из методов воздействия на эмоциональную сферу ребенка, способ объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. «Лечение сказкой» необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.