Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Картотека дидактических игр по ФЭМП по развитию временных



 

Картотека дидактических игр по ФЭМП по развитию временных

представлений у детей подготовительной к школе группы

Название
  «Успей вовремя»
   «Тик - так»
  «Времена года»
   «Лови, бросай, дни недели называй»
   «Составь неделю»
  «Назови сутки»
  «Живая неделя»
   «Когда это бывает?»                           
   «Сутки»
   «Назовите пропущенное слово»
   «Часы «Сутки»
   «Составь неделю»
   «Отгадай - ка»
   «Что вы делали»
     «Вчера, сегодня, завтра»
     «Вчера, сегодня, завтра»
      «Вчера, сегодня, завтра»
     «Что было раньше, что потом»
   «Упражнение «Домик дней»
   «Разноцветная неделька»
   «Живая неделя»
    «Неделька, стройся»
   Игра-задание «Незнайкина неделя»
      «Бывает - не бывает»
   «Назови, не ошибись»
   «Сравни»
   «Продолжай»
     «Четвертый лишний»
   «Назови времена года, месяцы»
   «Когда это бывает?»
   «Когда деревья надевают этот наряд?»
   «В какое время года нужны эти предметы?»
   «Что сначала, что потом?»
   «Домики времён года»
   Часы «Времена года»                 
   «Что за чем?»
  Название игры                                      «Успей вовремя»    № 1
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Продолжать закреплять понятие времени.            Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Материалы

Дидактическая игра «Колумбово яйцо», песочные часы.

    Содержание

 

На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

 

  Название игры                                      «Успей вовремя»    № 1
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Продолжать закреплять понятие времени.            Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Материалы

Дидактическая игра «Колумбово яйцо», песочные часы.

    Содержание

 

На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

 

  Название игры                                      «Тик - так»    № 2
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

Подготовительная к школе группа (6 - 7)

    Цель

Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Закреплять знаний о часах, умения устанавливать время на макете часов

Развивать познавательный интерес.

Материалы

 Будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

    Содержание

На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

«Петушок»

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра я трещу

- Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке веселая кукушка.

Она кукует каждый час и ранним утром будит нас.                    

(настенные часы с кукушкой)

 

  Название игры                                  «Времена года» № 3
  Направление

 

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

  Возраст детей

 

Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Закреплять представления о временах года и месяцах осени. Развивать познавательный интерес.

  Материалы

       Модель времени года.

  Содержание  

Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: круг, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и жёлтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.                            Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модели осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку» (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.                                                                             Далее дети самостоятельно по заданию воспитателя показывают месяцы остальных времён года.

  Название игры    Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»   № 4
  Направление

 

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

  Возраст детей

 

Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

 

Закрепление знания названий и последовательности дней недели

  Материалы

 

Мяч

  Содержание    

       

 Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?»         

Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»

Варианты вопросов:

- Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

  Название игры                                                 «Составь неделю»   № 5
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

  Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

  Материалы

   Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

  Содержание  

Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

  Название игры                                                                                    «Назовите соседей» № 12
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

  Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

 

Закрепление знания последовательности частей суток.

  Материалы

               Жетоны

  Содержание    

 

 Педагог говорит название : «Назовите соседей утра.» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

 

  Название игры                                                                                   «Назови сутки»   № 6
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

  Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

   Материалы

                          Модель времени года.

  Содержание    

Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

  Название игры                                                                                    «Живая неделя»   № 7
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

  Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Закрепление умения последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

  Материалы

                             Модель времени года.

  Содержание    

У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

 

  Название игры                                                                                    «Когда это бывает?»   № 8
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

  Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности

  Материалы

 

  Тематический набор картинок (части суток).                            

  Содержание    

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

Что вы делаете ночью (днём)?

Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?

Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?

Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

  Название игры                                                                                        «Сутки» № 9
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

  Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

  Материалы

 

4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

  Содержание    

 

Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

 

 

  Название игры                                                                                        «Назовите пропущенное слово» № 10
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

  Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

  Материалы

               Жетоны

  Содержание    

 

 Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

 

  Название игры                                                                                        «Часы «Сутки» № 11
Направление

ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Возраст детей

  Подготовительная к школе группа (6 - 7)

     Цель

Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

  Материалы

       

Часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь), жетоны.

       Содержание    

 

Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

-Утром становится светло, солнышко поднимается.

Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)

Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.

Задания для детей:

Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток: ( Когда мы завтракаем? Когда мы спим? и т.д.)

 Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

 

  Название игры

                                                    



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.