Виды наук.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры.
Социальное познание - изучение объективных законов функционирования общества, его институтов, а также социальных групп и индивидов в рамках общества.
Особенности социального познания:
1. совпадение субъекта и объекта познания;
2. особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем;
3. ценностная нагруженность познания;
4. влияние процесса познания на объект;
5. затрудненность проведения эксперимента
Социальная ответственность ученого - ответственность ученых за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.
13.1. Что такое наука? Наука – 1) сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. 13.1.1. Особенности (признаки) научного познания: Версия №1: 1) принцип объективности (научное познание должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле); 2) рационалистическая обоснованность; 3) системность знания (не только упорядочено, но и выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия); 4) принципиальная проверяемость (средствами проверки могут быть научное наблюдение, практика, логические рассуждения). Версия №2: 1) доказательность; 2) логическая непротиворечивость; 3) подтверждаемость опытом; 4) системность; 5) простота (способность, исходя из сравнительно немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям объяснить наивозможно широкий круг явлений = «бритва Оккама»); 6) воспроизводимость (возможность повторить методы и результаты научного исследования); 7) предсказательная сила (гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые); 8) преемственность (из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию); 9) наличие методологии – обоснования применяемых приёмов; 10) формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки (научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов). !!! Список признаков научного знания зависит от того, какая из наук считается образцом научного знания. Долгое время в роли «образцовой науки» выступала математика. Поэтому главными признаками научности считались аксиоматизм и дедуктивность. 13.1.2. Функции науки: 1) познавательная; 2) практически-деятельностная; 3) культурная; 4) культурно-мировоззренческая; 5) социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний). 13.2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический. 13.2.1. Чем отличается эмпирический уровень знания от теоретического? 1) Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению (исследователь взаимодействует с предметом непосредственно или с помощью приборов; теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным языком); 2) по содержанию знания = целям научного познания = характеру полученного знания: на эмпирическом уровне знание представлено научными фактами(события, физические процессы) и эмпирическими законами , на теоретическом – научными понятиями, гипотезами, принципами, законами; 3) по методам исследования: эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение; теоретический уровень: формализация, математизация, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация; 4) по степени систематизации: эмпирические знания фрагментарны, а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. 13.2.2. Эмпирический уровень. 1) Что такое научный факт? Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – знание, достоверность которого доказана. В обыденном языке фактом, как правило, называют 1) фрагмент действительности. В научном познании под словом «факт» чаще всего подразумевается либо 2) достоверное знание, либо 3) описание эмпирических данных. Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский – это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман «Преступление и наказание» написан Достоевским; идет дождь – это примеры фактов. Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Знание, полученное эмпирическими методами, нуждается в интерпретации (истолковании), которая всегда исходит из определённых теоретических предпосылок. В этом смысле любой факт имеет смысл только в рамках определённой теории. 2) Эмпирический закон – закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных. 13.2.3. Теоретический уровень. 1) Проблема (от греч. problema – задача) – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. 2) Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – 1) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; 2) форма научного познания. 3) Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – 1) система основных идей в той или иной отрасли знания; 2) форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. 4) Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Виды законов: 1) специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); 2) общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); 3) всеобщие, или универсальные, законы. 13.2.4. Структура научной теории: 1) исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы); 2) идеализированные объекты; 3) логика и методология; 4) совокупность законов и утверждений, выведенных из теории; 5) метатеоретический уровень: а) парадигма, б) научно-исследовательская программа, в) стиль мышления, г) картина мира, д) стандарты рациональности. 13.3. Методы научного познания. Метод – (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. 13.3.1. Эмпирические методы. 1) Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения – объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента). 2) Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – прямое и целенаправленное вмешательство исследователя в состояние изучаемого объекта или процесса, активное воздействие на них с помощью различных средств. 3) Классификация (от лат. classis – разряд, класс) – распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам, видам и т. д.) в зависимости от их общих признаков. 4) Измерение. 13.3.2. Теоретические методы: 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация. 1) Историческое относится к логическому как процесс развития к его результату. «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны» (Маркс). 2) Абстрактное и конкретное – различные моменты развития. Абстрактное – это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное – это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей. 3) Формализация – способ выражения знаний через знаки искусственного языка. 4) Математизация – внедрение математических методов и достижений математики в другие науки, области знания и сферы человеческой деятельности. 13.3.3. Универсальные методы: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация. 1) Анализ (от греч. analysis – разложение) – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом. Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему). 2) Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Индукция (от лат. inductio – наведение) – метод исследования и способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. 3) Метод аналогии (греч. analogia – соответствие, сходство) – это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. 4) Моделирование (от лат. modulus – мера, образец) – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. На идее моделирования базируется !!! любой метод научного исследования – как теоретический (знаковые, абстрактные, идеальные модели), так и экспериментальный (предметные модели). Идеальными моделями являются, по существу, все компьютерные программы. Экспериментирование с такими моделями практически ни в чём не ограничено. 5) Абстрагирование (от лат. abstractio) – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. 6) Идеализация (франц. idéal, от греч. idéa идея, первообраз) – процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). 13.4. Как развивается научное знание? 13.4.1. Кумулятивизм (лат. cumulatio – увеличение): развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий. 13.4.2. Антикумулятивизм (Томас Кун). Парадигма состоит из а) типового образца исследования; б) представлений об изучаемом предмете; в) теорий; г) методов и процедур исследования. Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – теория (или модель постановки про-блем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. В роли физической парадигмы в своё время выступали физика Аристотеля, геоцентриче-ская система Птолемея, физика Ньютона. Теория становится парадигмой в результате того, что научное сообщество придаёт ей статус эталона. Кун выделяет два этапа развития науки: нормальный и революционный. На стадии нормальной науки учёные действуют в рамках принятой парадигмы. Накопление фактов-аномалий, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведёт к революции в науке, которая заключается в смене парадигмы. 13.4.4. Какие факторы влияют на развитие научного знания? Интернализм (от лат. internus – внутренний) – направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы. Экстернализм (от лат. externus – внешний) – течение в историографии и философии науки, усматривающее источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных (экономических и политических) факторах. Ближе к истине, по-видимому, экстернализм. Наука существует в определенных социально-культурных условиях и не может не испытывать их влияния. Особенно ясно это стало во второй половине 20 в., когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, напр. потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды. 13.5. Когда и где возникла современная наука? 1) Наука сформировалась ещё в доисторические времена с возникновением у древних лю-дей первых знаний об окружающем мире. 2) Эдмунд Гуссерль. «Кризис европейского человечества и философия» (1935): «Духовная Европа имеет место рождения. Я имею в виду не географическое, в одной из стран, хотя и это тоже правильно, но духовное место рождения… Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Рождества Христова. В ней сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру. Следствием её стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией… Очень скоро интерес к целому, а, следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия, и, таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки». 3) Современная наука стала создаваться лишь в XVI-XVII вв., когда Коперник, Кеплер, Галилей впервые стали систематически применять подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы. Но как тогда оценить знания, например, древневавилонских жрецов, которые предсказы-вали лунные затмения? В состав современного научного знания входит и евклидова геометрия, созданная в IV – III вв. до н.э. 13.6. Дифференциация и интеграция научного знания. Дифференциация (от лат. differentia – разность) – разделение, расчленение целого на части, формы и т. п. Интеграция (от лат. integration – восстановление) – сближение и связь различных частей, процессов, явлений. Дифференциация и интеграция (от лат. differentia – разность, различие, integratio – восстановление, восполнение) научного знания – два противоположных, но взаимосвязанных процесса развития научного знания. Уже древневосточные цивилизации накопили немало астрономических, математических, медицинских знаний. Древнегреческие мыслители первыми перешли к созданию математиче-ских, философских, космогонических теорий. Однако элементы научных знаний были растворены: сначала в мифологии, а затем и в философии. В античной Греции не было строгого разграничения между конкретными областями ис-следования и не существовало отдельных научных дисциплин за исключением математики и частично астрономии. Впервые отдельные научные дисциплины возникают в эпоху Возрождения. И сразу научное знание начинает дифференцироваться – появляются отдельные науки со своими предметом и методами исследования. Вслед за математикой оформляется научное естествознание. Бурное развитие промышленности в эпоху индустриальной цивилизации, изобретение новых инженерных устройств были связаны с появлением технических наук. Во второй половине XIX в. происходит становление социального и гуманитарного научного знания. Появлению общественных наук способствовали два обстоятельства: 1) начавшиеся в XIX в. глубокие общественные изменения, вызвавшие потребность в лучшем понимании социальных процессов и возможном управлении ими; 2) прогресс естествознания. Последнее обстоятельство породило стремление создать научную социологию по образцу естественных наук: новое обществознание стали называть «социальной физикой». Позднее всех возникли гуманитарные науки. Бурный характер дифференциация научного знания приняла в XX веке. Новые отрасли научного знания возникали на стыке традиционных областей науки: физическая химия, математическая лингвистика, социальная психология и т. п. Дифференциация наук позволяла добывать более глубокие знания об изучаемых объектах, выявлять ранее скрытые стороны и отношения. Вместе с тем нарастала потребность в интеграции научного знания, позволяющей объединить часто разрозненные компоненты в единую картину. Особенно остро недостаток интеграции научного знания ощущался в изучении человека как целостной развивающейся системы. Интеграции научного знания препятствует: 1) дефицит объединяющих научных идей; 2) бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошел) = ФУТУРОШОК. 13.7. Наука и человек. 13.7.1. Большая наука. Наука как производительная сила. Раньше техника и производство опережали науку, ставили перед наукой задачи, в решении которых заинтересована практика. В наши дни наука превратилась в производительную силу и стала фундаментом для развития современных отраслей производства. С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке». Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства. До конца 19 века наука оставалась «малой», занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Тем самым происходит превращение «малой» науки в «большую». Современная наука все глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления. Научно – техническая революция (НТР) – коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась с середины 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Главные направления НТР: 1) комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; 2) открытие и использование новых видов энергии; 3) развитие биотехнологии; 4) создание и применение новых видов конструкционных материалов. Этапы НТР: Первый этап. 40-е г. – телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин; 50-е гг. – водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ); 60-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы. Второй этап. 70-е гг. – микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология; 80-е гг. – сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез. Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. 1) Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и эксперимен-тального решения практических задач. 2) Второй этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга. 3) Современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.
|