Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды наук.



Виды наук.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся законо­мерностей.

2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры.

Социальное познание - изучение объективных законов функциони­рования общества, его институтов, а также социальных групп и инди­видов в рамках общества.

Особенности социального познания:

1. совпадение субъекта и объекта познания;

2. особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем;

3. ценностная нагруженность познания;

4. влияние процесса познания на объект;

5. затрудненность проведения эксперимента

Социальная ответственность ученого - ответственность ученых за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.

 

13.1. Что такое наука?
Наука – 1) сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.
13.1.1. Особенности (признаки) научного познания:
Версия №1:
1) принцип объективности (научное познание должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле);
2) рационалистическая обоснованность;
3) системность знания (не только упорядочено, но и выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия);
4) принципиальная проверяемость (средствами проверки могут быть научное наблюдение, практика, логические рассуждения).
Версия №2:
1) доказательность;
2) логическая непротиворечивость;
3) подтверждаемость опытом;
4) системность;
5) простота (способность, исходя из сравнительно немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям объяснить наивозможно широкий круг явлений = «бритва Оккама»);
6) воспроизводимость (возможность повторить методы и результаты научного исследования);
7) предсказательная сила (гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые);
8) преемственность (из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию);
9) наличие методологии – обоснования применяемых приёмов;
10) формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки (научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов).
!!! Список признаков научного знания зависит от того, какая из наук считается образцом научного знания. Долгое время в роли «образцовой науки» выступала математика. Поэтому главными признаками научности считались аксиоматизм и дедуктивность.
13.1.2. Функции науки:
1) познавательная;
2) практически-деятельностная;
3) культурная;
4) культурно-мировоззренческая;
5) социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).
13.2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
13.2.1. Чем отличается эмпирический уровень знания от теоретического?
1) Эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению (исследователь взаимодействует с предметом непосредственно или с помощью приборов; теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным языком);
2) по содержанию знания = целям научного познания = характеру полученного знания:
на эмпирическом уровне знание представлено научными фактами(события, физические процессы) и эмпирическими законами , на теоретическом – научными понятиями, гипотезами, принципами, законами;
3) по методам исследования:
эмпирический уровень: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение;
теоретический уровень: формализация, математизация, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация;
4) по степени систематизации:
эмпирические знания фрагментарны, а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта.
13.2.2. Эмпирический уровень.
1) Что такое научный факт?
Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – знание, достоверность которого доказана.
В обыденном языке фактом, как правило, называют 1) фрагмент действительности. В научном познании под словом «факт» чаще всего подразумевается либо 2) достоверное знание, либо 3) описание эмпирических данных.
Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский – это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман «Преступление и наказание» написан Достоевским; идет дождь – это примеры фактов.
Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Знание, полученное эмпирическими методами, нуждается в интерпретации (истолковании), которая всегда исходит из определённых теоретических предпосылок. В этом смысле любой факт имеет смысл только в рамках определённой теории.
2) Эмпирический закон – закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных.
13.2.3. Теоретический уровень.
1) Проблема (от греч. problema – задача) – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
2) Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) – 1) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; 2) форма научного познания.
3) Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – 1) система основных идей в той или иной отрасли знания; 2) форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
4) Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.
Виды законов:
1) специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике);
2) общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора);
3) всеобщие, или универсальные, законы.
13.2.4. Структура научной теории:
1) исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы);
2) идеализированные объекты;
3) логика и методология;
4) совокупность законов и утверждений, выведенных из теории;
5) метатеоретический уровень: а) парадигма, б) научно-исследовательская программа, в) стиль мышления, г) картина мира, д) стандарты рациональности.
13.3. Методы научного познания.
Метод – (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
13.3.1. Эмпирические методы.
1) Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Основное условие научного наблюдения – объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).
2) Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – прямое и целенаправленное вмешательство исследователя в состояние изучаемого объекта или процесса, активное воздействие на них с помощью различных средств.
3) Классификация (от лат. classis – разряд, класс) – распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам, видам и т. д.) в зависимости от их общих признаков.
4) Измерение.
13.3.2. Теоретические методы: 1) единство исторического и логического; 2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; 3) формализация; 4) математизация.
1) Историческое относится к логическому как процесс развития к его результату. «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны» (Маркс).
2) Абстрактное и конкретное – различные моменты развития. Абстрактное – это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности, а конкретное – это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей.
3) Формализация – способ выражения знаний через знаки искусственного языка.
4) Математизация – внедрение математических методов и достижений математики в другие науки, области знания и сферы человеческой деятельности.
13.3.3. Универсальные методы: 1) анализ и синтез, 2) дедукция и индукция, 3) аналогия, 4) моделирование, 5) абстрагирование, 6) идеализация.
1) Анализ (от греч. analysis – разложение) – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом.
Синтез (от греч. synthesis – соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).
2) Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.
Индукция (от лат. inductio – наведение) – метод исследования и способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга.
3) Метод аналогии (греч. analogia – соответствие, сходство) – это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
4) Моделирование (от лат. modulus – мера, образец) – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.
На идее моделирования базируется !!! любой метод научного исследования – как теоретический (знаковые, абстрактные, идеальные модели), так и экспериментальный (предметные модели).
Идеальными моделями являются, по существу, все компьютерные программы. Экспериментирование с такими моделями практически ни в чём не ограничено.
5) Абстрагирование (от лат. abstractio) – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.
6) Идеализация (франц. idéal, от греч. idéa идея, первообраз) – процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»).
13.4. Как развивается научное знание?
13.4.1. Кумулятивизм (лат. cumulatio – увеличение): развитие науки есть постепенное накопление фактов и теорий.
13.4.2. Антикумулятивизм (Томас Кун).
Парадигма состоит из а) типового образца исследования; б) представлений об изучаемом предмете; в) теорий; г) методов и процедур исследования.
Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – теория (или модель постановки про-блем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
В роли физической парадигмы в своё время выступали физика Аристотеля, геоцентриче-ская система Птолемея, физика Ньютона.
Теория становится парадигмой в результате того, что научное сообщество придаёт ей статус эталона. Кун выделяет два этапа развития науки: нормальный и революционный. На стадии нормальной науки учёные действуют в рамках принятой парадигмы. Накопление фактов-аномалий, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведёт к революции в науке, которая заключается в смене парадигмы.
13.4.4. Какие факторы влияют на развитие научного знания?
Интернализм (от лат. internus – внутренний) – направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы.
Экстернализм (от лат. externus – внешний) – течение в историографии и философии науки, усматривающее источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных (экономических и политических) факторах.
Ближе к истине, по-видимому, экстернализм. Наука существует в определенных социально-культурных условиях и не может не испытывать их влияния. Особенно ясно это стало во второй половине 20 в., когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, напр. потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды.
13.5. Когда и где возникла современная наука?
1) Наука сформировалась ещё в доисторические времена с возникновением у древних лю-дей первых знаний об окружающем мире.
2) Эдмунд Гуссерль. «Кризис европейского человечества и философия» (1935):
«Духовная Европа имеет место рождения. Я имею в виду не географическое, в одной из стран, хотя и это тоже правильно, но духовное место рождения… Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Рождества Христова. В ней сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру. Следствием её стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией… Очень скоро интерес к целому, а, следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия, и, таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки».
3) Современная наука стала создаваться лишь в XVI-XVII вв., когда Коперник, Кеплер, Галилей впервые стали систематически применять подлинно научные – экспериментальные и математические – методы исследования природы.
Но как тогда оценить знания, например, древневавилонских жрецов, которые предсказы-вали лунные затмения? В состав современного научного знания входит и евклидова геометрия, созданная в IV – III вв. до н.э.
13.6. Дифференциация и интеграция научного знания.
Дифференциация (от лат. differentia – разность) – разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.
Интеграция (от лат. integration – восстановление) – сближение и связь различных частей, процессов, явлений.
Дифференциация и интеграция (от лат. differentia – разность, различие, integratio – восстановление, восполнение) научного знания – два противоположных, но взаимосвязанных процесса развития научного знания.
Уже древневосточные цивилизации накопили немало астрономических, математических, медицинских знаний. Древнегреческие мыслители первыми перешли к созданию математиче-ских, философских, космогонических теорий. Однако элементы научных знаний были растворены: сначала в мифологии, а затем и в философии.
В античной Греции не было строгого разграничения между конкретными областями ис-следования и не существовало отдельных научных дисциплин за исключением математики и частично астрономии. Впервые отдельные научные дисциплины возникают в эпоху Возрождения.
И сразу научное знание начинает дифференцироваться – появляются отдельные науки со своими предметом и методами исследования. Вслед за математикой оформляется научное естествознание. Бурное развитие промышленности в эпоху индустриальной цивилизации, изобретение новых инженерных устройств были связаны с появлением технических наук.
Во второй половине XIX в. происходит становление социального и гуманитарного научного знания.
Появлению общественных наук способствовали два обстоятельства:
1) начавшиеся в XIX в. глубокие общественные изменения, вызвавшие потребность в лучшем понимании социальных процессов и возможном управлении ими;
2) прогресс естествознания. Последнее обстоятельство породило стремление создать научную социологию по образцу естественных наук: новое обществознание стали называть «социальной физикой».
Позднее всех возникли гуманитарные науки.
Бурный характер дифференциация научного знания приняла в XX веке. Новые отрасли научного знания возникали на стыке традиционных областей науки: физическая химия, математическая лингвистика, социальная психология и т. п.
Дифференциация наук позволяла добывать более глубокие знания об изучаемых объектах, выявлять ранее скрытые стороны и отношения. Вместе с тем нарастала потребность в интеграции научного знания, позволяющей объединить часто разрозненные компоненты в единую картину. Особенно остро недостаток интеграции научного знания ощущался в изучении человека как целостной развивающейся системы.
Интеграции научного знания препятствует:
1) дефицит объединяющих научных идей;
2) бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошел) = ФУТУРОШОК.
13.7. Наука и человек.
13.7.1. Большая наука. Наука как производительная сила.
Раньше техника и производство опережали науку, ставили перед наукой задачи, в решении которых заинтересована практика. В наши дни наука превратилась в производительную силу и стала фундаментом для развития современных отраслей производства.
С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке».
Вплоть до конца 19 в. наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства.
До конца 19 века наука оставалась «малой», занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже 19 и 20 вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории, с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного индустриального труда. Тем самым происходит превращение «малой» науки в «большую». Современная наука все глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и с.-х. производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.
Научно – техническая революция (НТР) – коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась с середины 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников.
Главные направления НТР:
1) комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ;
2) открытие и использование новых видов энергии;
3) развитие биотехнологии;
4) создание и применение новых видов конструкционных материалов.
Этапы НТР:
Первый этап.
40-е г. – телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин;
50-е гг. – водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ);
60-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.
Второй этап.
70-е гг. – микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология;
80-е гг. – сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.
Научно – технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
1) Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и эксперимен-тального решения практических задач.
2) Второй этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в. – наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.
3) Современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.