|
|||
Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.Стр 1 из 2Следующая ⇒
1.11. Наука Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний. 1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность. 2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания. 3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме. Отличительные черты науки: 1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство. 2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным. 3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории. 4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию. 5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута. 6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики. 7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне. Функции науки: 1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках). 2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках). 3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем. 4. Социальная - содействие в развитии общества. 5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения. Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике. Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический. 1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей. Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы: а) наблюдение; б) эксперимент; в) измерение; г) описание; д) сравнение и др. 2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их. Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы: а) дедукция; б) индукция; в) абстрагирование; г) идеализация; д) систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней. К ним относятся: а) аналогия; б) анализ; в) синтез; г) классификация; д) моделирование.
|
|||
|