Первая конфликтная зона в работе педагога
Период
| Цели и задачи
| Деятельность (форма работы)
| Позиция
| Методы
| 1.Организационный период
1-4 день.
(3- 5 дней)
Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одних условий жизни в другие.
| ЦЕЛЬ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ КАЖДОГО РЕБЕНКА.
Задачи:
- знакомство с детьми и детей между собой
-выявление и выборы актива детского коллектива
- организация и проведение различных игр для знакомства и первоначального сплочения детского коллектива;
- работа по созданию благоприятного психологического климата детского коллектива;
-ознакомление детей с содержанием смены, корректирование плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят;
-предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований)
-«постановка себя» (поставить себя в коллективе надо с самого начала, внимательно следить за каждым своим жестом и за словом)
| -экскурсия по лагерю
-проведение игр на сплочение внутри коллектива;
-создание доброжелательной атмосферы;
-организация общения детей;
- психодиагностика (игры на знакомство, доверие, общение, анкеты, огоньки, индивидуальные беседы, «интервью», встречи с психологом);
-постараться задать коллективу изначально высокий темп деятельности, частую ее сменяемость, позитивный, эмоциональный настрой.
| -требовательность;
-авторитарность (нельзя в отношениях между детьми и педагогами допускать фамильярности);
-строгость;
-уверенность
вожатого в себе и собственных силах (важно показать свою уверенность детям);
- ведущий, организатор, лидер.
Эффективный прием взаимодействия с детьми – повторять их мысли, высказывания, перестраивая их в нужном направлении, редактируя, расставляя нужные акценты. При этом поддерживается уверенность ребят в том, что они сами приняли нужное решение.
| -убеждения;
-требования;
-поощрения.
| Период
| Цели и задачи
| Деятельность (форма работы)
| Позиция
| Методы
| 2.Основной период
5-18 день
(16-18 дней)
Это время многообразных, коллективных, групповых и индивидуальных видов деятельности. Важно подчеркнуть, что при использовании любой формы воспитательной работы, при организации любого дела одновременно решается комплекс культурно-развивающих, социальных задач.
| ЦЕЛЬ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА
Задачи:
-реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком;
-создание ситуаций успеха;
-создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, огоньки …);
-контроль здоровья, питания и режима дня детей;
- поддержание требований.
| -контроль за выполнением тех требований, которые были усвоены в оргпериод;
-помощь ребятам сделать выполнение требований организованным, менее трудоемким, более эффективным;
-проверка степени самостоятельности ребят и оказание им необходимой помощи;
-проведение общелагерных мероприятий.
| -укрепление своего авторитета (участие в мероприятиях для того, чтобы быть примером для детей)
-позиция демократии (при решении определённых задач важно мнение каждого; выбор производится на основе голосования большинства, но вожатый не должен забывать, что на нем ответственность за все решения).
| -орг.период + мотивирование
(стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы, мотивировать к участию в мероприятиях, проводимых в детском лагере).
| Период
| Цели и задачи
| Деятельность (форма работы)
| Позиция
| Методы
| 3.Заключительный период
19-21 день
(2-3 дня)
Этот период включает подведение итогов пребывания детей в лагере, проверку того, чему научился, удивился, узнал каждый, как оценил свою жизнь, с каким багажом уезжает домой.
| ЦЕЛЬ: ПОДГОТОВКА К РАЗЪЕЗДУ (моральная и материальная), МОТИВИРОВАНИЕ НА САМОВОСПИТАНИЕ.
Задачи:
- подведение общих итогов по реализации программы смены;
-анализ результатов индивидуальных достижений;
-работа на последействие (дать почву для дальнейшего общения с детьми);
-проведение прощального огонька;
-подготовка детей к разъезду;
-снятие нерешённых конфликтов;
-настрой детей на лирический, оптимистический лад.
| -подведение итогов (поощрение всех: наиболее активных участников органов самоуправления и центральных дел смены и ребят менее заметных, чьи положительные стороны следует отметить);
-сбор вещей;
-уборка территории лагеря;
- обмен адресами для переписки.
| -позиция «старшего друга» (Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием).
| -поощрения;
-тёплые слова детям на прощание (необходимо подчеркнуть мысль о том, что смена получилась благодаря вкладу каждого члена отряда).
|
Первая конфликтная зона в работе педагога
В душевном состоянии ребенка на 3—4 (в конце орг периода) день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис – «пик трудности». Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.
Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону.
|