Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТИ­ХИ­РЫ НА «ГОС­ПО­ДИ ВОЗ­ЗВАХ»



 

 

ВЕЧЕРНЯ В НЕДЕЛЮ
СЫРОПУСТНУЮ,
ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

с параллельным переводом
и изъяснением.

 

Киев 2016

 

 

Вечером в Неделю Сыропустную совершается вечерня, которая является своего рода переходом к великопостным богослужениям.
Перед вечерней читается 9 час.

 

ВЕЧЕРНЯ

Пред на­ча­лом Ве­чер­ни Свя­щен­ник, стоя на со­лее пе­ред ал­та­рём, про­из­но­сит обы­ч­ный воз­глас со­вер­ша­е­мой ве­чер­ни Бла­го­сло­вен Бог наш во все дни: сей­час и всегда* и в ве­ч­но­сти*, ко­то­рым как ис­по­ве­ду­ет­ вет­хо­за­вет­ное зна­ние че­ло­ве­ка о Бо­ге, так и бо­го­слов­ст­ву­ет в бла­го­да­ти Но­во­го За­ве­та, про­сла­в­ляя Свя­тую Тро­и­цу.

*Всегда – до окон­ча­ния на­ше­го мi­ра, в ко­то­ром дей­ст­ву­ет от­счёт вре­ме­ни, дан­ный нам как на­по­ми­на­ние о при­бли­жа­ю­щем­ся Страш­ном Су­де; в ве­ч­но­сти – ко­г­да за­кон­чит­ся наш мiр** и на­сту­пит но­вый, не име­ю­щий вре­ме­ни, а сле­до­ва­тель­но, и кон­ца.

**Для то­го, что­бы раз­ли­чать «мир» как «по­кой, спо­кой­ст­вие» и «мир» как «все­лен­ную, Зе­м­лю, сре­ду оби­та­ния» в бо­го­слов­ской на­у­ке при­ня­то это сло­во во вто­ром зна­че­нии пи­сать че­рез i-«де­ся­ти­ри­ч­ное», «и с то­ч­кой». Оно на­зва­но так по­то­му, что в цер­ков­но-сла­вян­ском язы­ке яв­ля­ет­ся ещё и циф­рой «10».

Хор по­ет: Аминь. Сло­во «аминь» в пе­ре­во­де с ев­рей­ско­го оз­на­ча­ет: «ис­тин­но», «да бу­дет так». Оно слу­жит под­твер­жде­ни­ем ска­зан­но­го, и бла­жен­ный Ие­ро­ним на­зы­ва­ет его «пе­ча­тью мо­литв». За­тем чтец читает:

Пріиди1те, по­кло­ни1мсz цReви нa­шему бGу. При­ди­те, по­кло­ним­ся* Ца­рю на­ше­му, Бо­гу.

* При­зы­вая к по­кло­не­нию Гос­по­ду Ии­су­су Хри­сту как Ца­рю — Со­з­да­те­лю и Вла­ды­ке мiра ви­ди­мо­го и не­ви­ди­мо­го (Ин. 1, 3; Откр. 1, 5).

Пріиди1те, по­кло­ни1мсz и3 при­па­дeмъ хrтY, цReви нaшему бGу. При­ди­те, по­кло­ним­ся и по­верг­нем­ся на зе­м­лю перед Ца­рём Хри­стом, на­шим Бо­гом.
Пріиди1те, по­кло­ни1мсz и3 при­па­­дeмъ са­момY хrтY, цReви и3 бGу нaшему. При­ди­те, по­кло­ним­ся и по­верг­нем­ся на зе­м­лю пе­ред са­мим Хри­стом, Ца­рём и Бо­гом на­шим.

И по про­чте­нии при­зы­ва к по­кло­не­нию, чте­ние про­дол­жа­ет­ся про­из­не­се­ни­ем «пред­на­чи­на­тель­но­го» псал­ма. Но это уже не тот же пса­лом, ко­то­рый пелся на Изо­б­ра­зи­тель­ных на Литургии, а пса­лом 103, ко­то­рым обы­ч­но на­чи­на­ют­ся ве­чер­ние служ­бы.

В этом псал­ме вос­пе­ва­ет­ся тво­ре­ние Гос­по­дом міра, вос­пе­ва­ет­ся Бо­жие Про­мыш­ле­ние о нём. Сле­дуя в об­щих чер­тах по­ве­ст­во­ва­нию Кни­ги Бы­тия (Быт.1) о на­ча­ле тво­ре­ния, Псал­мо­пе­вец оду­хо­тво­ря­ет её сухую, ла­ко­ни­ч­ную схе­му и вос­пе­ва­ет жизнь при­ро­ды, где всё вза­и­мо­свя­за­но: во­да пи­та­ет рас­те­ния, рас­те­ния кор­мят че­ло­ве­ка, на рас­те­ни­ях се­лят­ся пти­цы; лу­на и сол­н­це, ночь и день оп­ре­де­ля­ют ритм жиз­ни ди­ких зве­рей, мо­ре слу­жит жи­ли­щем рыб и га­дов и от­кры­ва­ет свои про­с­то­ры ко­раб­лям. Эта це­ле­со­об­раз­ность не при­во­дит к ути­ли­тар­но­му по­тре­би­тель­ст­ву, при­ро­да ус­т­ре­м­ле­на к Бо­гу и на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном об­ще­нии с Ним, за­бо­та Бо­га о міре не ос­ку­де­ва­ет, и с за­вер­ше­ни­ем ак­та тво­ре­ния она ос­та­ёт­ся глав­ным фа­к­то­ром жиз­ни міра. Пе­ние или чте­ние этого псалма во вре­мя ве­чер­ни слу­жит вос­по­ми­на­ни­ем о жиз­ни пер­вых лю­дей, в раю.

Бlгослови2 душE моS гDа: гDи б9е м0й, воз­ве­ли1чилсz є3си2 ѕэ­лw2, во и3сповёданіе и3 въ ве­ле­лё­­по­ту њблeклсz є3си2. Њдэ­sй­сz свё­томъ ћкw ри1зою, прос­ти­рazй нб7о ћкw к0жу. По­кры­вa­zй водaми превhспрєннzz сво‰, полагazй џблаки на во­с­хо­ждeніе своE, ходsй на крилY вё­трєню. Творsй ѓгGлы сво‰ дy­хи и3 слу­ги6 сво‰ џг­нь па­лsщъ. Њсновazй зeмлю на твe­­­р­ди є3S, не пре­кло­ни1тсz въ вёкъ вё­ка. Бeздна, ћкw ри1за њдэsніе є3S, на горaхъ стa­нутъ в0ды. T запрещeніz тво­е­гw2 по­бёг­нутъ, t глaса гр0ма тво­егw2 ўбоsтсz. Восх0дzтъ г0­ры, и3 низх0дzтъ полS въ мё­­­­с­­­то, є4же њсновaлъ є3си2 и5мъ. Пре­дёлъ по­ло­жи1лъ є3си2, є3гHже не прeйдутъ, нижE њбратsтсz по­крhти зeмлю. Посылazй и3с­т0­ч­ники въ дeбрэхъ, по­сре­дЁ г0ръ пр0йдутъ в0ды. Напаsютъ вс‰ ѕвёри сє1льныz, ждyтъ nнa­гри въ жaжду свою2. На тhхъ пти6цы нбcныz приви­тa­ютъ, t сре­ды2 кaменіz дадsтъ глaсъ. Напаszй г0ры t пре­вhс­п­реннихъ свои1хъ, t плодA дёлъ твои1хъ насhтитсz землS. Про­­зzбazй травY скотHмъ, и3 ѕлaкъ на слyжбу человёкwмъ, и3звести2 хлёбъ t зе­м­ли2. И# віно2 ве­се­ли1тъ сeрдце че­ло­вё­ка, ўмaс­ти­ти лицE є3лeемъ, и3 хлёбъ сeр­д­це че­ло­вё­ка ўкрэпи1тъ. На­сh­тzтсz древA польск†z, кeдри лівaнстіи, и5хже є3си2 на­са­ди1лъ. Тa­мw пти6цы вогнэздsтсz: є3рw­­­дjево жи­ли1ще пред­во­ди1­тель­с­т­вуетъ и4ми. Г0ры высHкіz є3лe­нємъ, кaмень при­бё­жи­ще зa­z­цємъ. Со­тво­ри1лъ є4сть лунY во временA, с0лнце познA зa­падъ св0й. По­ло­жи1лъ є3си2 тьмY, и3 бhсть н0щь, въ нeйже пр0­й­дутъ вси2 ѕвёріе дубрaвніи: СкЂм­ни ры­кa­ющіи вос­хи1тити, и3 взыс­кa­ти t бGа пи1щу се­бЁ. Воз­сіS с0л­нце, и3 собрaшасz, и3 въ л0­жахъ свои1хъ лsгутъ. И#зh­детъ че­­ло­вёкъ на дё­ло своE, и3 на дё­ланіе своE до вe­чера. Ћкw воз­­­ве­ли1чишасz дэлA тво‰ гDи, вс‰ пре­мy­д­ростію со­­тво­ри1лъ є3си2: и3с­п0лнисz зем­лS твaри твоеS. СіE м0ре ве­ли1кое и3 прострaнное, тaмw гa­ди, и4хже нёсть числA, живHт­наz м†лаz съ ве­ли1кими. Тaмw ко­раб­ли2 преплaваютъ, ѕмjй сeй, є3г0же создaлъ є3си2 ру­гa­тисz є3мY. Вс‰ къ те­бЁ чa­ютъ, дaти пи1щу и5мъ во бlго врeмz. Дaв­шу те­бЁ и5мъ, со­бе­рyтъ: t­вeрзшу те­бЁ рyку, всs­чєс­каz и3с­п0лнzтсz бlгости. T­­врaщшу же те­бЁ лицE воз­мz­тyтсz: tи1­меши дyхъ и4хъ, и3 и3с­чeз­нутъ, и3 въ пeрсть свою2 воз­вратsтсz. П0слеши д¦а тво­­е­го2, и3 со­зи1ждутсz, и3 њб­нови1ши ли­­цE зе­м­ли2. Бyди слaва гDнz во вё­ки, воз­ве­се­ли1тсz гDь њ дё­лэхъ свои1хъ: Призирazй на зeм­­лю, и3 творsй ю5 трz­с­ти1сz: при­касazйсz горaмъ, и3 ды­мsт­сz. Вос­пою2 гDеви въ жи­во­тЁ мо­eмъ: пою2 бGу моемY, д0н­деже є4смь. Да ўслади1тсz є3мY бе­сё­да моS, ѓзъ же воз­ве­се­лю1сz њ гDэ. Да и3счeзнутъ грB­шницы t зе­м­ли2, и3 без­за­кHн­ницы, ћкоже не бhти и5мъ: бlгослови2 душE моS гDа. С0л­нце познA зaпадъ св0й: по­ло­жи1лъ є3си2 тьмY и3 бhсть н0щь. Ћкw воз­ве­ли1­чи­ша­сz дэлA тво‰ гDи, вс‰ пре­мy­д­ростію со­тво­ри1лъ є3си2. Бла­го­сло­ви, ду­ша моя, Гос­по­да! Гос­подь, Бог мой, как Ты ве­лик! Твои об­ла­че­ния — ве­ли­чье и сла­ва, как пла­щом, Ты оку­тан све­том. Не­бо, слов­но ша­тёр1), рас­ки­нул, по­кры­ва­ешь во­да­ми2) вы­со­ты Свои. Об­ла­ка — ко­ле­с­ни­ца Твоя, Ты ле­та­ешь на крыль­ях ве­т­ра3). Ты ве­т­ры де­ла­ешь Сво­и­ми по­слан­ца­ми, Сво­и­ми слу­га­ми — огонь и пла­мя4). На опо­рах по­ста­вил Ты Зе­м­лю, что­бы во­век не сдви­ну­лась с ме­с­та. Как оде­ж­дой, её Оке­а­ном по­крыл. Вы­ше гор­ных вер­шин бы­ли во­ды5). Ты при­кри­к­нул на них — по­бе­жа­ли они, за­спе­ши­ли, ко­г­да про­гре­мел Твой гром, по го­рам про­мча­лись, спу­с­ти­лись в дол — со­бра­лись там, где Ты по­ве­лел. И Ты гра­ни­цы на­зна­чил для них: впредь они не за­то­пят зе­м­лю! По лож­би­нам Ты по­сы­ла­ешь ру­чьи, и те­кут они сре­ди гор, они по­ят всех по­ле­вых зве­рей, уто­ля­ют онаг­ры6) жа­ж­ду. Над ручь­я­ми се­лят­ся пти­цы, средь ли­ст­вы слыш­ны их го­ло­са. Оро­ша­ешь Ты го­ры из чер­то­гов Сво­их, и пло­да­ми Тво­их рук на­сы­ща­ет­ся зе­м­ля. Ты тра­ву рас­тишь для ско­та и зла­ки, что­бы лю­ди воз­де­лы­ва­ли их, что­бы хлеб до­бы­ва­ли у зе­м­ли: чтоб серд­ца лю­дей ви­но ве­се­ли­ло, что­бы ли­ца их от ма­с­ла бле­сте­ли, что­бы хлеб под­кре­п­лял их си­лы. На­по­е­ны во­дой де­ре­вья Гос­под­ни — Им по­са­жен­ные ке­д­ры ли­ван­ские. Пти­цы там гнё­з­да вьют, аи­сты жи­вут сре­ди со­сен. Вер­ши­ны при­ют да­ют гор­ным коз­лам, ска­лы — при­ют да­ма­нам7). 8)Ты лу­ну со­тво­рил, что­бы по­ка­зы­ва­ла вре­мя. Солн­цу час за­ка­та на­зна­чен. Ты на­во­дишь тьму, на­сту­па­ет ночь, ко­г­да зве­ри ры­щут в ле­су. Львы, ры­ча, на охо­ту вы­хо­дят — ищут пи­щу, что Бог им по­слал. Ко­г­да Сол­н­це взой­дёт — уй­дут, в сво­ём ло­го­ве ля­гут спать. На ра­бо­ту идёт че­ло­век — и до са­мо­го ве­че­ра тру­дит­ся. Как мно­го­чи­с­лен­ны Твои тво­ре­нья, Гос­по­ди, и как же му­д­ро Ты всё ус­т­ро­ил! Твои со­з­да­нья за­пол­ни­ли зе­м­лю. Вот не­объ­ят­ное ши­ро­кое мо­ре, и без чи­с­ла в нём тва­рей мор­ских. Там жи­вот­ные боль­шие и ма­лень­кие9). Там пла­ва­ют ко­раб­ли. Ле­ви­а­фан10), Твоё тво­ре­ние, рез­вит­ся там. Все к Те­бе об­ра­ща­ют взор — что­бы Ты дал им пи­щу, ко­г­да ну­ж­но. Ты по­дашь им — они под­бе­рут, Ты с ла­до­ни их кор­мишь — и они сы­ты. Ты от­вер­нёшь­ся — они в смя­те­нии. От­бе­рёшь у них ды­ха­ние — ум­рут, сно­ва ста­нут пылью11). По­шлёшь Свой дух — они вос­со­з­да­ны. Так об­но­в­ля­ешь Ты лик Зе­м­ли12). Сла­ва Гос­по­ду — во­ве­ки! Пусть ра­ду­ет­ся Он тво­рень­ям Сво­им! Он по­смо­т­рит на Зе­м­лю — она дро­жит. При­ко­с­нёт­ся к го­рам — ды­мят­ся. Бу­ду петь о Гос­по­де до­ко­ле я жив, по­ка я есть — бу­ду сла­вить Его. Пусть Его по­ра­ду­ет песнь моя, как и я о Гос­по­де ра­ду­юсь. Да не бу­дет греш­ни­ков на Зе­м­ле! Да не бу­дет на ней зло­де­ев! Бла­го­сло­ви, ду­ша моя, Гос­по­да!

1) Вспо­ми­на­ет­ся пер­вый день тво­ре­ния, со­з­да­ние све­та и не­ба (см.: Быт.1:1-5). Срав­не­ние не­ба с ша­т­ром встре­ча­ет­ся у про­ро­ка Иса­ии (см.: Ис.40:22).

2) Вероятно, имеются в виду небесные воды: ср. Пс.28:10; Быт.1:7; 7:11.

3) Вспо­ми­на­ет­ся вто­рой день тво­ре­ния (см.: Быт.1:6-8).Тот же об­раз ше­ст­вия Гос­по­да на об­ла­ках - см.: Ис.19:1; Дан.7:13.

4) В греч. язы­ке по­ня­тия «дух, ды­ха­ние, ду­но­ве­ние, ве­тер» вы­ра­жа­ют­ся од­ним сло­вом, по­се­му в этом кон­тек­сте, где го­во­рит­ся о сти­хи­ях, ст. 4 мо­жет иметь и та­кой смысл: «Ты пре­вра­ща­ешь в ве­тер Сво­их Ан­ге­лов и во всепопаляющее пла­мя Сво­их слу­жи­те­лей» или: «Ве­т­ры де­ла­ют­ся Тво­и­ми Ан­ге­ла­ми и пожигающий ог­онь — Тво­и­ми слу­га­ми». О яв­ле­нии Ан­ге­ла в пла­ме­ни ог­ня см.: Исх.3:1-2.

Вспо­ми­на­ет­ся тре­тий день тво­ре­ния (см.: Быт.1:9-13).

Жи­во­пи­су­ет­ся вод­ная сти­хия в раз­ных её про­яв­ле­ни­ях и по­ря­док, вне­сён­ный в при­ро­ду Бо­гом.

5) Букв.: ...на го­рах ста­нут во­ды — взды­ма­ю­ща­я­ся вод­ная гро­ма­да до­с­тиг­нет вы­со­ты гор, но не смо­жет за­то­пить зе­м­лю, не смо­жет на­ру­шить ус­та­но­в­ле­ние Бо­жие, сти­хия под­чи­ня­ет­ся Бо­гу и на­чер­тан­но­му Им по­ряд­ку.

От вод­ной безд­ны взор псал­мо­пев­ца пе­ре­но­сит­ся на зе­м­лю и на во­ду, те­ку­щую по зе­м­ле, на её ме­с­то и роль в при­ро­де: во­да пи­та­ет зе­м­лю, по­ит рас­те­ния, жи­вот­ных, вме­сте с зе­м­лёй она со­з­да­ёт сре­ду оби­та­ния и сре­ду про­из­ра­ста­ния для всей жи­вой при­ро­ды и че­ло­ве­ка.

6) онаг­ры - ди­кие ос­лы.

7) Даман — небольшое (до полуметра длиной) травоядное животное, обитающее в Африке и Палестине, в ска­ли­стых ме­ст­но­стях. На­ши па­лом­ни­ки при­ни­ма­ли их за зай­цев или кро­ли­ков, по внеш­не­му сход­ст­ву, хо­тя эти жи­вот­ные бли­же все­го к сло­нам.

8) Впе­чат­ле­ние ве­ли­чия со­з­да­ёт­ся об­ра­зом вы­со­ты: от оби­лия вла­ги вы­рас­та­ют вы­со­кие ке­д­ры, и на них вы­сят­ся гнё­з­да аи­ста, во­да как бы под­дер­жи­ва­ет эту вер­хуш­ку де­ре­ва, тя­нет­ся к ней; так же и зе­м­ля тя­нет­ся ввысь сво­и­ми го­ра­ми и ска­ла­ми и на этой вы­со­те при­ни­ма­ет к се­бе жи­вот­ных.

Чет­вёр­тый день тво­ре­ния (см.: Быт.1:14-19). Лу­на упо­мя­ну­та пер­вой, по­то­му что у древ­них ев­ре­ев счёт вре­ме­ни вёл­ся по лун­но­му ка­лен­да­рю. Как и в пре­ды­ду­щих сти­хах, не­жи­вая при­ро­да объ­е­ди­ня­ет­ся здесь с оду­ше­в­лён­ным міром: лу­на и сол­н­це оп­ре­де­ля­ют со­бой ритм жиз­ни че­ло­ве­ка и жи­вот­ных.

9) Пя­тый день тво­ре­ния (см.: Быт.1:20-23).

10) Ле­ви­а­фан — мор­ское чу­до­ви­ще, од­но из во­пло­ще­ний ха­о­са, со­кру­шён­ное Гос­по­дом.

11) Букв.: От­вра­тишь ли­цо Твоё — ли­шишь Сво­его бла­го­во­ле­ния; ...от­ни­мешь ды­ха­ние у них — ср. рас­сказ о со­тво­ре­нии че­ло­ве­ка: «И со­з­дал Гос­подь Бог че­ло­ве­ка из пыли земной, и вду­нул в ли­це его ды­ха­ние жиз­ни, и стал че­ло­век ду­шею жи­вою» (Быт.2:7).

12) По­сто­ян­ное во­зоб­но­в­ле­ние жиз­ни — в ру­ках Бо­жи­их.

Заключает чтение псалма славословие Пресвятой Троице:

Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. ґми1нь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и сей­час, и все­гда, и в ве­ч­но­сти. Аминь.

Затем трижды (как очень многое в Церкви – в честь Пресвятой Троицы) произносится особое хваление Богу:

Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа, слaва тебЁ б9е.

Ал­ли­лу­иа(Хва­ли­те Бо­га) — ра­до­ст­ное и та­ин­ст­вен­ное сло­во, пе­ние ве­ч­но­сти (Откр.19:1,3,4), оставленное без пе­ревода с целью напоминания о нашей связи с ветхозаветною церковью и чтобы сообщить особую таинственность, неизъяснимость нашему славо­словию, а также по невозможности передачи этого слова на славянский язык од­ним словом (Для этого пришлось бы сокращать слово «Бог», как в еврейском «аллилуйа» слово Иегова сокращено в йа (ср. наше «спасибо»)). Повторённое трижды в честь Святой Троицы, Которая прославле­на уже и малым славословием, аллилуиа заключается присоединением к нему стиха «Слава Тебе Боже», дышащего безыскусственной простотой древ­ности в прославлении Бога. Троекратно повторённое Аллилуиа с однократ­ным, как бы в знак единосущия Святой Троицы, «Слава Тебе Боже» — всё в целости опять повторяется трижды в честь Святой Троицы, и для большего сосре­доточения внимания в третий раз это славословие поёт хор.

Как и на лю­бой ве­чер­не, по­с­ле чте­ния пред­на­чи­на­тель­но­го псал­ма про­из­но­сит­ся «ве­ли­кая» или «мир­ная» ек­те­ния, на ко­то­рой мо­ля­щи­е­ся в хра­ме воз­но­сят про­ше­ния к Бо­гу о се­бе и о всем міре.

Ди­а­кон: Ми1ромъ(с уми­ро­тво­рён­ным на­стро­е­ни­ем) гDу пом0лимсz.

Хор: ГDи поми1луй. (по­в­то­ряя эти сло­ва на ка­ж­дом про­ше­нии ек­те­нии).

Њ свhшнэмъ ми1рэ (мире ду­шев­ном, по­да­ва­е­мом Бо­гом), и3 спасeніи дyшъ нaшихъ, гDу пом0лимсz.

Њ ми1рэ всегw2 мjра (спо­кой­ст­вии во всем міре), бlгостоsніи (бла­го­по­лу­чии) с™hхъ б9іихъ цRквeй, и3 соединeніи всёхъ (православных христиан в молитве), гDу пом0лимсz.

Њ с™ёмъ хрaмэ сeмъ, и3 съ вёрою, бlгоговёніемъ и3 стрaхомъ б9іимъ входsщихъ в0нь (в не­го), гDу пом0лимсz.

(Здесь вста­в­ля­ют­ся про­ше­ния о ду­хов­ных и гра­ж­дан­ских вла­стях).

Њ с™ёй nби1тели сeй (об этом святом монастыре), всsкомъ грaдэ, странЁ, и3 вёрою живyщихъ въ ни1хъ, гDу пом0лимсz.

Њ бlгорастворeніи воздyхwвъ (бла­го­при­ят­ной по­го­де), њ и3з8oби1ліи плодHвъ земнhхъ, и3 врeменэхъ ми1рныхъ (о мир­ной жиз­ни), гDу пом0лимсz.

Њ плaвающихъ, путешeствующихъ, недyгующихъ (бо­ля­щих), стрaждущихъ (стра­да­ю­щих), плэнeнныхъ, и3 њ спасeніи и4хъ. гDу пом0лимсz.

Њ и3збaвитисz нaмъ t всsкіz ск0рби, гнёва и3 нyжды, гDу пом0лимсz.

Заступи2 (за­щи­ти), спаси2, поми1луй, и3 сохрани2 нaсъ б9е, твоeю благодaтію.

Прес™yю, пречcтую, пребlгословeнную, слaвную вLчцу нaшу бцdу и3 приснодв7у мRjю со всёми с™hми помzнyвше (мо­лит­вен­но упо­мя­нув), сaми себE, и3 другъдрyга (се­бя и дру­гих), и3 вeсь жив0тъ (жизнь) нaшъ хrтY бGу предади1мъ (по­свя­тим Бо­гу).

Хор: ТебЁ гDи.

Свя­щен­ник: Ћкw (по­то­му что) подобaетъ тебЁ всsкаz слaва, чeсть и3 поклонeніе, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.

Хор: Ґми1нь. И по­ёт140, 141, 129 и 116 псал­мы по­пе­ре­мен­но со сти­хи­ра­ми. То, что не по­ёт хор — чи­та­ют чте­цы. В это вре­мя со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние все­го хра­ма.

ГDи, воззвaхъ къ те­бЁ, ўс­лh­ши мS. Ўслhши мS гDи. Гос­по­ди, я воз­звал к Те­бе, ус­лышь ме­ня. Ус­лышь ме­ня, Гос­по­ди.
ГDи, воззвaхъ къ те­бЁ, ўс­лhши мS: вон­ми2 глaсу молeніz моегw2, вне­гдA воззвaти ми2 къ те­бЁ. Ўс­лh­ши мS гDи. Гос­по­ди, я воз­звал к Те­бе, ус­лышь ме­ня, вне­мли гла­су мо­ле­ния мо­е­го, ко­г­да я взы­ваю к Те­бе. Ус­лышь ме­ня, Гос­по­ди.
Да и3спрaвитсz мlтва моS, ћкw ка­­ди1ло пред8 тоб0ю, воз­дэ­sніе рукY мо­є1ю, жeртва ве­чeр­нzz. Ўслhши мS гDи. Да* на­пра­вит­ся мо­лит­ва моя, как фи­ми­ам, пред ли­цо Твоё, воз­но­ше­ние рук мо­их – как жер­т­ва ве­чер­няя. Ус­лышь ме­ня, Гос­по­ди.

*Да – по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние (пред­по­ла­га­ю­щее без­пре­ко­слов­ное, обя­за­тель­ное вы­пол­не­ние; при­каз) гла­го­ла «пусть».

СТИ­ХИ­РЫ НА «ГОС­ПО­ДИ ВОЗ­ЗВАХ»

И#зве­ди2 и3з8 тем­ни1цы дyшу мою2, и3сповёдатисz и4мени твоемY. Вы­ве­ди из тем­ни­цы ду­шу мою, что­бы мне про­сла­вить имя Твоё.
ТебE цRS и3 вLку, ѓгGли не­прес­тaннw воспэвaютъ, ѓзъ же ти2 при­пaдаю, ћкw мытaрь зовhй: б9е, њчи1сти мS, и3 поми1луй мS.  Те­бя, Ца­ря и Вла­ды­ку, бес­пре­стан­но вос­пе­ва­ют Ан­ге­лы, я же при­ник к Те­бе, и как сбор­щик по­да­тей* зо­ву: «Бо­же, очисть ме­ня и ис­це­ли от про­ка­зы гре­ха

* Мы­тарь (см. Прит­чу о мы­та­ре и фа­ри­сее) Лк. 18:10-14

МенE ждyтъ прaвєдницы, д0н­де­же воздaси мнЁ. Ме­ня бу­дут ждать пра­вед­ные, до­ко­ле Ты не воз­дашь мне.
Безсмeртна сyщи душE моS, вол­нaми житeйскими не покры­вaйсz, но возни1кни вопію1щи къ своемY бlгодaтелю: б9е, њчи1сти мS, и3 сп7си1 мz. Бу­ду­чи безсмерт­ной, моя ду­ша, не да­вай по­крыть се­бя во­л­на­ми мо­ря жи­тей­ско­го, но вос­стань*, во­пия к тво­е­му Бла­го­де­те­лю: «Бо­же, очисть ме­ня и спа­си ме­ня!»

*Со­бе­рись с си­ла­ми.

И#з8 глу­би­ны2 воззвaхъ къ те­бЁ гDи, гDи, ўслhши глaсъ м0й. Из глу­би­ны (серд­ца) я воз­звал к Те­бе, Гос­по­ди, Гос­по­ди, ус­лышь го­лос мой.
Е#гдA пріимY во ўмЁ мн0­жество содёzнныхъ мн0ю ѕHлъ, и3 въ помышлeніе пріидY стрaш­на­гw џнагw и3спытaніz, трe­пе­томъ содержи1мь къ тебЁ при­бэгaю чlвэколю1бцу бGу. тёмже не прeзри менE, молю2 тS, є3ди1не безгрёшне: дaруй ўмилeніе сми­рeннэй моeй души2 прeжде концA, и3 сп7си1 мz. Ко­­г­да я в уме рас­су­ж­даю о том мно­же­ст­ве злых дел, ко­то­рое я на­де­лал, и рас­су­ж­даю о том страш­ном ис­пы­та­нии по­с­лед­не­го су­да, то с тре­пе­том мы­с­лен­но при­бе­гаю к Те­бе, Че­ло­ве­ко­люб­цу Бо­гу; по­э­то­му не пре­не­б­ре­ги мной, мо­лю Те­бя, Един­ст­вен­ный без­­­гр­е­шный, по­дай уни­жен­ной* мо­ей ду­ше от­ра­ду** пре­ж­де кон­чи­ны и спа­си ме­ня!

тра­стя­ми, гре­хом, то­ч­нее — их пло­да­ми

** Тво­е­го бла­го­дат­но­го при­ко­с­но­ве­ния.

Да бyдутъ ќши твои2, внeм­лю­щэ глaсу молeніz моегw2. Пусть уши Твои вни­ма­ют го­ло­су мо­ле­ния мо­е­го.
Слeзы ми2 дaждь б9е, ћкоже и3ногдA женЁ грёшницэ: и3 спо­д0­би мS њмочи1ти н0зэ твои2, ±же мS t пути2 прeлести сво­бо­ди1в­шыz, и3 мЂро бlгоухaніz те­бЁ приноси1ти житіE чи1сто, по­ка­sніемъ ми2 создaнное, да ўс­лh­шу и3 ѓзъ желaемый тв0й глaсъ: вёра твоS сп7сe тz, и3ди2 въ ми1рэ. По­дай мне слё­зы, как не­ко­г­да же­­нщ­ине-греш­ни­це*; и удо­стой ме­ня мы­с­лен­но омыть сле­за­ми Твои но­ги**, ос­во­бо­дившие ме­ня от пу­ти ле­с­ти змея***, и при­но­сить те­бе мvро бла­го­ухан­ное – безпо­ро­ч­ную жизнь, вы­стро­ен­ную на по­ка­я­нии**** , что­бы и мне ус­лы­шать столь же­ла­е­мый Твой зов: «Твоя ве­ра спа­с­ла те­бя, сту­пай с ми­ром!»

*Лк.7:37-38; Ин.11:2; Эта же история будет более подробно вспоминаться в Великую среду.

**Сравните с 7-й молитвой перед Причастием, прп. Симеона Нового Богослова.

***Вообще, от первородного греха и проклятия Адамова, но в частности и от наших личных грехов – ведь Господь пришествием Своим и распятием освободил нас от рабства греху (Евр.2:15. «и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству».) и всякий раз освобождает от личных грехов, давая благодатную силу к изменению нашей жизни в Таинстве Евхаристии.

**** Мф.7:24-27.

Ѓще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 по­стои1тъ; ћкw ў те­бE њчи­щeніе є4сть. Ес­ли Ты бу­дешь за­ме­чать без­за­ко­ния, Гос­по­ди, Гос­по­ди, кто ус­то­ит? Ибо толь­ко Ты да­­­­­­р­уешь нам очи­ще­ние.*

*Про­рок Да­вид умо­ля­ет Бо­га, что­бы Он по­сту­пил с ним не по Сво­ему пра­во­су­дию, а по ми­ло­сер­дию.

Воздержaніемъ тёло смири1ти вси2 потщи1мсz, б9eственное пре­хо­дs­ще п0прище непор0чнагw по­с­тA и3 мlтвами и3 слезaми гDа сп7сa­ю­ща­го нaсъ взhщемъ, и3 заб­вe­ніе ѕл0бы всеконeчное сотво­ри1мъ, во­пі­ю1ще: согрэши1хомъ ти2, сп7си2, ћко­же дрeвле нінеvjтzны хr­тE цRю2, и3 џбщники ны2 со­тво­ри2 нбcнагw цrт­віz бlгоутр0бне. Да­вай­те же ук­ро­тим своё те­ло при по­мо­щи  воз­дер­жа­ния, про­хо­дя бес­по­ро­ч­но бо­же­ст­вен­ный путь по­ста, най­дём при по­мо­щи мо­литв и слёз спа­са­ю­ще­го нас Гос­по­да, а так­же со­вер­шен­но за­бу­дем зло­бу, так мо­лясь: «Мы со­гре­ши­ли Те­бе, Хри­стос Царь, спа­си нас, как пре­ж­де ни­не­ви­тян*, и сде­лай нас, До­б­ро­сер­де­ч­ный, Тво­и­ми со­уча­ст­ни­ка­ми в Не­бес­ном Цар­ст­ве!**»

* Гос­подь спас жи­те­лей древ­не­го го­ро­да Ни­не­вии, об­ре­чён­ных на по­ги­бель, ра­ди ис­по­л­не­ния ими по­ста, по­с­ле про­по­ве­ди там по­слан­но­го спе­ци­аль­но для этой це­ли про­ро­ка Ио­ны, о чём вы мо­же­те про­честь в кни­ге прор.Ио­ны, гла­ва 3.

**Мф.26:29 «… вплоть до то­го дня, ко­г­да Я бу­ду пить с ва­ми но­вое ви­но в Цар­ст­ве Мо­е­го От­ца». - т.е. лю­бя­щие и уго­ж­да­ю­щие Бо­га, как Его де­ти, име­ют с Ним часть от Его име­ния, т.е. от Не­бес­но­го Цар­ст­ва, ведь Сам Гос­подь го­во­рит: «… вы Мне — дру­зья. Слу­га­ми боль­ше Я вас не зо­ву, слу­га ведь не зна­ет, чем за­нят его гос­по­дин. Вас же на­звал Я друзь­я­ми, по­то­му что по­ве­дал вам всё, что уз­нал от От­ца» (Ин.14-15), а так­же, воз­но­сясь на Не­бо, го­во­рит уче­ни­кам: «Вос­хо­жу ко От­цу Мо­е­му и От­цу ва­ше­му, и к Бо­гу Мо­е­му и к Бо­гу ва­ше­му»(Ин.20:17). А са­мо пре­бы­ва­ние в Не­бес­ном Цар­ст­ве не­ред­ко срав­ни­ва­ет­ся с бра­ч­ным пи­ром, смо­т­ри, на­при­мер, прит­чу о бра­ч­ном пи­ре (Мф.22:1-14) или де­ся­ти де­вуш­ках (Мф.25:1-13).

И$ме­не рaди твоегw2 по­тер­пёхъ тS гDи, по­тер­пЁ душA моS въ сл0­­во твоE, ўповA ду­шA моS на гDа. По­чи­тая имя Твоё свя­тое, на­де­юсь на Те­бя, Гос­по­ди; на­­­­­­­­­­д­­е­ет­ся ду­ша моя на сло­во Твое; упо­ва­ет ду­ша моя на Гос­по­да.
СебE tчаzвaю, помышлsz дё­ла мо‰ гDи, всsкагw мучeніz дос­­тHй­наz: сe бо презрёвъ чcт­ны6z тво‰ сп7се зaпwвэди, блyд­нw моE житіE и3жди1хъ. тёмже мо­лю1сz, тy­чами покаsніz мS њчи1стивъ, пос­т0мъ и3 молeніемъ ћкw є3ди1нъ млcтивый просвэти2, и3 не гнушaйсz менE бlгодётелю всё­хъ, и3 пребlгjй. Я на гра­ни от­ча­я­ния, раз­мыш­ляя о мо­их де­лах, ра­ди ко­то­рых до­с­то­ин я вся­че­с­ких на­ка­за­ний, ведь я пре­не­б­рёг Тво­и­ми бес­по­ро­ч­ны­ми за­по­ве­дя­ми, Спа­си­тель, про­мо­тав свою жизнь в рас­пут­ст­ве. По­э­то­му, чтоб не впасть в от­ча­я­ние, мо­люсь Те­бе: «Очи­стив ме­ня до­ж­дя­ми по­ка­я­ния, бу­ду­чи един­ст­вен­ным Ми­ло­сти­вым, про­све­ти по­стом и мо­лит­вой, и не гну­шай­ся мной, пре­до­б­рый всех Бла­го­де­тель!»
T стрaжи ќтренніz до н0­щи, t стрaжи ќтренніz, да ўпо­вa­етъ ї}ль на гDа. От стра­жи ут­рен­ней* до но­чи, от стра­жи ут­рен­ней да упо­ва­ет Из­ра­иль на Гос­по­да.

*Ут­рен­няя стра­жа (сме­на ка­ра­у­ла) дли­лась от двух ча­сов но­чи до ше­с­ти ут­ра. В этом сти­хе вы­ра­жен при­зыв упо­вать на Бо­га все­гда.

П0стное врeмz свётлw нач­нeмъ, къ подвигHмъ духHвнымъ себE по­д­­ложи1вше, њчи1стимъ дy­шу, њчи1­с­тимъ пл0ть, пости1мсz ћкоже въ снёдехъ t всsкіz стрaсти, доб­ро­дё­тельми наслаж­дa­ющесz д¦а: въ ни1хже совер­шa­ю­щесz люб0вію, да спо­д0бимсz вси2 ви1дэти всечcтнyю стrть хrтA бGа и3 с™yю пaсху, ду­х0в­нw рaдую­ще­сz. На­ч­нём свет­ло вре­мя По­ста, на­стро­ив се­бя на ду­хов­ные под­ви­ги, очи­стим ду­шу, очи­стим те­ло, как и в пи­ще, воз­дер­жим­ся обя­за­тель­но от вся­че­с­ких при­стра­стий, на­сла­ж­да­ясь ду­хов­ны­ми до­б­ро­де­те­ля­ми: что­бы со­вер­шен­ст­ву­ясь в них с лю­бо­вью*, удо­сто­ить­ся встре­тить нам в ду­хов­ной ра­до­сти глу­бо­ко чти­мые стра­да­ния Хри­ста Бо­га и свя­тую Па­с­ху.

*1Кор.13.

Ћкw ў гDа млcть, и3 мн0гое ў негw2 и3збавлeніе, и3 т0й и3з­бa­витъ ї}лz t всёхъ без­­­за­к0­ній є3гw2. Ибо у Гос­по­да ми­лость, и ве­ли­ко у Не­го из­ба­в­ле­ние, и Он из­ба­вит Из­­ра­иля от всех без­за­ко­ний его.
Q нелeстныz и3 бжcтвенныz зари2, зaповэдей б9іихъ свэтло­н0с­ное њсіsніе, и3 мyченикwвъ пре­изsщный страстотeрпче при­сно­пaмzтне! ты2 тмы2 мглY t­гнaлъ, ћкw свэтон0сица ѕвэздA, блажeнне. Q д0брое приношeніе и3 жeртва непор0чнаz! тёмже хrтY, спасти2 дyшы нaшz, непрестaннw моли1сz. О, све­то­но­с­ное си­я­ние ис­тин­ной и бо­же­ст­вен­ной за­ри Бо­жи­их за­по­ве­дей и пре­кра­с­ней­ший из му­че­ни­ков все­гда вспо­ми­на­е­мый стра­сто­тер­пец! Ты раз­ве­ял мглу тем­но­ты, как яр­чай­шая зве­з­да, о бла­жен­ный! До­б­рое при­но­ше­ние Бо­гу и без­по­ро­ч­ная жер­т­ва! Мо­лись же Хри­сту не­пре­стан­но о спа­се­нии на­ших душ!
Хва­ли1те гDа вси2 kзhцы, по­хва­ли1те є3го2 вси2 лю1діе. Хва­ли­те Гос­по­да, все на­ро­ды, вос­хва­ли­те Его, все пле­ме­на.
Q и4стины проповёдниче! Не­чeс­тіz показaвсz мечен0сный супро­ти­во­бори1телю, врагHвъ tсёклъ є3си2 страдaніемъ главы6, премyдре, и3 б9eственное велёніе ћснw про­по­вёдалъ є3си2, лю1демъ нена­к†­зан­нымъ глаг0лz л{чшаz. Q к0­нw­не, сожи1тельниче мyченикwвъ! Мо­ли1сz и3збaвителю, и3збaвити рабы6 тво‰ t страстeй пою1щыz тS. О, про­по­вед­ник ис­ти­ны! Ты явил­ся ме­че­но­с­ным со­пер­ни­ком не­че­с­ти­вых нра­вов рим­ской им­пе­рии, сво­им стра­да­ни­ем от­сёк го­ло­вы тво­их вра­гов и яв­ст­вен­но про­по­ве­до­вал бо­же­ст­вен­ную во­лю о спа­се­нии вся­ко­го че­ло­ве­ка, не­на­у­чен­ным лю­дям го­во­ря о луч­шем*. О, Ко­нон, со­оби­та­тель му­че­ни­ков в раю! Мо­лись Из­ба­ви­те­лю всех Бо­гу, из­ба­вить тво­их по­чи­та­те­лей, вос­пе­ва­ю­щих те­бя, от стра­стей!

*О христианстве.

Ћкw ўтверди1сz млcть є3гw2 на нaсъ, и3 и4стина гDнz пре­бы­вa­етъ во вёкъ. Ибо ут­вер­ди­лась ми­лость Его на нас, и ис­ти­на Гос­под­ня пре­бы­ва­ет во­век.
Q д0брагw и3змэнeніz, десни1­цею вhшнzгw, ±же на тебЁ со­дёz nц7є1въ гDь, страстотeрпче все­слaвне, t невёрнагw к0рене пл0дъ благоцвэтyщь, к0нwне все­блажeнне и3 прехвaльне ты2 kви1л­сz є3си2, и3 дeмwнwвъ полки2, и3мёz хrтA и3зрsднэйша чино­на­чaльника, побэди1лъ є3си2 дер­жaвнw. Вот это пре­об­ра­же­ние! Ко­то­рое со­вер­шил над то­бой Гос­подь от­цов Сво­ей си­лой, пре­слав­ный стра­сто­тер­пец, ведь ты явил­ся бла­го­цве­ту­щим пло­дом от не­ве­ру­ю­ще­го кор­ня, все­бла­жен­ный и вос­хва­ля­е­мый Ко­нон, и, имея Хри­ста, как из­ряд­но­го Пол­ко­вод­ца, ты по­гу­бил пол­ки де­мо­нов!

Слaва, и3 нhнэ:

Рaдуйсz, свёта б9eственнагw носи1ло, свэтлёйшаz ѕвэздо2, и3 сёнь свzщeніz. Свётъ нaмъ воз­сіS и3зъ пречcтыхъ чрeслъ тво­и1хъ, просвэщaz мjра концы2, и3 њсвэщaz своeю благодaтію: рa­дуй­сz, начaло спасeніz, пречcтаz: рaдуйсz, ўжaсное слhшаніе и3 гла­г0ланіе, надёющымсz на тS. Ра­дуй­ся, па­лан­кин* бо­же­ст­вен­но­го све­та, ра­дуй­ся сверх­но­вая**, ра­дуй­ся свя­щен­ный по­кров***! Из Тво­е­го не­по­ро­ч­но­го чре­ва нам вос­си­ял Свет, про­све­ща­ю­щий мір до са­мых до ок­ра­ин и ос­ве­ща­ю­щий нас сво­ей бла­го­да­тью****! Ра­дуй­ся Пре­чи­с­тая – на­ча­ло на­ше­го спа­се­ния! Ра­дуй­ся, бла­го­го­вей­но-тре­пет­ная весть и но­вость на Те­бя на­де­ю­щих­ся*****!

*Паланкин — носилки для восточного вельможи.

**Звезда, термин употребляемый астрономами для наиболее ярких и мощных из них.

***Евр. гл. 9. Сень – это то, что покрывало ковчег, как пелена.

****Ин.1:5. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».; Еф.5:8. «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света».

*****Авв.3:2-4. сравните видение Аввакума (гора, покрытая чащей, т.е. нехоженная человеком здесь – Богородица): «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твоё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Бог от юга грядёт и Святой — от горы, затенённой чащей. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск её — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!»

От­вер­за­ют­ся Цар­ские вра­та и со­вер­ша­ет­ся Вход с Евангелием.

Диакон:

Премyдрость, пр0сти. Пре­му­д­рость! Ста­нем бла­го­го­вей­но!

Хор поёт вечернюю песнь Сыну Божию:

Свё­те ти1хій с™hz слaвы, без­­смeрт­нагw nц7A нбcнагw, с™aгw бlжeн­на­гw, ї}се хrтE: при­шeдше на зa­падъ с0лнца, ви1дэвше свётъ ве­чeр­ній, поeмъ nц7A, сн7а и3 с™aго д¦а, бGа. До­ст0­­инъ є3си2 во вс‰ временA пётъ бh­ти глaсы прпdб­ны­ми, сн7е б9ій, жи­в0тъ даsй: тём­же мjръ тS слaвитъ. Ии­сус Хри­стос – ти­хий Свет свя­той сла­вы без­смерт­но­го, свя­то­го, бла­жен­но­го Не­бес­но­го От­ца! При­дя к за­ка­ту солн­ца, уви­дев свет ве­чер­ний, вос­пе­ва­ем От­ца, Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, Бо­га. До­с­той­но Те­бя во все вре­ме­на вос­пе­вать го­ло­са­ми пра­вед­ны­ми, Сын Бо­жий, да­ю­щий жизнь, – по­то­му мiр Те­бя и сла­вит.

Вслед за Вхо­дом со­вер­ша­ет­ся тор­же­ст­вен­ное пе­ние ве­ли­ко­по­ст­но­го ве­чер­не­го про­ки­ме­на.

Не tврати2 лицA твоегw2 t џт­рока твоегw2, ћкw скорблю2, ск0рw ўслhши мS: вонми2 ду­ши2 моeй, и3 и3збaви ю5. Не от­вер­нись от ме­ня, слу­ги Тво­е­го. Мне тя­же­ло. Ско­рее от­веть! Вне­мли зо­ву ду­ши мо­ей! Из­бавь её от вра­гов!*

*Сти­хи про­ки­ме­на взя­ты из 68 псал­ма. Этот пса­лом, пол­ный горь­ких се­то­ва­ний че­ло­ве­ка, му­чи­мо­го за лю­бовь свою к Бо­гу, по­ни­ма­ет­ся свя­ты­ми от­ца­ми как мес­си­ан­ский, как про­ро­че­ст­во о Гос­по­де на­шем Ии­су­се Хри­сте. Ссыл­ки на этот пса­лом ча­с­то встре­ча­ют­ся в Но­вом За­ве­те. Дан­ные же сти­хи пе­ре­кли­ка­ют­ся с опи­са­ни­ем пред­смерт­ных стра­да­ний Спа­си­те­ля: мы слы­шим тут го­лос То­го, кто то­мил­ся при ви­де вра­гов (ср. мо­ле­ние Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста в Геф­си­ман­ском са­ду: Мф.26:39, 42).

Стjхъ: Сп7сeніе твоE б9е да прі­и1метъ мS. Стих: Спаси, Боже, и сохрани!*
Стjхъ: Да ќзрzтъ ни1щіи, и3 воз­веселsтсz. Стих: Пусть увидят это нищие — и возликуют.*
Стjхъ: Взыщи1те бGа, и3 живA бy­детъ душA вaша. Стих: И оживут сердца ищущих Бога!*

*Дан­ные сти­хи го­во­рят о на­де­ж­де на спа­се­ние от Гос­по­да для всех, кто сми­ря­ет­ся, по­ни­мая свою ду­хов­ную ни­ще­ту пред Бо­гом.

Этот про­ки­мен по­ёт­ся в бо­го­слу­же­нии в Ве­ли­ком По­сту че­рез вос­кре­се­нье на ве­чер­не.

По­с­ле про­ки­ме­на ди­а­кон воз­гла­ша­ет: И# њ спод0битисz нaмъ слhшанію с™aгw є3ђліа гDа бGа м0лимъ.

Хор: ГDи по­ми1луй, (три1жды).

Ди­а­кон: Премyдрость, пр0сти ўслhшимъ с™aгw є3ђліа. (Сей­час бу­дет воз­гла­ше­на пре­му­д­рость, стань­те ров­но и вни­ма­тель­но по­слу­ша­ем чте­ние Свя­то­го Еван­ге­лия.)

Свя­щен­ник: Ми1ръ всBмъ.

Хор: И# д¦ови твоемY.

И читается Евангелие от Матфея, зачало 7, глава 4, стихи с 1 по 11.

Во врeмz џно, возведeнъ бhсть ї}съ д¦омъ въ пустhню, и3скуси1тисz t діaвола. И# по­с­ти1всz днjй четhридесzть, и3 н0щій четhридесzть, по­слэ­ди2 вза­лкA. И# пристyпль къ немY и3скуси1тель, речE: ѓще сн7ъ є3си2 б9ій, рцы2, ћкw да кaменіе сіE хлё­бы бyдутъ. Џнъ же tвэ­щaвъ речE: пи1сано є4сть, не њ хлё­бэ є3ди1номъ жи1въ бyдетъ че­ло­вёкъ, но њ всsкомъ глаг0­лэ и3сходsщемъ и3зоyстъ б9і­ихъ. ТогдA поsтъ є3го2 діaволъ во с™hй грaдъ, и3 постaви є3го2 на кри­лЁ церк0внэмъ, И# гла­г0­ла є3мY: ѓще сн7ъ є3си2 б9ій, вeр­зисz ни1зу. пи1сано бо є4сть: ћкw ѓгGлwмъ свои1мъ за­по­вёсть њ те­­бЁ со­хра­ни1ти тS, и3 на ру­кaхъ в0з8мутъ тS, да не когдA пре­ткнeши њ кaмень н0гу твою2. Речe же є3мY ї}съ: пaки пи1сано є4сть: не и3скyсиши гDа бGа тво­е­гw2. Пaки поsтъ є3го2 діaволъ на горY высокY ѕэлw2, и3 показA є3мY всS ц†рствіz мjра, и3 слaву и4хъ. И# глаг0ла є3мY: сі‰ вс‰ те­­бЁ дaмъ, ѓще пaдъ по­кло­ни1­ши ми сz. ТогдA глаг0ла є3мY ї}съ: и3ди2 за мн0ю са­та­но2. пи1­са­но бо є4сть: гDу бGу твоемY по­кло­­ни1шисz, и3 томY є3ди1ному по­слyжиши. ТогдA њстaви є3го2 ді­aволъ, и3 сE ѓгGли при­сту­пи1ша, и3 служaху є3мY. По­с­ле это­го Ии­сус был по­слан Ду­хом в пу­с­ты­ню ис­пы­тать ис­ку­ше­ния от ди­а­во­ла. И по­стил­ся Он со­рок дней и со­рок но­чей, а ко­г­да, на­ко­нец, по­чув­ст­во­вал силь­ный го­лод, по­до­шёл к Не­му ис­ку­си­тель и го­во­рит: ес­ли Ты — Сын Бо­жий, по­ве­ли этим кам­ням стать хле­ба­ми. Он же ска­зал в от­вет: на­пи­са­но: не толь­ко хлеб да­ёт жизнь че­ло­ве­ку, но вся­кое сло­во, ис­хо­дя­щее из уст Божь­их.(Втор. 8:3) То­г­да ди­а­вол пе­ре­нёс Его в свя­той го­род Ие­ру­са­лим и, по­ста­вив Его на кры­ше хра­ма, го­во­рит Ему: ес­ли Ты — Сын Бо­жий, брось­ся вниз; ведь на­пи­са­но же: Он по­ру­чит Те­бя ан­ге­лам Сво­им, и они на ру­ках по­не­сут Те­бя, что­бы Ты не спо­ткнул­ся о ка­мень но­гою Сво­ею.(Пс. 90:11-12) Ии­сус же ска­зал ему: на­пи­са­но так­же: не ис­ку­шай Гос­по­да Бо­га сво­его.(Втор. 6:16) И вновь ди­а­вол пе­ре­нёс Его на вер­ши­ну вы­со­кой го­ры и, по­ка­зав Ему все цар­ст­ва міра и ве­ли­ко­ле­пие их, ска­зал Ему: всё это я дам Те­бе, ес­ли Ты, пав ниц, воз­дашь по­кло­не­ние мне. И го­во­рит ему Ии­сус: отой­ди от Ме­ня, са­та­на, ибо на­пи­са­но: по­кло­няй­ся Гос­по­ду Бо­гу сво­ему и по­чи­тай Его од­но­го.(Втор. 5:9; 6:13) И то­г­да са­та­на ос­та­вил Его, по­с­ле че­го к Не­му при­сту­пи­ли ан­ге­лы и слу­жи­ли Ему.

Затворяются Царские Врата.

Посреди храма чтец торжественно читает вечернее славословие.

Это славословие как бы заканчивает обычное время и начинает постное. Поэтому на нём всей Церковью кладутся поясные поклоны.

Спод0би гDи въ вeчеръ сeй без8 грэхA со­хра­ни1тисz нaмъ. Бlго­сло­вeнъ є3си2 гDи б9е nтє1цъ нa­шихъ, и3 хвaльно и3 прослaвлено и4мz твоE во вё­ки, ґми1нь. Бy­ди гDи, млcть твоS на нaсъ, ћко­же ўповaхомъ на тS. Бl­го­словeнъ є3си2 гDи, на­у­чи1 мz њправдaніємъ твои6мъ. C Бlго­сло­­вeнъ є3си2 вLко, вра­зу­ми1 мz њп­равдaніємъ твои6мъ. C Бlго­сло­вeнъ є3си2 с™hй, про­свэ­ти1 мz њп­равдaніи твои1ми. C ГDи, млcть твоS во вёкъ, дёлъ рукY тво­є1ю не прeзри: те­бЁ подо­бa­етъ хва­лA, те­бЁ подобaетъ пё­ніе, те­бЁ слaва подобaетъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у нhнэ, и3 при1­с­нw, и3 во вё­ки вэкHвъ, ґми1нь. Удо­стой, Гос­по­ди, в этот ве­чер без гре­ха со­хра­нить­ся нам. Бла­го­сло­вен Ты, Гос­по­ди, Бо­же от­цов на­ших, и хваль­но и про­сла­в­ле­но имя Твоё во­ве­ки. Аминь. Пусть бу­дет, Гос­по­ди, ми­лость Твоя на нас, так как мы на­де­ем­ся на Те­бя. Бла­го­сло­вен Ты, Гос­по­ди, на­у­чи ме­ня за­ко­нам Тво­им. [по­я­с­ной по­клон] Бла­го­сло­вен Ты, Вла­ды­ка, вра­зу­ми ме­ня по­ве­ле­ни­я­ми Тво­и­ми. [по­я­с­ной по­клон] Бла­го­сло­вен Ты, Свя­той, про­све­ти ме­ня по­ве­ле­ни­я­ми Тво­и­ми. [по­я­с­ной по­клон] Гос­по­ди, ми­лость Твоя во­век, не пре­зи­рай ме­ня, де­ло Тво­их рук. Те­бе по­до­ба­ет хва­ла, Те­бе по­до­ба­ет пе­ние, Те­бе сла­ва по­до­ба­ет, От­цу, и Сы­ну, и Свя­то­му Ду­ху сей­час, и все­гда, и в ве­ч­но­сти. И да бу­дет так.

По сла­во­сло­вии воз­гла­ша­ет­ся про­си­тель­ная ек­те­ния. Она по­ёт­ся уже осо­бым «по­сто­вым»на­пе­вом. С это­го мо­мен­та в бо­го­слу­же­нии уже на­чи­на­ет­ся Пост.

Свя­щен­ник:

Ћкw бlгъ и3 чlвэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсы­лa­емъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нh­нэ и3 при1снw, и3 во вёки вэ­кHвъ. Ибо Ты – бла­гой и че­ло­ве­ко­лю­би­вый Бог, и Те­бе сла­ву вос­сы­ла­ем, От­цу и Сы­ну и Свя­то­му Ду­ху, и сей­час, и все­гда, и в ве­ч­но­сти.

Хор: Ґми1нь.

Священник: Ми1ръ в



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.