СТИХИРЫ НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»
ВЕЧЕРНЯ В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ, ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
с параллельным переводом и изъяснением.
Киев 2016
Вечером в Неделю Сыропустную совершается вечерня, которая является своего рода переходом к великопостным богослужениям. Перед вечерней читается 9 час.
ВЕЧЕРНЯ
Пред началом Вечерни Священник, стоя на солее перед алтарём, произносит обычный возглас совершаемой вечерни Благословен Бог наш во все дни: сейчас и всегда* и в вечности*, которым как исповедует ветхозаветное знание человека о Боге, так и богословствует в благодати Нового Завета, прославляя Святую Троицу.
*Всегда – до окончания нашего мiра, в котором действует отсчёт времени, данный нам как напоминание о приближающемся Страшном Суде; в вечности – когда закончится наш мiр** и наступит новый, не имеющий времени, а следовательно, и конца.
**Для того, чтобы различать «мир» как «покой, спокойствие» и «мир» как «вселенную, Землю, среду обитания» в богословской науке принято это слово во втором значении писать через i-«десятиричное», «и с точкой». Оно названо так потому, что в церковно-славянском языке является ещё и цифрой «10».
Хор поет: Аминь. Слово «аминь» в переводе с еврейского означает: «истинно», «да будет так». Оно служит подтверждением сказанного, и блаженный Иероним называет его «печатью молитв». Затем чтец читает:
Пріиди1те, поклони1мсz цReви нaшему бGу.
| Придите, поклонимся* Царю нашему, Богу.
| * Призывая к поклонению Господу Иисусу Христу как Царю — Создателю и Владыке мiра видимого и невидимого (Ин. 1, 3; Откр. 1, 5).
| Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ хrтY, цReви нaшему бGу.
| Придите, поклонимся и повергнемся на землю перед Царём Христом, нашим Богом.
| Пріиди1те, поклони1мсz и3 припадeмъ самомY хrтY, цReви и3 бGу нaшему.
| Придите, поклонимся и повергнемся на землю перед самим Христом, Царём и Богом нашим.
| И по прочтении призыва к поклонению, чтение продолжается произнесением «предначинательного» псалма. Но это уже не тот же псалом, который пелся на Изобразительных на Литургии, а псалом 103, которым обычно начинаются вечерние службы.
В этом псалме воспевается творение Господом міра, воспевается Божие Промышление о нём. Следуя в общих чертах повествованию Книги Бытия (Быт.1) о начале творения, Псалмопевец одухотворяет её сухую, лаконичную схему и воспевает жизнь природы, где всё взаимосвязано: вода питает растения, растения кормят человека, на растениях селятся птицы; луна и солнце, ночь и день определяют ритм жизни диких зверей, море служит жилищем рыб и гадов и открывает свои просторы кораблям. Эта целесообразность не приводит к утилитарному потребительству, природа устремлена к Богу и находится в постоянном общении с Ним, забота Бога о міре не оскудевает, и с завершением акта творения она остаётся главным фактором жизни міра. Пение или чтение этого псалма во время вечерни служит воспоминанием о жизни первых людей, в раю.
Бlгослови2 душE моS гDа: гDи б9е м0й, возвели1чилсz є3си2 ѕэлw2, во и3сповёданіе и3 въ велелёпоту њблeклсz є3си2. Њдэsйсz свётомъ ћкw ри1зою, простирazй нб7о ћкw к0жу. Покрывazй водaми превhспрєннzz сво‰, полагazй џблаки на восхождeніе своE, ходsй на крилY вётрєню. Творsй ѓгGлы сво‰ дyхи и3 слуги6 сво‰ џгнь палsщъ. Њсновazй зeмлю на твeрди є3S, не преклони1тсz въ вёкъ вёка. Бeздна, ћкw ри1за њдэsніе є3S, на горaхъ стaнутъ в0ды. T запрещeніz твоегw2 побёгнутъ, t глaса гр0ма твоегw2 ўбоsтсz. Восх0дzтъ г0ры, и3 низх0дzтъ полS въ мёсто, є4же њсновaлъ є3си2 и5мъ. Предёлъ положи1лъ є3си2, є3гHже не прeйдутъ, нижE њбратsтсz покрhти зeмлю. Посылazй и3ст0чники въ дeбрэхъ, посредЁ г0ръ пр0йдутъ в0ды. Напаsютъ вс‰ ѕвёри сє1льныz, ждyтъ nнaгри въ жaжду свою2. На тhхъ пти6цы нбcныz привитaютъ, t среды2 кaменіz дадsтъ глaсъ. Напаszй г0ры t превhспреннихъ свои1хъ, t плодA дёлъ твои1хъ насhтитсz землS. Прозzбazй травY скотHмъ, и3 ѕлaкъ на слyжбу человёкwмъ, и3звести2 хлёбъ t земли2. И# віно2 весели1тъ сeрдце человёка, ўмaстити лицE є3лeемъ, и3 хлёбъ сeрдце человёка ўкрэпи1тъ. Насhтzтсz древA польск†z, кeдри лівaнстіи, и5хже є3си2 насади1лъ. Тaмw пти6цы вогнэздsтсz: є3рwдjево жили1ще предводи1тельствуетъ и4ми. Г0ры высHкіz є3лeнємъ, кaмень прибёжище зazцємъ. Сотвори1лъ є4сть лунY во временA, с0лнце познA зaпадъ св0й. Положи1лъ є3си2 тьмY, и3 бhсть н0щь, въ нeйже пр0йдутъ вси2 ѕвёріе дубрaвніи: СкЂмни рыкaющіи восхи1тити, и3 взыскaти t бGа пи1щу себЁ. ВозсіS с0лнце, и3 собрaшасz, и3 въ л0жахъ свои1хъ лsгутъ. И#зhдетъ человёкъ на дёло своE, и3 на дёланіе своE до вeчера. Ћкw возвели1чишасz дэлA тво‰ гDи, вс‰ премyдростію сотвори1лъ є3си2: и3сп0лнисz землS твaри твоеS. СіE м0ре вели1кое и3 прострaнное, тaмw гaди, и4хже нёсть числA, живHтнаz м†лаz съ вели1кими. Тaмw корабли2 преплaваютъ, ѕмjй сeй, є3г0же создaлъ є3си2 ругaтисz є3мY. Вс‰ къ тебЁ чaютъ, дaти пи1щу и5мъ во бlго врeмz. Дaвшу тебЁ и5мъ, соберyтъ: tвeрзшу тебЁ рyку, всsчєскаz и3сп0лнzтсz бlгости. Tврaщшу же тебЁ лицE возмzтyтсz: tи1меши дyхъ и4хъ, и3 и3счeзнутъ, и3 въ пeрсть свою2 возвратsтсz. П0слеши д¦а твоего2, и3 сози1ждутсz, и3 њбнови1ши лицE земли2. Бyди слaва гDнz во вёки, возвесели1тсz гDь њ дёлэхъ свои1хъ: Призирazй на зeмлю, и3 творsй ю5 трzсти1сz: прикасazйсz горaмъ, и3 дымsтсz. Воспою2 гDеви въ животЁ моeмъ: пою2 бGу моемY, д0ндеже є4смь. Да ўслади1тсz є3мY бесёда моS, ѓзъ же возвеселю1сz њ гDэ. Да и3счeзнутъ грBшницы t земли2, и3 беззакHнницы, ћкоже не бhти и5мъ: бlгослови2 душE моS гDа. С0лнце познA зaпадъ св0й: положи1лъ є3си2 тьмY и3 бhсть н0щь. Ћкw возвели1чишасz дэлA тво‰ гDи, вс‰ премyдростію сотвори1лъ є3си2.
| Благослови, душа моя, Господа! Господь, Бог мой, как Ты велик! Твои облачения — величье и слава, как плащом, Ты окутан светом. Небо, словно шатёр1), раскинул, покрываешь водами2) высоты Свои. Облака — колесница Твоя, Ты летаешь на крыльях ветра3). Ты ветры делаешь Своими посланцами, Своими слугами — огонь и пламя4). На опорах поставил Ты Землю, чтобы вовек не сдвинулась с места. Как одеждой, её Океаном покрыл. Выше горных вершин были воды5). Ты прикрикнул на них — побежали они, заспешили, когда прогремел Твой гром, по горам промчались, спустились в дол — собрались там, где Ты повелел. И Ты границы назначил для них: впредь они не затопят землю! По ложбинам Ты посылаешь ручьи, и текут они среди гор, они поят всех полевых зверей, утоляют онагры6) жажду. Над ручьями селятся птицы, средь листвы слышны их голоса. Орошаешь Ты горы из чертогов Своих, и плодами Твоих рук насыщается земля. Ты траву растишь для скота и злаки, чтобы люди возделывали их, чтобы хлеб добывали у земли: чтоб сердца людей вино веселило, чтобы лица их от масла блестели, чтобы хлеб подкреплял их силы. Напоены водой деревья Господни — Им посаженные кедры ливанские. Птицы там гнёзда вьют, аисты живут среди сосен. Вершины приют дают горным козлам, скалы — приют даманам7). 8)Ты луну сотворил, чтобы показывала время. Солнцу час заката назначен. Ты наводишь тьму, наступает ночь, когда звери рыщут в лесу. Львы, рыча, на охоту выходят — ищут пищу, что Бог им послал. Когда Солнце взойдёт — уйдут, в своём логове лягут спать. На работу идёт человек — и до самого вечера трудится. Как многочисленны Твои творенья, Господи, и как же мудро Ты всё устроил! Твои созданья заполнили землю. Вот необъятное широкое море, и без числа в нём тварей морских. Там животные большие и маленькие9). Там плавают корабли. Левиафан10), Твоё творение, резвится там. Все к Тебе обращают взор — чтобы Ты дал им пищу, когда нужно. Ты подашь им — они подберут, Ты с ладони их кормишь — и они сыты. Ты отвернёшься — они в смятении. Отберёшь у них дыхание — умрут, снова станут пылью11). Пошлёшь Свой дух — они воссозданы. Так обновляешь Ты лик Земли12). Слава Господу — вовеки! Пусть радуется Он твореньям Своим! Он посмотрит на Землю — она дрожит. Прикоснётся к горам — дымятся. Буду петь о Господе доколе я жив, пока я есть — буду славить Его. Пусть Его порадует песнь моя, как и я о Господе радуюсь. Да не будет грешников на Земле! Да не будет на ней злодеев! Благослови, душа моя, Господа!
| 1) Вспоминается первый день творения, создание света и неба (см.: Быт.1:1-5). Сравнение неба с шатром встречается у пророка Исаии (см.: Ис.40:22).
2) Вероятно, имеются в виду небесные воды: ср. Пс.28:10; Быт.1:7; 7:11.
3) Вспоминается второй день творения (см.: Быт.1:6-8).Тот же образ шествия Господа на облаках - см.: Ис.19:1; Дан.7:13.
4) В греч. языке понятия «дух, дыхание, дуновение, ветер» выражаются одним словом, посему в этом контексте, где говорится о стихиях, ст. 4 может иметь и такой смысл: «Ты превращаешь в ветер Своих Ангелов и во всепопаляющее пламя Своих служителей» или: «Ветры делаются Твоими Ангелами и пожигающий огонь — Твоими слугами». О явлении Ангела в пламени огня см.: Исх.3:1-2.
Вспоминается третий день творения (см.: Быт.1:9-13).
Живописуется водная стихия в разных её проявлениях и порядок, внесённый в природу Богом.
5) Букв.: ...на горах станут воды — вздымающаяся водная громада достигнет высоты гор, но не сможет затопить землю, не сможет нарушить установление Божие, стихия подчиняется Богу и начертанному Им порядку.
От водной бездны взор псалмопевца переносится на землю и на воду, текущую по земле, на её место и роль в природе: вода питает землю, поит растения, животных, вместе с землёй она создаёт среду обитания и среду произрастания для всей живой природы и человека.
6) онагры - дикие ослы.
7) Даман — небольшое (до полуметра длиной) травоядное животное, обитающее в Африке и Палестине, в скалистых местностях. Наши паломники принимали их за зайцев или кроликов, по внешнему сходству, хотя эти животные ближе всего к слонам.
8) Впечатление величия создаётся образом высоты: от обилия влаги вырастают высокие кедры, и на них высятся гнёзда аиста, вода как бы поддерживает эту верхушку дерева, тянется к ней; так же и земля тянется ввысь своими горами и скалами и на этой высоте принимает к себе животных.
Четвёртый день творения (см.: Быт.1:14-19). Луна упомянута первой, потому что у древних евреев счёт времени вёлся по лунному календарю. Как и в предыдущих стихах, неживая природа объединяется здесь с одушевлённым міром: луна и солнце определяют собой ритм жизни человека и животных.
9) Пятый день творения (см.: Быт.1:20-23).
10) Левиафан — морское чудовище, одно из воплощений хаоса, сокрушённое Господом.
11) Букв.: Отвратишь лицо Твоё — лишишь Своего благоволения; ...отнимешь дыхание у них — ср. рассказ о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из пыли земной, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
12) Постоянное возобновление жизни — в руках Божиих.
| Заключает чтение псалма славословие Пресвятой Троице:
Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. ґми1нь.
| Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и сейчас, и всегда, и в вечности. Аминь.
| Затем трижды (как очень многое в Церкви – в честь Пресвятой Троицы) произносится особое хваление Богу:
Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа, слaва тебЁ б9е.
Аллилуиа(Хвалите Бога) — радостное и таинственное слово, пение вечности (Откр.19:1,3,4), оставленное без перевода с целью напоминания о нашей связи с ветхозаветною церковью и чтобы сообщить особую таинственность, неизъяснимость нашему славословию, а также по невозможности передачи этого слова на славянский язык одним словом (Для этого пришлось бы сокращать слово «Бог», как в еврейском «аллилуйа» слово Иегова сокращено в йа (ср. наше «спасибо»)). Повторённое трижды в честь Святой Троицы, Которая прославлена уже и малым славословием, аллилуиа заключается присоединением к нему стиха «Слава Тебе Боже», дышащего безыскусственной простотой древности в прославлении Бога. Троекратно повторённое Аллилуиа с однократным, как бы в знак единосущия Святой Троицы, «Слава Тебе Боже» — всё в целости опять повторяется трижды в честь Святой Троицы, и для большего сосредоточения внимания в третий раз это славословие поёт хор.
Как и на любой вечерне, после чтения предначинательного псалма произносится «великая» или «мирная» ектения, на которой молящиеся в храме возносят прошения к Богу о себе и о всем міре.
Диакон: Ми1ромъ(с умиротворённым настроением) гDу пом0лимсz.
Хор: ГDи поми1луй. (повторяя эти слова на каждом прошении ектении).
Њ свhшнэмъ ми1рэ (мире душевном, подаваемом Богом), и3 спасeніи дyшъ нaшихъ, гDу пом0лимсz.
Њ ми1рэ всегw2 мjра (спокойствии во всем міре), бlгостоsніи (благополучии) с™hхъ б9іихъ цRквeй, и3 соединeніи всёхъ (православных христиан в молитве), гDу пом0лимсz.
Њ с™ёмъ хрaмэ сeмъ, и3 съ вёрою, бlгоговёніемъ и3 стрaхомъ б9іимъ входsщихъ в0нь (в него), гDу пом0лимсz.
(Здесь вставляются прошения о духовных и гражданских властях).
Њ с™ёй nби1тели сeй (об этом святом монастыре), всsкомъ грaдэ, странЁ, и3 вёрою живyщихъ въ ни1хъ, гDу пом0лимсz.
Њ бlгорастворeніи воздyхwвъ (благоприятной погоде), њ и3з8oби1ліи плодHвъ земнhхъ, и3 врeменэхъ ми1рныхъ (о мирной жизни), гDу пом0лимсz.
Њ плaвающихъ, путешeствующихъ, недyгующихъ (болящих), стрaждущихъ (страдающих), плэнeнныхъ, и3 њ спасeніи и4хъ. гDу пом0лимсz.
Њ и3збaвитисz нaмъ t всsкіz ск0рби, гнёва и3 нyжды, гDу пом0лимсz.
Заступи2 (защити), спаси2, поми1луй, и3 сохрани2 нaсъ б9е, твоeю благодaтію.
Прес™yю, пречcтую, пребlгословeнную, слaвную вLчцу нaшу бцdу и3 приснодв7у мRjю со всёми с™hми помzнyвше (молитвенно упомянув), сaми себE, и3 другъдрyга (себя и других), и3 вeсь жив0тъ (жизнь) нaшъ хrтY бGу предади1мъ (посвятим Богу).
Хор: ТебЁ гDи.
Священник: Ћкw (потому что) подобaетъ тебЁ всsкаz слaва, чeсть и3 поклонeніе, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
Хор: Ґми1нь. И поёт140, 141, 129 и 116 псалмы попеременно со стихирами. То, что не поёт хор — читают чтецы. В это время совершается каждение всего храма.
ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS. Ўслhши мS гDи.
| Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня. Услышь меня, Господи.
| ГDи, воззвaхъ къ тебЁ, ўслhши мS: вонми2 глaсу молeніz моегw2, внегдA воззвaти ми2 къ тебЁ. Ўслhши мS гDи.
| Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, внемли гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. Услышь меня, Господи.
| Да и3спрaвитсz мlтва моS, ћкw кади1ло пред8 тоб0ю, воздэsніе рукY моє1ю, жeртва вечeрнzz. Ўслhши мS гDи.
| Да* направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твоё, возношение рук моих – как жертва вечерняя. Услышь меня, Господи.
| *Да – повелительное наклонение (предполагающее безпрекословное, обязательное выполнение; приказ) глагола «пусть».
|
СТИХИРЫ НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»
И#зведи2 и3з8 темни1цы дyшу мою2, и3сповёдатисz и4мени твоемY.
| Выведи из темницы душу мою, чтобы мне прославить имя Твоё.
| ТебE цRS и3 вLку, ѓгGли непрестaннw воспэвaютъ, ѓзъ же ти2 припaдаю, ћкw мытaрь зовhй: б9е, њчи1сти мS, и3 поми1луй мS.
| Тебя, Царя и Владыку, беспрестанно воспевают Ангелы, я же приник к Тебе, и как сборщик податей* зову: «Боже, очисть меня и исцели от проказы греха!»
| * Мытарь (см. Притчу о мытаре и фарисее) Лк. 18:10-14
| МенE ждyтъ прaвєдницы, д0ндеже воздaси мнЁ.
| Меня будут ждать праведные, доколе Ты не воздашь мне.
| Безсмeртна сyщи душE моS, волнaми житeйскими не покрывaйсz, но возни1кни вопію1щи къ своемY бlгодaтелю: б9е, њчи1сти мS, и3 сп7си1 мz.
| Будучи безсмертной, моя душа, не давай покрыть себя волнами моря житейского, но восстань*, вопия к твоему Благодетелю: «Боже, очисть меня и спаси меня!»
| *Соберись с силами.
| И#з8 глубины2 воззвaхъ къ тебЁ гDи, гDи, ўслhши глaсъ м0й.
| Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой.
| Е#гдA пріимY во ўмЁ мн0жество содёzнныхъ мн0ю ѕHлъ, и3 въ помышлeніе пріидY стрaшнагw џнагw и3спытaніz, трeпетомъ содержи1мь къ тебЁ прибэгaю чlвэколю1бцу бGу. тёмже не прeзри менE, молю2 тS, є3ди1не безгрёшне: дaруй ўмилeніе смирeннэй моeй души2 прeжде концA, и3 сп7си1 мz.
| Когда я в уме рассуждаю о том множестве злых дел, которое я наделал, и рассуждаю о том страшном испытании последнего суда, то с трепетом мысленно прибегаю к Тебе, Человеколюбцу Богу; поэтому не пренебреги мной, молю Тебя, Единственный безгрешный, подай униженной* моей душе отраду** прежде кончины и спаси меня!
| *Страстями, грехом, точнее — их плодами
** Твоего благодатного прикосновения.
| Да бyдутъ ќши твои2, внeмлющэ глaсу молeніz моегw2.
| Пусть уши Твои внимают голосу моления моего.
| Слeзы ми2 дaждь б9е, ћкоже и3ногдA женЁ грёшницэ: и3 спод0би мS њмочи1ти н0зэ твои2, ±же мS t пути2 прeлести свободи1вшыz, и3 мЂро бlгоухaніz тебЁ приноси1ти житіE чи1сто, покаsніемъ ми2 создaнное, да ўслhшу и3 ѓзъ желaемый тв0й глaсъ: вёра твоS сп7сe тz, и3ди2 въ ми1рэ.
| Подай мне слёзы, как некогда женщине-грешнице*; и удостой меня мысленно омыть слезами Твои ноги**, освободившие меня от пути лести змея***, и приносить тебе мvро благоуханное – безпорочную жизнь, выстроенную на покаянии**** , чтобы и мне услышать столь желаемый Твой зов: «Твоя вера спасла тебя, ступай с миром!»
| *Лк.7:37-38; Ин.11:2; Эта же история будет более подробно вспоминаться в Великую среду.
**Сравните с 7-й молитвой перед Причастием, прп. Симеона Нового Богослова.
***Вообще, от первородного греха и проклятия Адамова, но в частности и от наших личных грехов – ведь Господь пришествием Своим и распятием освободил нас от рабства греху (Евр.2:15. «и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству».) и всякий раз освобождает от личных грехов, давая благодатную силу к изменению нашей жизни в Таинстве Евхаристии.
**** Мф.7:24-27.
| Ѓще беззакHніz нaзриши гDи, гDи, кто2 постои1тъ; ћкw ў тебE њчищeніе є4сть.
| Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо только Ты даруешь нам очищение.*
| *Пророк Давид умоляет Бога, чтобы Он поступил с ним не по Своему правосудию, а по милосердию.
| Воздержaніемъ тёло смири1ти вси2 потщи1мсz, б9eственное преходsще п0прище непор0чнагw постA и3 мlтвами и3 слезaми гDа сп7сaющаго нaсъ взhщемъ, и3 забвeніе ѕл0бы всеконeчное сотвори1мъ, вопію1ще: согрэши1хомъ ти2, сп7си2, ћкоже дрeвле нінеvjтzны хrтE цRю2, и3 џбщники ны2 сотвори2 нбcнагw цrтвіz бlгоутр0бне.
| Давайте же укротим своё тело при помощи воздержания, проходя беспорочно божественный путь поста, найдём при помощи молитв и слёз спасающего нас Господа, а также совершенно забудем злобу, так молясь: «Мы согрешили Тебе, Христос Царь, спаси нас, как прежде ниневитян*, и сделай нас, Добросердечный, Твоими соучастниками в Небесном Царстве!**»
| * Господь спас жителей древнего города Ниневии, обречённых на погибель, ради исполнения ими поста, после проповеди там посланного специально для этой цели пророка Ионы, о чём вы можете прочесть в книге прор.Ионы, глава 3.
**Мф.26:29 «… вплоть до того дня, когда Я буду пить с вами новое вино в Царстве Моего Отца». - т.е. любящие и угождающие Бога, как Его дети, имеют с Ним часть от Его имения, т.е. от Небесного Царства, ведь Сам Господь говорит: «… вы Мне — друзья. Слугами больше Я вас не зову, слуга ведь не знает, чем занят его господин. Вас же назвал Я друзьями, потому что поведал вам всё, что узнал от Отца» (Ин.14-15), а также, возносясь на Небо, говорит ученикам: «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и к Богу вашему»(Ин.20:17). А само пребывание в Небесном Царстве нередко сравнивается с брачным пиром, смотри, например, притчу о брачном пире (Мф.22:1-14) или десяти девушках (Мф.25:1-13).
| И$мене рaди твоегw2 потерпёхъ тS гDи, потерпЁ душA моS въ сл0во твоE, ўповA душA моS на гDа.
| Почитая имя Твоё святое, надеюсь на Тебя, Господи; надеется душа моя на слово Твое; уповает душа моя на Господа.
| СебE tчаzвaю, помышлsz дёла мо‰ гDи, всsкагw мучeніz достHйнаz: сe бо презрёвъ чcтны6z тво‰ сп7се зaпwвэди, блyднw моE житіE и3жди1хъ. тёмже молю1сz, тyчами покаsніz мS њчи1стивъ, пост0мъ и3 молeніемъ ћкw є3ди1нъ млcтивый просвэти2, и3 не гнушaйсz менE бlгодётелю всёхъ, и3 пребlгjй.
| Я на грани отчаяния, размышляя о моих делах, ради которых достоин я всяческих наказаний, ведь я пренебрёг Твоими беспорочными заповедями, Спаситель, промотав свою жизнь в распутстве. Поэтому, чтоб не впасть в отчаяние, молюсь Тебе: «Очистив меня дождями покаяния, будучи единственным Милостивым, просвети постом и молитвой, и не гнушайся мной, предобрый всех Благодетель!»
| T стрaжи ќтренніz до н0щи, t стрaжи ќтренніz, да ўповaетъ ї}ль на гDа.
| От стражи утренней* до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа.
| *Утренняя стража (смена караула) длилась от двух часов ночи до шести утра. В этом стихе выражен призыв уповать на Бога всегда.
| П0стное врeмz свётлw начнeмъ, къ подвигHмъ духHвнымъ себE подложи1вше, њчи1стимъ дyшу, њчи1стимъ пл0ть, пости1мсz ћкоже въ снёдехъ t всsкіz стрaсти, добродётельми наслаждaющесz д¦а: въ ни1хже совершaющесz люб0вію, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечcтнyю стrть хrтA бGа и3 с™yю пaсху, дух0внw рaдующесz.
| Начнём светло время Поста, настроив себя на духовные подвиги, очистим душу, очистим тело, как и в пище, воздержимся обязательно от всяческих пристрастий, наслаждаясь духовными добродетелями: чтобы совершенствуясь в них с любовью*, удостоиться встретить нам в духовной радости глубоко чтимые страдания Христа Бога и святую Пасху.
| *1Кор.13.
| Ћкw ў гDа млcть, и3 мн0гое ў негw2 и3збавлeніе, и3 т0й и3збaвитъ ї}лz t всёхъ беззак0ній є3гw2.
| Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
| Q нелeстныz и3 бжcтвенныz зари2, зaповэдей б9іихъ свэтлон0сное њсіsніе, и3 мyченикwвъ преизsщный страстотeрпче приснопaмzтне! ты2 тмы2 мглY tгнaлъ, ћкw свэтон0сица ѕвэздA, блажeнне. Q д0брое приношeніе и3 жeртва непор0чнаz! тёмже хrтY, спасти2 дyшы нaшz, непрестaннw моли1сz.
| О, светоносное сияние истинной и божественной зари Божиих заповедей и прекраснейший из мучеников всегда вспоминаемый страстотерпец! Ты развеял мглу темноты, как ярчайшая звезда, о блаженный! Доброе приношение Богу и безпорочная жертва! Молись же Христу непрестанно о спасении наших душ!
| Хвали1те гDа вси2 kзhцы, похвали1те є3го2 вси2 лю1діе.
| Хвалите Господа, все народы, восхвалите Его, все племена.
| Q и4стины проповёдниче! Нечeстіz показaвсz мечен0сный супротивобори1телю, врагHвъ tсёклъ є3си2 страдaніемъ главы6, премyдре, и3 б9eственное велёніе ћснw проповёдалъ є3си2, лю1демъ ненак†заннымъ глаг0лz л{чшаz. Q к0нwне, сожи1тельниче мyченикwвъ! Моли1сz и3збaвителю, и3збaвити рабы6 тво‰ t страстeй пою1щыz тS.
| О, проповедник истины! Ты явился меченосным соперником нечестивых нравов римской империи, своим страданием отсёк головы твоих врагов и явственно проповедовал божественную волю о спасении всякого человека, ненаученным людям говоря о лучшем*. О, Конон, сообитатель мучеников в раю! Молись Избавителю всех Богу, избавить твоих почитателей, воспевающих тебя, от страстей!
| *О христианстве.
| Ћкw ўтверди1сz млcть є3гw2 на нaсъ, и3 и4стина гDнz пребывaетъ во вёкъ.
| Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек.
| Q д0брагw и3змэнeніz, десни1цею вhшнzгw, ±же на тебЁ содёz nц7є1въ гDь, страстотeрпче всеслaвне, t невёрнагw к0рене пл0дъ благоцвэтyщь, к0нwне всеблажeнне и3 прехвaльне ты2 kви1лсz є3си2, и3 дeмwнwвъ полки2, и3мёz хrтA и3зрsднэйша чиноначaльника, побэди1лъ є3си2 держaвнw.
| Вот это преображение! Которое совершил над тобой Господь отцов Своей силой, преславный страстотерпец, ведь ты явился благоцветущим плодом от неверующего корня, всеблаженный и восхваляемый Конон, и, имея Христа, как изрядного Полководца, ты погубил полки демонов!
| Слaва, и3 нhнэ:
| Рaдуйсz, свёта б9eственнагw носи1ло, свэтлёйшаz ѕвэздо2, и3 сёнь свzщeніz. Свётъ нaмъ возсіS и3зъ пречcтыхъ чрeслъ твои1хъ, просвэщaz мjра концы2, и3 њсвэщaz своeю благодaтію: рaдуйсz, начaло спасeніz, пречcтаz: рaдуйсz, ўжaсное слhшаніе и3 глаг0ланіе, надёющымсz на тS.
| Радуйся, паланкин* божественного света, радуйся сверхновая**, радуйся священный покров***! Из Твоего непорочного чрева нам воссиял Свет, просвещающий мір до самых до окраин и освещающий нас своей благодатью****! Радуйся Пречистая – начало нашего спасения! Радуйся, благоговейно-трепетная весть и новость на Тебя надеющихся*****!
| *Паланкин — носилки для восточного вельможи.
**Звезда, термин употребляемый астрономами для наиболее ярких и мощных из них.
***Евр. гл. 9. Сень – это то, что покрывало ковчег, как пелена.
****Ин.1:5. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».; Еф.5:8. «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света».
*****Авв.3:2-4. сравните видение Аввакума (гора, покрытая чащей, т.е. нехоженная человеком здесь – Богородица): «Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твоё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Бог от юга грядёт и Святой — от горы, затенённой чащей. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск её — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!»
| Отверзаются Царские врата и совершается Вход с Евангелием.
Диакон:
Премyдрость, пр0сти.
| Премудрость! Станем благоговейно!
| Хор поёт вечернюю песнь Сыну Божию:
Свёте ти1хій с™hz слaвы, безсмeртнагw nц7A нбcнагw, с™aгw бlжeннагw, ї}се хrтE: пришeдше на зaпадъ с0лнца, ви1дэвше свётъ вечeрній, поeмъ nц7A, сн7а и3 с™aго д¦а, бGа. Дост0инъ є3си2 во вс‰ временA пётъ бhти глaсы прпdбными, сн7е б9ій, жив0тъ даsй: тёмже мjръ тS слaвитъ.
| Иисус Христос – тихий Свет святой славы безсмертного, святого, блаженного Небесного Отца! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами праведными, Сын Божий, дающий жизнь, – потому мiр Тебя и славит.
| Вслед за Входом совершается торжественное пение великопостного вечернего прокимена.
Не tврати2 лицA твоегw2 t џтрока твоегw2, ћкw скорблю2, ск0рw ўслhши мS: вонми2 души2 моeй, и3 и3збaви ю5.
| Не отвернись от меня, слуги Твоего. Мне тяжело. Скорее ответь! Внемли зову души моей! Избавь её от врагов!*
| *Стихи прокимена взяты из 68 псалма. Этот псалом, полный горьких сетований человека, мучимого за любовь свою к Богу, понимается святыми отцами как мессианский, как пророчество о Господе нашем Иисусе Христе. Ссылки на этот псалом часто встречаются в Новом Завете. Данные же стихи перекликаются с описанием предсмертных страданий Спасителя: мы слышим тут голос Того, кто томился при виде врагов (ср. моление Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф.26:39, 42).
| Стjхъ: Сп7сeніе твоE б9е да пріи1метъ мS.
| Стих: Спаси, Боже, и сохрани!*
| Стjхъ: Да ќзрzтъ ни1щіи, и3 возвеселsтсz.
| Стих: Пусть увидят это нищие — и возликуют.*
| Стjхъ: Взыщи1те бGа, и3 живA бyдетъ душA вaша.
| Стих: И оживут сердца ищущих Бога!*
| *Данные стихи говорят о надежде на спасение от Господа для всех, кто смиряется, понимая свою духовную нищету пред Богом.
| Этот прокимен поётся в богослужении в Великом Посту через воскресенье на вечерне.
После прокимена диакон возглашает: И# њ спод0битисz нaмъ слhшанію с™aгw є3ђліа гDа бGа м0лимъ.
Хор: ГDи поми1луй, (три1жды).
Диакон: Премyдрость, пр0сти ўслhшимъ с™aгw є3ђліа. (Сейчас будет возглашена премудрость, станьте ровно и внимательно послушаем чтение Святого Евангелия.)
Священник: Ми1ръ всBмъ.
Хор: И# д¦ови твоемY.
| И читается Евангелие от Матфея, зачало 7, глава 4, стихи с 1 по 11.
Во врeмz џно, возведeнъ бhсть ї}съ д¦омъ въ пустhню, и3скуси1тисz t діaвола. И# пости1всz днjй четhридесzть, и3 н0щій четhридесzть, послэди2 взалкA. И# пристyпль къ немY и3скуси1тель, речE: ѓще сн7ъ є3си2 б9ій, рцы2, ћкw да кaменіе сіE хлёбы бyдутъ. Џнъ же tвэщaвъ речE: пи1сано є4сть, не њ хлёбэ є3ди1номъ жи1въ бyдетъ человёкъ, но њ всsкомъ глаг0лэ и3сходsщемъ и3зоyстъ б9іихъ. ТогдA поsтъ є3го2 діaволъ во с™hй грaдъ, и3 постaви є3го2 на крилЁ церк0внэмъ, И# глаг0ла є3мY: ѓще сн7ъ є3си2 б9ій, вeрзисz ни1зу. пи1сано бо є4сть: ћкw ѓгGлwмъ свои1мъ заповёсть њ тебЁ сохрани1ти тS, и3 на рукaхъ в0з8мутъ тS, да не когдA преткнeши њ кaмень н0гу твою2. Речe же є3мY ї}съ: пaки пи1сано є4сть: не и3скyсиши гDа бGа твоегw2. Пaки поsтъ є3го2 діaволъ на горY высокY ѕэлw2, и3 показA є3мY всS ц†рствіz мjра, и3 слaву и4хъ. И# глаг0ла є3мY: сі‰ вс‰ тебЁ дaмъ, ѓще пaдъ поклони1ши ми сz. ТогдA глаг0ла є3мY ї}съ: и3ди2 за мн0ю сатано2. пи1сано бо є4сть: гDу бGу твоемY поклони1шисz, и3 томY є3ди1ному послyжиши. ТогдA њстaви є3го2 діaволъ, и3 сE ѓгGли приступи1ша, и3 служaху є3мY.
| После этого Иисус был послан Духом в пустыню испытать искушения от диавола. И постился Он сорок дней и сорок ночей, а когда, наконец, почувствовал сильный голод, подошёл к Нему искуситель и говорит: если Ты — Сын Божий, повели этим камням стать хлебами. Он же сказал в ответ: написано: не только хлеб даёт жизнь человеку, но всякое слово, исходящее из уст Божьих.(Втор. 8:3) Тогда диавол перенёс Его в святой город Иерусалим и, поставив Его на крыше храма, говорит Ему: если Ты — Сын Божий, бросься вниз; ведь написано же: Он поручит Тебя ангелам Своим, и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногою Своею.(Пс. 90:11-12) Иисус же сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога своего.(Втор. 6:16) И вновь диавол перенёс Его на вершину высокой горы и, показав Ему все царства міра и великолепие их, сказал Ему: всё это я дам Тебе, если Ты, пав ниц, воздашь поклонение мне. И говорит ему Иисус: отойди от Меня, сатана, ибо написано: поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного.(Втор. 5:9; 6:13) И тогда сатана оставил Его, после чего к Нему приступили ангелы и служили Ему.
| Затворяются Царские Врата.
Посреди храма чтец торжественно читает вечернее славословие.
Это славословие как бы заканчивает обычное время и начинает постное. Поэтому на нём всей Церковью кладутся поясные поклоны.
Спод0би гDи въ вeчеръ сeй без8 грэхA сохрани1тисz нaмъ. Бlгословeнъ є3си2 гDи б9е nтє1цъ нaшихъ, и3 хвaльно и3 прослaвлено и4мz твоE во вёки, ґми1нь. Бyди гDи, млcть твоS на нaсъ, ћкоже ўповaхомъ на тS. Бlгословeнъ є3си2 гDи, научи1 мz њправдaніємъ твои6мъ. C Бlгословeнъ є3си2 вLко, вразуми1 мz њправдaніємъ твои6мъ. C Бlгословeнъ є3си2 с™hй, просвэти1 мz њправдaніи твои1ми. C ГDи, млcть твоS во вёкъ, дёлъ рукY твоє1ю не прeзри: тебЁ подобaетъ хвалA, тебЁ подобaетъ пёніе, тебЁ слaва подобaетъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у нhнэ, и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.
| Удостой, Господи, в этот вечер без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Пусть будет, Господи, милость Твоя на нас, так как мы надеемся на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня законам Твоим. [поясной поклон] Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. [поясной поклон] Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. [поясной поклон] Господи, милость Твоя вовек, не презирай меня, дело Твоих рук. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу сейчас, и всегда, и в вечности. И да будет так.
| По славословии возглашается просительная ектения. Она поётся уже особым «постовым»напевом. С этого момента в богослужении уже начинается Пост.
Священник:
Ћкw бlгъ и3 чlвэколю1бецъ бGъ є3си2, и3 тебЁ слaву возсылaемъ, nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
| Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, и сейчас, и всегда, и в вечности.
| Хор: Ґми1нь.
Священник: Ми1ръ в
|