|
|||
ОБРАЗ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА В КОНДАКАХ ПРЕПОДОБНОГО РОМАНА СЛАДКОПЕВЦАСтр 1 из 2Следующая ⇒ ОБРАЗ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА В КОНДАКАХ ПРЕПОДОБНОГО РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА Диакон Владимир Василик
Апостол Иоанн Богослов. Образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова занимает значительное место в творчестве преподобного Романа Сладкопевца[1]. Прежде всего следует назвать 60-й кондак, посвященный непосредственно ему[2]. Некоторые авторы сомневаются в принадлежности этого текста преподобному Роману, однако один из наиболее выдающихся исследователей его творчества Гродидье де Матон – правда, не без колебаний, – приписывает этот текст именно ему. Далее, в 39-м кондаке на исцеление хромого (Деян. 4: 1–10) значительное внимание уделяется евангелисту Иоанну – спутнику святого апостола Петра, вместе с ним сотворившему это чудо[3], а также в 47-м, посвященном всем апостолам (лишь позднее он стал употребляться только для службы апостолам Петру и Павлу)[4]. Святой Иоанн Богослов упоминается также в 18-м кондаке – на чудо в Кане Галилейской[5], в 50-м кондаке – на Второе Пришествие[6], в 54-м кондаке – на Пятидесятницу[7]. Для преподобного Романа Сладкопевца характерно высокое почитание святого Иоанна Богослова. В 39-м кондаке он ставится нисколько не ниже святого апостола Петра: Но поскольку главою был Петр для двенадцати, Евангелист Иоанн Богослов именуется «богоглаголивым» (ὁ θεσπέσιος – 18-й кондак 6-я строфа) и даже «божественным» (ὡς ὁ θεῖος ἡμᾶς ᾿Ιωάννης [ἐδίδα]ξεν – «как божественный Иоанн научил» – 18-й кондак 2-я строфа). Из церковно-поэтических текстов преподобного Романа можно выявить следующие черты святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во-первых, он – девственник. Об этом говорится в хорошо известном православному читателю проэмии (вступлении) к кондаку 60: «Величие твое, девственниче, кто повесть?» И поэтому, как девственнику, Господь на кресте вручает ему Свою Пречистую Матерь: Спутницей имея девство, среди матерей Деву и Матерь Христову ты приял во свои. Далее: евангелист Иоанн Богослов – молитвенник: И молишися о душах наших, В 39-м кондаке (на исцеление хромого у Красных ворот) говорится: И, если кто со старанием устремится
Иоанн Богослов (Евангелист на острове Патмос диктует своему ученику Прохору текст Книги Откровения). Мануил Панселин. Фреска
Следствием непрестанной молитвы является дар чудотворения: «Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления» (60-й кондак, вступление). Далее: он – целитель, который исцеляет не с помощью лекарств, растений или железа, но единственно верой и молитвой. При этом он исцеляет не только болезни, но и страсти. Говоря в 39-м кондаке о святых апостолах, и о святом евангелисте Иоанне в частности, он замечает: Для верных они явились невидимыми помощниками, Особо подчеркивается забота святого Иоанна Богослова (как и святого апостола Петра) о болящих, его сочувствие и сострадание хромому, стремление восставить вначале его душу, а затем и тело: Ныне, как Христа ученики, его да не презрим мы, Образ бескорыстного целителя и чудотворца Иоанна Богослова резко противопоставляется бездарным и корыстным врачам – современникам преподобного Романа Сладкопевца: Поспешите, скажите, вы, опытные во врачебном искусстве, Гиппократ, нам скажи и, Гален, объясни. Преподобный Роман Сладкопевец прекрасно осведомлен в медицинской терминологии и тем не менее беспощадно издевается над медиками. Это издевательство выражается даже на лексическом уровне: врачи называются νοσοτριβουντες – по аналогии с παιδοτριβουντες (воспитывающими), то есть «воспитывающими, взращивающими болезнь». Для хирургов Роман придумывает и другое слово: κρεοκοπία – буквально; «мясорубка» – его личная выдумка от глагола κρεοκοπειν, встречающегося у трагиков. Что инкриминирует святой Роман современным ему врачам? В основном – жадность: οἱ μισθοὺς τὰς ψυχὰς αὐτῶν αἴροντες – «через мзду души их изымающие»: то, что через требование чрезмерной оплаты они доводят до голодной смерти своих пациентов; но также и бездарность, стремление резать пациента во всех случаях. В кондаке «на святого Пантелеимона» святой Роман Сладкопевец также обрушивается на врачей, которых называет «растленным собранием (или корпорацией) лжеврачей»[14], и также подчеркивает их жадность. Поэтому на таком мрачно фоне бескорыстие святого Иоанна Богослова и поразительные исцеления выглядят еще более ярко. Кроме того, преподобный Роман воспевает святого апостола Иоанна как прогонителя демонов: «Чудеса совершал он мгновенно, демонов изгоняя, Сатану же ногами с демонами попрал он». Весьма подробно, сообразно с «Деяниями Иоанна», преподобный Роман рассказывает о изгнании демонов во время проповеди Иоанна Богослова. Однако весьма вероятно, что речь идет не только о тех чудесах и исцелениях, которые некогда свершал сам апостол Иоанн Богослов, но и о тех, что происходили после его кончины, в том числе и во времена преподобного Романа Сладкопевца. На это, на наш взгляд, может указывать настоящее время во фразе: βρύεις γὰρ θαύματα καὶ πηγάζεις ἰάματα – «точиши чудеса и изливаеши исцеления». Соответственно, кондаки преподобного Романа могут отражать чудеса и народное благочестие его эпохи. Особая тема – образ апостола Иоанна как Богослова. Он именуется «священнописателем» в контексте рассуждения о его богословии. Примечательно, что преподобный Роман Сладкопевец считает святого Иоанна Богослова обличителем арианства: Велий он был священнописатель. «В начале было Слово, и Слово было к Богу» – он провзгласил – Богословие святого Иоанна Богослова коренится в любви и исходит из груди Богочеловека Христа, к которой приклонился святой апостол Иоанн на Тайной вечери. Вот как об этом говорится в 47-м кондаке, посвященном святым апостолам: Днесь яви деянье, Иоанне, Слово Иоанна Богослова не случайно уподобляется хлебу, поскольку оно символически уподобляется манне небесной и Евхаристии – Хлебу Жизни: Сын Зеведеев, радующий мир словесами своими Его богословие подтверждается делами и чудесами, проистекающими из его праведной, чистой и бескорыстной жизни: Души восставляет это чудо, не оставляя голени хромого Христа сила божественная. Однако здесь важно и другое: преподобный Роман Сладкопевец исповедует «неохалкидонское» догматическое учение, в котором особый акцент ставился на Божестве Христа, точнее – на единстве Божественного Субъекта во Христе[19]. И в богословии евангелиста Иоанна он находит искомую основу для православного исповедания, опровержение арианства и несторианства. Особое значение богословия апостола Иоанна преподобный Роман видит в области триадологии и пневматологии: Сына Отцу единосущна Говоря о богословии, важно указать, что для преподобного Романа оно не является результатом обычного человеческого обучения – сверхъестественным воспитателем становится Сам Господь Иисус Христос. Мирская наука, и в частности философия, оказывается даже враждебной подлинному богословию: От груди Учителя, к ней же припал ты, блаженне, почерпнул ты премудро Если мы обратимся к событийной стороне кондаков преподобного Романа Сладкопевца, то увидим некоторые новые черты и по отношению к Священному Писанию и Священному Преданию. Так, в кондаке на Пятидесятницу содержатся весьма интересные сведения о его проповеди: Как увидели их * языками глаголющих всеми *, отвсюду сошедшиеся Эта строфа имеет известную историко-географическую привязку. Во-первых, существуют свидетельства о том, что апостол Петр проповедовал в Египте[22]. Известны «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора[23]. Возможно, под «городом парфян» имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе, по сути дела – экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим[24]. Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней»[25]. Далее, в кондаке на Иоанна Богослова говорится о том, что юноша, обращенный Иоанном Богословом и ставший потом разбойником, был таковым изначально: Следует нам рассказать о разбойнике. Юношу быстрого и душою горячего видя, разбойника, блаженный, Между тем в соответствующем месте «Церковной истории» Евсевия Кесарийского мы не находим ничего подобного[27]. Вероятно, это добавление призвано подчеркнуть подвиг обращения юноши и его последующего возвращения. Итак, в кондаках преподобного Романа Сладкопевца мы созерцаем образ евангелиста Иоанна как девственника, молитвенника, чудотворца и богослова, научившегося богословию не от людей, но от Самого Господа и свидетельствующего о Нем не словами, но делами и чудесами.
|
|||
|