Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА 5. 20 страница



4.3.3. Дешифровка

Прочитывание зашифрованного текста без представления каким образом он зашифрован, требует железной логики, интуиции, знания лингвистической статистики. Отдельные нюансы дешифрирования конкретных шифров упоминались нами ранее, а теперь мы приведем несколько дополнительных соображений.

Систему шифра (перестановка, замена) пытаются определить методикой частотного анализа, выявляя сравнительную частоту присутствия различных букв и сравнивая ее с известным эталоном (см.

таблицу 1).

Значительную помощь в расшифровывании дают таблицы по встречаемости двух букв (биграмм), а также знания о встречаемости отдельных букв в началах и в концах различных слов (к примеру, буква "П" часто имеется в началах слов, но редка в их окончаниях, тогда как "Ы", наоборот, любит конец и крайне редко может быть в начале).

Полезен будет и словарь для предугадывания слов по их известному началу.

Весьма используем прием с попыткой просто угадать какое-либо (подпись, термин) слово в криптограмме, в особенности, если лексика послания известна. Затем через вычитание предполагаемого слова (или фразы) из шифротекста, можно попробовать найти ключ к шифру многоалфавитной замены.

Дешифрование систем шифроблокнотов и МК возможно при повторном применениикакого-либоиз участков случайной числовой последовательности (грубейшая ошибка!). При этом вычтя из одной шифропоследовательности другую, можно освободиться от ключа, имея в результате разность двух совершенно незакрытых текстов. Предположив в одном из них какое-либо вероятное слово, последнее пытаются "сложить" с имеющейся "разностью". При правильном угадывании в этом случае становится читабельным и второй текст.

Атака на различные сложные шифры довольно часто завершается вскрытием шифра простой замены, а этот шифр не очень сложен в расшифровывании ввиду избыточности текста.

Опыт, приобретаемый при расшифровывании одной системы обычно слабо помогает при дешифрировании другой, и здесь лучше воспользоваться ЭВМ, хотя при слишком большой длительности ключа машина может выдать и случайные осмысленные, хотя совсем не истинные куски якобы дешифрированного текста.

4.3.4. Стеганография

В основе этого искусства лежит попытка скрыть само существование секретного сообщения, а потому его приемы заслуживают самого широкого употребления. Здесь могут быть использованы: "подкладочное письмо", когда запись сокрыта какой-либо защитной оболочкой, "хоббийное кодирование", с использованием кроссвордов, музыкальных нот и шахматных партий, "жаргонные шифры", в которых вроде бы невинные слова имеют совершенно другой смысл.

*Ориентирующими примерами данных методик (оставив в стороне возможности, даваемые электроникой) могут служить*:

- запись наколом букв в конкретном месте некой книги или газеты (концы слов отмечаются при этом наколом между буквами);

- сообщение каких-то данных (набор товаров, оптовые цены) в определенном порядке;

- письмо посредством узелков, где каждая из букв кодируется размером в сантиметрах (А-1 см, Б-2 см и т.д.) или в диаметрах мизинца и отмечается отдельным узелком на нитке или на обвязывающем сверток шпагате; читают текст наматывая нитку на палец;

- запись на боковой поверхности колоды карт, подобранных в конкретном порядке (колода после этого тасуется);

- записи на оборотной стороне этикеток флаконов, банок или бутылок;

- текст под наклеенной почтовой маркой;

- запись на внутренней поверхности спичечной коробки, которая для этого разламывается, а после склеивается по новой;

- запись внутри вареного яйца (берут смесь квасцов, чернил и уксуса, записывают ею то, что необходимо на скорлупе обычного яйца, которое потом выдерживают в крепком рассоле или уксусе, чтобы стравить следы с его поверхности; яйцо затем варят вкрутую, причем весь текст оказывается сверху белка под скорлупой);

- задействование "испорченной" пишущей машинки, в которой некоторые буквы ставятся выше или ниже строки (учитывают здесь порядок и число этих букв, а также промежутки их появления; в коде возможен вариант азбуки Морзе);

- записи от руки нот в нотной тетради (ноты имеют здесь значение по азбуке Морзе или иному коду);

- записи в виде кардиограммы или же графика некоторого технологического процесса (здесь, при использовании азбуки Морзе, пики повыше означают, скажем, точки, а те что ниже - тире, черточки между зубцами сообщают о разделе между буквами, разрывы линии фиксируют конец слова);

- записи лишь в вертикальных столбцах цельно заполненного кроссворда (горизонтальные строки при этом заполняются произвольно, само же сообщение может быть либо прямым, либо кодированным);

- записи по трафарету, при которых на лист почтовой бумаги накладывают трафарет с вырезанными в нем окошками, следуя по которым и вписывают истинное сообщение; все остальное пространство здесь тщательно заполняется "пустым" содержанием, так, впрочем чтобы слова подлинной информации четко входили в текст ясного маскировочного послания;

- шифр "Аве Мария", в кодовом варианте которого каждому слову, а порой и фразе ставятся в соответствие несколько слов явной религиозной тематики, так что передаваемое сообщение выглядит как специфический текст духовного содержания.

 

 Симпатические чернила

Употребление симпатических (невидимых) чернил подразумевает запись неразличимую в обычных обстоятельствах, но появляющуюся после химической или физической проявки. Это есть вариант стеганографии.

Процесс употребления хороших симпатических чернил (не говоря об их изготовлении) включает следующие нюансы:

- запись ведется на листе бумаги повышенного качества тонким и длинным деревянным острием, пропитанным нужными чернилами (к примеру, зубочисткой или спичкой в обкрутке ватой), тоненьким стерженьком фломастера, либо тонкой кисточкой; главное, чтобы данное "перо" не царапало бумагу;

- и до, и после написания лист тщательно разглаживается с обеих сторон по разным направлениям мягкой материей, скрывая тайнопись в поверхностном слое бумаги;

- лист с тайнописью обрабатывается паром, а после зажимается между страницами объемной книги и хорошо высушивается. Ежели на нем появятся следы от "химии" или они будут видны под ультрафиолетовыми лучами - запись бракуется;

- если все в порядке - то на листе со скрытой информацией пишут открытое письмо или же некую другую безобидную фактуру (скажем, стихотворение).

Страхуясь от любительских попыток выявить тайнопись методом "тыка", можно задействовать различные уловки, включая, скажем, нитрование бумаги (вспыхнет при избыточном нагреве) или же выполнение записи "светопером" (светодиодом) на очень чувствительной к свету бумаге (написанное исчезает на фоне от засветки при освещении дневным светом).

Для проявления тайнописи надо воспользоваться соответствующим реактивом и подобающей методикой. Сам проявитель здесь наносится через касание - протирку губкой (ватным тампоном), через обрызгивание из пульверизатора, или другим доступно-оптимальным способом. В температурных вариациях задействуют проглаживание утюгом или нагрев возле электролампочки.

*В качестве приемлемых чернил для тайнописи можно использовать очень многие из подворачивающихся под руку веществ*: лекарства, бытовую химию и даже отдельные продукты. Короткий список симпатических чернил подобного рода с упоминанием их проявителя представлен нами ниже. Сухие вещества здесь растворяются в воде или же в спирте, а концентрация состава устанавливается на опыте.

1. Пиво и белое вино - пепел сожженной бумаги (текст слегка увлажняется дыханием).

2. Сахарная вода и фабричный яблочный сок - пепел бумаги (при увлажнении текста).

3. Яблочный сок (при "макании" в яблоко) и молоко (разбавленное) - нагрев.

4. Сок лука и брюквы - нагрев.

5. Пищевая лимонная кислота - бензилоранж.

6. Пирамидон (в спиртовом растворе) - нагрев.

7. Вяжущие средства для дезинфекции рта и глотки - нагрев.

8. Аспирин - соли железа.

9. Фенолфталеин - всякая разбавленная щелочь (скажем, гашеная известь).

10. Квасцы - нагрев.

11. Серная (аккумуляторная) кислота (при 10-15%) - нагрев.

12. Воск (хоть как-то заостренный фрагмент свечи) - кальция карбонат, или зубной порошок (посыпать и стряхнуть).

13. Стиральный порошок - свет лампы ультрафиолета (скажем, от пробника валюты).

14. Слюна - очень разбавленные водой чернила.

Очень удобным способен оказаться иной раз метод так называемого "водяного давления", следуя которому надо смочить водой лист нелинованной бумаги и поместить его на некую стеклянную подложку (скажем, на зеркало). На этот лист кладут другой сухой бумажный лист, и затем твердым карандашом или густым стержнем от шариковой ручки пишут необходимый текст. Пока бумага влажная - текст будет виден, а как только она высохнет - исчезнет. После того как лист станет сухим, на нем нерастворимыми в воде чернилами пишут какое-либо маскировочное послание. Чтобы сокрытое сообщение появилось, надо всего лишь сунуть лист в любую воду и тут же вытащить его обратно.

 

4.4. Искусство не оставлять следов

Необходимо обрести привычку, в различных ситуациях, не оставлять после себя каких-либо материальных следов. Рекомендации:

1. Под материальными следами как правило подразумеваются:

- отпечатки пальцев;

- кровь и другие выделения человека;

- волосы;

- окурки;

- брошенные бумажки;

- следы рук (перчаток);

- следы ног и грунта;

- следы взлома или повреждений каких-либо предметов или механизмов;

- заметные изменения в обстановке;

- случайно оставленные (забытые) вами предметы (в т.ч. оружие);

- следы вашего транспортного средства;

- документы, содержащие ваш почерк или отпечатанные на вашей оргтехнике;

- контрастные запахи;

и др.

2. Постарайтесь не иметь компрометирующих бумаг, написанных собственным почерком или же отпечатанных на собственной оргтехнике.

3. Делайте все записи в электронной записной книжке (лучше всего закрытой на пароль), которую в случае опасности необходимо будет физически уничтожить.

4. Имейте ввиду, что когда человек пишет, ну, например, в блокноте, то на нижних страницах остается продавленный ручкой след, на который никто, как правило, не обращает внимания. Вырвав и уничтожив листок с конфиденциальной информацией, человек считает, что следы уничтожены, в то время как они остаются. При работе на печатной машинке (принтере) достаточно просто восстановить информацию с помощью копировальной бумаги или красящей ленты, правда, иногда ленты настолько забиты, что восстановить ничего не представляется возможным.

5. Когда вы звоните по любому кнопочному телефону, то после звонка целесообразно набрать любую цифру (например 7), чтобы злоумышленники не смогли путем использования функции "повтор" узнать номер, по которому вы звонили.

6. Чтобы не оставлять отпечатков пальцев, любые важные задания, необходимо выполнять только в перчатках. На предметах (например на ноже или топорике), обмотанных лейкопластырем, так же не остается отпечатков пальцев.

7. Чтобы не засвечивать свою внешность, необходимо использовать либо маски, либо грим (прическа, борода, парики, татуировки, цвет кожи, очки с простыми или дымчатыми стеклами и разными оправами, вставки, меняющие голос и походку).

8. Необходимо изготовить факсимиле со "своей" подписью, сделать ее компактной (может даже замаскировать в ручке), и в случае необходимости ставить только факсимиле.

 

 5. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

 

 5.1. Теория и практика результативного общения

Должное взаимодействие с интересующим вас человеком складывается из индивидуальных контактов, пользу от которых удается приумножить через их рациональную организацию. Разные аспекты этих взаимоотношений мы вкратце и рассмотрим.

5.1.1. Целенаправленное конструирование

Общение является результативным при том условии, что оно подчинено достижению ряда целей, например таких как:

- изучение психологии объекта;

- диагностика объекта;

- установление более тесных контактов;

- обеспечение сотрудничества;

- обсуждение конкретной проблемы;

- получение нужной информации;

- передача своей фактуры, или дезинформации;

- убеждение в чем-то;

- принуждение к чему-либо.

В ходе полноценного взаимодействия можно выделить перетекающие друг в друга фазы, включающие:

- предварительную подготовку;

- начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника;

- проведение своей темы и направление беседы в предусмотренном направлении;

- завершение диалога с закреплением достигнутого результата.

*На этапе предварительной подготовки занимаются*:

- прояснением того, что нужно достичь в результате разговора, отмечая предпочтительный максимум и приемлемый минимум;

- получением изначальной информации (о партнере и затрагиваемой проблеме);

- обдумыванием тактики контакта (сообразно с психологией объекта и иными действующими здесь факторами);

- отрабатыванием выигрышных компонентов общения (выбор подходящего момента, места, обстановки и обстоятельств свидания).

Начало разговора с поддержанием соответствующего психоэмоционального настроя у собеседника строится на пресечении негативных эмоций и отбрасывании всевозможных барьеров, затрудняющих необходимое взаимопонимание. Негативные реакции собеседника засекают по различным внешним проявлениям (резкости фраз, зажатости поз, узости зрачков) и снимают различными психологическими приемами (выбором особо действующих слов, мимикой, телесным копированием).

Проведение избранной темы и подстройка беседы к колебаниям диалога опираются на исходную тактику с постоянным наблюдением за различными (жесты, выражения лица, взгляд) реакциями партнера и коррекцией, исходя из них, своего последующего поведения.

Завершение беседы с закреплением достигнутого результата подразумевает, что данный акт общения скажется необходимым образом на мышлении и поступках собеседника, не заставив его поменять суждение о собеседнике на негативное.

Некоторые аспекты персонального взаимодействия были изложены в разделе повествующем о вербовке, здесь же мы приведем различные психологические моменты, улучшающие эффективность речевого общения.

5.1.2. Общие рекомендации по организации

Готовясь к перспективному контакту следует учитывать, что:

- в холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как слишком жаркая или влажная погода заметно притупляет интеллект;

- встречи "на море" ввиду особого воздействия свежего "морского" воздуха весьма благоприятны для проведения деловых переговоров;

- в районе 19 часов нервно-психическое состояние людей становится довольно неустойчивым, что может проявиться в излишней раздражительности и вспыльчивости;

- там, где нет толпы и музыка звучит не очень громко, легче придать беседе интимно-доверительный характер;

- любая радость увеличивает альтруизм, обида или разочарование - уменьшает его;

- нас всегда притягивают знающие и опытные люди;

- человек любит тех, кто любит симпатичных ему людей;

- чем чаще мы видим партнера по общению, тем больше вероятность того, что он нам понравится, но чрезмерные контакты, однако, снижают его привлекательность;

- люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь в реализации личных целей партнера;

- чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид стремится к дружеским контактам;

- человек чаще всего придерживается принципа: "пусть друзьям во всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня - не более, чем мне".

*Вступая в разговор и устраняя внутреннее напряжение у партнера, помните, что*:

- твердое уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза нравится обычно почти всем;

- дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность и элементарную учтивость;

- банальное начало ориентирует на банальность всей беседы;

- субъекта более всего оскорбляет, когда сообщают, что не помнят его имени, ведь этим ему как бы намекают, что он не имеет совершенно никакого значения для партнера;

- люди познавшие эмоциональные потрясения нередко ищут в собеседнике лишь "резонатора", а не советчика (неплохо выражает понимание и сочувствие, к примеру, обычное прикосновение руки);

- начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит "да" с заметным удовольствием, тем самым завоевывается доверие партнера;

- доброжелательная установка (а попросту - готовность слушать человека) рождает состояние свободы и непринужденности; чем менее мы судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выказывая свои мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным контролем;

- люди обычно любят говорить о собственной персоне и подчеркивать свою значительность;

- беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном "языке", не злоупотребляя незнакомыми словами (что раздражает) и не высказываясь чрезмерно упрощенно (вас могут заподозрить в низком уровне интеллекта);

- на первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо "я бы хотел..." - "Вы хотите..."), поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и желаниях;

- приятно беседовать с людьми имеющими оживленное лицо и экспрессивные жесты, а также с теми, кто спонтанно принимает непринужденную позу (с субъектами, которые при разговоре откидываются назад или разваливаются в кресле обычно чувствуют себя не очень уютно);

- чтобы наладить полное взаимопонимание и породить непринужденность при контакте, желательно копировать как позу, так и жесты собеседника; такое "отзеркаливание" сообщает собеседник, что вы поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к вам;

- не лишне иной раз отображать эмоциональные переживания партнера, показывая, что отлично понимаете его психическое состояние; это очень приятно и улучшает доверительные отношения;

- когда человек эмоционально возбужден, он часто выражается излишне экспрессивно и как бы нападает на собеседника, хотя это совсем не так;

- устойчивый контакт глазами с говорящим выказывает заинтересованность и вдохновляет собеседника на продолжение монолога;

- простейшие нейтральные слова ("да", "конечно", "разумеется") с сочувственным наклоном головы, подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжать общение;

- ничто так не нравится безмолвствующему партнеру, как предложение высказать свое суждение, которое, конечно же, надо внимательно выслушать;

- когда человек видит, что его слушают, он с симпатией настраивается на собеседника и, в свою очередь, старается прислушиваться к нему;

- любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи, в особенности это ценят женщины;

- немалое значение для приведения объекта в доброжелательное состояние всегда имеет умно сказанный комплимент;

- лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как слишком явная ложь;

- нельзя рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на фальшь, пусть даже замаскированную;

- не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать вам обрести необходимое доверие;

- безудержная очевидная хвастливость, как правило, неэффективна, и прибегать к ней есть какой-то смысл только тогда, когда доверие партнера уже обретено;

- красивый энергичный жест, подчеркивающий главенствующую мысль - обычно не помеха, но избегайте прибегать к рукам для привлечения внимания;

- для вызывания враждебности вполне хватает сухости и сдержанности в обмене информацией;

- для обретения дружественности нужна непринужденность и избыточность в сообщении разных сведений.

*Ведя разговор не забывайте, что людей обыкновенно раздражают*:

- негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или неприятности на работе);

- банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых шуток и афоризмов);

- пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение);

- самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах);

- низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза);

- угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда нужно "клещами тащить каждое слово");

- серьезность (полное отсутствие улыбки и принимание всего всерьез);

- льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и показное дружелюбие);

- отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же впечатлению; все это заставляет собеседника принять оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению);

- повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга);

- притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания; отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз воспринимается как оскорбление);

- высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику, "процеживание" слов сквозь зубы);

- грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие);

- болтливость ("владение разговором как личной вотчиной");

- непрошенные советы (дача советов, когда об этом совершенно не просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в затрагиваемом вопросе);

- решительность утверждений (безаппеляционные замечания с небрежным отметанием чужого мнения; такое отношение вызывает подсознательный протест и может привести к ссоре);

- закрытые вопросы (т.е. вопросы, требующие однозначного - "да" или "нет" - ответа; они ведут к созданию напряженности в беседе, поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра, и он может почувствовать себя как на допросе).

*Реализуя целевую установку, нелишне знать, что*:

- первым чаще всего вынужден говорить более слабый;

- для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера своей осведомленностью;

- тон собственного голоса полезно вымерять по тону собеседника: когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и собеседника понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной горячности, оставив таким образом победу в этом эпизоде за вами;

- в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять, дав человеку просто высказаться;

- чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя слушать;

- обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть разоблачен;

- малюсенькая ложь способна породить большое недоверие;

- "вернейший способ быть обманутым, - это считать себя хитрее всех других";

- нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника;

- опасно игнорировать предубеждения собеседника;

- полезно давать партнеру шанс продемонстрировать свои познания в любой области;

- люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают;

- критические замечания принимаются, если объект осознает, что критикующий сочувствует ему, или критика выражается в тактичной форме;

- одно и то же критикующее замечание произнесенное спокойным ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не воздействовать на хладнокровного флегматика;

- не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это может быть лишь погруженность человека в свои мысли.

*Заканчивая диалог, учитывайте, что*:

- нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний;

- последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего;

- необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится.

 

 5.1.3. Психофизиологические аспекты

Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия:

- смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;

- речь можно понимать лишь при ее скорости не превышающей 2,5 слов в секунду;

- фраза произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;

- мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора;

- любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;

- типичный собеседник как "слышит", так и понимает намного меньше, чем он хочет показать;

- люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех, кто не задумывается над своим внутренним миром;

- беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно;

- неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне выспренные выражения - смешат, банальные - нередко раздражают, ошибочная лексика - настраивает на иронию);

- у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, так что услышав их объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;

- мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;

- когда нужно воздействовать на чувства человека - ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику - в правое;

- людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;

- активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;

- то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;

- когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;

- известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;

- люди обычно преувеличивают информационную ценность событий подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую ей;

- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают - 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;

- чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;

- чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;

- "средний человек" удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;

- лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;

- лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается;

- память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;

- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше чем законченные;

- слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;

- интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже - стоя, совсем плохо - лежа;

- пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые - вечером;

- люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;

- стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;

- взаимодействуя в условиях большого шума необходимо: смотреть на говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка растягивать слоги, глаголы типа "запрещаю" ставить в начале фразы, типа "разрешаю" - в ее конце;

- "мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она передается";

- "иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе расставляемые мысли произведут другое впечатление";

- при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием резервов сахара и жира), блокируя "ненужную" работу мозга;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.