Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





класс. Венчание”)



12.03                                                                                 6 класс

 

Тема. Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести

      А.С. Пушкина «Метель»

 

1 слайд

Что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

 

2 слайд

Эта работа посвящена маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

 

3 слайд

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.

А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

 Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.

 Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

 Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

 

4 слайд

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

 

5 слайд

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Музыка Свиридова иллюстрирует эпиграф к повести из баллады Жуковского «Светлана».

“Тройка”.

Вступление звучит грозно, сурово, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести «Метель».

 

6 слайд

Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г.Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях.

Балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви.

Три мелодии получают свое развитие в музыке «Вальса». Композитор не ограничился развитием одной мелодии, потому что жизнь музыки «Вальса» гармонично сочетает в себе различное состояние чувств.

«Вальс».

 

7 слайд

Третьим фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания.

Эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.

(“Венчание”)

8 слайд

Есть хорошая русская поговорка – «Время лечит».

Следующий номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

“Весна и осень”

 

Темы весны и осени очень напевны, проникновенны. Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично.

 Однако в них есть различие: тема весны – мажорна, а тема осени – минорна. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени – печально, задумчиво, сердечно.

В теме весны солирует флейта. Ее тембр передает воздушность, легкость. В теме осени солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своею глубоко проникает в сердце.

 

9 слайд

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.