|
||||||||||||
Ершалаимские главы романаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Ершалаимские главы романа На протяжении уже двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения для многих великих писателей и художников. Новый Завет дает возможность обратиться к вечным вопросам жизни: Что есть истина? Что есть добро? Что есть зло? В чем смысл человеческой жизни? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии? Эти вопросы ставит и М. Булгаков в ершалаимских главах романа «Мастер и Маргарита». Как писатель обращается с фактическим материалом из Евангелия? (Булгаков не пересказывает, а переосмысляет евангельский сюжет, подтверждением тому является образ Иешуа Га-Ноцри.)
В чем отличие Иешуа от Иисуса Христа? Кто центральный герой ершалаимских глав? (Понтий Пилат.) Обратившись к тексту, попробуем доказать, что основные нравственные проблемы романа связаны именно с образом Понтия Пилата. Как писатель изменил характер Понтия Пилата? (Булгаковский Понтий Пилат — противоречивая личность: внутренне тоскует об истине, чувствует, что мир уродлив и дисгармоничен, но сильный ум расходится с совестью. В его руках власть, но он слаб и труслив.) Чтение и анализ 2 главы. Что проповедует Иешуа? (Мир держится не на зле, а добре; не на слепой вере, а истине; не на власти, а свободе.) Что есть истина? (Это прежде всего человеческое понятие, она заключается в самом человеке.) Почему Понтий Пилат пытается склонить Иешуа к компромиссу? (Осознает правоту бродячего философа, сочувствует ему.) Почему, несмотря на сочувствие, Пилат приговаривает Иешуа Га-Ноцри к казни? (Боится потерять место прокуратора Иудеи.) Можно ли трусость Понтия Пилата считать предательством? (Трусость Пилата стоит рядом с предательством, так как он мысленно сочувствует Иешуа Га-Ноцри.) Каково авторское отношение к трусости героя? («.. .трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок». Трусость — это выражение несвободы духа.) Как наказан Понтий Пилат? (Герой наказан страшными муками совести. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда- то»; много бессонных ночей терзается Пилат тем, что «он чего-то не договорил тогда, давно 14 числа весеннего месяца нисана», что он не пошел «на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».) Вывод. Тема совести — одна из центральных в романе. Совесть — внутренний компас человека. Совесть — возможность внутреннего очищения и искупления вины. Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за свои поступки. Самый большой порок — трусость, главная нравственная опора — совесть. В Евангелии заложены вечные ценности, которые в случае, если забудутся, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Этими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи.
|
||||||||||||
|