Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Место. Время (окончание)



2. Место

 

По-видимому, во время формирования монетно-вещевых комплексов села Денисы медные подражания на Тамани проходили период выхода из обращения – они деградированы иконографически и стремительно теряют монетную стоимость.

Купец, схоронивший две части своего сокровища у села Денисы, в тысяче километров (считая по реке Днепру) от полуострова Бугаз на Тамани, возможно, бывал на этом, как мы считаем, «острове Тмутороканском», и – даже мог и ехать именно оттуда, что должно было занять достаточно большой промежуток времени.

Почему это место так важно? Здесь найдено большое количество монет, в том числе ТП. Древнейшие находки – «несколько десятков ранних серебряных монет V – начала IV в. до н. э.» (Гарбузов Г.П., Сударев Н.И., 2016. С. 201).

Интересующие нас памятники выходят на поверхность после проведения глубоких вспашек при регулярных обновлениях виноградников, врезающихся в культурный слой древнего поселения (Там же. С. 205). В настоящее время оно обозначается как агломерация поселений Веселовка 1 и Веселовка 26 (ТРАП 98-20/21) – это, по нашему мнению, и есть град Росия или Русия, тянувшийся с востока на запад вдоль берега лимана на 1,7 – 1,8 км. Мы выдвигаем версию, что там находился и один из центров чеканки ТП.

Исследователи полагали, что здесь издревле существовало поселение «высокого ранга», центр какой-то сельскохозяйственной округи (Паромов Я.М., Николаенко Т.Д., 1984. С. 70) или «один из известных из письменных источников, но нелокализованных городов» и «античное городище с пригородом» (Горлов Ю.В., 1998. С. 30, 31; 67, 68). Опираясь на атрибуцию обнаруженных профильных фрагментов амфор (22 экземпляра), памятник суммарно датируется концом VI века до н. э. – III веком н. э. и VIII – XIII веками (Гарбузов Г.П., Сударев Н.И., 2016. С. 201).

На полуострове и ныне имеются пресноводные источники, а в Средневековье лиман Цокур, как и весь Кизилташский лиман, как считается, был практически пресноводным из-за впадения в него большей части воды реки Кубани, которая впоследствии поменяла русло.

Не менее51-го экземпляра медных монет, некоторые из которых обломаны, случайно найдены россыпью в сентябре 2013 года на южном берегу лимана Цокур около полуразрушенного бригадного домика. Многие монеты имеют следы проникающей коррозии, возможно, из-за близости солёной воды. Удалось опознать ТП: E19-2,H28-10,H66-1,H73-3,I30-1,I32-12, I32-13, J29-6, J75-5, J85, K8-1, K10-2, K39-3 и K45-3.

В конце 2017 года на полуострове Бугаз, на поле, прилегающем к юго-западной окраине посёлка Веселовка, найден комплекс из девяти биллонных монет, частично сросшихся окислами: D6-4, D13, D15-14, D15-15, D20-7, D23-9, E48, I15-3 и I38(рис. 5).

Рис. 5.

 

«Велики же Никон отыде в остров Тъмутороканьскый, ту обрет место светло чисто близ града, седе на нём. Божиею благодатию возрасте место то, и церковь святая Богородица возгради на нём, и бысть манастырь славен, иже доныне есть, приклады ими в си Печерский манастырь» (Киево-Печерский патерик, 1406. Л. 35, об.).

В окрестностях городища Гермонассы (Матрахи, Таматархи. – авт.), находящемся в черте современной Тамани, никаких следов монастыря св. Никона, несмотря на усилия, прилагавшиеся экспедицией  Б.А. Рыбакова, не было найдено – как и доказательств значимого присутствия русов и славян в самом городе в Средневековье. До настоящего времени единственным указанием на то, что Тмутаракань находится по адресу: станица Тамань, ул. Лебедева, д. 30А является табличка при входе, гласящая: «Памятник археологии город Гермонасса-Тмутаракань VI в. до н.э. – XIII н.э. Охраняется государством».

«И пришед Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица, и созда ю, яже стоит и до сего дне Тьмуторокани». Спрашивается: до какого «дo сего дне», когда это сказано в летописи под тем же 1022 годом? Этим, как нельзя более, выдаёт себя легендарность летописного рассказа о делах давно минувших, даже и для того, кто вносил его в летописную хартию свою в гораздо позднейшее время, на основании одних лишь тёмных преданий» (Смирнов В.Д., 1923. С. 58).

На наш взгляд, отождествление Таматархи (Матархи, Матрахи) с Тмутараканью ошибочно. Остаётся сожалеть, что на полуострове Бугаз планомерных археологических работ, кроме нескольких разведок, никогда не производилось, и все интересующие нас памятники много лет находятся под виноградниками.

«Тмутаракань мог… находиться на острове насупротив Таматархи. Роль Тмутороканя сводится к трём функциям: в о е н н о й – как форпоста завоевательного движения русского племени на юго-восток,   т о р г о в о й – как важного перекрёстного пункта (вроде Переяславца на Дунае в X в. – «где вся благая сходятся») и  м и с с и о н е р с к о й (попытка Никона Печерского – патерик сравнивает его с ап. Павлом)» (Козловский И.П., 1928. С. 69, сноска 1).

Несколько находок древнерусских сребреников, огромный массив ТП всех классов, среди которых (как и во всём комплексе ТП) превалируют деградированные медные, находка имитации западноевропейского денария и монеты Ратибора (Дуткинский Н.Е., Колосов И.А., 2020,  в печати), на наш взгляд, могут говорить об особом статусе полуострова Бугаз в Средневековье –  «острове», отделённом внушительным валом со рвом, общей шириной до 40 метров (!), от остальной территории Таманского полуострова. Северная часть вала, несмотря на регулярные плантажные вспашки, отчетливо видна и на современных спутниковых картах, например yandex.maps, как светлая линия, идущая от южного берега лимана Цокур (азимут около 103,5 градуса)  на север (рис. 6, видимая в настоящее время часть вала и рва показана сплошной линией).

Рис. 6. Гипотетическое местонахождение «острова Тмутороканского». Источник подложки изображения: https://yandex.ru/maps.

Предполагается, что южная половина вала, вплоть до озера Солёного, была утеряна, либо в силу естественных причин – либо была специально срыта (Горлов Ю.В., 1998. С. 68). Но эта система оборонительных сооружений, вероятно, существовала, по крайней мере, в Средневековье (Гарбузов Г.П., Сударев Н.И., 2016. С. 209).

 «Необходимо отметить, что линия нашего вала, проведённая далее в южном направлении, после пересечения водораздела спускается по его более крутому южному склону и выходит к озеру Солёному. Если мысленно допустить продолжение вала вдоль этой линии, то он полностью отрежет относительно небольшой полуостров Бугаз (полуостров «Янтарь»…), лежащий между лиманами Цокур, Бугазский и Кизилташский… от остальной территории Таманского полуострова» (Там же. С. 207).

Авторы этой работы склоняются к мысли, что, таким образом, находит своё подтверждение версия нахождения сердца Тмутаракани, каким бы статусом она ни обладала, именно здесь.

 «…объявляя, что уже сыскал подлинное место, где находится Тмутаракань, с чем я Его Превосходительство усердно поздравляю и искренне желаю, чтобы оно было справедливо и сходственно с повествованиями наших летописцов и обстоятельств, а притом уверяю, что тогда я первый, с великим удовольствием, всю честь и хвалу ему воздам» (Щербатов М.М., 1772. С. 180).

Что же до расстояния, отмеренного Глебом князем, безотносительно вида саженей, в которых оно выражалось, мы считаем, что название «Тъмуторокань», использованное в надписи на камне, могло применяться шире, чем лишь по отношению к крепости, мыту и граду на «острове», но и, вообще, – как определение стороны пролива. Противопоставление этих сторон, на наш взгляд, ясно свидетельствует о том, что Керчь, по крайней мере, в середине XI века, в состав русской Тмутаракани не входила.

Существует старое мнение, что «Тъмуторокань» – русская форма прилагательного к греческому термину, используемое для описания окружения греческой Таматархи. Использовалось оно, преимущественно в Центральной Руси, на самой же Тамани бытовало название Росия (Русия) (Козловский И.П., 1928. С. 59, сноска 4, 69). 

Араб Идриси сообщает… что жители «Русии» постоянно ведут войну с жителями «Матрахи». Расстояние между ними Идриси показывает 27 миль (Козловский И.П., 1928. С. 69, сноска 1).

3. Время (окончание)

Относительно времени чеканки, номинальной функции и выхода из обращения медных ТП существует множество версий (Дуткинский Н.Е., Колосов И.А., 2018. С. 98, 99).

Возможно, придётся согласиться, что окончание медной таманской чеканки случилось ближе к концу 1020-х годов или даже к началу 1030-х – в противовес представлению о том, что это произошло «в начале 1010-х гг. или несколько ранее» (Там же) – или в конце 1010-х годов (Резник Л.И., Марков Д.Б., 2001 г. С. 116).  

Этому может способствовать то обстоятельство, что в июле 2019 г. на том же южном берегу лимана Цокур было случайно обнаружено первое таманское подражание европейскому денарию (рис. 7, 8).

 

Рис. 7. Подражание кёльнскому денарию архиепископа Пилгрима. Медь. Диаметр 19 мм. Вес 1,23 г

Рис. 8. Кёльнский денарий архиепископа Пилгрима (правление императора Конрада II (1027 – 1036). Серебро (Dannenberg H., 1876. Taf. 19)

Отличное состояние и высокое качество передачи деталей иконографии нового артефакта не оставляет сомнений в его прототипе. В руках подражателей, очевидно, был плохо прочеканенный кёльнский образец: ими вовсе не обозначен крест, находящийся под изображением собора, а крест, расположенный справа, передан неверно. Подлинный денарий мог быть отчеканен не ранее марта 1027 года – коронации Конрада II.

Артефакт разительно отличается стилем изображений и техникой чеканки, как от многочисленных западных имитаций денариев, так и от деградированных подражательных монет, находимых в Курской, Калужской и Владимирской областях (Зайцев В.В., 2007. С. 10; 20, таб. 5, рис. 20 – 25). В то же время, монета очень походит на ТП.

Западноевропейские подражания денариям с высоким качеством передачи изображений, насколько известно, чеканились из хорошего серебра – медные же, обычно, крайне деградированы иконографически, вплоть до невозможности определения прототипа.

Для средневековой Тамани, напротив, характерны подражания, например, класса G – медные – и с весьма схоже переданной иконографией. Даже в довольно ранних классах – D и E – имеется множество экземпляров, изготовленных из чистой меди (рис. 9).

Рис. 9. ТПE47-3. Медь. Диаметр 19-20 мм. Вес 1,15 г

Для подавляющего большинства таманских монет характерна рельефная выпуклая центральная точка разметки, маскирующаяся в полумесяце древка креста на аверсе. Она явственно присутствует и на обсуждаемой находке. Монета, как и большинство ТП, отчеканена несопряжёнными штемпелями, о чём свидетельствует значительный сдвиг осей сторон относительно друг друга. Роднит сравниваемые подражания и нанесение большинства изображений на штемпель набором боллштихелей.

Даже если рассматриваемое новое подражание не предназначалось для экономического использования, очевидно, необходимо было наличие самой возможности его производства, а её, как видится, могла предоставить осуществлявшаяся (или накануне закончившаяся) чеканка медных ТП.

По нашему мнению, Денисовские клады, по крайней мере, клад Денисы I, не мог быть сокрыт ранее середины – конца 20-х годов XI века, поскольку  медное деградированное ТП J99-2, находившееся в его составе, вероятно, было изготовлено достаточно близко к окончанию подражательной таманской чеканки, пришедшемуся, согласно новым данным, на конец 1020-х или даже начало 1030-х годов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.