Поведение преподавателя
(характер деятельности)
| Мотивы поведения и состояние обучающихся
| Пути устранения
недостатков
|
Однообразная структура урока
| Приспособление к действиям преподавателя, отсутствие интереса
| Структура урока, соответствующая целям обучения учащихся и студентов
|
Одергивание и угроза – основные стимулы обучения
| Неприязненное отношение к требованиям преподавателя
| Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к обучающемуся
|
Внимание сосредоточено лишь на отвечающем
| Отсутствие внимания, скука
| Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент – на перевод всех обучающихся к более деятельностному состоянию
|
Невнимательное выслушивание опрашиваемого обучающегося (несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание)
| Нервозное состояние отвечающего
| Внимание к логически законченной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составлении плана)
|
Недооценка или переоценка познавательных возможностей обучающихся
| Притупление интереса в учении
| Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение)
|
Отсутствие индивидуального подхода к обучающимся
| Потеря уверенности в знаниях
| Умелое и своевременное поощрение интересов обучающихся, постановка их перед фактом интеллектуального роста
|
Формальное внимание к развитию познавательных способностей обучающихся
| Замедление интеллектуального развития обучающихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей
| Создание ситуации творческой активности
|
Нерациональное распределение времени на уроке
| Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир
| Упорядочение времени на уроке в соответствии с целями (при опросе, изложении нового материала, закреплении пройденного)
|
Противопоставление себя группе
| Конфронтация с преподавателем
| Разумная требовательность, установление деловых отношений
|
Предпочтение отдается словесному методу
| Снижение интереса к информации преподавателя
| Усиленное внимание к частично-поисковым* и проблемным* методам обучения
|
Повышенное внимание к проблемному обучению
| Неумение строить логически законченный рассказ
| Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения
|
Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала (в качестве привлечения дополнительной информации)
| Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний
| Обоснование сочетаемости слов преподавателя и средств наглядности
|
Формальное отношение к оценке знаний обучающихся
| Потеря интереса к поощрению, отрицательное отношение к учению
| Ознакомление обучающихся с критериями оценок
|
Перегрузка обучающихся дополнительной информацией
| Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой
| Тщательный отбор дополнительной информации
|
Обезличенный подход к обучающимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственного отношения к ним)
| Неуважение преподавателя
| Истинная любовь к делу, к обучающимся, откровенность в отношениях
|
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются обучающиеся при осмыслении нового материала
| Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению
| Переосмысление информации с учетом доступности овладения информацией обучающимися, дополнительные индивидуальные занятия
|
Недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстрактно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного
| Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий
| Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления обучающихся на научно-теоретическое
|
· Активизация учения – это мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучающегося на достижение конкретных целей.
· Частично-поисковый метод предполагает выполнение обучающимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать обучающихся к поиску можно на разных этапах урока, используя различные методические приемы.
· Основная цель проблемного метода обучения – творческое развитие обучающихся. Преподаватель использует для этого примеры ситуаций, изначально не имеющих однозначного решения, поощряет творческое начало в обучающихся, отдает им учебную инициативу.