Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кристина Евгеньевна. Методика «Карты понятий»



 

Методика «Карты понятий»

Кристина Евгеньевна

Методы

Методика «Карты понятий»

Новая интересная методика, также опирающаяся на критериальное оценивание - это методика «Карты понятий». Карты понятий по­зволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую карти­ну» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих, к конкретным, специальным понятиям.

«Карта понятий» представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соот­ношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рас­сматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

3) оценить сложность установленных учеником структурных
взаимосвязей.

Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Кар­та также может быть результатом общей работы группы учеников. Карта может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков. Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями.

Можно обозначать следующие основные цели использования данной методики в целях обучения:

· изучение терминов, фактов и понятий конкретного пред­мета;

· организация информации в точные категории;

· синтез и интеграция информации, понятий, идей;

· видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями;

· развитие креативного мышления в конкретном предмете;

· расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний;

· развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и при­вычек;

· эффективное использование графических иллюстраций.

Существует несколько вариантов использования данной мето­дики в учебном процессе.

Составление карт в группе.

Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они при­кладывают очень серьезные, а иногда просто выдающиеся усилия, чтобы договориться о значении научных понятий, попытаться расширить свое понимание (как это делают учёные) или зафик­сировать разные точки зрения. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.