![]()
|
|||
Кристина Евгеньевна. Методика «Карты понятий»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Методика «Карты понятий» Кристина Евгеньевна
Методика «Карты понятий» Новая интересная методика, также опирающаяся на критериальное оценивание - это методика «Карты понятий». Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. «Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих, к конкретным, специальным понятиям. «Карта понятий» представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может: 1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы; 2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий; 3) оценить сложность установленных учеником структурных Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также может быть результатом общей работы группы учеников. Карта может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков. Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями. Можно обозначать следующие основные цели использования данной методики в целях обучения: · изучение терминов, фактов и понятий конкретного предмета; · организация информации в точные категории; · синтез и интеграция информации, понятий, идей; · видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями; · развитие креативного мышления в конкретном предмете; · расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний; · развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек; · эффективное использование графических иллюстраций. Существует несколько вариантов использования данной методики в учебном процессе. Составление карт в группе. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они прикладывают очень серьезные, а иногда просто выдающиеся усилия, чтобы договориться о значении научных понятий, попытаться расширить свое понимание (как это делают учёные) или зафиксировать разные точки зрения. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.
|
|||
|